Доклад по теме " Взаимосвязь развития речи и мышления"
материал на тему
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным вопросом в педагогике и психологии.
Уровень развития речи и словесно-логического мышления является одним из основных показателей общего развития дошкольника и подготовки его к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_razvitiya_rechi_i_myshleniya.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным вопросом в педагогике и психологии.
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.
Таким образом, уровень развития речи и словесно-логического мышления является одним из основных показателей общего развития дошкольника и подготовки его к школе.
Этапы речевого развития.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов .
Г.Л. Розенгард-Пупко, Т.Б. Филичива и Г.В. Чиркина, выделяют в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи .
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :
- первый – подготовительный - до одного года;
- второй – преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;
- третий – дошкольный - до семи лет;
- четвертый - школьный.
Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа .
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.
На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).
Развитие мышления в дошкольном возрасте.
В научных исследованиях мышление рассматривается как особенно сложная форма психической деятельности, возникающая в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных операций, с помощью которых она может быть разрешена. В процессе мышления происходит сознательное отражение объективной действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (В.В. Давыдов, 1972; Н.Н. Поддьяков, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1958).
Исследования Л.С. Выготского (1960, 1983, 1984), а за ним отечественных психологов Б.Г. Ананьева (1957), А.Н. Леонтьева (1977, 1981), А.Р. Лурия (1962), С. Л. Рубинштейна (1958) и др. доказали, что необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревание создает лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определенной социальной среды и воспитания.
Это положение явилось исходным для дальнейших экспериментальных исследований, посвященных роли обучения в формировании детского мышления, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от развивающего характера обучения, от развития у детей ориентировочных действий, от максимального использования ведущей деятельности возраста (Л.С. Выготский, 1984; П.Я. Гальперин, 1967; Л.В. Занков, 1975; А.В.Запорожец, 1964; С.А.Новоселова, 1978; Н.Н. Поддьяков, 1977; Рузская А.Г., 1958; Д.Б. Эльконин, 1960, 1967, 1997 и др.).
Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.
Между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; в единстве мышления и речи ведущим является мышление; речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают в своей работе: «Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, дети с речевыми нарушениями, испытывают затруднения при описании предметов, обобщении явлений признаков. Поэтому их рассказы бедны, отрывочны, не логичны друг с другом. При задаче изложить речевой материал кратко, дети с общим недоразвитием речи пропускают важные смысловые звенья даже тогда, когда могли воспроизвести его содержание почти дословно, т.к. для выполнения этого навыка необходимо специальная и достаточно развернутая мыслительная работа, что вызывает значительные трудности у данной категории детей. Это также говорит в пользу того, что при сниженном уровне мыслительной деятельности, снижается и уровень речевых высказываний.
Совершенствование словесно-логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое невозможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения — т.е. основных операций мышления.
Учитывая актуальность и значимость данного вопроса, рассмотрим значение инновационных технологий в развитии словесно-логического мышления и формировании связной речи детей дошкольного возраста.
Инновационные технологии -это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт
динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных
социокультурнх условиях.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы
воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают
прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования,
доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:
-научные исследования;
- социокультурная среда;
-потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
-творческая вариативность педагогов;
-заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные
технологии:
синквейн, логоритмика, пальчиковые игры в воде, мнемотаблицы, кинизиологию, биоэнергопластику.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого
надо использовать наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по
основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В
группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в
которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления
рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.
Использовать театрализацию - самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь,
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; которые учат ребенка отделять вымысел от реального; которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа
стихотворения. Правила составления синквейна:
• первая строка- одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка -два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка -три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка -фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка -слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того,чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен
иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения,
расширения и самосовершенствования словаря.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения.
Интеллектуальные карты-это уникальный и простой метод запоминания информации.
Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Правила составления интеллектуальных карт:
1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ)
2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления,
используя ручки разного цвета
3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для
добавления деталей
4. Добавляются символы и иллюстрации
5.
Писать надо разборчиво (печатными) буквами
6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом
7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной
формы
8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально
.
