Формирование и построение речевой грамотности
статья по логопедии
Об использовании логопедических приёмов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии (на примере лексической темы "Осень"). Статья в форме презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дети не могут повторить фразу из 5-6 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы .
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. У детей с ОНР эти функции нарушены. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, внимания и мышления. Для ребенка речь – залог успешного обучения и развития.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Р А Б О Т А Н А Д С Л О В О М (лексический уровень) РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ (синтаксический уровень) РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Тема: «Осень» РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Использование логопедических приемов на разных этапах урока, при наличии в классе детей с проблемами в речевом развитии.
С осенними словами ты в игры поиграй, а игры по картинкам смотри и вспоминай. Тема: «Осень»
Знакомим с названиями осенних месяцев. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов С О Н
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов Отгадывание слов по первым буквам (слогам)
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов
Игра «Хлопушки»
Развитие зрительного внимания
Понимание и удерживание инструкции в памяти
Развитие слуховой памяти Предлагается послушать стихотворение об осени, быть очень внимательными, стараться запомнить все перечисленные признаки осени Что такое осень? У кого мы спросим? Осень это тучи, лужи и дожди, Слякоть, непогода, Ждет зимы природа, И тепла от солнца Ты уже не жди. Осень — это листьев Чудо-разноцветье Нити паутинок, Хризантем цветенье. Осень — это птицы К югу полетели, Это листопада Плавное круженье. Осень с урожаем Овощей и фруктов, С теплою одеждой, Крышей из зонтов, С вянущей травою, Спячкою медведя, С множеством запасов Средь густых лесов. Осень — это шубка Теплая у зайца, Нет уж насекомых, Спрятались они. Первый снег и стужа, Первый лед на лужах, Ночи всё длиннее И короче дни.
Развитие слухового внимания «Найди ошибки» : о предели , чего не бывает осенью . Дети загорают , купаются , носят легкую одежду . Под ногами шуршат сухие разноцветные листья . Набухают почки , распускаются на деревьях листья . Люди собирают урожай овощей , фруктов . Дикие животные не делают запасы корма .
Развитие мышления Игра «Лишнее слово»
Развитие мышления Игра «Что будет, если...» Что будет, если деревья не сбросят осенью листья? Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир? Что будет, если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг? Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы? Что будет, если насекомые не успеют заснуть или забиться в щели и оцепенеть? Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву? Что будет, если осенью молодые деревья, кустарники, многолетние цветы не укрыть? Что будет, если люди не утеплят свои дома и квартиры осенью? Что будет, если осенью рано придут морозы, выпадет снег? Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?
Развитие мышления Отгадывание загадок Плащ золотистый она надевает, Теплое лето она провожает, Птиц отправляет в дальние страны, Нам оставляет дожди и туманы. (Осень.) Озорной повеса пролетел над лесом, крыльями взмахнул лист с дерева стряхнул. ( Ветер .) По небу оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой... (тучи.) Объяснение пословиц об осени. © Лето — со снопами, осень — с пирогами. © В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.
Накопление словаря. Синонимы.
Игра «Скажи наоборот» Антонимы.
Игра «Один – много» Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. - Ветер ду ет , а ветры … (ду ют ). - Птица улета ет , а птицы … - Лист желте ет , а листья … - Дождь морос ит , а дожди … - Холод наступа ет , а холода …
Игра «Назови ласково» Словообразование
Образование качественных прилагательных Игра «Назови, какая погода». Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая. Если дует ветер – ветреная. Если на улице холодно, какая погода? – холодная. Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая. Если хмуро – хмурая. Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.
Образование относительных прилагательных Игра «Назови, какие».
Словообразование Игра «С какого дерева детки?» Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка. Назови эти деревья. Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
Ребёнок считает кленовые, липовые, берёзовые и другие листочки до пяти: один кленовый листочек, два кленовых листочка, три кленовых листочка и т.д. До 5 можно посчитать: Один осенний день – Одна чёрная туча – Одна маленькая лужа – Один красивый зонт - Согласование слов (числительных с прилагательными и существительными) Для выполнения задания необходимо собрать разные осенние листья.
Согласование существительного с прилагательным «Кто больше назовет признаков осени».
Согласование существительного с глаголом
Отработка падежных окончаний Игра «К нам пришла осень». Мы ждали... (осень). Долго не было…(осени). Мы рады... (осени). Мы одеваемся тепло...(осенью). Мы поем песни об...(осени). Мы любим...(осень).
Употребление притяжательных местоимений ( мой,моя,моё ) Игра «Жадина» Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
Составление предложений Накопление словаря + умение составлять предложения Составление предложений по разным моделям.
Игра «Где прячется солнышко» Работа с предложениями. Уточнение значения предлогов. Составление схемы предложения. Запись предложений в тетрадь.
Развитие связной речи. Пересказывание текстов цепной структуры. Это ход мысли от предложения к предложению, линейно, по цепочке. Каждая рамка – одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.
Пересказывание рассказов по схеме квадратики - это слова-предметы стрелочки - слова-действия треугольники - слова-признаки кружочек - предлог Какое время года наступило? Как греет солнце? Чем затянуто небо? Какой моросит дождь? Что происходит с листьями? Какой дует ветер? Что делают люди? Что становится короче, а что длиннее? Куда улетают перелетные птицы? Рассмотри картинку, дай полные ответы на вопросы.
Пересказывание рассказов по схеме Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
Составление описательного рассказа по мнемотаблице
Составление описательного рассказа Образец рассказа:
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Букет для мамы» Развитие мелкой моторики Обвести листья и плоды по точкам. Раскрасить их и рассказать , из каких листьев и плодов Таня составила букет.
Литература
Художественная литература для чтения Осень. А.Майков. Осенние листья по ветру кружат. И.Бунин . Листопад. И.Мазнин . Миновало лето. Е.Благинина. Осень. Г.Скребицкий . Осенние дожди. П.Плещеев. Осень наступила. Н.Сладков. Осень на пороге. И.Соколов-Микитов. Листопадничек . М.Пришвин. Осинкам холодно. М.Пришвин. Рябина краснеет. М.Пришвин. Разговор деревьев. А.Толстой. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. И.Токмакова . Ива. Осинка. Дуб. К.Ушинский. Спор деревьев. М.Волошин. Осенью. И.Соколов-Микитов. Осень в лесу. Е.Трутнева. Улетает лето. М.Ивенсен . Падают листья. В.Катаев. Пень. А.Твардовский. Лес осенью. К.Бальмонт . Веселая осень. В.Берестов. Урок листопада. Листопад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Формирование потребности в речевом общении у младших школьников на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.
Ребёнок с нарушенным слухом от рождения без специального обучения его сурдопедагогом- дефектологом не может овладеть языком слов. Обучение глухих детей языку как средст...
Конспект логопедического занятия "Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении)."
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема "Насекомые весной"....
Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.
В статье говорится о проблемах с граммотностью у младших школьников. Предлагаются пути их разрешения....
формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....
Мастер-класс "Речевая грамотность"
Задачи:Использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;Использование межпредметной связи для активизации мыслительной деятельности учащихся.Пробл...