Трудности в формировании навыка чтения у детей с речевыми нарушениями.
статья по логопедии на тему

Осипова Татьяна Анатольевна

Процесс чтения - сложный психофизиологический процесс.У детей с речевыми нарушениями часто встречаются фонематическая и оптическая дислексия. Важно знать причины появления дислексии и пути коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie2.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности в формировании навыка чтения  у детей с речевыми нарушениями могут быть вызваны причинами различного характера:

- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

- нарушением зрительно-моторной координации;

- нарушением моторики, графомоторных навыков;

- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

- нарушением произвольного внимания;

- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

- затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

-нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

      Таким образом, ясно, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового),различных мозговых систем.                                

      В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: «алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное  несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Ошибки чтения могут быть у всех                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              детей, начинающих читать, педагогически запущенных, ленивых и т.д.                                                                                                                          Нарушения чтения могут быть следствием нарушений поведения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Неудачи наблюдаются у этих детей не только в обучении чтению и письму, но и по другим школьным предметам. В этих случаях речь идет не о дислексиях, так как ошибки чтения не являются типичными и стойкими, они не являются следствием несформированности психических функций, осуществляющих процесс чтения. Эти дети, несмотря на несформированность фонематической системы, компенсируют трудности в обучении чтению благодаря хорошему интеллекту и достаточно развитым пространственным представлениям.

 У детей с ЗПР, страдающих дислексией, наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа.

Каждая буква состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. В русском алфавите существует всего несколько основных элементов печатного шрифта: 1 С с. В связи с этим в русском алфавите существует очень много букв, сходных по начертанию. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении буквенных элементов, то  усвоение зрительного образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений.

Несформированность пространственных представлений у  детей проявляется не только при овладении чтением, но и в рисовании, в трудностях составления целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизводить заданную форму.

 Что может вызвать нарушения чтения?

- позднее развитие речи, задержка речевого развития. В одних случаях это лишь легкое отставание (речь появилась после 2 лет), в других – выраженная задержка речевого развития, когда речь появилась после 4 и более лет

- двуязычие. Имеет место нарушение формирования устной речи, трудности усвоения языковых обобщений( нарушения  произношения, несформированность лексико-грамматического оформления и понимания речи).

- ЗПР. В процессе чтения эти дети с трудом соотносят звуки речи с письменными символами (буквами), смешивают буквы, графически сходные, переставляют звуки при чтении слогов и слов. Все эти нарушения чтения обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, процессов последовательных и одновременных.

- генетическое исследование  позволило сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обусловливающих возникновение дислексий. В случаях врожденной дислексии дети наследуют от родителей качественную незрелость мозга в его отдельных зонах.

-несформированность пространственных представлений, которая отмечается у переученных левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушения чтения

                               

 У детей с речевыми нарушениями часто встречается фонематическая и оптическая дислексия. Наиболее распространенным видом дислексии у детей нашей школы является фонематическая дислексия, связанная с недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа. Фонематический анализ представляет собой сложный процесс мыслительной деятельности. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки. Идет узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове ( например, есть ли звук М в слове МЫШКА. КОТ, ДОМ),2) вычленение первого и последнего звука из слова; 3) определение количества, последовательности звуков, места в слове по отношению к другим звукам ( например, «соседи» звука Ш в слове КОШКА).

 У детей с речевыми проблемами наблюдается значительно более медленный темп чтения. В конце букварного периода скорость чтения детей  в среднем составляет 15 слов в минуту вместо 30-40 слов. Даже после 3-4 лет обучения скорость чтения некоторых детей  не превышает 40 слов в минуту вместо 70-80. Наиболее распространенными ошибками у детей в начальных классах являются ошибки на замену букв.

 В процессе чтения детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются регрессии, возвращение к ранее прочитанному.

Дети часто делают неправильное ударение, их чтение является маловыразительным, монотонным.

У детей обнаруживаются значительные нарушения  семантической стороны процесса чтения. Эти нарушения связаны с влиянием целого комплекса факторов: недостаточностью представлений об окружающей действительности,  трудностью установления временных, пространственных, причинно- следственных зависимостей,

трудностью организации и систематизации смысла прочитанного, бедностью и неточностью словаря, недоразвитием грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»

Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....

формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Методы и приемы для формирования навыка чтения для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также с...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...

Статья на тему: «Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение сл...

Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.Обучение детей навыкам самообслуж...