конспект подгруппового занятия учителя-логопеда
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Верещагина Наталья Валентиновна

Методическая разработка

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда

по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 

 1  класса с ОВЗ (адаптированная образовательная программа 4.1.)

 

Составила и провела: Верещагина Наталья Валентиновна

Тема: «По следам лесных зверей».

Цель: развивать связную речь детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда

по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся

 1 компенсирующего класса,

реализующего адаптированную программу 4.1.

Составила и провела: Верещагина Наталья Валентиновна

Тема: «По следам лесных зверей».

Цель: развивать связную речь детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Образовательные

– расширять представления детей об окружающем мире (внешний вид следов лесных животных, уточнять повадки лесных животных, развивать умение соотносить повадки диких животных с временем года),

- уточнить представление детей о местах обитания диких животных (лес, пустыня, жаркие страны, север),

2) Коррекционные:

- активизировать словарь детей.

- упражнять в построении связного высказывания по заданной теме,

- активизировать словообразование прилагательных от существительных суффиксальным способом, упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных,

- упражнять обобщать слова по заданному признаку,

- активизировать словоизменение (существительные в родительном падеже),

- упражнять в ответе на вопрос полным предложением

- развивать фонематическое восприятие , фонематический анализ,

- упражнять в согласовании указательного жеста руки и слова во время проговаривания считалки, согласовании движений с характером музыки

- упражнять выполнять многоступенчатые  речевые инструкции.

3) Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание,

-развивать образное и словесно-логическое мышление (умение соотносить схематическое изображение с представлениями об окружающем мире, умение использовать мнемотаблицы для построения связного высказывания),

- развивать конструктивный праксис и мелкую моторику пальцев рук, упражнять анализировать уменьшенную схему из счетных палочек

4)Воспитательные:

- продолжать учить слушать ответ сверстника, не дублировать его ответ, упражнять оценивать правильность ответа сверстника в  определенной ситуации,

- воспитывать усидчивость и дисциплинированность,

- упражнять детей в оказании поддержки сверстнику в затруднительном положении (при трудностях выполнения речевого задания).

Оборудование: картинки или мелкие игрушки диких животных; карточки - схемы – лес, пустыня, море, север, жаркие страны, дикие животные, следы лесных животных, уменьшенные схемы для конструирования из счетных палочек, мнемотаблица для рассказывания о лесных животных.

Ход.

Вводная часть.

Учитель-логопед (дети сидят на стульчиках): «Здравствуйте, дети. Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие, но не простое… У меня есть подсказка. (Достает из конверта карточку со схематичным  изображением зубов – оскала.) Куда же мы отправляемся? – Ответы детей.

Учитель-логопед: «Возможно, Вы правы, что отправляемся к диким животным. Но куда? Где живут дикие животные?» - Ответы детей (в лесу, в Африке, на северном полюсе и в Антарктиде, в пустынных ,в море). Если дети затрудняются с ответами, учитель- логопед показывает карточки со схемами-подсказками.)

Учитель-логопед: «Ребята, давайте вспомним животных, которые обитают в наших лесах».- Ответы детей (при затруднениях показываются картинки или мелкие игрушки: медведь, белка, заяц, волк, лиса, кабан, лось, рысь,еж +лесные птицы –филин \ сова, тетерев, глухарь, кукушка).

«Давайте вспомним животных из жарких стран» - Ответы детей (при затруднениях показываются картинки или мелкие игрушки: жираф, бегемот, крокодил, зебра, лев, леопард).

«Давайте вспомним животных, которые живут там, где холодно. - Ответы детей (при затруднениях показываются картинки или мелкие игрушки: пингвин, белый медведь).

«Давайте вспомним животных, которые живут в воде. - Ответы детей (при затруднениях показываются картинки или мелкие игрушки: морж, дельфин, тюлень).

Основная часть.

Учитель - логопед: Мы вспомнили много животных, но как же их всех вместе можно назвать?» - Дикие. «Почему этих животных можно назвать дикими?» - Ответы детей (по очереди).

«Но мы с Вами отправляемся в путешествие только к этим животным. (Демонстрируется карточка - лес.) Как Вы думаете, следы каких животных мы сейчас будем находить?»

Дети: «Следы медведя, лисы, волка, кабана, зайца, лося, рыси, ежа. (Демонстрируются карточки со следами перечисленных животных.)»

Дидактическая игра «Чей след  - назови и покажи»

Цель: упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных, развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ, упражнять выполнять многоступенчатые  речевые инструкции

Учитель- логопед: «Тот, чье имя начинается на И, найдет, назовет след животного, которое начинается на Мꜞ, а потом покажет это животное. » (Если ребенок затрудняется, инструкция дается по частям или с опорой на мнемотаблицу.)

След медведя - (чей?) медвежий, заячий, волчий, лисий (с опорой на картинки этих животных). Дети называют и показывают животное.

Учитель-логопед: «Подумайте, пожалуйста, какое сейчас время года и вспомните повадки этих диких зверей. Следы каких животных мы можем сейчас увидеть в лесу?» - Ответы детей (контроль полного ответа).

«Правильно, зимой следы ежа и медведя увидеть невозможно, потому что они спят, а проснутся только весной. Ребята, помогите мне вспомнит о диких животных, я все забыла. И научите меня определять по первому звуку, о каком животном Вы будете рассказывать. Очередность будем определять считалкой.»

Дидактическая игра «Расскажи о диком животном»

Цель: упражнять детей в построении связного высказывания с опорой на мнемотаблицу, упражнять в согласовании слов в предложении, активизировать атрибутивный словарь детей, упражнять в словообразовании существительных, развивать фонематический анализ.

Оборудование: картинки или игрушки – заяц, волк, лиса, медведь, лось, рысь.

Дети выходят рассказывать к доске - фланелеграфу, стоят лицом к сверстникам. По окончании рассказа дети друг другу хлопают. Потом под аудиозапись все вместе выполняют отобразительные движения данного животного.

Ребенок: «Я буду рассказывать про животное на звук З. Это дикое животное, живет в лесу. Это не хищное животное, а травоядное, любит кушать веточки и травку. Зимой зайцу тяжело найти корм. Зимой заяц белый, а летом – серый. Весной у зайца появляются зайчата. Заяц трусливый, мягкий, пушистый, с коротким хвостом.»

Заключительная часть.

Учитель- логопед: «Сейчас каждый из Вас вспомнит про животное, о котором рассказывал и найдет его след». Дети идут на ковер, каждый находит след животного.

Учитель - логопед: « Ты чей след нашел?»

Ребенок: «Я нашел медвежий \ заячий \ волчий \лисий след.»

Дидактическая игра «Собери из палочек».

Цель: развивать конструктивный праксис и мелкую моторику пальцев рук, упражнять анализировать уменьшенную схему из счетных палочек.

Учитель – логопед предлагает детям собрать своего животного по схеме из счетных палочек.

Учитель - логопед: «Ребята, мы сегодня молодцы. Давайте вспомним, что сегодня делали. (Ответы детей.) У Вас сегодня все получилось, все старались.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога

Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...

Конспект логопедического занятия учителя-логопеда

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия на тему: Развитие анализа и синтеза структуры предложения у учащихся 2 класса.Тема: Логопедическая – Развитие анализа и синтеза ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...

Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий учителя -логопеда

Таблица поможет легко составить и корректировать расписание индивидуальных, подгрупповых занятий и иных видов деятельности учителя-логопеда....