Система заданий для развития речи учеников начальных классов
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Ивлева Ирина Игоревна

Система заданий для развития речи учеников начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_preodoleniya_lgnr_k_ritorike.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Система заданий для развития речи учеников начальных классов

1 Мое отношение к словам

   Каждый ученик  произносит и записывает

  • три слова, которые он любит;
  • три слова, которые он ненавидит;
  • три слова, которые ему внушают страх;
  • три слова, которые ему приятны.

   Ученики объясняет свой выбор. В парах составляют текст или поэму, содержащую эти слова.

2.Что можно сделать со словами

   Каждый находит свой ответ (слова можно любить, находить их красивыми, некрасивым, хотеть их услышать, любить их повторять…)

3. Звуки

   Все закрывают глаза и слушают звуки, идентифицируют их. Через пять секунд открывают глаза. Каждый высказывается о том, как он «прожил» это упражнение, какие звуки он слышал. Затем дети записывают: «Я слышал шум…». По очереди каждый прочитывает написанное им, преподаватель предлагает добавит прилагательные, определяющие услышанные звуки. Например: «Я услышал громкий шум пролетающего самолета».

4. Мой пейзаж

   Все закрывают глаза ладошками, спокойно вдыхают и выдыхают и представляют пейзаж с максимально возможным количеством деталей. Через 5 секунд открывают глаза. Каждый описывает свой пейзаж, рисует его и, если хочет, записывает.

5. Мои запахи

   Все закрывают глаза ладошками, спокойно вдыхают и выдыхают и вспоминают запахи, которые ему нравятся или не нравятся. Через 5 секунд открывают глаза и рассказывают

  • какой запах?
  • Как его можно описать?
  • Что он напоминает?

   Записывают.

6. «Мобилизация» лексического запаса

   Игра, подобная предыдущей. Но на этот раз стоит задача не упоминать слова из следующих категорий:

  • Животные;
  • Животные с четырьмя лапами;
  • Животные с двумя лапами;
  • Одежда;
  • Цвета;
  • Глаголы в неопределенной форме;
  • Слова, начинающиеся с согласной;
  • Слова, начинающиеся с гласной;
  • Слова, заканчивающиеся на а

    Можно ограничить время, ставя задачу находить слова за 1, 2 минуты, запоминая их наизусть, записывая их.

7. Пересказываем предложения

   А произносит предложение.

   Б повторяет его и пересказывает другими словами.

Например: Однажды птица свила гнездо на дереве.

Получаем: В один прекрасный день  птаха устроила себе жилище в листве.

Не стоит быть уверенным, что ты выиграешь.

Маленький мальчик был переполнен счастьем.

Собака гуляла по улице.

Кажется,  он находит это смешным.

Внезапно он упал, споткнувшись на неровной дорге.

Прогуливавшийся человек был одет в просторное пальто и широкополую шляпу.

Мы вникли в проблему.

Мы живем на  франко-германской границе.

Ты слишком поздно об этом подумал.

Этот старый дом скоро рухнет.

Нам придется обратить внимание на сложившуюся ситуацию

Слишком большая снисходительность к человеку может его испортить.

Сначала мы проведем необходимые работы для того, чтобы дом стал жилым.

Будьте любезны не выбрасывать мусор в непредназначенных местах.

День клонится к вечеру.

8. Другими словам

 Ученики разбиваются парами. Цель упражнения пересказать  текст другими словами, сначала устно, затем письменно. Необходимо изменит почти все слова.

9. Половина.

Выбирается текст. Его делят на две части 

  • По вертикали;
  • По горизонтали;
  • По диагонали слева направо;
  • По диагонали справа налево.

Задание состоит в том, чтобы восстановит текст, опираясь на его половинку.

10. Существительные мужского рода

  Составить текст, в котором все существительные мужского рода. Начало:

    Когда-то существовал замок, окруженный волшебным лесом. Ни один человек не мог войти в этот лес, за исключением одного старого мудреца. Было известно, что там спрятан клад.

11. Существительные женского рода

Переделать предыдущий текст, изменяя все слова мужского рода на слова женского рода.

12. Единственно число – множественное число.

Создается текст с существительными в единственном числе, затем пересказывается во множественном.

13. Множественно число – единственное число

Создается текст с существительными во множественном числе, затем его пересказывают в единственном.

 

14. Поиграем со временем.

Пересказываем текст, перенося его в настоящее, будущее время.

15. Создаем текст в отрицательной форме.

16. Артикулирование

Упражнение выполняется в группе. Дети закрывают глаза и пытаются почувствовать, что происходит с губами, языком, зубами, челюстями, когда произносятся речевые звуки. Затем, каждый рассказывает о своих наблюдениях.

Дети обращают внимание на то, как произносятся ап – па, как произносятся имена небольшие предложения.

17. Удовольствие от артикулирования

   Выбирается текст и прочитывается со смакованием каждого слога, каждого слова, как если бы мы ели что-нибудь очень вкусное. Останавливаемся на каждом слове, чувствуем как мы переходим от слога к другому, от одного слова к другому, слияние слов, предложений.

18. Знаки пунктуации

   Прочитывается текст, произнося каждый пунктуационный знак (точка запятая и т.д.).

19. Липучка

В эту игру играют вдвоем. А читает текст. Б садится слева от А и прячет пальцем то, что читает Б, стараясь убирать палец вовремя, следя за тем, чтобы не мешать партнеру. Цель: учиться работать вместе. Первым роль  Б может сыграть взрослый, затем продолжают участники. Ролями меняются через минуту.

20. Все в твоей руке

Группа делится по два человека. А закрывает глаза и протягивает руку к Б. Б пальцем пишет на руке у А цифру или букву. А должен идентифицировать написанное. Меняются ролями. Затем прописывается слог, слово, математическое выражение. Игроки получают по одному баллу за каждую удавшуюся отгадку.

21. Поговорим.

А описывает свою комнату в течение 1 минуты. В повторяет, то что А описал. Затем каждый описывает свою комнату письменно.

Можно предложить также темы спорт, самопрезентация, описание класса, описание фото, кулинарный рецепт, планы на каникулы, чем бы я хотел сейчас заняться.

22. Навязанное слово

Выдаются карточки с написанным  словом. Каждый должен говорить в течение одной минуты, употребляя при этом пять раз данное слово.

23. Два навязанных слова

Задание, подобное предыдущему, но на сей раз необходимо использовать два слова. Например: галлюцинация, барометр.

24. Три навязанных слова

Задание, подобное предыдущим, но на сей раз необходимо употребить три слова. Например: шишка, ракушка, вязание.

25 Сценка

Группа делится по парам и каждой паре достается ситуация, которую необходимо разыграть. Пары придумывают сценку и записывают сценарий. Сценки разыгрываются перед группой.

  • Вы на борту космической ракеты.
  • Вы оказываетесь на необитаемом острове. Вдруг вы замечаете чьи-то шаги…
  • Вы выиграли большую сумму денег в лото.
  • Ваш день рождения. В дверь звонят…
  • Вы учитель, ваш ученик мешает вести урок.
  • Вы выиграли путешествие на северный полюс.
  • Вы застряли в лифте.

26. Охота за словами

Группа делится на пары. А должен  в течение минуты произнести как можно больше слов. Слова подсчитываются. Затем В выполняет тоже задание, но его задача не повторять те слова, которые произнес А.

27. Охота за словами - 2

Игра подобна предыдущей, но на этот раз эстафета переходит от А к В, от В к С. и т д. Когда вся группа выполнила задание, все вместе сочиняют рассказ с использованием этих слов.

28. Турнир антонимов

Группе предлагаются слова в устной форме, задача учащихся быстро подобрать антоним.

Красивый, горячий, добрый, спокойный, простой, свежий, злой, вежливый, умный, веселый, счастливый, высокомерный, расслабленный, крепкий, приятный, торопиться, болтливый, богатый, мужской, входить, святой, послушный, максимум, спокойствие, тяжелый, уверенный, чистый, ужасный.

 Когда список закончился, ученики разбиваются пол парам и  вспоминают как можно больше слов-антонимов.

29. Турнир синонимов

А читает список следующих слов. Дети по очереди находят множество синонимов.

Старый, красивый, каникулы, битва, заброшенный, домашний, ароматный, всегда, преимущество, точный, справедливый, глубина, рвать, выгода, печаль, энергичный, несчастный, грязь.

Когда список закончился, ученики разбиваются пол парам и  вспоминают как можно больше слов-синонимов.

30. Доклад

Каждый придумывает какое-нибудь событие и описывает его учителю  устно, а затем письменно. Затем по очереди все прочитывают свой текст и голосуют за самый лучший рассказ.

31. Алфавит

Рассказать алфавит, вставляя последовательно цифры через каждые две буквы.

АБ1ВГ2…

32. Алфавит - 2

Рассказывать алфавит, вставляя буквы через каждые три цифры.

123А456Б…

33. Алфавит с пропусками одной буквы

А, В, Д, Ё, З, Й …

34. Алфавит задом наперед

Например: АБ – БА

                      АБВ – ВБА

АБ

АБВ

АБВГ

ДЕЁ

ДУЁЖ

ЗИКЛ

МНОП

РСТ

УФХЦ

ЧШЩ

ЪЫЬ

ЭЮЯ

35. Повторяем по порядку и задом наперед

А2С8

Б42Д82

3М4П25

О3Л4В

БВ3Н4

36. Послушайте и ответьте на вопросы

8А2БВ8

Сколько букв и сколько цифр? Какие именно буквы и какие именно цифры? Повторите последовательность.

34БСД04

Сколько элементов? Сколько букв? Сколько цифр? Какая цифра стоит перед Б? Какая цифра повторяется? Какая первая и последняя цифра в этой последовательности?

37. Послушайте и сосчитайте

Сосчитайте сколько раз вы услышали звук а:

Пиратататива

Шакаливиута

Соропатилама

38. Послушайте и сосчитайте

Сосчитайте сколько раз вы услышали звук п:

Парабатапа

Вабапапара

Абакапабу

39. Послушайте и сосчитайте:

Сколько раз вы услышали слог ми в псевдослове «аранимифами»?

40. Повторите:

Вафабитудола

Кормисордилату

Фуфимитолан

Можно посчитать, сколько слогов в этих словах? Сколько согласных, гласных в них?

41. Конец и начало

Игра состоит в том, чтобы сочинять предложение, начиная его с последнего слова предыдущего предложения.

Луна светит на небе.

  Небо  затянуто тучами.

Тучи серые.

42. Осторожно – дыры!

Предлагается текст к прочтению. Затем текст изымается и предлагается этот же текст с «дырками». Предлагается его восстановить.

43. Диктант по очереди

Каждый диктует предложение диктанта группе.

44. Под голубым небом

Все закрывают глаза. Представляют голубое небо. Начиная с описания голубого неба создаем пейзаж:

  • берег моря;
  • гора, покрытая снегом
  • поле;
  • деревня;

Каждый описывает свой пейзаж, затем записывает свой рассказ.

45. Встреча

Каждый выбирает фотографию человека. Задание состоит в том, чтобы задать как можно больше вопросов об этом человеке и затем представить его в подробном рассказе, рассказывая о нем от первого или от третьего лица. Можно представить лиалог.

46. Статья

На основании предыдущей работы пишется статья в газету. Статья называется: «Встреча с…»

47. Игра с аббревиатурой

Придумать расшифровку аббревиатуры на основе двух букв, предложенных учителем.

ПБ, ТД, ФВ…

48. Игра с аббревиатурой

Придумать расшифровку аббревиатуры на основе трех, затем четырех букв, предложенных учителем.

АПВ, СТРР.

49. Устно, затем письменно расшифровывать предложенные аббревиатуры

Например: Общество защиты животных – ОЗЖ.

Друзья махровых дислексиков.

Объединение экологического туризма.

Защитники климатических условий.

Центр университетских дипломов.

Европейское футбольное общество.

Собрание эксплуататоров человечества.

Ассоциация Петербуржских бизнесменов.

Библиотекари городских библиотек.

  Сторонники биологически чистых товаров.

  Завод по переработке отходов.

  Защитники диких животных.

  Общество учителей математики.

50. Перестановка букв в аббревиатурах

Назвать переставленные буквы в аббревиатурах

Например:

ПВ     ВП

ТД   ДТ

СВП   ПВС

51. Я смотрю на него

Эта игра проводится сначала устно, затем письменно. Каждый выбирает участника их своей команды и устно описывает его в течение двух минут: какой он, что он делает в  настоящее время.

Затем переходим к письменной записи своих наблюдений.

52. Я смотрю

Каждый выбирает объект и описывает его с максимальным количеством деталей.

53. Приказы

Группа разбивается по двое, стоя друг напротив друга.

А отдает «приказы» в повелительном наклонении.

Б повторяет то, что он должен сделать, используя первое лицо и  выполняет «приказ».

Например:

А.: «Положи правую руку на левую.»

Б: «Я кладу…»

54. Позы

В игру можно играть вдвоем или группой.

А принимает некоторую позу.

Б описывает позу А, затем ее имитирует.

С описывает то, что говорит Б.

55. Правила пользования

В парах  дети придумывают новый предмет или аппарат. Ему дается имя, пишутся правила его использования. Затем придумывается рекламный слоган.

  Перед  группой  слушателей авторы представляют свое произведение с целью привлечь потенциальны покупателей.

56. Мое резюме

Представляем, что ищем работу. Каждый пишет резюме, подчеркивая свои достоинства.

Далее проходит игра. А - рекрутер. Б, В, Г и т д, делают свою презентацию. Далее проходит дискуссия с замечаниями. Далее игра возобновляется с учтенными ремарками.

57. То, что я люблю.

Каждый придумывает список того, что он любит....

Придумываются другие списки.

Например:

Список тех, кого люблю.

Список того, что люблю делать.

Список того, на что люблю смотреть.

58. Список мест

Составляется список мест, где хотелось бы жить с объяснениями причины желания.

59. Список слов, которые мне нравятся с объяснениями

60. Список слов, которые у меня вызывают страх с объяснениями

61. Список того, чем хотелось бы заняться

62. Список событий из моего будущего

Составляется список того, о своих мечтах о будущем.

Что хочется делать, кем быть, что иметь.

 63. Запомни слово

Играют трое.

А выбирает слово.

Б в течение минуты связывает с ним по смыслу  три других слова.

С записывает слова.

Например:

А: фрукт

Б: яблоко, сок, сахар…

Через минуту меняются ролями. Выигрывает тот, кто придумал больше слов за минуту.  Игра заканчивается упражнением по запоминанию. А и Б вспоминают слова, которые запомнили. Записывают текст с этими словами.

64. Самая длинная фраза

Играет группа.

А  начинает предложение, произнося первое слово.

Например:

Однажды …

Цель – создать наиболее длинное предложение. Участники записывают его. Затем подсчитывается количество слов. Каждый повторяет предложение и записывает его. Затем анализируют то, что можно было бы добавить.

65. Сказка шаг за шагом.

Вдвоем или в группе изобретают сказку, которая начинается «Однажды…», диктуя по слову друг за другом.

Например: «Однажды дерево…»

66. Сказка: предложение за предложением.

Создают сказку вместе, диктуя по предложению  группе.

67. Моя уверенность

Каждый участник пишет то, в чем он уверен:

- 20 слов, в правописании которых он уверен;

- 20 предложений;

- текст из 15 строчек, который начинается со слов «Жили-были…»

Каждый подтверждает свое правописание, говоря о том, почему он уверен в том, как он написал слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов

                В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи учеников начальной школы"

Цель эксперимента - выявить уровень восприятия детьми,узнать об умении детей видеть особенности внешности другого человека, с целью выявления его характера, социального уровня, каких-то душевных качес...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Обучающее сочинение как средство развития речи учеников начальной школы.

Ребёнок обязательно должен жить в творчестве. «Без этого,- писал В. А. Сухомлинский, — он как засушенный цветок» . Сочинение — это первые по...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...