Мнемотехника-в переводе с греческого -«искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию,так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Коллаж (разновидность мнемотаблиц) –это лист картона, где изображены буквы, цифры,
геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной
целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие
устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Мнемотаблицы -схемы составления рассказа -служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при
обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при
отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план -схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пальчиковые игры на воде.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Логоритмика.
Это особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.
Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Логоритмическое упражнение «Капельки»
Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя») Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап»)
Брызни в поле пуще –
Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку»)
Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя)
Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)
Логоритмическое упражнение «Домик»
Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом)
С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно)
И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу)
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) –
Приглашаете? Войдем! (шаг на месте)
Перечисленные выше логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома. Упражнения под музыку более динамичны и включают в себя ходьбу (паровозиком, приставными шагами, с высоко поднятыми коленями и т.д.), бег (медленный, быстрый), прыжки и вращения.
Кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях . Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Для более успешного обучения в дальнейшем в школе и гармоничного развития личности необходимо проведение психокоррекционной работы.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике взаимодействия.
Рекомендации по применению:
Занятия можно проводить в любое время;
Ежедневно, без пропусков;
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
Требуется точное выполнение движений и приемов.
Практическая часть:
Упражнения собраны в 4 группы:
Первая группа: включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики.
Вторая группа: это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела.
Третья группа: представляет собой упражнения, энерготизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.
Четвертая группа: это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствует спокойному, успешному чтению.
Подготовительная процедура «Ритмирование».
Эта последовательность упражнений предназначена для эффективной подготовки к восприятию новой информации. Перед началом «Ритмирования» нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышающим энергетический уровень и улучшающим мыслительные способности. Затем можно приступить к выполнению трех упражнений – «Кнопки мозга», «Перекрестные шаги» и «Крюки».
«Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять стоя или сидя.
1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.
3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
4. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
«Крюки». Упражнение направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Также оно способствует наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее, способствует снижению выброса адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.
1. Скрестите лодыжки.
2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами и глубоко дышите. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям.
Затем можно выполнить «Ленивые восьмерки для глаз», «Ленивые восьмерки для письма», «Слон», «Энергезатор» и т. д
Биоэнергопластика.
Речь и звуки образуются в результате работы комплекса активных движений артикуляционных органов. Соответственно если движения отсутствуют, речевые звуки искажены или отсутствуют полностью. Произношение звуков один из самых сложных двигательных навыков, которые необходимо освоить человеку, само освоение начинается практически с рождения. Каждое мимическое движение своего рода биоэнергопластика для дошкольников. Точность, дифференцированность и сила движений развивается поэтапно.
Для четкого произношения слов необходимо иметь сильные органы речи к ним относятся язык, губы и нёбо. Артикуляционная направленная гимнастика основа формирования звуков речи. Биоэнергопластика включает в себя отработку правильного положения органов речи дошкольника. Так, например определенное расположения пары губы – язык, язык – нёбо. Только правильное расположение гарантирует факт того, что ребёнок будет произносить звуки и слова правильно без искажения.
Цель биоэнергопластики проработка и развитие полноценных движений и определенного положения конкретного органа речи. Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно, так как каждый новый день закрепляет результат предыдущей работы. Для эффективного становления речевых способностей необходимо выполнять упражнения по 4 раза в день, но не более пяти минут каждое. Статическое определенное упражнение выполняется в течение 20 секунд. Выбирая упражнения биоэнергопластики следует отталкиваться от простого к сложному. Каждое упражнение проводить в игровой форме, существует огромное количество специально разработанных упражнений для проведения биоэнергопластики с дошкольником.
Данные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку, как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, а это требует не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления. Это лишний раз подтверждает нашу гипотезу о взаимосвязи развития словесно-логического мышления и формирования связной речи детей дошкольного возраста с У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать производимые учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников
В статье представлены игры для развития речи и мышления дошкольников и младших школьников....
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Развитие речи и мышления на занятиях РСВ в связи с работой над текстом
Методический материал для учителей-дефектологов...
Доклад на тему: «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов».
Описание связи урочной и внеурочной деятельности...
Загадка как средство развития речи и мышления учащихся
Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....
книжка - игры для развития речи и мышления
Пояснительная запискаПо мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть ...
Статья: Взаимосвязь развития речи и мышления.
Речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассм...