Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.
статья по логопедии (1 класс) по теме
Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие мелкой моторики | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарабрина Е.А.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и их роль в развитии речи младших школьников.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы он рос существом социальным?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний -психологи, физиологи, логопеды, дефектологи.
М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе школьного логопеда с детьми, особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Я хотела бы предложить ряд игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые использую на логопедических занятиях.
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2.Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3.Развитие тактильной чувствительности рук.
4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5.Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6.Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
7.Совершенствование двигательной памяти.
8.Развитие речемыслительной деятельности.
9.Развитие мимической мускулатуры.
10.Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
2.Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
4.Формирование дружеских взаимоотношений.
5.Воспитание внимания к обращенной речи.
6.Развитие чувства уверенности в себе.
7.Формирование положительной мотивации на занятии.
8.Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
9.Формирование умения радоваться, достигая цели.
10.Формирование коммуникативных навыков.
Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений.
Комплексы упражнений предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.
1.Логопед создает мотивацию перед разучиванием блока упражнений.
2.Предмет во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательную вещь.
3.Умеренная дополнительная нагрузка при удержании предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
5.Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.
6.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
7.Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика.
8.Установка логопеда прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
9.Установка логопеда на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.
10.Удерживание предмета во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.
11.Число упражнений и их продолжительность логопед регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
12.Проведение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.
13.Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Игры с платочками.
Стираем вместе с мамой.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и
А я рядышком стояла, имитируют стирку белья.
Не стирала – охала- Покачивают головой вправо,
влево.
Ох, ох, ох!.. Голосовое включение.
Да глазами хлопала – Дети разводят в разные
стороны пальцы обеих рук,
подносят их к лицу и
имитируют «моргание
глазами».
Хлоп, хлоп, хлоп!.. Голосовое включение.
Да ногами топала – Дети топают ногами.
Топ, топ, топ!.. Голосовое включение.
Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе
А взять и маме помогать! руки и имитируют стирку
белья.
Паучок.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Паучок ползет. Все пальцы правой и левой
руки «бегут» по платочку.
Зацепился паучок Дети крепко сжимают в
Тонкой ниткой за сучок. кулаки пальцы обеих рук.
Лапками перебирает, Разжимают пальцы обеих
рук, двигают ими.
Паутинки сплетает, Водят круговыми
Мух поджидает. движениями
указательными пальцами
обеих рук по платочку,
затем собирают платочек
в обе ладони.
Улитка.
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Улитка-недотрожка Ставят кулак правой
Высунула рожки. или левой руки на
платочек. Показывают
указательный и средний
пальцы – «рожки улитки»,
шевелят ими.
Медленно ползет, Пальцы («рожки»)
Домик везет, медленно «передвигаются»
по поверхности платочка.
Листики жует! Пальцы обеих рук
собирают платочек
в обе ладони.
Игры со счетными палочками.
У Лариски две редиски.
У Лариски – две редиски, Дети ставят счетную
палочку на большой
палец правой руки
и держат указательным
пальцем правой руки.
У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
У Сережки-сорванца – Ставят счетную палочку
два зеленых огурца, на большой палец
правой руки и держат
безымянным пальцем
правой руки.
А у Вовки – две морковки. Ставят счетную палочку
на большой палец правой
руки и держат мизинцем
правой руки.
Овощи с грядки – Убирают счетную палочку
Все у нас в порядке! за спину.
Перелетные птицы.
Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками,
Птицы к югу улетают. постепенно поднимая
их вверх.
Все, растаяли вдали - Подносят ладонь
«козырьком» ко лбу.
Аист, Берут в руки счетную
палочку, ставят ее на
большой палец правой
руки и держат
указательным пальцем
правой руки.
Цапли, Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат
средним пальцем
правой руки.
Журавли. Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат
безымянным пальцем
правой руки.
Цапля ходит по болоту.
Цапля ходит по болоту, Дети ставят счетную
палочку на большой палец
правой руки и держат
указательным пальцем
правой руки.
Будто ищет там кого-то. Ставят счетную палочку
на большой палец правой
руки и держат средним
пальцем правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля Ставят счетную палочку
на большой палец правой
руки и держат
безымянным пальцем
правой руки.
