Логопедическое сопровождение младших школьников с ОВЗ
статья по логопедии

Баранова Виталия Александровна

логопедическое сопровождение младших школьников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение  младших школьников с ОВЗ .

Цель деятельности учителя-логопеда – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

  1. Диагностика речевого развития учащихся;
  2. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
  3. Формировать фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления;
  4. Постановка звуков и автоматизация по мере постановки;
  5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарный запас;
  6. Формировать семантические поля;
  7. Развивать разговорно– диалогический, описательно- повествовательный виды устной речи;
  8. Совершенствовать грамматический строй речи (овладение согласованием, словоизменением, словообразованием);
  9. Профилактика и коррекция и нарушений письменной речи;
  10. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания).

           Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.

Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Результаты отражаются в речевой карте, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

                     -На фонетическом уровне;

                      -На лексико - грамматическом уровне;

                      -На синтаксическом уровне.

  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

-   коррекция дефектов произношения;

-  формирование  полноценных  фонетических  представлений  на  базе  развития  фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

В письменных работах обучающихся, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии. Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:

•        Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

•        Работа по преодолению аграмматической дисграфии;

•        Работа по преодолению оптической дисграфии;

•        Работа по преодолению акустической дисграфии;

 Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы. Такая работа с обучающимися с ОВЗ очень важна, так как у детей недостаточное развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи. Часто встречается дефектное произношение звуков нескольких групп, замены, смешение и искажение звуков. Это затрудняет формирование навыков анализа звукового состава слова и затрудняет овладение грамотой. Лексический запас таких детей ограничен обиходно—бытовой тематикой . Недостаточно сформирован и грамматический строй речи, поэтому дети не используют в речи сложные синтаксические предложения. По этой причине они не всегда точно понимают учебные задания, указания, инструкции учителя-логопеда. У детей с ОВЗ отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.

Наиболее трудными для детей с ОВЗ самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.

В процессе письма отмечаются  нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.

 В заключении хотелось бы отметить специфику логопедической работы с обучающимися с ОВЗ .

- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

- Частый повтор упражнений с элементами новизны

-Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

-Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

-Конкретность и доступность заданий

- Умеренный темп работы

-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.).

                                                                                            Учитель-логопед Баранова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Психолого-Педагогическое сопровождение младших школьников на уроках письма

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического ра...

Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы.

Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы....

Реферат. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением

В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь ...

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения младших школьников

В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы....

Психолого – педагогическое сопровождения младших школьников в условиях ФГОС НОО

Цель психологического сопровождения:создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения....