Мастер-класс "Речевая грамотность"
методическая разработка (4 класс)

Прищепа Марина Павловна

Задачи:

  • Использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;
  • Использование межпредметной связи для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Проблема.

Обращение к данной теме вызвано самой жизнью. Одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является падение интереса учащихся к учению, снижение грамотности, неумение выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слова, читать бегло, выразительно. Язык и литература должны быть способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

 Актуальность темы:

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению, относящимся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей. Это даёт возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя- словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Речевая грамотность»

Задачи:

  • Использование наиболее эффективных приемов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;
  • Использование межпредметной связи для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Проблема.

Обращение к данной теме вызвано самой жизнью. Одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является падение интереса учащихся к учению, снижение грамотности, неумение выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слова, читать бегло, выразительно. Язык и литература должны быть способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

 Актуальность темы:

Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению, относящимся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей. Это даёт возможность пользоваться дидактическим материалом и средствами наглядности, относящимися к одному учебному предмету, при изучении другого.

Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя- словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

  1. Как часто нам, учителям, приходится сталкиваться с неправильным изложением учениками материала в устной или письменной форме, неверно составленным вопросом, неправильно понятой ними инструкцией.

Вне зависимости от преподаваемого предмета, грамотная устная и письменная речь учащихся является важной составляющей процесса обучения.

Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В тоже время это не просто учебный предмет. Это средство коммуникации, столь важное и необходимое в период освоения знаний в рамках метапредметных компетенций.

Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении межпредметных связей также особенно важен.

"Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи", - утверждал Каменский (Избр. пед. соч., 1955, с. 287). Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого.

«Бессмысленно делать то же самое и ждать других результатов

Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие ты должен двигаться

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние»

Альберт Эйнштейн

В начале 21 века на смену требованию «знать» появились требования «быть», «действовать», «принимать решение». Произошёл переход от знаниевой парадигмы (результат образования – знания) к компетентностной (результат образования – компетенция).

Вхождение России в болонский процесс

Выработка таких требований к будущему специалисту, которые бы устроили работодателей разных стран. Россия к этому процессу подключилась в 2006 году. Тогда и сформировалось понятие компетенции.

Общие изменения трактовки цели образования

Образование есть саморазвитие. Человека нужно готовить к непрерывному получению образования  в течение всей жизни.

Образование рассматривается как средство достижения практического результата.

Мировой образовательный форум о навыках, которые могут понадобится современной молодёжи в будущем, в котором будет ценится умение мыслить.

  1. Критическое мышление и умение решать проблемы
  2. Командная работа и лидерские качества
  3. Гибкость и умение приспосабливаться к новым условиям
  4. Инициатива и предпринимательские навыки
  5. Умение грамотно и чётко излагать свои мысли устно и письменно
  6. Умение искать и находить информацию
  7. Любознательность и воображение

Сегодняшний ребёнок  творческий, активный, живущий в огромном потоке информации.

«Мы попали в мир, с которым не знаем, что делать. Поэтому роль образования чрезвычайно»

Т. Черниговская

Образовательное пространство создаётся заново.

«Распалась связь времён»

Шекспир.

И в новом образовательном пространстве, отличном от прошлого, также надо учить ребёнка думать.

Организация обучения – это синтез наук. Психология, педагогика, логопедия (нарушения речевого развития), физиология (как формируется ребёнок и какая деятельность ему соответствует в определённом периоде),  нейропсихология (как развивается и работает мозг).

Речь и мышление лежат в основе обучения. Речь и мышление соединяет слово.

Возможно ли обучение без познавательной активности?

Ни один мультфильм, ни одна игра не требует ответного общения. Речь формируется в вербальном пространстве. (если учитель не подкрепит повествование обсуждением либо выполнением письменной работы, информация не задержится в памяти детей)

Если мышление и речь не сформированы – возникают проблемы в обучении. Кто ясно мыслит, тот чётче излагает. Понимание текста это движение от одной мысли  другой. На основе чего возможно рассуждение (это сопоставление мысли, сравнение их и  способность к умозаключению).

Формирование речи.

 Этапы развития речи неизменны, ввиду физиологического развития.

  1. Усвоение фонетики (звукопроизношения), грамматики (изменение слова и связь его с другим словом)
  2. Развитие синтаксической культуры речи (говорение предложениями)
  3. Совершенствование лексики (словарного запаса) и семантики детской речи
  4. Начало появления речевой активности в форме вопросов.

