Консультация для родителей "Методические рекомендации по обучению грамоте"
консультация по логопедии

Царевская Елена Геннадьевна

Консультация позволит родителям дошкольников и первоклассников избежать типмчных ошибок при обучении грамоте детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley._obuchenie_gramote.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

  Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
  4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
  • Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
  • Назови сам слова на звук «а»
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на

     что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать

     пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  

     например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           Эта буква широка и похожа на жука (Ж)

           И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

            Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: Сфера, 2005.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.. Чтение без принуждения. – М.: 1993
  3. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. М.:.Флинта, 1998.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.
  5. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс упражнений для детей 5-7 лет. – М., Гном и Д, 2006.
  6. Максимук И.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М. Вако, 2004.
  7. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте с методическими рекомендациями

Тема Гласная буква У.Звук(у).Программа "школа 2100",1 класс...

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)

Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых  ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...

Рекомендации родителям "Обучение грамоте будущих первоклассников"

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:...

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...

Консультация для родителей "Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет"

Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий....