Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии
статья по логопедии (1 класс)

Воронецкая Ольга Семеновна

учитель-логопед  на занятиях может разработать индивидуальную программу развития навыка чтения для ученика с предрасположенностью к дислексии. Учитель на урокев отслеживать доступность знаний. Родители закреплять полученные навыки дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may_-20_statya.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии»

Учитель – логопед

ГБОУ Пушкинский район Санкт – Петербург школа № 409

    Для того чтобы обеспечить ребенку с особыми образовательными потребностями качественное обучение, необходимо понимать, как соотносятся его индивидуальные особенности с реалиями современного образования. Дети с предрасположенностью к дислексии (специфическому нарушению чтения) встречаются сегодня  нередко. Это полифакторное расстройство, в патогенезе которого ведущую роль могут играть как речевые проблемы, так и регуляторные, моторные или зрительно-пространственные трудности. Данная категория детей неоднородна по механизмам и симптоматике нарушений, чем и определяется необходимость их специального психологопедагогического и логопедического сопровождения.   Учитель-логопед   может разработать индивидуальную программу развития недостаточно сформированных  функций, составляющих основу навыка чтения. Такая программа учитывает индивидуальные особенности ребенка, структуру его нарушения и представляет собой вариативную часть системы психолого-педагогической помощи в общеобразовательной школе. Педагог должен иметь возможность отслеживать доступность заданий, степень помощи со своей стороны, осуществлять текущий и итоговый контроль. Учитель - логопед  проводит коррекционно-развивающие занятия, а родителям необходимо дома особенно внимательно заниматься  с ребенком. Нельзя научить ребенка читать  с предрасположенностью к дислексии  не читая.

   Чтобы помочь своему ребёнку преодолеть проблемы с чтением, необходимо делать  упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук ребенка, что очень  полезно, потому что современные дети с одной стороны – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, а с другой – поколение «экранных детей», одна из главных особенностей которых – отставание в развитии речи. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Развитием мелкой моторики у детей  занимались педагоги:     В. А. Сухомлинский, М. М. Кольцова. Делать упражнения обязательно необходимо вместе с ребенком, это усилит его мотивацию к занятиям. 

Учите ребенка произносить слова по буквам! Начните с коротких слов, затем увеличивайте длину слова.

Если ребенок ошибается, помогите ему придумает такой образ, который поможет  запомнить слово и правильно его произносить.

Время от времени спрашивайте у ребенка пройденные слова.

Вам помогут песочные часы. Пусть ребенок с помощью песочных часов засекает время, которое уходит у него на приготовление домашнего задания.

Важно помнить занимаясь с ребёнком с предрасположенностью  к дислексии,  о некоторых правилах:

Придерживайтесь принципа «Лучше меньше, но эффективней».

Не стоит заставлять ребёнка читать большие тексты, это не принесёт пользы.

Не ругайте ребёнка, когда у него что-нибудь не выходит.

Важно не сердиться, не раздражаться и не радоваться слишком сильно. Лучше вести себя спокойно, настроиться на успех, чтобы добиться хороших результатов.

Создайте для ребёнка благоприятную атмосферу.

 Нужно отказаться от проверки скорости чтения у ребёнка.

Попросить  учителя понять, в каком напряжении находится ребёнок при такой проверке,  провести её тихо, не акцентируя внимания одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.

Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции....

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Практические рекомендации.

Матеииал предназначен для начинающих учителей начальных классов, воспитателей детских садов, родителей, которые призваны или хотят научить детей грамотному осознанному чтению. Рекомендации помогут изб...

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...