Переход  на последующий этап возможен только тогда,  когда ребёнок овладеет всеми умениями,  заложенными в предыдущем этапе.  И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации. Но  каждый  ребёнок  в  своём  развитии  индивидуален,  поэтому у  кого-то  из  детей  умения  текущего  этапа  не  успевают  «созреть», т.  е.  достаточно  автоматизироваться  за то  время,  которое  отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен  фундамент.  Когда  материал  для  чтения  усложняется,  ребёнок начинает отставать от других,  попадает в группу слабоуспевающих, и не потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться. Исследования  психологов  показывают,  что чаще  всего  сбой  происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого  слова.  Вместе  с  тем  именно  этот  этап  является  важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.

Нарушение одного из этапов свидетельствует о сложностях в речевом развитии ребёнка.

Пространство речевого общения ребёнка во многом сегодня создаёт трудности учителям.

Причины трудностей в обучении: нейропсихологические, социальные (в семье трудности), педагогические ( стиль воспитания), характерологические (личностные).

Скорость чтения это скорость мышления. Читая, ребёнок распознаёт знака (букву) и перевода его в звук. Родо-видовые понятия должны быть освоены к школе.

Нелюбовь к чтению это есть незрелость отдельных структур мозга. Зеркальность, искажение, замена букв, так называемые неорфографические ошибки; нечитаемый почерк – всё это незрелость отдельных структур мозга.

Именно движение  даёт возможность для созревания мозга.

Физминутка (гимнастика мозга Пол Деннисон (Анна Семинович)) : вдох-выдох ( плюс водный баланс даёт возможность мозгу правильно работать)

Как организовать шумный класс, включить в рабочее пространство: под определённый ритм  хлопков в ладоши.

Совет родителям: делать зарядку с дыхательной гимнастикой, следить за соблюдением режима дня, уделяя особое внимание прогулкам, читать всей семьёй, играть в словесные игры.

Читательское пространство важная проблема общества. Учителю не всё пространство подвластно, но заметить характер ошибок, понять, чем вызваны эти ошибки

Воздержаться от эмоциональных оценок. Помнить, что ребёнок начальной школы учится в ситуации успеха. Доброе слово и поддержка способствуют укреплению мотивации в обучении.

Пактика

Активизируют мышление пальчиковая гимнастика, переключение (смена видов деятельности), вертикализация, внимаие, координация, мнемотехника, повторение и закрепление. На любое правило придумать жест, который как действие будет подкреплять словесную формулировку. (мнемотехника) Поколение детей с которыми мы работаем это поколение кинестетиков и визуалов. Через действие материал запоминается лучше.

« С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психологического развития ребёнка»

Л.С.Выготский

Технология дифференцированного обучения
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.

Межпредметные связи русского языка в учебном процессе

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. 

Понятийно-терминологический межпредметный материал.

 Общее содержание контактирующих предметов держится на одинаковых понятиях, например: звук, слово, морфема, часть речи, словосочетание, предложение, буква, текст, стиль и т.д., во втором случае - на смежных понятиях. Например:

  •  в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, а в литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;
  •  в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, а в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;
  •  в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности правописных навыков и речевых умений.  Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа  над связной речью учащихся. Например:

  •  в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
  •  в географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
  •  в литературе: рассуждение о поступках героев и т.д.;
  • в изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Учебно-дидактический межпредметный материал русского языка может быть не контекстным и контекстным. Неконтекстный и контекстный материал других наук используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет показать, что язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.

Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами.

Практика

Заключение

Развитие речи учащихся - процесс непрерывный.

Он не может быть ограничен рамками того или иного урока. Эффективность этого процесса напрямую зависит от степени познавательной активности учащихся, степени их заинтересованности в том или ином предмете, поэтому своей задачей считаю привитие интереса к изучаемому.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»

Чарльз Диккенс

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»

Вудро Вильсон.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.  Используем задания, связанные с темой урока.

Задания, направленные на формирование умения находить общие и отличительные признаки сравниваемых объектов.»Лишнее слово»

Курочка, уточка, синичка, птичка (опираемся на знания по предмету)

Диванчик, белочка, щучка, собачка

Вагончик, стаканчик, стрелочка, карманчик

Красный тюльпан, белая фасоль, белая лилия, синяя фиалка, белая ромашка (опираемся на родо-видовые понятия)

  1. К 4 кл. нужно прийти к пространству, где анализируются слова по разным признакам.

Задания, направленные на формирование умения находить общие и отличительные признаки сравниваемых объектов.

«Выбывание слова»

Исключайте по одному лишнему слову по какому-либо признаку так, чтобы осталось одно слово.

Весна, ледок, вещица, сестра, осень, грядка.

