Развитие мелкой моторики на логопедических знятиях
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Представлен материал о разнообразных способах и приемах развития мелкой моторики на коррекционных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях»
Индивидуальный план самообразования
Должность: Учитель-логопед
ФИО: Петрова Наталья Геннадьевна
Образование: высшее, окончила Биробиджанский Государственный педагогический институт в 2002 году.
Специальность по диплому: «Учитель-логопед школ для детей с нарушениями интеллекта».
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики младших школьников на логопедических занятиях».
Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших школьников.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего школьного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у школьников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, работа с прищепками; самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники, пальчиковый театр, использование игр-шнуровок, трафареты, штриховки.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
3. Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
- выступить на методическом объединении логопедов на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- сделать и представить презентацию по данной теме;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»;
- сделать методичку для учителей начальных классов, в которой будут показаны приемы развития мелкой моторики школьников
Развитие мелкой моторики руки у младших школьников
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.
Поступая в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
Для решения задач использую следующие средства:
1. Развитие графической моторики.
а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
д) Раскрашивание картинки.
2. Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание, слуховое восприятие).- Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь.
3. Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
6.Интенсивное растирание каждого пальца.
7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
4. Пальчиковый тренинг.
1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
5.Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры – увлекательны, они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
6. Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные
Приемы развития мелкой моторики пальцев рук.
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)- Сминание пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
- Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
- Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей — ниткопись.
-Завязывание и развязывание бантов, узлов;- Застегивание пуговиц, молний, крючков;
- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
-Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;- Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.- Лепка из соленого теста.
-Конструирование
- Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
- Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
- Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какой пальчик сейчас работает?», » Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.д.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.
-
В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Программа развития и совершенствования мелкой моторики у умственно отсталых школьников на уроках обучения грамоте. Цель программы: стимулировать речевое развитие и подготовить к обучению технике письма умственно отсталых детей младшего школьного возраста через развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук в игровой и учебной деятельности с помощью коррекционно – развивающих упражнений. I этап. II этап. Пальцевая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 - 7 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции: в) упражнения на удержание позы – позы даются по степени усложнения - от простых к более сложным. Если у ребенка не получается какая – то поза из пальчиков, он помогает себе другой рукой правильно уложить пальчики ведущей руки, иногда необходима помощь взрослого (Антакова - Фомина). После чего следуют упражнения на расслабление и вновь ребенок должен построить и удержать необходимую позу. Несколько чередований упражнений на удержание позы с упражнениями на расслабление позволяют ребенку запомнить фигуру и самостоятельно укладывать пальчики для её выполнения. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю.. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.
Практические приёмы по развитию мелкой моторики....
Конспект Логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук Тема: «В гостях у диких животных».
Конспект индивидуального логопедического занятия. 1 кл....
«Развитие мелкой моторики и психических функций в профилактике оптической дисграфии» Логопедический урок
Урок по типу мастер-класса работы детей совместно с родителями по профилактике оптической дисграфии и развитию мелкой моторики рук...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
В материале представлены нетрадиционные приемы развитие мелкой моторики на логопедических занятиях, фото прилагается....
Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики рук для обучающихся 1 класса для детей с ЗПР
Цель: Организация групповых, речевых игр направленных на развитие мелкой моторики рук.Задачи:- Корректировать зрительно-слуховое внимание на основе сосредоточения на речи и действиях говорящего. ...