Формирование фонематического слуха через игру
материал по логопедии (1, 2 класс)

Сотникова Ирина Минсагировна

    Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического слуха через игру

Игра «Слушай, думай, отвечай -  с нужного звука  начинай»

Цель игры:  развитие фонематического слуха и восприятия;

 закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация  и расширение словаря  детей;

 развитие мыслительных операций.

Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.

1. Слушай, думай, отвечай,

Со звука А начинай.

1

Крупная перелетная птица с длинным клювом.

аист

2

Пассажирский транспорт.

автобус

3

Мужское имя

Антон

4

Доктор, который лечил зверей.

Айболит

5

Фрукты

Ананас, апельсин, абрикос

6

Садовые цветы

астры

7

Женское имя

Анна, Алла

8

Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь, мякоть красную поешь.

арбуз

2. Слушай, думай, отвечай,

Со звука У начинай.

1

Домашняя и перелетная птица

утка

2

То назад, то вперёд 
Ходит бродит пароход. 
Остановишь - горе! 
Продырявит море!

утюг

3

Часть суток

утро

4

Женское имя

Ульяна

5

Место, где гуляют взрослые и дети.

улица

6

Теремок, гляди, ползет, 
На себе его везет 
Хозяюшка богатая, 
Хозяюшка рогатая.

улитка

3. Слушай, думай, отвечай,

Со звука О начинай.

1

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, 
Собрались овечки у небесной речки.
 

облака

2

Время года

осень

3

Упрямое домашнее животное

осел

4

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.

оса

4.   Слушай, думай, отвечай,

Со звуков М-Мь   начинай.

1

Мною умываются, слёзы появляются.                                                                                

мыло        

2

Дикий зверь.                                              

медведь

3

Овощ, у которого едят корень.        

морковь

4

Инструмент, которым забивают гвозди                          

молоток

5

Сильный холод зимой.        

мороз        

6

Напиток из ягод.        

морс

7

Кукла одна в другой.                        

матрёшка

8

Маленькое животное с длинным хвостом          

мышка

9

Стол, стул, шкаф – это …                                

мебель

10

Помещение, где продают и покупают товар.  

магазин

11

Транспорт.                                                                                

машина        

12

Мера времени.                                                          

минута

13

Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых.        

молоко

14

Знак вычитания.                                                        

минус

15

Переход через реку.        

мост

16

Насекомые – санитары леса.                                        

муравьи

17

Мужское имя.                                                  

Михаил, Максим

18

Снежная буря.

Метель

19

Его едят и зимой, и летом.

Любят и взрослые, и дети.                              

мороженое  

20

 Женское имя                                                                    

Маша, Марина.

21

Его уронила в речку девочка Таня

мяч

5. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков П- Пь начинай.

1

 Он нужен каждому ученику.  

Пенал, портфель

2

Он приходит в каждый дом,

И приносит новости.                                                                                                                                            

почтальон

3

Говорящая птица

попугай

4

Без нее не проживет ни один человек.

пища

5

Тарелка, сковорода, чашка – это

посуда

6

Овощ на грядке.

помидор

7

Птица с красивым хвостом.

павлин

8

Женская одежда.

платье

9

Мужское имя.

Павел, Потап

10

Детеныш свиньи.

поросенок

11

Первый день недели

понедельник

12

Оценку, которую любят ученики

пять

13

Последний рабочий день недели

пятница

6. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков Т-Ть начинай.

1

Домашняя обувь.

Тапочки

2

Он поможет поговорить с другим городом.

Телефон

3

В ней пишет ученик.

Тетрадь

4

Ящик, из которого доносится изображение и голос.

Телевизор

5

Дерево, с которого облетает пух.

Тополь

6

Женское имя.

Таня, Тоня

7

Автобус, автомобиль, самолет-это.

Транспорт

8

За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Этот северный …

тюлень

9

Цифра

три

10

Мужское имя

Толя, Тима

11

Маленькая коровка или детеныш коровы

теленок

12

По небу плывут, дождик несут

тучи

 

7.  Слушай, думай, отвечай,

Со звуков С-Сь   начинай.

1

Засохший хлеб                                                                        

сухарь

2

 Домашнее животное                                                              

свинья

3

Игра со  снегом                                                    

снежки

4

Шестой день недели                                            

суббота

5

Часть слова                                                          

слог

6

Вежливое слово                                                          

спасибо

7

Обувь для дождливой погоды                                                  

сапоги

8

Мастер по дереву                                             

столяр

9

 Дерево  с длинными иголками                 

сосна

10

Зимующие птицы                                                

сорока, синица, снегирь

11

Милицейский сигнал

свисток

12

Частичка снега

снежинка

13

Ночная птица

сова

14

Комната, в которой спят         

спальня

15

Часть лестницы, на которую ставят ноги         

ступенька

16

Кусок ткани, которым покрывают стол

скатерть

17

Человек, который живет рядом                         

сосед

18

Музыкальный инструмент                                

скрипка

19

Отпечаток ноги на снегу, песке                        

след

20

Число больше шести, но меньше восьми                 

семь

21

Отец, мать, дочь, сын –это

семья

22

Ты весь мир обогреваешь, 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ... 

солнце

                                        

8. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков К-Кь начинай.

1

Домашние животные

Корова, коза, кошка

2

Маленькая кошечка- это

котенок

3

Черный Ивашка, 
Деревянная рубашка, 
Где носом пройдет - 
Там заметку кладет.

карандаш

4

Овощ

картофель

5

Садовая ягода

клубника

6

Школьные принадлежности

краски, карандаш

7

Напиток из сухофруктов

компот

8

Северная полезная ягода

клюква

9

Детеныш козы

козленок

10

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл -
Всех проглотит ...

крокодил

9. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков Г-Гь начинай.

1

Часть тела.        

глаза, губы, голова

2

Фрукты                                

груша, гранат

3

Опята, маслята, грузди – это                                                                        

грибы

4

Птичий домик.        

гнездо

5

Место для посадки овощей.                                                                            

грядка

6

Дикая и домашняя птица.

голубь, гусь

7

Сигнал, подаваемый тепловозом                              

гудок

8

Перелётная птица.

грач

9

Место для проживания в  другом городе

гостиница

10

Мелкий овощ.                                        

горох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...

Дидактический материал по формированию фонематического слуха детей.

Текст на частотность употребления звуков [ж], [ш], [з]....

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Нейрофизиологические       и       психолингвистические       аспекты форм...

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений....

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...