Родительское собрание на тему: "Подготовка ребёнка к школе"
материал (1 класс) по теме
Готов ли Ваш ребёнок к школе? Ответы на вопросы найдёте здесь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_chyotko_znat_gotov_li_vash_rebyonok_k_shkole_ili_kak_gotovit_rebyonka.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Тема моего выступления: «Подготовка ребёнка к школе».
Л.Н.Толстой, великий русский писатель и педагог, однажды сделал запись в своём дневнике, находясь в возрасте 80 лет: «От пятилетнего ребёнка до меня только один шаг, а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние». Скелет характера ребёнка формируется до пяти лет. В раннем возрасте закладываются все физиологические системы детского организма, общее психическое состояние ребёнка. Наивно думать, что из ребёнка, развитием которого особо не занимались, за один год перед школой можно сделать умницу. Чтобы развить познавательные способности малыша, родители должны стимулировать его интерес ко всему, что нас окружает, изо дня в день, с самого рождения. Только такие занятия как: прогулки на природе, вечерние сказки, терпеливые ответы на все детские «почему» могут научить маленького человечка думать. Поэтому главное в дошкольной подготовке – не выработка механических навыков, а развитие мышления. Ребёнок, идя в школу должен не просто уметь читать и считать, писать, а уметь учиться. То есть воспринимать и запоминать новые знания, слушать и слышать учителя, уметь мыслить.
Чтобы чётко знать готов ли ваш ребёнок к школе или как готовить ребёнка, мы должны представить какие трудности существуют в обучении первоклассников.
Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников.
- Около 20% детей пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низкий уровень фонематического слуха, т.е. воспринимать информацию на «слух».
- Примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеяны: постоянно что-то теряют, забывают, путают. Часто забывают дома учебные принадлежности – книжки, тетрадки, пеналы и т. д. , то есть очень неорганизованны.
- Около 15% деток имеют низкую успеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления- у них большие проблемы с математикой.
- 13% детей страдают от того, что совершенно неусидчивы. Урок длится 40 минут
( первый месяц по 35 минут).
Несмотря на физкультминутки и частую смену видов деятельности, такие дети всё равно не имеют сил высидеть положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Психологи относят таких детей к гиперактивным. Такие дети постоянно испытывают неудачи, теряют интерес к учёбе, появляется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться.
- Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке или хотя бы просто отдельные предложения. Причинами этому могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления.
- Приблизительно столько детей не понимают объяснений учителя с первого раза. Приходится одно и тоже повторять по нескольку раз , всё «разжёвывать», они переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всему классу. Это происходит по причине слабого внимания, а также неумения заставить себя заняться тем, что сложно или неинтересно.
- Примерно 10% детей имеют очень грязные тетрадки. Они словно не способны нарисовать или обвести самые элементарные узоры и элементы, и в попытке привести всё в порядок эти дети всё время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет неприятный вид тетради. Происходит это из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали.
- Столько же детей с трудом запоминают таблицу сложения, вычитания, умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабого внимания.
- Трудности в обучении возникают и у детей, которые плохо подготовили домашнее задание или вовсе его не готовили. На уроке чувствуют себя неуверенно, нет активности , руку не поднимают, не отвечают. Это напрямую зависит от родителей.
- Некоторые дети не умеют себя вести, плохая дисциплина и поведение: громко комментируют происходящее на уроке, переговариваются друг с дружкой, не реагируют, либо негативно реагируют на замечания учителя. Сами на уроке ничего не усваивают и мешают другим. Обычно это вызвано какими-то семейными проблемами.
- Итак, мы видим, за исключением сложностей, связанных с физиологическими особенностями ребёнка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем всё же родом из семьи: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребёнке память, внимание, моторику пальчиков.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с физическими усилиями, но и с большим нервным напряжением. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется весь уклад жизни не только у детей, но и у родителей. Необходимо изменить свой режим дня, найти свободное время для ребёнка , запастись терпением, здоровьем.
Особенно трудными бывают первые дни, а для некоторых и первые месяцы пребывания в школе. Происходит адаптация (сложный процесс приспособления к новым условиям). Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдается повышенная раздражительность, замкнутость , плаксивость, молчаливость или наоборот многословие. Постепенно дети привыкают к ритму школьной жизни, возвращается хорошее ровное настроение.
Готовность ребёнка к школе включает в себя много пунктов, которые за короткий промежуток времени выполнить невозможно, поэтому подготовку ребёнка к обучению необходимо начинать задолго до школы, планомерно, постепенно, ненавязчиво, естественно и без напряжения. В противном случае, если это делать аврально , перегружая эмоционально, часами занимаясь, то переутомляясь ребёнок получит стойкое отвращение к школе.
