РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии (1 класс)
В этой статье пойдет речь о мелкой моторике пальцев рук, что мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.При низком уровне развития моторики у школьников часто возникают проблемы с письмом. Таким образом, развивая пальчики ребенка, происходит развитие целого ряда важнейших свойств его психики. А также приведены примеры как развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_mladshih_shkolnikov.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Докладчик: Савельичева Татьяна Владимировна
Учитель-логопед начальных классов
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал И. Кант.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что – то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развития путем тестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.
Таким образом, развивая пальчики ребенка, происходит развитие целого ряда важнейших свойств его психики. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. При низком уровне развития мелкой моторики у ребенка часто возникают проблемы с письмом, на уроках ручного труда.
При недостатках развития мелкой моторики наблюдаются:
- Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
- Неустойчивость почерка (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- Тремор;
- Очень медленный темп письма.
Развитие моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Поступая в 1-ый класс, дети с умственной отсталостью с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.
Многочисленные нарушения двигательной сферы являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, затрудняют социальную адаптации.
Занятия по развитию мелкой моторики оказывают заметное коррекционно – развивающее воздействие на умственно – отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств (аккуратность, усидчивость).
Навыки мелкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, способствуют формированию эстетического восприятия воспитанию эстетических чувств.
Развитие мелкой моторики в процессе различных видов детской деятельности
- Образовательная деятельность в режимные моменты
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышдения, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Ребенку интересно показывать не отдельные картинки (петушок поет, лиса крадется, зайчик шевелит ушами), а целые сюжеты.
- Непосредственная образовательная деятельность
- Лепка из пластилина и соленого теста с использование природного материала (крупы);
- Нетрадиционные техники рисования кистью, пальцами;
- Различные виды аппликаций.
- Самостоятельная деятельность детей
- Рисование по трафаретам;
- Шнуровки;
- Игры с мелкими предметами;
- Пазлы, мозаика.
Также существуют нетрадиционные техники развития мелкой моторики. Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
Виды нетрадиционных техник аппликации:
- Обрывная аппликация
- Модульная
- Квиллинг
- Торцевание
- Оригами
- Аппликация из салфеток
- Аппликация из ткани
- Аппликация из крупы
- Аппликация из соломы
- Аппликация из ваты и тополинного пуха
- Аппликация из поролона
- Аппликация из изоленты
- Аппликация из песка или соли
- Аппликация 3D
Способы развития (тренировки) мелкой моторики руки:
- Лепка из пластилина и глины
- Рисование и раскрашивание картинок
- Изготовление поделок из бумаги
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов (развивает воображение, фантазию)
- Конструирование (развивает мышление, воображение, художественный вкус, образное мышление; воспитывает целенаправленность, деятельность, внимательность и наблюдательность)
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т.д. (совершенствуется ловкость)
- Нанизывание бус и пуговиц
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов
- Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т.д.
- Переборка круп
- «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
Таким образом, все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ДЦП на уроках технологии.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн...
Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.
Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи....
Брошюра для обследования мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Аппробировано на собственном опыте....
Развитие мелкой моторики у младших школьников
Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов ...
Здоровьесберегающии технологии в развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте с детьми с ОВЗ
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.Использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффектив...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...
Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...