Психология овладения актом чтения в норме
статья по логопедии
Психология овладения актом чтения в норме
Акт чтения или, как его называют, «процесс чтения» представляет собой достаточное сложное психологическое и физиологическое явление. Именно этот процесс является практически основным источником получения учащимися знаний и информации в ходе школьного обучения.
Поскольку процесс чтения имеет физиологическую основу, в нем задействованы сложнейшие механизмы и связи двух сигнальных систем, принимают участие разные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой [Ананьев 1950:1]. Психофизиологическая основа данного процесса считается даже более сложной, чем основа процесса устной речи, ведь чтение соединяет в себе как устную, так и письменную речь.
Зрительное восприятие человеком текста определяет начало процесса чтения, после которого происходит различение человеком начертаний букв, определение этих букв согласно их названиям, т.е. налицо процесс узнавания букв. После этого необходимо соотнести узнанные буквы со звуками, и, наконец, воспроизвести нужный звуковой ряд и прочитать слово. После его произнесения и соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В описанном процессе чтения можно выделить две стороны: техническую и смысловую. В первом случае происходит соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением, а во втором – произнесенное соотносится со смыслом слова. Таким образом, существует тесная связь между характером зрительного восприятия и последующим пониманием прочитанного, его смысловым наполнением.
Сам процесс чтения представляет собой определенный навык. Это значит, что его можно сформировать путем повторения и доведения его до автоматизма. Обучение навыку чтения происходит поэтапно. Каждый этап обучения чтению связан с предыдущим и более качественен. Формирование навыка чтения происходит в ходе длительного и целенаправленного обучения.
Т.Г. Егоров в своем исследовании выделяет этапы или ступени обучения навыку чтения. Он считает, что можно выделить в качестве таковых:
1) первую ступень навыка чтения - овладение звукобуквенными обозначениями;
2) чтение по слогам;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.
Каждую ступень навыка чтения он предлагает характеризовать через своеобразие психологической структуры, специфические задачи и трудности, связанные с приемами овладения.
Последнюю ступень овладения навыком чтения можно охарактеризовать «достаточной сформированностью устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), сформированностью лексико-грамматического анализа и синтеза речи, сформированностью лексико-грамматического строя речи, а также достаточным развитием пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса» [Волкова 1998:5]
При овладении навыком чтения на достаточно хорошем уровне чтение переходит в деятельность и в этом качестве играет большую роль в жизни человека: происходит стимулирование психического развития человека, вследствие чтения формируется личность человека, а также оно способствует общеобразовательной подготовке человека.
Однако, не всегда человек может овладеть навыком чтения, поскольку возможно нарушение самого психофизиологического процесса чтения.
Подобные нарушения чтения получили в литературе название «дислексия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_ovladeniya_aktom_chteniya_v_norme.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология овладения актом чтения в норме
Акт чтения или, как его называют, «процесс чтения» представляет собой достаточное сложное психологическое и физиологическое явление. Именно этот процесс является практически основным источником получения учащимися знаний и информации в ходе школьного обучения.
Поскольку процесс чтения имеет физиологическую основу, в нем задействованы сложнейшие механизмы и связи двух сигнальных систем, принимают участие разные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой [Ананьев 1950:1]. Психофизиологическая основа данного процесса считается даже более сложной, чем основа процесса устной речи, ведь чтение соединяет в себе как устную, так и письменную речь.
Зрительное восприятие человеком текста определяет начало процесса чтения, после которого происходит различение человеком начертаний букв, определение этих букв согласно их названиям, т.е. налицо процесс узнавания букв. После этого необходимо соотнести узнанные буквы со звуками, и, наконец, воспроизвести нужный звуковой ряд и прочитать слово. После его произнесения и соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В описанном процессе чтения можно выделить две стороны: техническую и смысловую. В первом случае происходит соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением, а во втором – произнесенное соотносится со смыслом слова. Таким образом, существует тесная связь между характером зрительного восприятия и последующим пониманием прочитанного, его смысловым наполнением.
Сам процесс чтения представляет собой определенный навык. Это значит, что его можно сформировать путем повторения и доведения его до автоматизма. Обучение навыку чтения происходит поэтапно. Каждый этап обучения чтению связан с предыдущим и более качественен. Формирование навыка чтения происходит в ходе длительного и целенаправленного обучения.
Т.Г. Егоров в своем исследовании выделяет этапы или ступени обучения навыку чтения. Он считает, что можно выделить в качестве таковых:
1) первую ступень навыка чтения - овладение звукобуквенными обозначениями;
2) чтение по слогам;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.
Каждую ступень навыка чтения он предлагает характеризовать через своеобразие психологической структуры, специфические задачи и трудности, связанные с приемами овладения.
Последнюю ступень овладения навыком чтения можно охарактеризовать «достаточной сформированностью устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), сформированностью лексико-грамматического анализа и синтеза речи, сформированностью лексико-грамматического строя речи, а также достаточным развитием пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса» [Волкова 1998:5]
При овладении навыком чтения на достаточно хорошем уровне чтение переходит в деятельность и в этом качестве играет большую роль в жизни человека: происходит стимулирование психического развития человека, вследствие чтения формируется личность человека, а также оно способствует общеобразовательной подготовке человека.
Однако, не всегда человек может овладеть навыком чтения, поскольку возможно нарушение самого психофизиологического процесса чтения.
Подобные нарушения чтения получили в литературе название «дислексия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ НА ТЕМУ: «Приемы преодоления неуспешности учащихся в овладении литературным чтением»
Творческий отчёт...
Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.
Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...
Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.
Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...
Четыре ступени овладения навыком чтения
Знакомство родителей с 4 ступенями овладения чтения...
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать....