Практические задания в работе над техникой чтения
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс)
В процессе чтения выделяют техническую и смысловую часть. Это деление условно, так как конечная цель чтения- понимание, которое невозможно при низкой скорости, не позволяющей соотнести зрительный образ со смыслом. В данной работе привожу виды заданий, помогающие увеличить скорость чтения, обеспечивающую дальнейшее понимание и совершенствование навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практические задания в работе над техникой чтения | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические задания в работе над техникой чтения
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Важность чтения трудно переоценить. Конечно, это и способ познания окружающего мира, и возможность расширить свой словарный запас, усвоить образцы правильной речи. Связь речи с мышлением даёт возможность во время чтения развивать речемыслительную деятельность, логическое мышление. Хорошо усвоенный навык чтения - условие успешности в учёбе по всем дисциплинам, а, значит, и в дальнейшей жизни.
В процессе чтения условно выделяют две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. « Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.»( Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: Просвещение, 1983.)
К технической стороне относят правильность, беглость, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость, или скорость чтения характеризуется количеством слов, прочитанных в минуту. Выразительность чтения формируется при чтении текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Техническая сторона очень важна. Пока ребёнок не научится бегло читать целым словом, он будет испытывать сложности с пониманием прочитанного, так как единицей понимания является именно слово.
Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, "осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение" (Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты.- Вопросы психологии, 1956, № 5, с. 39.).
Для достижения скорости чтения необходимо работать над зрительным образом слова, находящимся в тесной связи с его значением. Поэтому все виды заданий по формированию навыка чтения можно очень условно разделить на работу над техникой чтения и работу над пониманием. В данной работе приведу виды заданий по работе над технической стороной чтения.
1.Слоговые таблицы. Данный речевой материал можно использовать и для автоматизации звукопроизношения.
Соедини части слова. Покажи и прочитай их в таблице быстро.
Слова: топор, мотор, гончар, шофёр, актёр, лифтёр, забор, кефир, вечер, зефир, пожар, повар, комар, удар, боксёр, катер .
то | по | зе | ак |
| чер | тер | сёр | жар |
бок | мо | лиф | за | тёр | вар | тёр | фёр | |
ка | ко | по | гон | чар | фир | дар | мар | |
у | шо | ке | ве | тор | бор | пор | фир |
2.Читай слова в столбиках. Проговори прочитанные столбики слов по памяти.
топор | актёр | вечер | комар |
мотор | лифтёр | зефир | удар |
гончар | забор | повар | катер |
шофёр | кефир | пожар | боксёр |
собака | пастух | овчарка | овечка |
3.Догадайся, какие гласные буквы пропущены и прочитай. В задании присутствуют слова из первых двух заданий.
С_Б_К_ ШН_Р_К
П_Р_Д_ Х_Р_Ш_
К_Р_ЛЬ _ВЧ_ РК_
4.Соедини части слова. Покажи и прочитай их в таблице быстро. В данной таблице и следующих двух заданиях представлены слова- глаголы.
Слова: заблестеть , засеребриться, засверкать, подниматься, приподниматься, понюхать, остановиться, подбежать, высунуться. выпрямиться.
за | ся | свер | под | по |
хать | ста | при | реб | жать |
но | блес | вы | пря | за |
су | мить | се | теть | вы |
о | мать | ню | ни | нуть |
рить | бе | кать | вить | под |
«Шифровальщик» Составь из данных букв слово ТТОЯСЬ - ЖБТЬАЕ - АХНЮТЬ - СКЕТЬВАР - |
5. Прочитай и потом произнеси на одном выдохе:
заблестеть- засеребриться- засверкать
подниматься-приподниматься- понюхать
остановиться-подбежать- высунуться- выпрямиться
6. Анаграммы
«Шифровальщик» Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить е, м, р, о ш, а, а, м, р, о, к
о, о, е, з, р ь, ю, т, л, н, а, п а, н, о, о, р, в |
«Шифровальщик» Реши анаграммы и исключи лишнее слово К О Х Й Е К - СНИНЕТ - ОЖИВТ - Л У Ф О Б Т - |
7.
«Каркас» Восстанови слова, в которых есть такие согласные буквы |
Л П Т |
Например, лапта, толпа. лопата, плато, пальто, плотник, платок, плот,
плита, полотёр, лапти.
8. Чтение слов, сходных по звучанию и написанию
большой- больше- большущий
зверь – дверь
парус- пафос- анфас
спорт- старт- спирт
выемка- вырубка- выкладка
9. Догадайся, какие буквы пропущены и прочитай.
посадочн_ _ м_тери_л
безопасн_ _ хр_н_н_ _
глобальн_ _ к_т_стр_ф_
«Наборщик» Составь из букв данного слова новые слова. Можно использовать любое количество букв и в любом порядке. |
СЕМЕНОХРАНИЛИЩЕ |
10.
11.Прочитай предложения, в которых некоторые слова записаны справа налево.
Иногда парусники медленно тюуфйерд.
Резкий торовоп на большой итсорокс.
Литература
1.Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников
М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
2. О.А.Ишимова «Чтение. Читаю словами.» М.,Просвещение, 2014г.
3. . Хорошо читаем - отлично учимся (Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников)
4. Приёмы для чтения http://www.eduportal44.ru/chuhloma/sudai/skvoren/DocLib8/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
5. Ю.Б. Жихарева- Норкина Домашняя тетрадь для домашних занятий с детьми. Звуки Р, Л. М, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над техникой чтения.
Одним из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим, который по своему значению превосходит все остальные вместе взятые, является темп чтения. ...
Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения
Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения...
Тренажёр "Работаем над техникой чтения"
Тренажёр предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на уроках и внеурочное время....
Работа над техникой чтения (советы для родителей)
Учителям начальной школы определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением.Психологами и педагогами выявлена закономерность - если ребенок к концу первого кла...
Статья "Работа над техникой чтения в рамках урока". (Из опыта работы).
Очень важно, чтобы каждый ученик умел быстро читать, понимать прочитанное, высказывать своё отношение к произведению. Я давно задумалась, как этого достичь. Ведь только традиционных упражне...
Сборник текстов и заданий по развитию навыков техники чтения в 1 классе
Как работать с пособием У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенн...
Сборник текстов и заданий по развитию навыков техники чтения в 1 классе
Сборник текстов и заданий по развитию навыков техники чтения в 1 классе...