Лягушонка хочет… Ставят счетную палочку на большой палец
правой руки и держат
мизинцем правой руки.
Сцапать! Убирают счетную палочку
за спину.
Игры с зубными щетками.
Массаж.
Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой
Чтоб погладить пальчики. подушечки Станьте ловкими скорей, пальцев правой, Пальчики-удальчики! затем левой руки,
начиная с большого
пальца и заканчивая
мизинцем.
За ягодами.
Дети берут в руки зубную щетку.
Раз, два, три, четыре, пять - Под счет растирают
щеткой подушечки
пальцев правой или
левой руки, начиная
с большого пальца
и заканчивая мизинцем,
затем меняют руки.
В лес идем мы погулять! Растирают щеткой ладонь, За черникой, большой палец,
За малиной, указательный,
За брусникой, средний,
За калиной, безымянный,
Землянику мы найдем мизинец.
Убирают зубную щетку
В сторону.
И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед-
«угощение».
Подарки Деда Мороза.
Дети берут в руки зубную щетку, растирают подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Дед Мороз принес подарки! Растирают щеткой
Буквари, большой палец,
Альбомы, указательный,
Марки, средний,
Кукол, безымянный,
Мишек мизинец.
Перекладывают
зубную щетку в
другую руку.
И машины, Растирают зубной
щеткой большой
палец,
Попугая указательный,
И пингвина, средний,
Шоколадок полмешка безымянный,
И пушистого щенка! мизинец.
Игры с резиночками для волос.
Наш обед.
Руки с мылом мы помыли - Дети потирают ладонями обеих рук.
Нас обедать пригласили. Делают манящие движения кистями
обеих рук. Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Ели супчик Надевают резиночку
на большой палец,
И котлету, на указательный,
Ели дыню на средний,
И конфету, на безымянный,
Ели маковый рулет. На мизинец.
Очень вкусный был обед! Облизывают губы языком, показывают,
как было вкусно.
Ночью.
Ночью тихо –«Ц-ц-ц!» Дети подносят
указательный палец
ко рту и произносят
звук (ц).
Только ветер – «С-с-с!» Протяжно, на одном
выдохе произносят
звук (с).
Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Спит белочка, Надевают резиночу
на большой палец,
Спит зайчик, на указательный,
Спит ежик, на средний,
Спит кабанчик. на безымянный,
Одна сова не спит, на мизинец.
А все вокруг глядит! Большой палец любой
руки выпрямляют,
остальные пальцы
сжимают в кулак.
Вращают кулак
в разные стороны.
Игры с крупными бигуди.
Веселая поездка.
На ладошке ехали, Дети катают бигуди
До угла доехали. между ладонями вперед назад, руки держат
перед собой.
Сели на машину, Дети кладут бигуди
на колени или на любую
ровную поверхность.
Налили бензину. Выполняют
логопедическое упражнение «Индюк». На машине ехали, Катают бигуди между
До реки доехали, ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
Тр-р-р. Стоп. Разворот. Перестают катать и
переворачивают бигуди.
На реке – пароход! Катают бигуди между
Пароходом ехали, ладонями вперед-
До горы доехали. назад, руки держат
Пароход не везет. перед собой. Надо сесть в самолет, Катают бигуди между
Самолет летит ладонями вперед-назад, В нем мотор гудит- руки направляют вверх
У-у-у-у-у-у-у! над головой.
Транспорт.
Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.
Вот на небо самолет Прямая кисть «взлетает»
Отправляется в полет! вверх.
Вот кораблик подплывет, Берут бигуди в руки
Носом волны разведет! и катают их между
А от самого порога ладонями вперед-назад,
Для машин идет дорога! руки держат перед собой.
ЛИТЕРАТУРА:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ДЦП на уроках технологии.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн...
Брошюра для обследования мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Аппробировано на собственном опыте....
Развитие мелкой моторики у младших школьников
Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов ...
Здоровьесберегающии технологии в развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте с детьми с ОВЗ
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.Использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффектив...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В этой статье пойдет речь о мелкой моторике пальцев рук, что мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение.При низком уровне развития моторики у...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...
Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...