Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Практические рекомендации.
консультация по чтению (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_chteniya_u_detey_5-7_let._prakticheskie_rekomendatsii.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Рекомендации.
Что нужно знать молодым родителям, воспитателям детских садов, которые занимаются с ребенком формированием навыка чтения.
Речевые центры чтения формируются к 6-7 годам. Но у большинства интерес к чтению появляется уже к 5 годам, т.е. ребенок начинает интересоваться буквами, пытается понять, что написано в книгах, на витринах магазинов или на рекламных вывесках. Это говорит о том, что психологически ребенок созрел для усвоения нового навыка, и это может быть неким сигналом для начала ваших с ребенком регулярных занятий. Но это не значит, что нужно выжидать этого момента и потом срочно приступать к специальным занятиям. Во-первых, каждый ребенок своеобразен в своем развитии, необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, быть предельно внимательными, чтобы ребенок не потерял интерес к новым знаниям. Во-вторых, процесс чтения осваивается не одномоментно, подготовка ведется с рождения, т.е. подразумеваются охрана физического, психического здоровья ребенка, развитие ребенка в соответствии с возрастными нормами, правильным воспитанием в семье. При любых отклонениях в развитии ребенка, в соответствии с нормами развития должны быть приняты меры по их устранению или компенсированию, чем раньше, тем больше шансов, что ребенок будет развиваться нормально, и у вас не возникнет серьезных препятствий на пути усвоения нового при самостоятельных занятиях с ребенком.
Вот самые важные факторы, указывающие на полную готовность ребенка к освоению процесса чтения:
- нет проблем с произношением (поставлены все звуки, соблюден правильный темп (9-14 звуков в секунду по М.Е.Хватцеву) и ритм речи (без заикания));
- отсутствуют проблемы со слухом (ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые слова, понимает вас, не глядя вам в лицо);
- владение связной речью (богатый словарный запас, умение строить фразы, понятно выражать свои мысли не только для родных, которые на бытовом уровне привыкли понимать друг друга с полуслова, но и для всех окружающих);
- развитый фонематический слух (ребенок должен свободно различать звуки речи; правильно воспроизводить звуки и слоги в нужной последовательности, например, з-с-з, ба-ба-па; называть первый и последний звук в слове; по услышанным звукам, произнесенным с интервалом в несколько секунд, понимать это слово, например, к….о…..т = кот);
- свободная ориентация в пространстве (ребенок правильно использует понятия «право», «лево», «верх», «низ» и пр.).
Правильно УЧИМ правильно ЧИТАТЬ!!!
- ВЫБИРАЕМ ТРАДИЦИОННУЮ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ! Т.е. сначала ребенок усваивает звуки, затем учится сливать их в слоги, а слоги в слова. Данная методика способствует развитию фонематического слуха, устранению дефектов речи, формирует навыки звукового анализа и синтеза, готовит к письменной речи. Методика используется во всех школах, поэтому ребенку не придется переучиваться.
- УЧИМ ЗВУКИ, А НЕ НАЗВАНИЯ БУКВ! Указывая, например, на букву Б, называйте ее не [БЭ], а [Б], Р – не [ЭР], а [Р], Л – не [ЭЛЬ], а [Л] и т.д.
- АССОЦИАЦИИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ И ЗВУКОВ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ, А НЕ МЕШАТЬ! Не нужно пытаться соотнести образ буквы с конкретной картинкой, название которой начинается на эту букву, например А – акула. Ассоциации с одной и той же картинкой не будут способствовать формированию навыка чтения, т.к. увидев в другом слове букву А, например, в слове «АНАНАС» образ АКУЛЫ никак не поможет ребенку его прочесть. Гораздо эффективнее образ буквы соотносить со звуком, который она обозначает, например, буква Т обозначает звук [Т], и этот звук для лучшего запоминания можно соотнести с похожим звуком в реальности, например имитировать стук молотка [Т-Т-Т]. Сама буква похожа на молоток, в этом случае, увидев в слове «молоток», ребенок вспомнит звук [Т]. Подобные ассоциации позволят дифференцировать образы похожих по написанию букв и похожих по произношению звуков. Часто подобные ассоциации предлагаются в логопедических букварях, но возможно придумывать и свои.
