Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии
статья по логопедии (1 класс)
учитель-логопед на занятиях может разработать индивидуальную программу развития навыка чтения для ученика с предрасположенностью к дислексии. Учитель на урокев отслеживать доступность знаний. Родители закреплять полученные навыки дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
may_-20_statya.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии»
Учитель – логопед
ГБОУ Пушкинский район Санкт – Петербург школа № 409
Для того чтобы обеспечить ребенку с особыми образовательными потребностями качественное обучение, необходимо понимать, как соотносятся его индивидуальные особенности с реалиями современного образования. Дети с предрасположенностью к дислексии (специфическому нарушению чтения) встречаются сегодня нередко. Это полифакторное расстройство, в патогенезе которого ведущую роль могут играть как речевые проблемы, так и регуляторные, моторные или зрительно-пространственные трудности. Данная категория детей неоднородна по механизмам и симптоматике нарушений, чем и определяется необходимость их специального психологопедагогического и логопедического сопровождения. Учитель-логопед может разработать индивидуальную программу развития недостаточно сформированных функций, составляющих основу навыка чтения. Такая программа учитывает индивидуальные особенности ребенка, структуру его нарушения и представляет собой вариативную часть системы психолого-педагогической помощи в общеобразовательной школе. Педагог должен иметь возможность отслеживать доступность заданий, степень помощи со своей стороны, осуществлять текущий и итоговый контроль. Учитель - логопед проводит коррекционно-развивающие занятия, а родителям необходимо дома особенно внимательно заниматься с ребенком. Нельзя научить ребенка читать с предрасположенностью к дислексии не читая.
Чтобы помочь своему ребёнку преодолеть проблемы с чтением, необходимо делать упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук ребенка, что очень полезно, потому что современные дети с одной стороны – это дети с новым типом сознания, тесно связанным с проникновением в повседневную жизнь информационных технологий, а с другой – поколение «экранных детей», одна из главных особенностей которых – отставание в развитии речи. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Помимо вышеуказанного, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Развитием мелкой моторики у детей занимались педагоги: В. А. Сухомлинский, М. М. Кольцова. Делать упражнения обязательно необходимо вместе с ребенком, это усилит его мотивацию к занятиям.
Учите ребенка произносить слова по буквам! Начните с коротких слов, затем увеличивайте длину слова.
Если ребенок ошибается, помогите ему придумает такой образ, который поможет запомнить слово и правильно его произносить.
Время от времени спрашивайте у ребенка пройденные слова.
Вам помогут песочные часы. Пусть ребенок с помощью песочных часов засекает время, которое уходит у него на приготовление домашнего задания.
Важно помнить занимаясь с ребёнком с предрасположенностью к дислексии, о некоторых правилах:
Придерживайтесь принципа «Лучше меньше, но эффективней».
Не стоит заставлять ребёнка читать большие тексты, это не принесёт пользы.
Не ругайте ребёнка, когда у него что-нибудь не выходит.
Важно не сердиться, не раздражаться и не радоваться слишком сильно. Лучше вести себя спокойно, настроиться на успех, чтобы добиться хороших результатов.
Создайте для ребёнка благоприятную атмосферу.
Нужно отказаться от проверки скорости чтения у ребёнка.
Попросить учителя понять, в каком напряжении находится ребёнок при такой проверке, провести её тихо, не акцентируя внимания одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)
Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...
Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.
Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития
В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей ЗПР
Выступление на пед.совете...
Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Практические рекомендации.
Матеииал предназначен для начинающих учителей начальных классов, воспитателей детских садов, родителей, которые призваны или хотят научить детей грамотному осознанному чтению. Рекомендации помогут изб...
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста
Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...