"Дифференциация звуков и букв Ш-Ж"
методическая разработка по логопедии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Учитель - логопед Кузькина Л.Е.
Класс: 3
Учебный предмет: логопедия
Тема урока: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш»
Цель: Дифференцирование звуков и букв Ш и Ж.
Коррекционно-образовательные задачи:
Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости – глухости в слогах, словах, словосочетаниях, предложении.
Обогащать и активизировать словарь по теме «Животные и их детеныши».
Формировать лексико-грамматический строй речи, используя слова в форме родительного и дательного падежа.
Закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
Уметь устанавливать различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль над работой органов артикуляции;
Развивать слуховое внимание, память, мышление и зрительный гнозис;
Развивать умение ориентироваться на своем теле;
Развивать общую и мелкую моторику;
Развивать навыки самомассажа.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать взрослого, а также следить за собственной речью;
воспитывать чувство товарищества при работе в группе, проведению взаимоконтроля при работе в паре.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, индивидуальные зеркала, смайлики, макет зоопарка, бумажные фигуры животных и детенышей, конверты с изображениями животных (тень, зашумленный рисунок, часть предмета, силуэт), разноцветные прищепки, карточки со слогами.
№ п/п | Этапы | Время | Виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | |||
1. | Мотивационно – целевой | 5 мин. | ||||||
1.Положительный эмоциональный настрой. -Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! - У нас сегодня на занятии гости, поприветствуйте их. -Садитесь. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию. -Мы учимся говорить четко и правильно, а для этого сделаем артикуляционную разминку. 2. Артикуляционная гимнастика (надуваем щеки) С ними худые - лишь кожа да кости. (втягиваем щеки) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (губы в широкой улыбке) Поцеловать они всех потянулись. (губы вытягиваются вперед) Утром проснулись - в улыбочку губы (повторяем улыбку) Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком) С нижними зубками тоже мы дружим. (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) - Молодцы! - Послушайте внимательно, какой согласный звук повторяется в словах: жаба, жук, ежи. А теперь в словах: кукушка, шакал, мышка. Вы догадались, о каких звуках сегодня мы будем говорить на занятии? А эти звуки похожи? - Да, они очень похожи, поэтому их можно перепутать в словах. - Что делать? Обобщение: Чтобы не путать звуки Ш и Ж– нужно найти их различия. Оцените как вы справились с этим заданием. | Создание условий для включения в познавательную деятельность. Демонстрация артикуляционной гимнастики в картинках (слайд 1) Создание условия постановки проблемной ситуации, формирование цели. | Выполнение упражнений, используя индивидуальные зеркала. О звуках Ш и Ж. Определяют акустическое сходство звуков. Нужно найти отличия. Оценка своей деятельности (смайлик) | ||||||
2. | Ориентировочный | 3 мин | ||||||
- Как будем искать различия? Что нам поможет в этом? - Проанализируем положение органов артикуляции: [ш]- губы – «бублик», язык «чашечкой», воздушная струя –теплая, голос молчит. [ж] – губы «бублик», язык «чашечкой», воздушная струя –теплая, голос работает. - какое различие вы нашли? Обобщение: Артикуляция этих звуков очень похожа, но различие в том, что [ш]- глухой, [ж] – звонкий. Оцените, как справились с этим заданием. | Демонстрация букв с обозначениями звонкости и глухости (слайд 2) | Помогут зеркала. [ш]- глухой, [ж] – звонкий. Оценка своей деятельности (смайлик) | ||||||
3. | Поисково-исследовательский | 5 мин. | ||||||
Дифференциация по звонкости-глухости: Упражнение « Рассели животных в зоопарке» по принципу различия. - Ребята, посмотрите какой замечательный у нас зоопарк! Кого в нем не хватает? Они решили поиграть с нами в прятки. Угадайте, какое животное в вашем конверте? - А теперь подумайте, как правильно их расселить? -На территории зоопарка имеются обозначения. -Молодцы! Животные остались довольны и предлагают сделать с ними веселую зарядку! Динамическая пауза «У жирафа пятнышки везде» У жирафов, у жирафов пятна, пятнышки везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку) Обобщение: Вы угадали животное, которое было в вашем конверте, и определили какой звук был в его названии. Оцените, как справились с заданием. | Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. Руководство выполнением движений и правильное произношение звуков и слов. |
Мышка, ежик, лягушка, журавль. Распределение фигурок животных по наличию звука в их названии (звонок, крестик). Координирование учащимся выполнения движений с синхронным проговариванием текста. Оценка своей деятельности (смайлик) | ||||||
4. | Практический | 15 мин | ||||||
1.Дифференциация в слогах и словах. Лого-игра «Эхо» с прищепками Ша - ша - ша - как погода хороша! Жу-жу-жу, как-то еж пришел к ужу. Упражнение «Сложи слово» - Ребята, у вас на карточке в левом верхнем углу находится цифра, найдите слоги с такой же цифрой и составьте из них слово. Составьте звуковую схему этого слова с помощью цветных прищепок. - Определите сколько гласных звуков в вашем слове? Сколько слогов? Какой ударный слог? - Этих животных мы тоже заселим в наш зоопарк. 2.Дифференциация в словосочетаниях - Кому какого детеныша дали?
3.Дифференциация в предложениях Упражнение «Предложение сломалось» - Как вы думаете, что нужно сделать в этом упражнении? - Посовещайтесь, распределите слова между собой и составите их в правильном порядке.
- В каких словах встречаются наши звуки? Обобщение: Вы научились различать эти звуки в слогах, словах, словосочетаниях и предложении. Оцените свою работу. | Образец словосочетания: (лошади-жеребенка) (слайд 3) | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Слог – слово – словосочетание – предложение». Выполнение самомассажа с помощью прищепок. Составление слов из слогов (кукушка, жаба, жираф, шакал). Составление звуковой схемы (взаимопроверка в паре), определение количества гласных звуков и слогов, ударного слога. Распределение фигурок животных по наличию звука в их названии (звонок, крестик). Проговаривание словосочетаний: лягушке-лягушонка, ежику-ежонока, мышке-мышонока, журавлю-журавленка. Правильно составить слова в предложении. Работа в группе у интерактивной доски (прискакала, жеребенку, Лошадь, к.) Вспоминают правила написания предложения (заглавная буква в начале, точка в конце) Оценка своей деятельности (смайлик). | ||||||
5. | Рефлексивно–оценочный | 2 мин | ||||||
- Какую задачу ставили? - Удалось ли ее решить? - Оцените свою работу, пользуясь смайликом. Молодцы! Вы очень старались! А хотите пополнить наш зоопарк новыми животными? Придумайте, каких животных со звуками Б-П вы заселите на следующем занятии. | Организация оценивание учениками собственной деятельности, фиксирую неразрешенные затруднения для будущей познавательно-исследовательской деятельности | Самооценка результатов своей деятельности, ориентируясь на смайлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"
Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Развитие фонематического восприятия;2....