Логопедическое сопровождение младших школьников с ОВЗ
статья по логопедии
логопедическое сопровождение младших школьников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое сопровождение обучающихся с УО | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение младших школьников с ОВЗ .
Цель деятельности учителя-логопеда – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
- Диагностика речевого развития учащихся;
- Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
- Формировать фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления;
- Постановка звуков и автоматизация по мере постановки;
- Уточнять, обогащать и систематизировать словарный запас;
- Формировать семантические поля;
- Развивать разговорно– диалогический, описательно- повествовательный виды устной речи;
- Совершенствовать грамматический строй речи (овладение согласованием, словоизменением, словообразованием);
- Профилактика и коррекция и нарушений письменной речи;
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания).
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Результаты отражаются в речевой карте, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
-На фонетическом уровне;
-На лексико - грамматическом уровне;
-На синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
В письменных работах обучающихся, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи обучающихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии. Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
• Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
• Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
• Работа по преодолению оптической дисграфии;
• Работа по преодолению акустической дисграфии;
Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы. Такая работа с обучающимися с ОВЗ очень важна, так как у детей недостаточное развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи. Часто встречается дефектное произношение звуков нескольких групп, замены, смешение и искажение звуков. Это затрудняет формирование навыков анализа звукового состава слова и затрудняет овладение грамотой. Лексический запас таких детей ограничен обиходно—бытовой тематикой . Недостаточно сформирован и грамматический строй речи, поэтому дети не используют в речи сложные синтаксические предложения. По этой причине они не всегда точно понимают учебные задания, указания, инструкции учителя-логопеда. У детей с ОВЗ отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ. Они не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними суждениями.
Наиболее трудными для детей с ОВЗ самостоятельные рассказы на заданную тему. Многие отказываются от выполнения этого задания: не знают, о чем говорить или ограничиваются лишь одной фразой.
В процессе письма отмечаются нарушения моторного акта письма, страдает плавность, ритмичность, наблюдается соскальзывание со строки.
В заключении хотелось бы отметить специфику логопедической работы с обучающимися с ОВЗ .
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
-Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
-Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
-Конкретность и доступность заданий
- Умеренный темп работы
-Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.).
Учитель-логопед Баранова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС
Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...
Психолого-Педагогическое сопровождение младших школьников на уроках письма
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического ра...
Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы.
Психологическое сопровождение младших школьников. Перспективы развития. Новые технологии и методы....
Реферат. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением
В настоящее время школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах и на улицах. Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь ...
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения младших школьников
В своей работе я раскрою содержание, структуру, методы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы....
Психолого – педагогическое сопровождения младших школьников в условиях ФГОС НОО
Цель психологического сопровождения:создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения....