Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза. Памятка для учителя.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

В последнее время в начальной школе увеличивается количество детей., у которых наблюдаются специфические нарушения процесса чтения и письма. Самой распространенной формой нарушения письма является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. 

Проявления этой формы дисграфии разнооборазны:

1. Пропуски букв (гласных, согласных,  в том числе и стечения) в словах, слогах.

2. Добавление лишних букв, слогов.

3. Перестановки букв, слогов.

4. Недописывания слов.

5. Слияние нескольких соседних слов

6. Разрывы слов.

7. Пропуски слов или словосочетаний в предложениях.

8. Нарушения в обозначении границ предложений. 

Дидактические игры можно использовать учителям начальной школы на занятиях по русскому языку, учителями-логопедами школьных логопунктов и ППМС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchiteley.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением анализа и синтеза

  1. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных

- Определить наличие гласного в ряду из 2х звуков.

- Определить место звука в ряду (начало, середина, конец) из 2х -5ти гласных звуков.

- Определить последовательность гласных звуков в ряду гласных.

- Составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд, записать.

  1. Выделение ударного гласного из начала слова:

- Определить первый звук в словах типа Аня, окна, утро.

- Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударной гласной.

- Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные.

- К картинке подобрать букву, соответствующую  первому ударному гласному.

- Лото. Ученик закрывает картинку той буквой, которая будет первой при написании этого слова.

  1. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного.

- Анализ обратного слога (ум, ах)

- Анализ прямого слога (му, ха)

- Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков ( ум-му)

- Составление и анализ слогов из разрезной азбуки

- Изменение порядка звуков в слогах, запись слогов в обратном порядке

-Составление из разрезной азбуки и запись прямых и обратных слогов парами ( ар-ра)

  1. Синтез слогов

-Заменить гласную при одинаковой согласной

- Заменить согласную при одинаковой гласной

- Угадать слог из отдельных звуков, названных с различным временным интервалом (1 секунда, 3 секунды, «сначала», «потом»)

- Придумывание слогов по схеме

- Придумывание слогов с определенным количеством звуков с использованием понятий «перед», «после», «между».

  1. Фонематический анализ слов

- Определить наличие звука в слове на слух

- Определить наличие звука в слове по слухо-произносительным представлениям (без названия)

- Показать букву, если в слове есть соответствующий звук

- Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук

- Разложить картинки, в названии которых заданный звук находится в начале, в середине, в конце слова.

- Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, в середине, в конце слова

- Назвать овощи, фрукты, посуду и т. д, в названии которых есть заданный звук

- Дописать слог с заданным звуком, чтобы получилось слово. Определить место звука в слове.

- Дополнить предложения словами, в которых содержится соответствующий звук.

- Указать на графической схеме слова точку, соответствующую заданному звуку.

- Назвать звук в данном слове, соответствующей указанной точке

- Вставить один и тот же  пропущенный звук в разные слова.

- Вставить гласный звук в однокоренные слова с ударением на гласной в корне и в безударном положении.

  1. Вычленение первого согласного звука из слова

- Подбор слов на заданный звук

- Придумывание слов, начинающихся на заданный звук с определенным количеством звуков.

- Вставить пропущенные согласные в начале слова

  1. Определение конечного согласного в слове

- Выделить конечный согласный в словах типа - дом, рак, сын.

а) по слуху

б) при самостоятельном произношении

в) по картинкам

- Подбор картинок, в названии которых последним является указанный звук

- Выделение конечного согласного в словах, сходных по составу: сон, сор, сок. Сравнение ряда слов по звуковому составу.

- Придумывание слов по схеме: ...к, …т и т. д

- Анализ слов типа сад, зуб с указанием оглушения и подбором проверочного слова.

  1. Выделение мягкого согласного из слова

- Определение места мягкого согласного звука в слове с помощью пространственных предлогов «после», «перед», «за»

- Указание мягкого согласного в слове – названии картинки с помощью фишки, поставленной на схему слова

- Сравнительный анализ слов типа: сталь- стал, уголь-угол

  1. Вычленение ударной гласной из слова

- Определение ударной гласной в словах, состоящих из одного закрытого слога (сук)

- Вычленение ударной гласной с указанием места звука (какой звук слышится в слове после «с»)

- То же в более сложных словах

- Отобрать картинки, в названии которых есть заданных гласный звук и положить их под соответствующую букву

- Графический диктант с записью только гласных

- Вставить пропущенный ударный гласный в двусложные слова, состоящие из прямых слогов.

Развитие более сложных форм фонематического анализа

  1. Определение количества  и последовательности места звуков в слове

- Определение количества звуков в слове - показ пальцами, цифрами.

- Определение последовательности и  места звуков в слове с использованием схемы, состоящей из клеточек по количеству букв в слове.

- Определение места звука показом цифры

- Определение места звука с помощью пространственных предлогов «после», «перед», « за», «между»

- Называние звуков вразбивку ( какой 1й, 3й, 5й)

- Восстановление порядка букв: «Путаница»

  1. Составление схемы слова

- Составление схемы слога с помощью разноцветных квадратиков, кружков, полосок.

- Составление схемы слов по предложенной картинке

- Побор слов к данной схеме

- Подбор картинок к данной схеме названия картинки

- Подбор нужной схемы из предложенных 2-3х к данной картинке

  1.  Закрепление функций фонематического анализа слов

- Составление слов различной слоговой структуры из букв разрезной азбуки

- Восстановление состава слов

- Вставка пропущенных букв в слова

- Подбор слов, где  заданный звук  был бы на 1, 2, 3, месте, в начале, в середине, в конце слова.

- Преобразование слов с помощью приставок: бежал - побежал.

- Подбор слов на заданный слог

- Составление слов из ряда данных слогов

- Вставлять пропущенный в слове слог

- Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества слогов в их названии

- Графический диктант

- Слоговое лото

- Ребусы

- Игра « лови - повтори» с мячом

- Игра «составь слово»

  1.  Анализ предложения

- Повторение ряда слов в данной последовательности

- Называние картинок в порядке их показа

- Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок

- Записать текст, в котором одно слово заменено картинкой

- Определение границ предложений в слитном тексте

- Составление простых нераспространённых предложений из двух слов по картинкам

- Составление схемы предложения

- Вставить в предложение пропущенное слово, указав его место

- Составить предложение с  определенным количеством слов по картинке

- Составить предложение по данной схеме

- Отобрать предложение из данных в соответствии с определенной схемой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников

Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников

В статье описывается взаимодействие логопеда и учителя начальных классов при работе по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников....

Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных...