Кружок "Развитие речи и мышления".
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3 класс)
Общеразвивающая программа дополнительного образования "Развитие речи и мышления". Предназначена для обучающихся с нарушениями интеллекта 1-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_rechevoe_razvitie.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Бежецкая школа-интернат №1»
Адрес:171988, г.Бежецк, Тверской обл., пл. К.Чернышова, д.27.
Тел./факс (48231) 2-19-61, 2-19-93, E-mail:helenpakkanen@mail.ru
Принято на Утверждаю: директор
пед. совете ________Пакканен Е. С.
протокол № от «__» 20__г.
«__» 20__г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи и мышления для обучающихся 1 – 3 классов»
Учитель – логопед: Осенчугова А. А.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что образовательная деятельность будет служить толчком для более полного развития обучающихся, их интеллектуальной сферы и речевой деятельности.
Программа направлена на разностороннее развитие обучающихся: развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления.
Цели программы:
- Последовательная поэтапная коррекция всех компонентов речевой деятельности.
Задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- обогащение словаря.
2. Создание коррекционно-педагогических условий для успешного развития мышления умственно отсталых школьников.
Задачи:
- развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность и наблюдательность;
- развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них;
- развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат;
- развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях;
- развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков;
- научить детей находить причину событий.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
При разработке рабочей программы учтены принципы как общей, так и коррекционной педагогики:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и последовательность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов дома-интерната. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей с глубокой умственной отсталостью.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами дома-интерната. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, педагога-психолога, социального педагога дети с глубокой умственной отсталостью прочно усваивают материал. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Принципы коррекционной педагогики:
- Принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании "зоны ближайшего развития.
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
- Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
- Принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития, применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями.
- Принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
- Деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.
- Принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.
Программа состоит из двух разделов:
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
Данная программа предназначена для занятий в 1-3 классах, обучающихся по АООП (I вариант). Проводится по 2 занятия в неделю (1 класс – 68часов в год, 2-3 классы – 70 часов в год).
1.1. Развитие речи
Содержание программы
1 класс.
На первом году обучения решаются следующие задачи:
1. развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
2. уточнение, обогащение и активизация словаря. Развитие понимания речи окружающих;
3. поддержание речевой активности детей в режимных моментах, на занятиях, в процессе игровой и досуговой деятельности;
4. формирование умения правильно произносить звуки, слоги, слова, фразы (по подражанию речи взрослого);
5. практическое усвоение грамматических категорий (словоизменения, словообразования). Закрепление значений предлогов, употребление их в различных речевых высказываниях;
6. развитие диалогической формы общения в специально созданных и естественных ситуациях общения;
7. формирование связной речи. Поддержание желания детей слушать и эмоционально воспринимать содержание сказки, рассказа, стихотворения, загадки, следить за развитием сюжета в художественном произведении. Развитие умения анализировать содержание несложных сказок, рассказов, повторять отдельные предложения, пересказывать содержание произведения, устанавливая логическую последовательность событий;
8. формирование умений комментировать, собственную деятельность, составлять рассказ по сюжетной картинке, серии картин;
9. закрепление умений эмоционально рассказывать потешки, стихотворения, передавать свое отношение к содержанию (радостное или грустное настроение).
2 класс
На втором году обучения решаются следующие задачи:
1. развитие речевой активности, обеспечение мотивации общения;
2. уточнение, закрепление, активизация словарного запаса связанного с обогащением содержания социально-эмоционального, бытового, игрового опыта;
3. развитие слухового внимания, фонематического восприятия, просодических компонентов речи. Подготовка детей к усвоению элементов грамоты;
4. формирование навыков словоизменения и словообразования. Уточнение значения изученных предлогов, знакомство с новыми предлогами: между, из-за, из-под, перед, возле,
5. закрепление умений вступать в разнообразные формы общения: отвечать на вопросы детей и взрослых, обращаться с просьбами, вопросами к окружающим людям, поддерживать разговор;
6. развитие связной речи. Обучение составлению рассказов-описаний окружающих предметов (с использованием опорной схемы), рассказов по предметной и сюжетной картинам, серии картин;
7. закрепление умений выполнять несложные поручения, данные в словесной форме, комментировать выполнение действий, регулировать свое поведение посредством речи;
8. поддержание интереса детей к литературе закрепление умения эмоционально пересказывать литературные произведения, рассказывать стихотворения, считалки, поговорки, выражать свое отношение к рассматриваемым событиям.
3 класс
Цели и задачи:
1. Осуществлять нравственное, эстетическое воспитание младших школьников во внеклассных мероприятиях.
2. Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.
3.Развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
4. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
5. Создавать условия для слушания правильной русской речи.
6. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, их значению, грамматическими формами, конструкциями.
7. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному, беглому, правильному чтению книг.
Цели работы по развитию речевой культуры определяются в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.
Цель проводимых занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Особенность внеклассной работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также другими предметами курса начальной школы. Способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру изобразительному искусству ,литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.
А также обеспечит учащимся возможность:
· получить дополнительные знания по темам;
· расширить общий кругозор;
· развить потребности в познании;
· обогатить сферу общения в классе;
Содержание таких занятий учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.
Занятия выстроены следующим образом:
1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
1.2. Развитие мышления
Содержание программы
1 класс
1. Тема «Мир вокруг нас».
Развивать кругозор, словарный запас, опыт ребёнка, сообразительность, наблюдательность.
2. Тема «Обобщения».
Развивать умение обобщать объекты, выделять главное в них.
3. Тема «Играем в слова».
Развивать гибкость и быстроту мышления, расширять понятийный аппарат, развивать творческие способности.
4. Тема «Последовательность».
Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
2 класс.
1. Тема «Логика и сообразительность».
Развивать логическое мышление, сообразительность, умение устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия.
2. Тема «Узнавание предметов на основе отдельных признаков».
Развивать мыслительные операции, обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
3. Тема «Вербально-логические формы мышления».
Развивать возможности применения отвлечённых понятий.
4. Тема «Логика и аналогии».
Развивать умение выявлять характер логических связей и отношений между ними.
3 класс.
1. Тема «Логика и понимание»
Развивать логическое мышление.
2. Тема «Слово, предложение, рассказ».
Развивать речь, логическое мышление, находчивость и сообразительность, развивать навыки звукового анализа.
3. Тема «Логика и понимание».
Научить детей находить причину события.
4. Тема «Общая осведомлённость».
Систематизировать полученные знания, развивать умение классифицировать предметы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата |
Развитие речи | ||||
1. | Расширение пассивного словаря. | Слова, обозначающие предметы быта, действия окружающей среды, объекты и явления живой и неживой природы. | 2 | |
2. | Предметы быта. | Показ и называние используемых в быту предметов, в определении их количества (один стул – много стульев). | 2 | |
3. | Местоимения. | Побуждение детей к употреблению местоимений «ты», «мне», «мы». | 2 | |
4. | Наречия. | Побуждение детей к употреблению наречий «там», «тут», «туда». | 2 | |
5. | Признаки предмета. | Значение слов, обозначающих признаки предмета, выявляемые с помощью органов чувств. | 2 | |
6. | Пространственно-временные отношения. | Пространственные отношения (вверху, внизу), временные отношения (сейчас, потом). | 2 | |
7. | Расширение активного словаря. | Уточняем, расширяем, активизируем слова, выражающие желания (хочу, спать, играть, пить, есть). Состояние людей и погоды (холодно, жарко, тепло). | 2 | |
8. | Действия с предметами. | Выполнение и комментирование действий с предметами, игрушками в соответствии с их назначением (Оля хочет пить. Кто напоит Олю чаем? Таня, дай чашку. Налей чашку в чай). | 2 | |
9. | Составление предложений. | Лексическая тема: погода за окном. | 2 | |
10. | Песенки, потешки, сказки. | Учим слушать, воспринимать и анализировать содержание песенок, потешек, сказок. | 2 | |
11. | Пальчиковая гимнастика. | Игровые действия в соответствии с текстом («Этот пальчик дедушка…», «Зайка серенький сидит» и др.). | 2 | |
12. | Расширение пассивного словаря. | Упражняем детей в нахождении названных предметов в окружающей обстановке. Учим показывать и называть предметы одежды, обуви, посуды, мебели, средств передвижения. | 2 | |
13. | Развитие фонематического восприятия. | Учим детей различать и показывать предметы, обозначаемые словами, близкими по звучанию (стол — стул, кошка — ложка, шишка — мишка). | 2 | |
14. | Слова-действия. | Учим называть разные объекты, выполняющие одно и то же действие (идет мальчик, собака, автобус, дождь). | 2 | |
15. | Слова-действия. | Продолжаем учить понимать и называть разные действия, выполняемые одним и тем же объектом (девочка поет, рисует, танцует, спит). | 2 | |
16. | Единственное и множественное число существительных. | Работа по различению, и образованию единственного и множественного числа существительных (У Димы— кубик, у Олега — много кубиков). | 2 | |
17. | Бытовые и игровые ситуации. | Упражняем детей в назывании бытовых и игровых ситуаций, используемых предметов и орудий труда (одевает куклу, моет посуду, подметает веником пол). | 2 | |
18. | Местоимения. | Формируем умение выражать в речи свои впечатления, желания, используя местоимение я (Я иду домой). | 2 | |
19. | Предложения из 2-ух слов. | Закрепляем умение составлять предложение из двух слов: обращение и глагол в повелительном наклонении (Таня, ешь). | 2 | |
20. | Развёрнутое предложение. | Учим составлять развернутые предложения по выполняемому действию или с опорой на предметные картинки (Дам детям конфеты, печенье, яблоко). | 2 | |
21. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | Учим детей анализировать картины, отражающие знакомый сюжет (дети играют, бабушка кормит цыплят), составлять предложения, объединять их в короткий рассказ. | 2 | |
22. | Пересказ. | Формируем умение понимать и пересказывать несложный рассказ по серии сюжетных картин. Упражняем детей в узнавании и назывании знакомых персонажей, их характерных особенностей, действий. | 2 | |
23. | Творительный падеж имени существительного. | Закрепляем представления об орудиях труда, упражняем в использовании слов в творительном падеже (рисую кисточкой, мою мылом, вытираю тряпкой). | 2 | |
24. | Действия, противоположные по значению. | Учим различать названия действий, противоположных по значению (положи — возьми цветок, застегни — расстегни рубашку, открой — закрой дверь). | 2 | |
25. | Выражение просьбы. | Учим выражать просьбу в повелительной форме глагола с помощью слов где, дай (Где ложка? Дай ложку). | 2 | |
26. | Глаголы настоящего времени 1 и 2 лица. | Учим детей образовывать и употреблять глаголы настоящего времени 1-го и 2-го лица (Я везу. Ты вези). | 2 | |
27. | Приставки. | Учим понимать значение слов с разными приставками (подъехал, съехал, уехал), побуждаем использовать их в речи. | 2 | |
28. | Предлоги «в, из, со, над, под». | Закрепляем предлоги в, из, со, на, под (Поставь чашки в шкаф. Возьми ручку со стола. Повесь платье на стул). Знакомим с предлогом за. | 2 | |
29. | Фраза. | Упражняем детей в договаривании фраз, начатых взрослым (с использованием наглядной опоры) (Таня взяла... лопатку, ведро). | 2 | |
30. | Последовательность действий. | Обучаем переключению с одного действия на другое по словесной инструкции (вымой руки — вытри руки), формируем умение рассказывать о выполненных действиях. | 2 | |
Развитие мышления | ||||
31. | Назови одним словом. | 1 | ||
32. | Покажи, что не подходит («Четвёртый лишний»). | 1 | ||
33. | Классификация предметов. | 1 | ||
34. | Ассоциации. | 1 | ||
35. | Скажи наоборот. | 1 | ||
36. | Кто кем будет? | 1 | ||
37. | Разложи по порядку и составь рассказ. | 1 | ||
38. | Отгадывание загадок. | 1 |
2 класс
№п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата |
Развитие речи | ||||
1. | Глагол. | Учим различать и образовывать глаголы настоящего времени 1-го лица единственного и множественного числа (я пою — мы поем). Закрепляем умение употреблять в речи глаголы повелительного наклонения единственного и множественного числа (Ваня, сиди. — Дети, сидите). Учим детей различать глаголы, близкие по звучанию (с опорой на наглядность) (кто купается, а кто катается) утвердительные и отрицательные инструкции, отличающиеся частицей не (ешь — не ешь, возьми — не бери). | 3 | |
2. | Прилагательные. | Продолжаем учить составлять словосочетание (предмет и его качество) по опорным вопросам: какая? какой? какие? (ботинки мокрые). Учим согласовывать прилагательные с существительными (спелое яблоко). | 2 | |
3. | Предлог «между». | Знакомим детей со значением предлога между. Создаем ситуации для активизации предлога в речи (стань между Олей и Димой; положи краски между карандашом и кисточкой). | 2 | |
4. | Культура речи. | Учим детей культурно выражать свои желания, просьбы, задавать вопросы (Я хочу кушать. Когда пойдем на улицу?). | 2 | |
5. | Предложение. | Закрепляем умение составлять предложения по выполняемому действию; по картинке (с выделением предмета, действия) (Папа собирает грибы. Кто собирает грибы? Что собирает папа? Что делает папа?). Закрепляем умение составлять предложения с предлогами (Птицы прилетели на веранду. Мы вышли из группы). Учим распространять предложение обстоятельством места (Листок упал на землю). Учим составлять сравнительные конструкции (Яблоко красное, а груша желтая). | 5 | |
6. | Загадки. | Закрепляем умение отгадывать загадки, объяснять свой ответ. | 3 | |
7. | Рассказ-описание. | Учим детей составлять рассказ-описание по опорной схеме. | 3 | |
8. | Развитие фонематического восприятия. | Продолжаем учить различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком (жук — лук, бочка — дочка, уточка — удочка). | 2 | |
9. | Существительное. | Упражняем в образовании и употреблении в речи существительных в форме родительного падежа (собака без хвоста, нет медведя), винительного падежа (собака любит, кости, мясо), творительного падежа (коза бодает рогами), предложного падежа (о котах). | 4 | |
10. | Глагол. | Упражняем детей в подборе названий предметов к названиям действий (стучит дождь, молоток, дятел). Закрепляем умение использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида (едет — приехал). Продолжаем учить образовывать глаголы от звукоподражаний (мяу — мяукать). | 3 | |
11. | Словообразование. | Формируем умение образовывать прилагательные от существительных (снег — снежный). | 2 | |
12. | Дифференциация предлогов. | Проводим работу по дифференциации предлогов с, без: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-либо лицом или предметом (Покажи, кто идет без собаки, а кто — с собакой). Закрепляем значение предлогов за, под. Знакомим с предлогами из-за, из-под (мяч под стулом, выкатили из-под стула). | 3 | |
13. | Наречия. | Учим детей употреблять в речи наречия, обозначающие местонахождение предмета: там, тут, вот, здесь (вот санки, там горка). | 2 | |
14. | Существительное. | Упражняем детей в употреблении существительных в форме родительного и дательного падежей (Поздравлю кого? маму. Подарок дарю кому? маме). Учим образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов -к-, -чик-, -очк (малина — малинка, роза — розочка). | 2 | |
15. | Глагол. | Учим подбирать существительные к глаголам (шьет кто? бабушка, мама, швея), к прилагательным (сильный кто? папа, дедушка, брат, солдат). Упражняем детей в изменении глаголов по лицам и числам (гудит — гудят), подборе предмета к действию (гудит что? поезд, машина, пароход). Закрепляем умение образовывать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида (вьет — свила). Продолжаем учить детей различать и образовывать глаголы с разными приставками (Что подплывает, а что отплывает?). | 4 | |
16. | Предлоги. | Закрепляем значение изученных предлогов с, со, за, из-за, к, от, над, под, из-под. Знакомим с предлогами перед, возле, активизируем их в речи. Закрепляем умение составлять предложения с предлогами (Машина подъехала к дому, поехал по дороге). | 2 | |
17. | Рассказ. | Закрепляем умение составлять предложения (по сюжетной картине, серии картин), отвечать на вопросы по картинкам. Учим составлять рассказ по сюжетной картине, по серии картин. Продолжаем учить детей составлять рассказ-описание. | 3 | |
Развитие мышления | ||||
18. | Продолжить ряд изображений. | Последовательность. | 3 | |
19. | Найди ошибку. | 3 | ||
20. | Назови предмет. | Назови три предмета которые могут сочетать 2 названных признака. | 3 | |
21. | Назови предмет. | Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков. | 3 | |
22. | Определение понятий. | 3 | ||
23. | Сравнение и различение понятий. | 3 | ||
24. | «Кому что нужно?» | Профессии. | 3 | |
25. | Рассказ по картинке. | 3 |
3 класс
№п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата |
Развитие речи | ||||
1. | Техника и выразительность речи. | Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. | 5 | |
2. | Слово. | Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. | 10 | |
3. | Предложение и словосочетание. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. | 5 | |
4. | Текст. | Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. | 13 | |
5. | Культура общения. | Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. | 2 | |
Развитие мышления | ||||
6. | Слова и звуки. | 2 | ||
7. | Объясни пословицу. | 2 | ||
8. | Найди лишнее слово. | 2 | ||
9. | Чистоговорки. | 2 | ||
10. | Классификация предметов. | 2 | ||
11. | «История в картинках». | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 2 | |
12. | «Как это можно использовать?» | Игра-соревнование. | 2 | |
13. | Найди закономерность и продолжи ряд. | 3 | ||
14. | Чего не хватает на рисунке. | 3 | ||
15. | Раскрась только те фигуры, из которых можно составить треугольник, квадрат. | 3 | ||
16. | Что было раньше, а что потом? | 3 | ||
17. | Соедини линиями предметы на две группы. Найди общий признак. | 3 | ||
18. | Соедини линиями предметы с противоположными свойствами. | 3 | ||
19. | Раскрась парные предметы одним цветом. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников
В статье представлены игры для развития речи и мышления дошкольников и младших школьников....
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Развитие речи и мышления на занятиях РСВ в связи с работой над текстом
Методический материал для учителей-дефектологов...
Загадка как средство развития речи и мышления учащихся
Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....
книжка - игры для развития речи и мышления
Пояснительная запискаПо мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть ...
Статья: Взаимосвязь развития речи и мышления.
Речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассм...
Доклад по теме " Взаимосвязь развития речи и мышления"
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным вопросом в педагогике и психологии.Уровень развития речи и словесно-логическ...