Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии
Данный материал содержит рекомендации учителя-логопеда для учителей, которые работают с обучающимися, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда
по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
НЧП, обусловленное ОНР (общее недоразвитие речи) - нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умение рассказывать и пересказывать.
НЧП, обусловленное ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).
В процессе работы с обучающимися с ОВЗ важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий.
Формирование и совершенствование речевых действий должно осуществляться систематически, по следующим этапам:
Устная речь
1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей теме, в процессе всех режимных моментов.
2. Постоянное совершенствование артикуляции, дикции, мелкой и общей моторики.
3.Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.
4. Совершенствование связной речи (разучивание стихотворений, отрывков из текстов, параграфов, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
5. Развитие понимания речи, контроль над ответами, на поставленные вопросы.
Письменная речь
1. На всем протяжении занятий ребенку необходим щадящий режим.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками .
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком активно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.
Диктанты надо писать медленно! На написание диктанта объемом 50 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени.
1. Текст обязательно прочитывается целиком, не менее двух раз. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ученик вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «очень трудно», тогда укажите на них сами, выясните, известны ли ему понятия «безударные гласные» и другие правила русского языка.
2. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех, четырехкратного прочтения) продолжайте писать.
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
К дисграфическим следует относить ошибки в словах, в которых написание слова полностью соответствует его произношению. Все эти ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения. Обращайте внимание на следующие виды ошибок в письменных работах учащихся:
1. Замены и смешения букв.
2. Моторные ошибки (не дописывание отдельных элементов букв, повтор предыдущей буквы, слога, лишние элементы при воспроизведении букв).
3. Зрительно-моторные ошибки (смешение оптически сходных букв («очи»-«они»).
4. Зрительно-пространственные (зеркальность букв, неточность оформления рабочей строки).
5. Ошибки языкового анализа и синтеза ( пропуски, вставки, перестановки букв, слогов).
Другие виды ошибок, допущенные в письменных работах учащимися, такие как традиционные написания (сочетаний - жи-ши, -чн –чк и др.), орфографические ошибки, регулируемые применением правил и метаязыковые, к которым следует относить ошибки обозначения границ предложения в виде отсутствия заглавной буквы, точки, а также слитное написание слов ( в том числе предлога со словом), разрыв в написании слов к дисграфическим не относятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Общие рекомендации педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данные рекомендации предназначены педагогам. работающим с детьми. имеющими ограниченные возможности здоровья в том числе с детьми с СКО VII вида....
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...
О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...
Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...
Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....