- УСТАНАВЛИВАЕМ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВУКОМ И БУКВОЙ! Буквы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим. Каждая буква, кроме Ь и Ъ знаков обозначает определенный звук. Лучше сначала услышать новый звук, проговорить утрированно, а потом посмотреть, какой же буквой его записали, чтобы мы могли прочесть его.
- КОНСТРУИРУЕМ БУКВЫ! Для лучшего запоминания изображения буквы лепите ее из пластилина, складывайте из палочек, пуговиц, веревок. Обращайте внимание на количество элементов и их расположение. (В данной статье речь не идет о письме, т.к. методика обучения письму – это отдельная тема).
- ИЗУЧАЯ НОВЫЙ ЗВУК, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА АРТИКУЛЯЦИЮ! Подойдите с ребенком к зеркалу и внимательно рассмотрите, в каком положении находятся органы артикуляции при произношении того или иного звука. Когда изучено несколько звуков поиграйте в «Глухонемого», покажите ребенку артикуляцию без звука, а ребенок пусть угадывает, какой звук вы собирались произнести, после поменяйтесь ролями. Позже пусть ребенок не только называет угаданный звук, но и показывает соответствующую букву в книге, на магнитной доске или на кубиках.
- ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСВИЕ ПРЕГРАДЫ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ (ГУБЫ, ЗУБЫ, ЯЗЫК). Гласные при произношении не испытывают преграды, воздух свободно проходит через рот, т.е. в образовании звука участвует только голос – глас, отсюда название «гласный», если в произношении принимают участие губы, зубы, язык, то это согласный звук. Не устанавливайте связь межу гласными, как поющими звуками, т.к. многие согласные звуки можно тоже петь (М, В, Ж, З, Л, Р и др.). Нередко при звуковом анализе в школе у ребенка, который не запомнил, какие из звуков являются гласными, а какие согласными, оперирующего понятиями «поется», «не поется», происходит путаница, т.к. попытка пропеть некоторые согласные звуки оказывается удачной и тогда согласный идентифицируется как гласный. К тому же, когда мы показываем ребенку принцип слияния звуков в слоги, на первых порах мы нарочито используем «поющие» согласные, чтобы ребенок имел возможность плавного перехода от согласного звука к гласному, например, читая впервые слог МА, он длительно поизносит звук м и плавно переходит к звуку А. Знание о длительно и коротко звучащих согласных помогает в дальнейшем правильно диктовать себе при письме и избегать ошибок, характерных некоторым видам дисграфий.
- РАБОТАЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНО НАД РАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА! При изучении определенного звука, ребенок должен слышать в какой позиции звук находится в слове, в начале, середине или конце. Учимся определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, на следующих этапах различать гласный и согласный, позже звонкий и глухой, твердый и мягкий звуки.
- ПРИ ИЗУЕНИИ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ СРАЗУ ПРИСТУПАЕМ К ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ИХ СОЕДИНЕНИЯ. Для этого от буквы к букве рисуем воображаемый мостик. Показываем пальцем на первую букву и произносим звук пока не «пройдем по мосту» до следующей буквы, добравшись до второй буквы, произносим соответствую щийзвук, например, [а-а-а-а-у-у-у-у], [н-н-н-н-а-а-а-а]. Важно на первых порах использовать буквы, обозначающие гласные и ПОЮЩИЕ согласные звуки, которые можно тянуть, плавно соединяя с другим звуком. Позже, при соединении ВЗРВНОГО согласного звука с гласным, проходя по мостику, нужно избегать повторного произношения первого, не допускать многократного, отрывистого звучания, не [Д-Д-Д-а-а-а-а], а [Да-а-а-а-а]. Возможность составлять и читать слоги и короткие слова из минимального набора изученных букв требует соблюдения определенного порядка изучения букв. Принципов порядка изучения букв много и у каждого есть своя научная обоснованность, но ни один из принципов не предусматривает изучение букв по алфавиту. Алфавит – это упорядочение букв для удержания их в голове, для легкого ориентирования в списках, в словарях, т.е. для быстрого поиска слов, а это пригодится только после того, как ребенок научится читать.
- ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ - БРАТЬЯ! Нужно указывать на буквы, звуки которых сходны по звучанию, для начала согласные по глухости звонкости, при произношении которых участвуют одни и те же органы артикуляции, но при произношении звонкого звука включается еще и голос. Ребенок понимает это легче при следующем объяснении: произнеси звук [Б], теперь тише, шепотом, какой слышишь звук? Звук [П]. Назови двух братьев. Какой из них звонкий (глухой)? Другой вариант: произнеси звук [С], теперь включи голос, какой звук слышишь? Звук [З]. Назови звонкого (глухого) брата. При этом наличие или отсутствие голоса контролируем рукой на горле, если горло вибрирует, мы произносим звонкий звук, если нет – глухой.
- ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ГЛАСНЫЕ БУКВЫ - БРАТЬЯ. Гласных звуков всего 6, а букв 10. Одни обозначают один звук (А,О,У,Ы,Э) и диктуют согласному (кроме Ч,Щ,Й) читайся твердо (сердито). Другие (Е,Е,Ю,Я,И) в определенных позициях обозначают два звука и всегда диктуют предшествующему согласному (кроме Ж,Ш,Ц) читайся мягко (ласково). Эта информация сложна для восприятия и нужна будет только в школе, а детям, которые только учатся читать достаточно знать про гласные - братья только то, что одни делают согласную мягкой ласковой, а другие нет. Гласные Е,Е,Ю,Я изучаются почти в самом конце. Приступая к изучению гласных второго ряда (кроме И) нужно попросить произнести звуки, которые обозначает гласная буква и спросить, какую другую гласную она зовет. Например: послушай, как читается «Я», произнеси [Й-А-А-А-А-А-А], какую знакомую букву она зовет? А! Буквы А и Я братья. Таким образом легко установить пары Я-А, Е-О, Е-Э, Ю-У, а И хоть и не зовет Ы, но ей тоже нужна пара, поэтому она дружит с Ы.
Предложить игру «Ласковый – сердитый слог»: ведущий называет слоги, сначала парами, например, ма – мя, сэ – се и т.д., если ребенок слышит твердый согласный в слоге, то стучит ладонью по столу или колену, если мягкий – гладит. Когда ребенок начинает различать мягкость и твердость на слух, тогда можно усложнить задачу, пусть показывает, где написано «ма», а где «мя» и т.д.
- ОБЪЯСНЯЕМ РОЛЬ Ь и Ъ ЗНАКОВ! Роль ь и ъ знаков, как и тема с гласными второго ряда, имеет свою сложность, поэтому с этими буквами знакомим детей в последнюю очередь. Но для чтения ребенку достаточно понять два момента:
1. «Ь», как гласные Е,Е,Ю,Я,И (с которыми ребенок уже знаком) после согласного диктует ему читайся мягко. Тренируемся на чтении слов - паронимов типа: мел-мель, мол-моль, ел-ель, угол-уголь, брат-брать, стал-сталь. Важно обратить внимание на значение слов, соотнести прочитанное с картинками и заметить, что при ошибочном чтении значение слова меняется, т.е. слово превращается в другое.
2. Ь и Ъ знаки разделяют согласную от гласной, когда мы видим ь или ъ перед гласной, мы должны сделать остановку и прочесть раздельно согласную с гласной, не сливая в один слог. Для лучшего понимания этого принципа можно ладонью изображать едущий по дороге велосипед, который на месте ъ и ь знаков перед гласной проваливается в яму, затем снова едет ровно по дороге. Обязательно объяснить на словах - паронимах, что при неправильном чтении значение слов меняется, например: семя-семья, сел – съел, Семка – съемка.
- ЧТЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СМЫСЛОВЫМ, А НЕ МЕХАНИЧЕСКИМ! Желательно, чтобы даже отдельные прочитанные буквы и буквосочетания несли определенное значение, например, АУ – крик в лесу, УА – плач ребенка, ИА – звукоподражание ослика. Объясняем, что одна буква тоже может быть словом или предложением. Например во фразе «Кот у крыльца» есть маленькое слово «у». Для различения слов в предложениях полезно считать с ребенком количество слов в этом предложении на пальцах. Одна буква может представлять собой и самостоятельное предложение, например, «А!» - радуемся мы встрече, «О!»- удивляемся чему-то, «А?» - переспрашивает глухая бабушка, «А.» - просит открыть рот врач, «У!» - разочаровываемся. Можно проигрывать различные ситуации и обращать внимание на различные знаки препинания (!?.), которые при чтении таких предложений легко запоминаются. Это необходимо для того, чтобы ребенок воспринимал чтение не механически, а учился понимать смысл прочитанного, для этой же цели нужно показывать картинки или предметы, названия которых ребенок только что прочитал.
- ВАЖНА СИСТЕМНОСТЬ И ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ БУКВ И ЗВУКОВ! Занятия должны быть систематичными, для 5-6- летнего ребенка примерно 3 раза в неделю, через день по 20-30 минут, откладывать занятия только в «экстренных» случаях. На одном занятии должна изучаться только 1 буква. Перед изучением нового материала обязательно повторить пройденный.
- СОБЛЮДАЕМ ПРИНЦИП «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»!
- ЗАДЕРЖИВАЕМСЯ НА ОШИБКАХ ДО ПОЛНОГО ИХ УСТРАНЕНИЯ! Если вы обнаружили, что ребенок что-то плохо усвоил, остановитесь на этом месте, не переходите к новому материалу. Заметив, что ребенок начал путать буквы или звуки, проведите работу над их дифференциацией. Еще раз сравните образы букв, каждый элемент и их расположение, придумайте дополнительные ассоциации для сравниваемых букв, например, буква «Е» еееееееедет вперед по строчке, а «З» – зззадом (ключевая фраза «Едет Задом») или букве «Х» ххххолодно, она съежилась, букве «Ж» жжжарко, она широко раскрылась и т.д. Для дифференциации звуков играйте в игру «Поймай звук», допустим, ребенок не различает звуки [Б] и [П], тогда перед игрой мы снова устанавливаем ассоциации, мол [П] звучит тихо, как-будто сдуваем перышко с ладони [п-п-п-п], а [Б] звучит громко, как будто стучим палкой [б-б-б] (имитируем все действия для лучшего запоминания) Поcле даем установку: я буду называть слова, если услышишь звук [П], то лови его - хлопни в ладоши. Называем слова со звуками, которые ребенок плохо различал, он внимательно слушает и определяет, есть ли указанный звук в слове. Для начала подбирайте слова, в которых угадываемый звук должен быть в начале или в конце, позже – в середине. (Не забывайте, что звонкий звук в конце слова или перед согласными (кроме сонорных) оглушается, таким образом, если хотим, чтобы ребенок услышал звук [Б], даем его в словах, в которых он в начале или середине слова перед гласной или сонорной: баня, бок, рыбак, НО НЕ рыбка, лоб).
С уважением, учитель начальных классов, Соловьева Ирина Ивановна. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и ученикам по формированию навыка чтения
Что значит хорошо читать? Хорошо читать - это значит, БЕГЛО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ОСОЗНАННО. это значит, что человек получает УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЧТЕНИЯ. Попробуйте следовать этим простым рекомендациям, и резуль...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.
Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития
В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей ЗПР
Выступление на пед.совете...
Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии
учитель-логопед на занятиях может разработать индивидуальную программу развития навыка чтения для ученика с предрасположенностью к дислексии. Учитель на урокев отслеживать доступность знаний. Ро...
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста
Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...