  1. Аналитико – синтетическое мышление.
  1. Добавь слово

Царь, царевна, царский …(по признаку родственных слов)

Капустный, грустный , доблестный…хрустнуть ( либо по части речи, либо орфографический)

  1. Выберите из скобок и подчеркните два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками.

Сад ( растения, садовник, земля, собака, забор) …(земля, как логическая операция, склонение, как предметная операция)

  1. Выбрать из группы слов слово по оределённому заданному признаку.

Зелёная, зима, март, липа, сентябрь, лето, май, липа, весёлая.

Найдите в некоторых из этих слов следующие общие признаки:

Это-название времён года…

Это-весенние месяцы…

В окончании этих слов одна буква…

Это- существительные женского рода…

Эти слова отличаются одной буквой…

Эти слова состоят из одного слога…

Это – слова, отвечающие на вопрос «какая?»…

Это даёт возможность анализировать для детей 4 класса, для повторения.

  1. Выстраивание алгоритма для правильно написанного слова. Может быть открыт в совместной поисковой работе. Формирование грамотного письма зависит от чётко выстренного алгоритма. (падежные окончания сущ, прил, гл)

  1. Аналогия – знания об одном предмете, м.б. перенесены на другой предмет.

Распредели глаголы неопределённой формы в 2 столбика

Что делать?     Что сделать?

  Гулять             поймать

Встать, оттаять, строить, склеить, нести, загладить, достроить. (по составу, часть речи)

  1. Ассоциативное мышление. Море-первое слово, которое пришло в голову – игра в цепочку ассоциаций (разминка в начале урока) записать слова  и определить роль. (концентрация внимания)

  1. Язык тесно связан с логикой. Упражнение

Что предшествует завершению предложения.

… и облетели все листья с клёна

… и расцвели подснежники

Понимание логической связки отдано на откуп нам учителям.

  1. Если ребёнок пропускает буквы, надо применить «арабское письмо» письмо наоборот , когда ребёнок прописывает слово справа налево, он вынужден концентрироваться на каждой букве.

  1. Если ребёнок пропускает гласные, то в работе над ошибками все его пропущенные гласные должны быть выше, чем согласные. Даже понимая, что с орфографическим режимом это не возможно. Переключение от одного к другому  более прицельно.

  1. Если ребёнок не может удержать последовательность действий, у него не развит котроль действий. Он хочет себя контролировать, но не может. Например, чтобы написать безударные личные окончания глагола нужно выполнить 3 шага : поставить в н.ф., опред. спряжение, выделить окончание.

Геннадий Снегирёв. «Как птицы и звери к зиме готовятся?»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Геннадий Снегирёв. «Как птицы и звери к зиме готовятся?»

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки...

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели

Домино

Медведица

собрались в стаи и откармливаются

Дрозды-рябинники

зарывает жёлуди про запас

Сойка

на юг то летит, то пешком идёт.

Коростель

будут зимовать в тёплой Африке

Ёж

Не скачут, следов не оставляют.

Журавли

грибы развешивает на колючих сучках

Белка

нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму

зайчата-листопаднички

неслышно крадётся по осеннему лесу

Лиса

берлогу выкопала под корнями старой ели

Медведица

собрались в стаи и откармливаются

Дрозды-рябинники

зарывает жёлуди про запас

Сойка

на юг то летит, то пешком идёт.

Коростель

будут зимовать в тёплой Африке

Ёж

Не скачут, следов не оставляют.

Журавли

грибы развешивает на колючих сучках

Белка

нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму

зайчата-листопаднички

неслышно крадётся по осеннему лесу

Лиса

берлогу выкопала под корнями старой ели

Работа над определением угла.

Приём «Верите ли вы?»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пересекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол образован двумя лучами, выходящими из одной точки.

Равные углы - это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

Работа над определением угла.

Приём «Верите ли вы?»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пересекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол образован двумя лучами, выходящими из одной точки.

Равные углы - это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

Работа над определением угла.

Приём «Верите ли вы?»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пересекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол образован двумя лучами, выходящими из одной точки.

Равные углы - это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

Работа над определением угла.

Приём «Верите ли вы?»

Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

Угол – это геометрическая фигура.

Угол состоит из двух пересекающихся прямых.

Бывают углы остроумные и тупые.

Угол образован двумя лучами, выходящими из одной точки.

Равные углы - это те, у которых равны стороны.

Бывает угол прямой.

Угол может быть тощим.

Острый угол – это угол, о который можно уколоться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования информационно-библиотечной грамотности гимназистов "Грамотное чтение"

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным ос...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...