А ведь главным критерием готовности к школе является желание ребёнка идти в школу.
- Основой для определения готовности ребёнка к обучению в школе являются данные медицинских осмотров. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Это в первую очередь чёткое и строгое выполнение режима дня, дневной и ночной сон в сумме должен составлять не менее 12 часов. Подлинный эликсир здоровья – это свежий воздух. Не забывайте о закаливании детского организма, о сбалансированном, полноценном, рациональном питании.
- Обязанность родителей с раннего возраста научить ребёнка ухаживать за собой, уметь пользоваться носовым платком, застёгивать куртку, мыть обувь.
- Следующей важной особенностью младшего школьника является умение ребёнка жить в коллективе. Умение войти в детское общество, уступать, где-то подчиняться. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям. Очень хорошо , что ваши дети посещают детский сад, т.к. большинство из них приучены к этому. С раннего детства нужно приучить ребёнка к тому, чтобы он понимал, что не всё, чего ему хочется, может быть мгновенно выполнено.
- Категорически неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребёнка, балуя его, делают для него всё так, что он уже в возрасте трёх лет уверен, что всё должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, впадает в истерику, приходит в отчаяние.
- Очень важно в младшем школьном возрасте добиться от ребёнка послушания, выполнения требования родителей. Если этого нет, то в школе такой ученик не станет выполнять требования учителя.
- Очень важно прививать навыки культурного поведения. Знать вежливые слова и использовать их при общении с людьми. Отношение к взрослым должно быть уважительное, заботливое и приветливое.
- Огромное значение в подготовке ребёнка к школьной жизни имеет усидчивость. Это качество необходимо терпеливо в нём воспитывать. Сначала это может быть игра, а потом и занятия чем-либо интересным, увлекательным.
- Для воспитания в ребёнке умения сосредоточиться, слушать и слышать нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию игрушки. Пусть игрушек будет мало, но они будут умными. Практика показывает, лучше иметь всего два-три набора конструктора, кубиков с цифрами и буквами. Играя с конструктором, ребёнок развивает мелкие мышцы рук, пальцы становятся ловкими, гибкими, развивается мыслительная деятельность и т.д. В доме непременно должны быть книжки. Читая детям, вы тренируете их память, развиваете речь, воображение, воспитываете усидчивость, умение слушать. Исключите длительное сидение у телевизора, громкую музыку и агрессивные игрушки. Пускай дети смотрят мультфильмы советские, спокойные, нравственные, без различных спецэффектов.
- Постарайтесь воспитывать в ребёнке чувство стыда. Пусть ему будет стыдно за грубость, хулиганство.
- Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ваш ребёнок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но и не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно. Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Совершенно не обязательно уметь считать до 100. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди и т.д.
- Будущий первоклассник должен уметь назвать домашний адрес, свою фамилию, имя, отчество, родителей, свою дату рождения, где и кем работают родители, отвечать на вопросы полным ответом.
- Дошкольник должен уметь заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут сосредоточенно, не отвлекаясь , доводя начатое дело до конца. Составлять по картинкам рассказы, запоминать наизусть стихи и знать несколько наизусть.
- И последнее. Дошкольный возраст – это возраст, открытый для впитывания знаний об окружающем мире. Но это возраст, когда впитывается не только хорошее, нужное, но и опасное и дурное, процесс усвоения полезных знаний идёт с трудом, требует усилий, напряжения, а ненужное усваивается без особых усилий и труда. Именно в этом возрасте подхватываются на лету не лучшие выражения, копируются глупые и опасные поступки взрослых или старших. Порой, не умея выговаривать слова на уроке, ребёнок без труда чеканит скверные слова, обидные прозвища, оскорбительные и грязные жесты.
- Постарайтесь, чтобы вашего ребёнка окружали интересные люди, доброжелательная атмосфера, чтобы в его присутствии звучала грамотная речь и совершались хорошие поступки.
В конце выступления хотелось бы вам сказать такие слова: готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Готов ли ваш ребёнок к школе?"
Советы педагога и психолога по подготовке детей к школе...
Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить родителей анализировать причины, которые с...
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 класса к ВПР»
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся к ВПР» позволит познакомить родителей с правилами проведения проверочной работы, основными направлениями по подготовке учащихся....
Родительское собрание на тему "Подготовка к ВПР"
конспект родительского собрания+ презентация...
Родительское собрание по теме "Подготовка ребенка в школе"
Разработка родительского собрания...
Родительское собрание на тему: "Подготовка к ВПР"
Знакомство с проведением Всероссийских проверочных работ в 4 классе....