Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза. Памятка для учителя.
методическая разработка по логопедии (1 класс)
В последнее время в начальной школе увеличивается количество детей., у которых наблюдаются специфические нарушения процесса чтения и письма. Самой распространенной формой нарушения письма является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Проявления этой формы дисграфии разнооборазны:
1. Пропуски букв (гласных, согласных, в том числе и стечения) в словах, слогах.
2. Добавление лишних букв, слогов.
3. Перестановки букв, слогов.
4. Недописывания слов.
5. Слияние нескольких соседних слов
6. Разрывы слов.
7. Пропуски слов или словосочетаний в предложениях.
8. Нарушения в обозначении границ предложений.
Дидактические игры можно использовать учителям начальной школы на занятиях по русскому языку, учителями-логопедами школьных логопунктов и ППМС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchiteley.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учителя
Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением анализа и синтеза
- Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных
- Определить наличие гласного в ряду из 2х звуков.
- Определить место звука в ряду (начало, середина, конец) из 2х -5ти гласных звуков.
- Определить последовательность гласных звуков в ряду гласных.
- Составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд, записать.
- Выделение ударного гласного из начала слова:
- Определить первый звук в словах типа Аня, окна, утро.
- Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударной гласной.
- Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.
- К картинке подобрать букву, соответствующую первому ударному гласному.
- Лото. Ученик закрывает картинку той буквой, которая будет первой при написании этого слова.
- Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного.
- Анализ обратного слога (ум, ах)
- Анализ прямого слога (му, ха)
- Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков ( ум-му)
- Составление и анализ слогов из разрезной азбуки
- Изменение порядка звуков в слогах, запись слогов в обратном порядке
-Составление из разрезной азбуки и запись прямых и обратных слогов парами ( ар-ра)
- Синтез слогов
-Заменить гласную при одинаковой согласной
- Заменить согласную при одинаковой гласной
- Угадать слог из отдельных звуков, названных с различным временным интервалом (1 секунда, 3 секунды, «сначала», «потом»)
- Придумывание слогов по схеме
- Придумывание слогов с определенным количеством звуков с использованием понятий «перед», «после», «между».
- Фонематический анализ слов
- Определить наличие звука в слове на слух
- Определить наличие звука в слове по слухо-произносительным представлениям (без названия)
- Показать букву, если в слове есть соответствующий звук
- Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук
- Разложить картинки, в названии которых заданный звук находится в начале, в середине, в конце слова.
- Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, в середине, в конце слова
- Назвать овощи, фрукты, посуду и т. д, в названии которых есть заданный звук
- Дописать слог с заданным звуком, чтобы получилось слово. Определить место звука в слове.
- Дополнить предложения словами, в которых содержится соответствующий звук.
- Указать на графической схеме слова точку, соответствующую заданному звуку.
- Назвать звук в данном слове, соответствующей указанной точке
- Вставить один и тот же пропущенный звук в разные слова.
- Вставить гласный звук в однокоренные слова с ударением на гласной в корне и в безударном положении.
- Вычленение первого согласного звука из слова
- Подбор слов на заданный звук
- Придумывание слов, начинающихся на заданный звук с определенным количеством звуков.
- Вставить пропущенные согласные в начале слова
- Определение конечного согласного в слове
- Выделить конечный согласный в словах типа - дом, рак, сын.
а) по слуху
б) при самостоятельном произношении
в) по картинкам
- Подбор картинок, в названии которых последним является указанный звук
- Выделение конечного согласного в словах, сходных по составу: сон, сор, сок. Сравнение ряда слов по звуковому составу.
- Придумывание слов по схеме: ...к, …т и т. д
- Анализ слов типа сад, зуб с указанием оглушения и подбором проверочного слова.
- Выделение мягкого согласного из слова
- Определение места мягкого согласного звука в слове с помощью пространственных предлогов «после», «перед», «за»
- Указание мягкого согласного в слове – названии картинки с помощью фишки, поставленной на схему слова
- Сравнительный анализ слов типа: сталь- стал, уголь-угол
- Вычленение ударной гласной из слова
- Определение ударной гласной в словах, состоящих из одного закрытого слога (сук)
- Вычленение ударной гласной с указанием места звука (какой звук слышится в слове после «с»)
- То же в более сложных словах
- Отобрать картинки, в названии которых есть заданных гласный звук и положить их под соответствующую букву
- Графический диктант с записью только гласных
- Вставить пропущенный ударный гласный в двусложные слова, состоящие из прямых слогов.
Развитие более сложных форм фонематического анализа
- Определение количества и последовательности места звуков в слове
- Определение количества звуков в слове - показ пальцами, цифрами.
- Определение последовательности и места звуков в слове с использованием схемы, состоящей из клеточек по количеству букв в слове.
- Определение места звука показом цифры
- Определение места звука с помощью пространственных предлогов «после», «перед», « за», «между»
- Называние звуков вразбивку ( какой 1й, 3й, 5й)
- Восстановление порядка букв: «Путаница»
- Составление схемы слова
- Составление схемы слога с помощью разноцветных квадратиков, кружков, полосок.
- Составление схемы слов по предложенной картинке
- Побор слов к данной схеме
- Подбор картинок к данной схеме названия картинки
- Подбор нужной схемы из предложенных 2-3х к данной картинке
- Закрепление функций фонематического анализа слов
- Составление слов различной слоговой структуры из букв разрезной азбуки
- Восстановление состава слов
- Вставка пропущенных букв в слова
- Подбор слов, где заданный звук был бы на 1, 2, 3, месте, в начале, в середине, в конце слова.
- Преобразование слов с помощью приставок: бежал - побежал.
- Подбор слов на заданный слог
- Составление слов из ряда данных слогов
- Вставлять пропущенный в слове слог
- Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества слогов в их названии
- Графический диктант
- Слоговое лото
- Ребусы
- Игра « лови - повтори» с мячом
- Игра «составь слово»
- Анализ предложения
- Повторение ряда слов в данной последовательности
- Называние картинок в порядке их показа
- Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок
- Записать текст, в котором одно слово заменено картинкой
- Определение границ предложений в слитном тексте
- Составление простых нераспространённых предложений из двух слов по картинкам
- Составление схемы предложения
- Вставить в предложение пропущенное слово, указав его место
- Составить предложение с определенным количеством слов по картинке
- Составить предложение по данной схеме
- Отобрать предложение из данных в соответствии с определенной схемой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников
Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...
Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников
Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...
Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников
В статье описывается взаимодействие логопеда и учителя начальных классов при работе по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников....
Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных...