"Дифференциация звуков и букв Ш-Ж"
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Кузькина Людмила Евграфовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедическое занятие 33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель - логопед Кузькина Л.Е.

Класс: 3

Учебный предмет: логопедия

Тема  урока: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш»

 Цель: Дифференцирование звуков и букв Ш и Ж.

 Коррекционно-образовательные задачи:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости – глухости в слогах, словах, словосочетаниях, предложении.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Животные и их детеныши».

Формировать лексико-грамматический строй речи, используя слова в форме родительного и дательного падежа.

Закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

Уметь устанавливать различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль над работой органов артикуляции;

Развивать слуховое внимание, память, мышление и зрительный гнозис;

Развивать умение ориентироваться на своем теле;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать навыки самомассажа.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать взрослого, а также следить за собственной речью;

воспитывать чувство товарищества при работе в группе, проведению взаимоконтроля при работе в паре.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, индивидуальные зеркала, смайлики, макет зоопарка, бумажные фигуры животных и детенышей, конверты с изображениями животных (тень, зашумленный рисунок, часть предмета, силуэт), разноцветные прищепки, карточки со слогами.

№ п/п

Этапы

Время

Виды деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

1.

Мотивационно – целевой

5 мин.

1.Положительный эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

- У нас сегодня на занятии гости, поприветствуйте их.

-Садитесь. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию.

-Мы учимся говорить четко и правильно, а для этого сделаем артикуляционную разминку.

2. Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости,

(надуваем щеки)

С ними худые - лишь кожа да кости.

(втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

(губы в широкой улыбке)

Поцеловать они всех потянулись.

(губы вытягиваются вперед)

Утром проснулись - в улыбочку губы

(повторяем улыбку)

Чистили мы свои верхние зубы

(широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

(соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим.

(повторение этих движений языком в положении за нижними зубами)

- Молодцы!

- Послушайте внимательно, какой согласный звук повторяется в словах: жаба, жук, ежи.

А теперь в словах: кукушка, шакал, мышка.

 Вы догадались, о каких звуках  сегодня мы будем говорить на занятии?

А эти звуки похожи?

- Да, они очень похожи, поэтому их можно перепутать в словах.

- Что делать?

Обобщение: Чтобы не путать звуки Ш и Ж– нужно найти их различия.

Оцените как вы справились с этим заданием.

Создание условий для включения в познавательную деятельность.

Демонстрация артикуляционной гимнастики в картинках (слайд 1)

Создание условия постановки проблемной ситуации, формирование цели.

Выполнение упражнений, используя индивидуальные зеркала.

О звуках Ш и Ж.

Определяют акустическое сходство звуков.

 Нужно найти отличия.

Оценка своей деятельности (смайлик)

2.

Ориентировочный

3 мин

- Как будем искать различия? Что нам поможет в этом?  

- Проанализируем положение органов артикуляции:

[ш]- губы – «бублик», язык «чашечкой», воздушная струя –теплая, голос молчит.

[ж] – губы «бублик», язык «чашечкой», воздушная струя –теплая, голос работает.

- какое различие вы нашли?

 Обобщение: Артикуляция этих звуков очень похожа, но различие в том, что [ш]- глухой, [ж] – звонкий.

Оцените, как справились с этим заданием.

Демонстрация букв с обозначениями звонкости и глухости (слайд 2)

Помогут зеркала.

 [ш]- глухой, [ж] – звонкий.

Оценка своей деятельности (смайлик)

3.

Поисково-исследовательский

5 мин.

Дифференциация по звонкости-глухости:

Упражнение « Рассели животных в зоопарке» по принципу различия.

- Ребята, посмотрите какой замечательный у нас зоопарк! Кого в нем не хватает? Они решили поиграть с нами в прятки. Угадайте, какое животное в вашем конверте?

- А теперь подумайте, как правильно их расселить?

-На территории зоопарка имеются обозначения.

-Молодцы! Животные остались довольны и предлагают сделать с ними веселую зарядку!

Динамическая пауза

«У жирафа пятнышки везде»

У жирафов, у жирафов пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде

(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обобщение: Вы угадали животное, которое было в вашем конверте, и определили какой звук был в его названии.

Оцените, как справились с заданием.

Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Руководство выполнением движений и правильное произношение звуков и слов.

 

Мышка, ежик, лягушка, журавль.

Распределение фигурок животных по наличию звука в их названии (звонок, крестик).

Координирование учащимся выполнения движений с синхронным проговариванием текста.

Оценка своей деятельности (смайлик)

4.

Практический

15 мин

1.Дифференциация в слогах и словах.              

Лого-игра «Эхо» с прищепками

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!

 Жу-жу-жу, как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, мне ужаток покажи.

 Упражнение «Сложи слово»

  - Ребята, у вас на карточке в левом верхнем углу находится цифра, найдите слоги с такой же цифрой и составьте из них слово.  Составьте звуковую схему этого слова с помощью цветных прищепок.

-  Определите сколько гласных звуков в вашем слове? Сколько слогов?  Какой ударный слог?    

- Этих животных мы тоже заселим в наш зоопарк.          

2.Дифференциация в словосочетаниях
- Животные потеряли своих детенышей, поможем их найти?

- Кому какого детеныша дали?

 

3.Дифференциация в предложениях

Упражнение «Предложение сломалось»

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом упражнении?

- Посовещайтесь, распределите слова между собой и составите их в правильном порядке.

 

- В каких словах встречаются наши звуки?

Обобщение: Вы научились различать эти звуки в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.

 Оцените свою работу.

Образец словосочетания: (лошади-жеребенка)

(слайд 3)

Закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Слог – слово – словосочетание – предложение».

Выполнение самомассажа с помощью прищепок.

Составление слов из слогов (кукушка, жаба, жираф, шакал).

 Составление звуковой схемы (взаимопроверка в паре), определение количества гласных звуков и слогов, ударного слога.

Распределение фигурок животных по наличию звука в их названии (звонок, крестик).

Проговаривание словосочетаний:

лягушке-лягушонка,  ежику-ежонока,  мышке-мышонока, журавлю-журавленка.

Правильно составить слова в предложении.

Работа в группе у интерактивной доски (прискакала, жеребенку, Лошадь, к.)

Вспоминают правила написания предложения (заглавная буква в начале, точка в конце)

Оценка своей деятельности (смайлик).

5.

Рефлексивно–оценочный

2 мин

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли ее решить?

- Оцените свою работу, пользуясь смайликом.

Молодцы! Вы очень старались!

А хотите пополнить наш зоопарк новыми животными?

Придумайте, каких животных со звуками Б-П вы заселите на следующем занятии.

Организация оценивание учениками собственной деятельности, фиксирую неразрешенные затруднения для будущей познавательно-исследовательской деятельности

Самооценка результатов своей деятельности, ориентируясь на смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....