Консультация для родителей "Методические рекомендации по обучению грамоте"
консультация по логопедии
Консультация позволит родителям дошкольников и первоклассников избежать типмчных ошибок при обучении грамоте детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._obuchenie_gramote.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:
- Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
- Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
- Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
- Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
- Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
- Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
- «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
- Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
- Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях
При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:
- Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
- Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
- Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
- Спой звук «а». Запомни: он гласный, потому, что поётся
- Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
- Назови сам слова на звук «а»
- Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
- Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
- Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.
- Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на
что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать
пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,
например,
Покатилось колесо, превратилось в букву О.
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
А - как лесенка стоит – начинает алфавит.
Влез на букву озорник, он решил, что П – турник
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком
В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата
Эта буква широка и похожа на жука (Ж)
И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.
На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)
Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке
Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.
- Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
- Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.
НА НО НУ НЫ НИ
СА СО СУ СЫ СИ
Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.
- Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
- Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ
- Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
- Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
- После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
- Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.
Литература:
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: Сфера, 2005.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.. Чтение без принуждения. – М.: 1993
- Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. М.:.Флинта, 1998.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.
- Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс упражнений для детей 5-7 лет. – М., Гном и Д, 2006.
- Максимук И.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М. Вако, 2004.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте с методическими рекомендациями
Тема Гласная буква У.Звук(у).Программа "школа 2100",1 класс...
Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.
Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...
Методические рекомендации по обучению грамоте. Из опыта работы воспитателя.
Из опыта работы воспитателя...
Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)
Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...
Рекомендации родителям "Обучение грамоте будущих первоклассников"
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:...
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте...
Консультация для родителей "Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет"
Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий....