Автоматизация звука Ш
картотека по логопедии
Автоматизация звука Ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_roditeley_po_avtomatizatsii_shipyashchih_zvukov.docx | 126.1 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание двух слогов)
-Ша-ша; шо-шо; шэ-шэ; ши-ши; шу-шу;
(двух разных слогов)
Ша-ши; шо-шу; ша-шо; ши-шу; шэ-ши. шэ-ша; шэ-шо; шэ-шу.
Повторение слогов и слов за взрослым:
Например: ша-ша-ша – шапка; ша-ша-ша – шаль.
Ша-ша-ша – шапка, шаль Шо-шо-шо – шорох, шов, шок
Ши-ши-ши – щипы, шина Шу-шу-шу – шуба, шум, шут Ше-ше-ше – шея.
«Эхо» Шалун, шофер, шутка, шест, шум, шик, шип, шаг, шапка, шуба, шина
(определить количество и последовательность звуков в словах: шут, шум.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 2 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание трех слогов)
- Ша-ша-ша, шо-шо-шо, ши-ши-ши, шу-шу-шу, шэ-шэ-шэ.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова с паузами по слогам или по звукам, ребенок произносит слово полностью.
Слова: ка-ша, ма-ши-на, шут-ка, ча-ша, лап-ша, ш-а-р, шо-рты, ш-а-г, ка –ша, ко-ло-ша, ка-пу-ша, лап-ша, ква-ку-ша, кря-ку-ша, гор-бу-ша, а-фи-ша, ка-ше-лёк, пе-ту-шок.
«Где находится звук?»
(определение позиции звука (Ш) в слове: в начале, в середине, в конце)
Слова: шапка, мышь, мешок.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 3 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание трех разных слого)
-Ша-ша-ши, ша-ша-шо, ша-ша-шу. -Шо-шо-ша, шо-шо-ши; шо-шо-шу;
-Шу-шу-ша, шу-шу-ши, шу-шу-шо; -Шэ-шэ-ша, шэ-шэ-ши; шэ-шэ-шо, шэ-шэ-шу;
«Повтори слова» Взрослый предлагает повторить слова за взрослым, только со звукм (Ш).
Слова: Шут, шоколад, шахматы, шелуха, шина шутка, шум.
«Раздели слова на слоги» (хлопками)
Слова: Шут, шоколад, шахматы, шелуха.
«Посчитай до 5» Предложить ребенку посчитать предметы, загибая пальчики.
Например: один мешок, два мешка, три….., четыре….., пять мешков.
Слова: петушок, мышка, шапка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 4 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка):
ша-ша---ша-ша-ша; шо-шо---шо-шо-шо; шу-шу---шу-шу-шу; ши-ши---ши-ши-ши;
ша-ша -ша---ша-ша; шо-шо-шо---шо-шо; шу-шу-шу---шу-шу; ши-ши-ши---ши-ши
Повторение слов за взрослым
Машина, шишка, шар, кувшин, парашютист, груша, лапша, лошадка, кувшинка.
(определить первый звук в словах: машина, шишка, кувшин)
«Назови ласково» Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его ласково:
Например: кувшин – кувшинчик Слова: Каша, машина, чаша, шар, петух, шорты, кошелек, шарф, карандаш
«Один – Много»
Ползает не один малыш, а много – малышей. Растет на болоте не один камыш, а много ….
В поле растет не один ландыш, а много….. В сарае лежит не одна калоша, а много……
По полю бегает не одна мышь, а много….. . На сосне растет не одна шишка, а много……
На полочке лежит не одна шапка, а много….. В загоне бегает не одна лошадь, а много…..
В кладовой стоит не один мешок, а много…
№ 5 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание четырех разных слогов)
Шу-шо-ша-ши; шо-шу-ши-ша; шу-ши-ша-шо; ши-ша-шо-шу.
Закончи чистоговорку слогом:
Ша-ша-ша мама моет малы… (ша). Ши-ши-ши – зашумели камы….(ши)
Шу-шу-шу – саша кушает лап…(шу). Шо-шо-шо – мы играем хоро…(шо).
«Повтори чистоговорки»:
Ша-ша-ша–я катаю малыша. Ша-ша-ша–букет из камыша. Ша-ша-ша–у Саши лапша.
Ши-ши-ши-свежим воздухом дыши. Ши-ши- ши-ну-ка Маша попляши .
Ши-ши-ши-маме помаши. Шу-шу-шу- шапку новую ношу. Шу-шу-шу – в детский сад спешу
Шу-шу-шу-я письмо пишу. Ше-ше-ше-мы сидели в шалаше. Ше-ше-ше – книга о ерше.
Ше-ше-ше – как приятно на душе. Ше-ше-ше – много мяса в беляше.
Шо-шо-шо – дети пели хорошо. Ши-ши-ши – зашумели камыши.
«Повтори скороговорку» (медленно) Тише мыши, тише мыши кошка к вам идет по крыше.
На болоте камыши, на лужайке шалаши.
!!!! Каждое занятие вспоминать ускоряя темп.
№ 6 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Аш-аш, ош-ош, уш-уш, эш-эш, ыш-ыш, яш-яш, ёш-ёш, еш-еш, иш-иш-иш, юш-юш.
(два разных слога) : - Аш-ош, уш-эш, ыш-яш, ёш-еш, иш-юш.
Повторение слогов и слов за взрослым:
Аш-аш-аш – карандаш Ош-ош-ош – грош Уш-уш-уш – душ, уж
Ыш-ыш-ыш – мышь Ыш-ыш-ыш - камыш Иш-иш-иш – тишь
(определить количество и последовательность в слове – тишь)
«Повтори слова» предложить поиграть в «Эхо»
Слова: Тишь, чашка, букашка, кошка, пушка, лукошко, ладошка, ушки, вишня лягушка, малышка, хлопушка, окошко. (разделить слова на слоги.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 7 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех одинаковых слогов )
-Аш-аш-аш; ош-ош-ош; уш-уш-уш; ыш-ыш-ыш, иш-иш-иш, яш-яш-яш, еш-еш-еш, юш-юш-юш
Повтори слова парами»
Мышка – мишка шина – машина подушка – катушка башня – пашня шутка – мишутка тишь – мышь тушу – пишу кошу - ношу каша – Маша камыш – малыш калоши - галоши душ – туш
«Назови ласково» Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его ласково:
Например: кувшин – кувшинчик Слова: Дно – донышко, перо, пятно, бревно, солнце, поле
(определить первый звук в словах: перо, бревно. Последний звук в слове: бревно)
«Повтори» Повторить слово, если в слове слышится звук (Ш): ландыш, мышь, гриб, карандаш.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 8 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка)
Аш-аш---аш-аш-аш; Ош-ош---ош-ош-ош; Уш-уш---уш-уш-уш; Ыш-ыш--ыш-ыш-ыш;
Иш-иш---иш-иш-иш; Яш-яш---яш-яш-яш; Еш-еш---еш-еш-еш; Юш-юш----юш
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одна мышка, две мышки ит.д.
Слова : мишка, шишка.
«Отгадай слова» взрослый произносит слова по слогам, а ребенок произносит полностью:
Ма-трёш-ка, по-гре-муш-ка, не-во-ляш-ка, ро-маш-ка, ру-баш-ка, гар-мош-ка, кош-ка,
мыш-ка. Сол-ныш-ко.
«Раздели слова на слоги» (любым способом)
Слова:Камыши, подушка, ландыш, душ, ракушка, пушка, шишка, лягушка, лепешки, картошка, башня, вишня, гармошка. Крышка.
№ 9 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание четырех разных слогов )
Аш-ош-уш-ыш; Ош-уш-ыш-аш; Аш-уш-ош-ыш; Аш-ош-уш-ыш; Ош-уш-ыш-аш;
Иш-яш-еш-юш; Яш-еш-юш-иш; Еш-юш-иш-яш; Юш-иш-яш-еш, Иш-еш-яш-юш;
«Что нашли? Предложить составить предложение со словами:
Мишутка, найти, хлопушка. Найти, Мишутка, ракушка.
Ильюшка, найти, лягушка. Погремушка, Ильюшка, найти.
«Повтори чистоговорки»
Уш-уш-уш – ползет уж. Аш-аш-аш – у Маши карандаш. Ыш-ыш-ыш – на болоте шумит камыш.
Ыш-ыш-ыш – от кошки убегает мышь. Уш-уш-уш – Антоша принимает душ.
Ош-ош-ош- на кухне лежит нож. Ош-ош-ош – у Маши брошь. Аш-аш-аш – мы построили шалаш.
«Повтори чистоговорку» (медленно)
Петушки с моей ладошки, клюют зернышки и крошки.
!!!!Повторять скороговорки на каждом следующем занятии.
№ 10 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание двух слогов)
- Шка-шка, шко-шко, шку-шку, шкы-шкы. Шма-шма, шмо-шмо, шму-шму, шмы-шмы
Шва-шва; шво-шво; шву-шву;швы-швы. Шна-шна, шно-шно, шну-шну, шны-шны.
Повторение слогов и слов за взрослым:
Шва-шва – швабра, шве-шве – швея; Шля-шля –шляпа, шлю-шлю –шлюпка
Шка-шка – шкаф, шко-шко – школа, шку-шку – шкура;
Шта-шта – штаб, шту-шту – штурвал, шты-шты – штык
Шну-шну –шнур. шпа-шпа – шпалы, шпи-шпи – шпион
«Повтори слова» Предложить поиграть в «Эхо» - взрослый произносит слова с разной силой голоса (тихо-громко), и темпом, ребенок повторяет слова за взрослым.
Слова: Швед, шлюпка, шторка, шмель, шнурок, штамп, штука, штурвал.
_______________________________________________________________________________
№ 11 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание двух разных слогов )
-Шка-шкы, шку-шко,шкэ-шка. Шма-шмы, шмо-шму, шмэ-шмы
Шва-швы, шво-шву, швэ-швы. Шна- шны, шно-шну, шнэ-шны.
«Повтори и объясни»
Повторить слова за взрослым и объяснить для чего нужен этот предмет.
Слова: шкатулка, шторы, штурвал, швабра, шнур, вишня, штаны, башня.
Определить последний звук в словах: шторы, штурвал, штанга.
«Где находится звук?» Повторить слова: душ, штанга, кошелёк.
Определить позицию звука (Ш) в словах (в начале, в середине, в конце).
№ 12 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Шка-шка---шка-шка-шка, шко-шко---шко-шко-шко, шку-шку---шку-шку-шку;
Шма-шма---шма-шма-шма, шмо-шмо---шмо-шмо-шмо,шму-шму---шму-шму-шму Шва-шва---шва-шва-шва, шво-шво---шво-шво-шво, шву-шву----шву-шву-шву
Шна-шна--шна-шна-шна, шно-шно---шно-шно-шно, шну-шну---шну-шну-шну
«Раздели слова на слоги» (хлопками)
Ребенок делит слова на слоги и говорит сколько слогов в слове.
Слова: шкаф, кормушка, клюшка, шляпа, шланг, петрушка.
«Какое слово лишнее?»Взрослый предлагает произнести цепочку слов, а затем определить лишнее слово (в котором нет звука (Ш)).
Слова: Шкура, жук, шлем; Шнурок, ковшик, слон; Школьница, шмель, щука.
№ 13 Звук (Ш)
Повторение слогов за взрослым (слоги произносить с разной силой голоса: тихо-громко)
-Шка-шка-шкы, шко-шко-шку, шку-шку-шко, шкы-шкы-шка, шкэ-шкэ-шка.
Шна-шна-шны, шно-шно-шну, шну-шну-шна, шны-шны-шна, шнэ-шнэ-шну.
Шва-шва-швы, шво-шво-шва, шву-шву-сво, швы-швы-шва, швэ-швэ-шву
«Повторите предложение» (определить количество слов в предложении)
Школьник штриховал квадрат. Маша поставила швабру за шкаф.
( Исправь ошибку) Леша кушал пшенная каша. Бабушка штопал Мишины штаны.
(определить количество слов в предложении)
«Перепутанные слова» Составить предложение из перепутанных слов
Кошка, мышка, за, гнаться. Окошко, кошка, на, сидеть. Подушка , спать , дедушка, на.
Машина, Алеша, мишка, на, катать.
_______________________________________________________________________________________
№ 14 Звук (Ш)
Повторять скороговорки: (с каждым разом ускорять темп)
1.Тише мыши, тише мыши кошка к вам идет по крыше.
2.На болоте камыши, на лужайке шалаши.
3..Петушки с моей ладошки, клюют зернышки и крошки.
Выучить скороговорки. Повторять сначала медленно, затем постепенно ускорять темп:
1. Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
2. Кашку кушали из чашки, не доели ложку кашки.
В этой чашке, в ложке кашки, утонули две букашки.
Если жалко вам букашку, доедайте в чашках кашку.
3. Шла по улице машина, шла машина без бензина. Шла машина без мотора, без приказа светофора.
Шла сама куда не зная, шла машина заводная
__________________________________________________________________________________
№ 1 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Жа-жа; жо-жо; жэ-жэ; жи-жи; жу-жу;
(двух разных слогов) -Жа-жи; Жо-жу; Жа-жо; Жи-жу; Жэ-жи
«Повтори слоги и слова»
Например: Жа-жа – жаба; Жа-жа- жакет
Жа-жа – жаба, жакет, лужа Жо-жо - пежо, желуди. Же-же – желтлок, желе.
Жи-жи – живот, ужи, жираф. Жу-жу – жук, жучка.
«Закончи предложение» (с картинками, если нет картинок предложить слово)
Над жасмином летает и жужжит…… (жук). Женя видел на болоте …..(жабу).
На дубе растут….(желуди). На дороге после дождя образовалась (лужа)
«Где находится звук?». Повторить слова: Журнал, ножницы, мороженное.
Определить позицию звука (Ж) (в начале, в середине или в конце слова)
______________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов )
- жа-жа-жа, жо-жо-жо, жи-жи-жи, жу-жу-жу, жэ-жэ-жэ. (3 раза)
«Отгадай слово». Взрослый произносит слова по слогам с паузами, ребенок произносит полностью: жел-ток, по-жар, жи-раф, лы-жи, же-лудь, ру-жьё.
«Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок много.
Например: Морж - моржи
Слова: стриж, гараж, коржик, жук, жилет, манеж, пружина, ружьё, баклажан, пижама
(определить первый звук в словах: гаражи, жуки)
(Определить количество слогов в словах: морж, пижама, баклажан).
«Повтори цепочки слов»: жёлудь – желток – пижама; жук – жилет – манежи;
Жук – жакет – жаба; живот – ужи – жучка.
№ 3 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов)
-Жо-жо-жа - жо-жо-жи; жо-жо-жу - жо-жо-жэ
-Жу-жу-жа - жу-жу-жи; жу-жу-жо - жу-жу-жэ;
-Жэ-жэ-жа - жэ-жэ-жи; жэ-жэ-жо - жэ-жэ-жу;
«Большой –маленький»
Взрослый задает вопрос: Если «берег» - большой, то маленький как назовём? (бережок) …..
Большой «снег», а маленький?
Слова: сапог, пирог, круг, утюг, флаг, ёж, нож, уж.
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): один ежонок, два ежонка, три ежонка….
Слова : ежонок, ужонок, медвежонок.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
жа-жа---жа-жа-жа; жо-жо---жо-жо-жо;жу-жу---жу-жу-жу; жи-жи---жи-жи-жи;
жа-жа-жа ---жа-жа; жо-жо-жо---жо-жо;жу-жу-жу---жу-жу; жи-жи-жи---жи-жи
«Повтори предложение» Взрослый говорит предложение, ребенок повторяет, затем определяет количество слов в предложении)
На улице жарко. У Жени ножик. Нельзя обижать животных.
«Повтори чистоговорку»
Жа-жа-жа- у Жанны пижама Жо-жо-жо – желтый пирожок. Жа-жа-жа- Жанна жарит баклажан
-жи-жи – идут дожди. Жи-жи-жи – лежат на животе моржи. Жа-жа-жа – на лужайке жаба
Жа-жа-жа- мы видели ежа Жа-жа-жа – прилетели два чижа Жу-жу-жу – я жилет вяжу.
Жу-жу-жу – на животике лежу. Жи-жи-жи – тут живут ужи Жи-жи-жи – железные ножи
Же-же-же - зима пришла уже. Же-же-же - стоит машина в гараже. Же-же-же – живем на третьем этаже.
№ 5 Звук (Ж)
«Повтори правильно» (Проговаривание четырех разных слогов)
Жу-жо-жа-жи; жо-жу-жи-жа; жу-жи-жа-жо; жи-жа-жо-жу.
жу-жо-жа-жи; жо-жу-жи-жа; жу-жи-жа-жо; жи-жа-жо-жу.
«Повтори чистоговорку» (заучивать медленно проговаривая звуки в словах)
Жа-жа-жа- у Жанны пижама Жо-жо-жо – желтый пирожок. Жа-жа-жа- Жанна жарит баклажан
-жи-жи – идут дожди. Жи-жи-жи – лежат на животе моржи. Жа-жа-жа – на лужайке жаба
Жа-жа-жа- мы видели ежа Жа-жа-жа – прилетели два чижа Жу-жу-жу – я жилет вяжу.
Жу-жу-жу – на животике лежу. Жи-жи-жи – тут живут ужи Жи-жи-жи – железные ножи
Же-же-же - зима пришла уже. Же-же-же - стоит машина в гараже. Же-же-же – живем на третьем этаже.
«Выучи скороговорки»
1.У сороконожек много ножек.
2. У ужа ужата, у еже ежата. Не живут ужи, где живут ежи.
3. Жук жужжит: ЖЖЖЖЖЖЖЖ. Жужжал жук и дожужжался.
№ 6 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
Жда-жда, ждо-ждо, жду-жду, жды-жды. Жма-жма, жмо-жмо, жму-жму, жмы-жмы.
Жва-жва; жво-жво; жву-жву; жвы-жвы. Жна-жна, жно-жно, жну-жну, жны-жны.
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (тихо, громко), ребенок повторяет.
Слова: одежда, надежда, моржи, пирожное, оранжевый. (Разделить слова на слоги хлопками).
«Ответь на вопрос» Как можно назвать пижаму, жилет, жакет? (одежда). Как называют ребят, которые
играют дружно? (дружные). От чего может намокнуть одежда на улице? (от дождя). Солнышко
выкрашенное оранжевым цветом, значит оно какое? (оранжевое). Чем режут бумагу? (ножницами)
«Измени слово»
(Из бумаги): Лист из бумаги, значит он какой? Цветы из бумаги, значит они какие?
(Из снега) : Сугроб из снега, значит он какой? Баба сделанная из снега, значит она какая?
(Из кожи): Ремень сделанный из кожи, значит он какой?. Сумка сшитая из кожи, значит она какая?
№ 7 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
Жда-жда-жда, ждо-ждо-ждо, жду-жду-жду, жды-жды-жды, ждэ-ждэ-ждэ.
Жна-жна-жна, жно-жно-жно, жну-жну-жну, жны-жны-жны, жнэ-жнэ-жнэ.
Жва-жва-жва, жво-жво-жво, жву-жву-жву, жвы-жвы-жвы, жвэ-жвэ-жвэ.
«Повтори и объясни».
Предложить ребенку повторить слово за взрослым, объяснить для чего нужна эта вещ и т.д.
Слова: джемпер, пирожное, ножницы, жвачка, пиджак, джинсы, багажник, художник, дождь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов)
Жда-жда-жды, ждо-ждо-жду, жду-жду-ждо, жды-жды-жда, ждэ-ждэ-жда.
Жна-жна-жны, жно-жно-жну, жну-жну-жна, жны-жны-жна, жнэ-жнэ-жну.
Жва-жва-жвы, жво-жво-жва, жву-жву-жво, жвы-жвы-жва, жвэ-жвэ-жву.
«Исправь ошибку» (определить количество слов в предложении).
Женя держат джинсы. (Взрослый задает опросы: Правильно ли я сказала? Как нужно правильно сказать?)
Анжела любят коржи с джемом. Женя ест жаренное повидло с пирожком.
Флажок крепко держит Женю. Лужок выбежал на детей. Дом сторожит Дружка.
Дождь был мокрый от булыжника.
«Составь предложение» (определить количество слов в предложении).
От дождь промокнуть одежда. Нужно, вежливость, быть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9 Звук (Ж)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Жда-жда---жда-жда-жда, ждо-ждо---ждо-ждо-ждо,ждку-жду---жду-жду-жду;
Жма-жма---жма-жма-жма, жмо-жмо---жмо-жмо-жмо, жму-жшу---жму-жму-жму.
Жва-жва---жва-жва-жва, жво-жво---жво-жво-жво, жву-жву----жву-жву-жву
Жна-жна--жна-жна-жна, жно-жно---жно-жно-жно, жну-жну---жну-жну-жну
Выучить скороговорки (в медленном темпе)
1.Жук жужжит, над ежом кружит, ежик лежит, на жука глядит
2. Спешит сороконожка, бежит по дорожке.
3.Пробежал колючий ёжик, ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймешь, покажи нам ножки еж.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10 Звук (Ж)
«Повтори чистоговорку» (учить и в дальнейшем доводить до автоматизма)
Жа-жа-жа- у Жанны пижама Жо-жо-жо – желтый пирожок. Жа-жа-жа- Жанна жарит баклажан
-жи-жи – идут дожди. Жи-жи-жи – лежат на животе моржи. Жа-жа-жа – на лужайке жаба
Жа-жа-жа- мы видели ежа Жа-жа-жа – прилетели два чижа Жу-жу-жу – я жилет вяжу.
Жу-жу-жу – на животике лежу. Жи-жи-жи – тут живут ужи Жи-жи-жи – железные ножи
Же-же-же - зима пришла уже. Же-же-же - стоит машина в гараже. Же-же-же – живем на третьем этаже.
Выучить скороговорки (с каждым разом ускоряя темп)
1.У сороконожек много ножек.
2. У ужа ужата, у еже ежата. Не живут ужи, где живут ежи.
3. Жук жужжит: ЖЖЖЖЖЖЖЖ. Жужжал жук и дожужжался.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11 Звук (Ж)
Повторять чистоговорки (доводить до автоматизма)
Учить скороговорки (с каждым разом ускоряя темп)
1.Жук жужжит, над ежом кружит, ежик лежит, на жука глядит
2. Спешит сороконожка, бежит по дорожке.
3.Пробежал колючий ёжик, ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймешь, покажи нам ножки еж.
1.У сороконожек много ножек.
2. У ужа ужата, у еже ежата. Не живут ужи, где живут ежи.
3. Жук жужжит: ЖЖЖЖЖЖЖЖ. Жужжал жук и дожужжался
№ 1 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Ач-ач,оч-оч,уч-уч,эч-эч, ыч-ыч, яч-яч, ёч-ёч, еч-еч, ич-ич-ич, юч-юч
(двух разных слогов) - Ач-оч, оч-ач, уч-эч, эч-уч, ыч-яч, яч-ыч, ёч-еч, еч-ёч, ич-юч, юч-ич
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет
Слова:богач, тягач, могуч, жгуч, жечь, дичь, горяч, тачка, врач, циркач, трубач
«Отгадай слово»: Взрослый произносит слова по слогам, ребенок произносить слово полностью.
Слова: си-лач, ку-лич, у-сач, д-о-чь, р-е-чь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
-Ач-ач-ач; оч-оч-оч; уч-уч-уч; ыч-ыч-ыч, ич-ич-ич, яч-яч-яч, еч-еч-еч, юч-юч-юч
«Сколько слогов?» Ребенок сначала повторяет слова за взрослым, затем каждое слово делит на слоги
любым способом (хлопками, шагами, прыжками, загибанием пальчиков…….) и нопределяет количество слогов в словах.
Слова: ручка, овечка, луч.
«Кто, что делает?» Взрослый называет профессию, просит повторить и сказать, кто чем занимается.
Врач – лечит людей, учитель – учит детей, трубочист – чистит трубы, почтальон – разносит почту
«Повтори слова парами» Взрослый произносит слова парами, ребенок повторяет:
Ткач – силач грач – врач ночь- дочь почка – бочка
Дичь – бич клич – кирпич меч – печь ключ – колюч.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов)
- Ач-ач-оч, ач-ач-уч, ач-ач-ыч; ач-ач-ич, ач-ач-яч, ач-ач-еч, ач-ач-юч.
-Оч-оч-ач, оч-оч-уч, оч-оч-ыч, оч-оч-ич, оч-оч-яч, оч-оч-еч, оч-оч-юч.
-Уч-уч-ач, уч-уч-оч, уч-уч-ыч, уч-уч-ич, уч-уч-яч, уч-уч-еч, уч-уч-юч
- Эч-эч-ач, эч-эч-оч, эч-эч-ыч, эч-эч-ич, эч-эч-яч, эч-эч-еч, эч-эч-юч
«Ответь на вопрос» Взрослый предлагает послушать предложение и ответить на вопрос одним словом:
В огороде тачка. Что в огороде? Катя прыгает на болоте по кочкам. По чему скачет Катя на болоте?
Яблоки положили в бочку. Куда положили яблоки? На торте зажгли свечки. Что зажгли на торте?
В цирке выступает силач. Кто выступает в цирке? По небу плывет тучка. Что по небу плывет?
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет
Слова: бич, меч, печь, грач, кирпич, трубач.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Ач-ач---ач-ач-ач; Оч-оч---оч-оч-оч; Уч-уч---уч-уч-уч; Ыч-ыч--ыч-ыч-ыч;
Ич-ич---ич-ич-ич; Яч-яч---яч-яч-яч; Еч-еч---еч-еч-еч; Юч-юч----
Ач-ач-ач---ач-ач, Оч-оч-оч---оч-оч; Уч-уч-уч---уч-уч; Эч-эч-эч----
Ич-ич-ич---ич-ич; Яч-яч-яч---яч-яч; Еч-еч-еч---еч-еч; Юч-юч-юч---юч-юч
«Скажи ласково» Взрослый предлагает слова назвать ласково.
Как назовем мы Лену ласково? (Леночка) Имена: Аня, Оля, Коля, Толя, Люба, Ксюша, Таня и т.д.
Как про ночку мы скажем ласково? (Ноченька) Слова: куча, Кость, луч, тапки, дождь.
«Скажи как я» Взрослый произносит слова в разном темпе (быстро, медленно), ребенок повторяет.
Слова: ключ, очки, обруч, кузнечик, кулич, ручка, цепочка, колечко, свечка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Ч)
«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)
Ач-оч-уч-ыч; Оч-уч-ыч-ач; Ач-уч-оч-ыч; Ач-оч-уч-ыч; Оч-уч-ыч-ач; Ич-яч-еч-юч; Яч-еч-юч-ич; Еч-юч-ич-яч;
«Повтори чистоговорки»
Уч-уч-уч – луч светит из-за туч. Ач-ач-ач – у собачки калач. Ич-ич-ич - в ручки взяли мы кирпич.
Еч-еч-еч – у богатыря меч. Уч-уч-уч – кручу обруч. Яч-яч-яч - у Анечки мяч.
Юч-юч-юч –в замочке ключ. Ач-ач-ач – дочку лечит врач. Ач-ач-ач –червяка нашел грач.
Ач-ач-ач – на трубе играет трубач. Оч-оч-оч -наступила ночь. Еч-еч-еч - печник топит печь.
№ 6 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Ча-ча; чо-чо; чэ-чэ; чи-чи; чу-чу;
(два разных слога) -Ча-чи; чи-ча; чо-чу; чу-чо; ча-чо; чо-ча; чи-чу, чу-чи; чэ-чи; чи-чэ; чэ-ча; ча-чэ, чэ-чо;
«Повтори слоги и слова» Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет.
Слоги и слова: Ча-ча-ча – чай; Чу-чу-чу – чудо, чулок ; Чи-чи-чи – чижи ; Че-че-че – чепуха.
«Угадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок повторяет слово полностью.
Слова: пу-чок, са-чок, зна-чок, крю-чок, пле-чо, руч-ей, чу-до, чул-ок, чес-нок, ко-чан, мо-чал-ка, чай-ка,
до-чур-ка, вол-чок, ка-че-ли, пе-чень-е, ча-сы, че-мо-дан, че-ре-па-ха, че-бу-раш-ка, чай-ник чаш-ка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 7 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
- Ча-ча-ча, чо-чо-чо, чи-чи-чи, чу-чу-чу, чэ-чэ-чэ
«Большой - маленький» Взрослый спрашивает ребенка: Большой «Огурец», а маленький? ( огурчик).
Слова: сундук, бык, паук, червяк, крюк, кулак, носок, палец.
«Посчитай до 5» Предложить ребенку посчитать предметы, загибая пальчики.
Слова: девочка, мальчик, ключ.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, прыжками, загибая пальчики…)
«Повтори слова парами» Взрослый произносит слова парами, ребенок повторяет:
Бычок – бачок туча – куча Сучок – пучок каблучок – кулачок значок – крючок
Мячи – калачи волчица – горчица мальчик – пальчик кончик – пончик
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов)
Ча-ча-чу, ча-ча-чэ, ча-ча-чи, ча-ча-чо; Ча-чи-ча, ча-чо-ча, ча-чу-ча, ча-чэ-ча;
-Чо-чо-ча, чо-чо-чи; чо-чо-чу, чо-чо-чэ; Чо-ча-чо, чо-чи-чо, чо-чу-чо, чо-чэ-чо;
-Чу-чу-ча, чу-чу-чи, чу-чу-чо; чу-чу-чэ Чу-ча-чу, чу-чи-чу, чу-чо-чу, чу-чэ-чу;
-Чэ-чэ-ча, чэ-чэ-чи; чэ-чэ-чо, чэ-чэ-чу; Чэ-ча-чэ, чэ-чи-чэ; чэ-чо-чэ; чэ-чу-чэ;
«У кого кто?» Взрослый задаёт вопросы:
У зайца кто детеныши? У волка? У Белки? У Галки?
У волка чей хвост? (волчий) У зайца чьи уши? (заячьи) У овцы чья шерсть? (овечья)
У собаки чьи лапы? (собачьи) У кошки чья шерсть? (кошачья) У быка чья голова? (бычья).
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет
Качели, мальчик, печенье, сачок, значок, чеснок, калачи, крючок, чебурашка, куча, туча, черемуха.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
ча-ча---ча-ча-ча; чо-чо---чо-чо-чо; чу-чу---чу-чу-чу; чи-чи---чи-чи-чи;
ча-ча -ча---ча-ча; чо-чо-чо---чо-чо; чу-чу-чу---чу-чу; чи-чи-чи---чи-чи
«Чистоговорки» (выучить чистоговорки и вдальнейшем их повторять ускоряя темп)
Ча-ча-ча - на столе свеча Ча-ча-ча - дом из кирпича Ча-ча-ча - печка горяча
Ча-ча-ча - надо вызвать врача. Че-че-че – я живу на даче. Че-че-че - мы мечтаем о мяче
Чи-чи-чи – Катя ела калачи. Чи-чи-чи – ножи наточи. Чи-чи-чи - потеряли мы ключи.
Чу-чу-чу – я на велике качу. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Чу-чу-чу - Я на шаре улечу.
Чу-чу-чу - Обруч я кручу. Чо-чо-чо - греет солнце горячо Чо-чо-чо - у меня болит плечо
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10 Звук (Ч)
«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)
Чу-чо-ча-чи; чо-чу-чи-ча; чу-чи-ча-чо; чи-ча-чо-чу.
«Исправь предложение» Взрослый произносит предложение неправильно, ребенок исправляет
Бабушка надела журнал и стала читать очки. Волны летали над чайками и кричали.
«Скороговорки» выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас
2.Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
№ 11 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
- Чка-чка, чко-чко, чку-чку, чкы-чкы. Чка-чкы, чку-чко,чкэ-чкы,
Чта-чта, что-что, чту-чту, чты-чты Чта-чты, что-чту, чтэ-чты.
Чма-чма, чмо-чмо, чму-чму, чмы-чмы. Чма-чмы, чмо-чму, чмэ-чмы
Чва-чва; чво-чво; чву-чву; чвы-чвы. Чва-чвы, чво-чву, чвэ-чвы.
Чна-чна, чно-чно, чну-чну, чны-чны. Чна- чны, чно-чну, чнэ-чны.
«Я начну, а ты закончи слогом» Взрослый предлагает ребенку закончить слово слогом «ЧКА», затем «ЧОК» и начинает слово, ребенок заканчивает слогом , затем произносит слово, которое получилось полностью.
«ЧКА » Слова: Бабо-чка, удо-чка, вато-чка, вето-чка, косто-чка, кисто-чка, курто-чка, куро-чка, све-чка
«ЧОК» Слова: бачок, бычок, сучок, крючок, внучок, кабачок, башмачок.
«Повтори слова парами» Взрослый произносит слова парами, ребенок повторяет.
Чтение – почтение каблучки – кулачки почва – почта кончик – пончик
летчик – налетчик пчелка – челка птенчик – венчик одуванчик – карманчик ночка – почка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
-Чка-чка-чкы, чко-чко-чку, чку-чку-чко, чкы-чкы-чка, чкэ-чкэ-чка.
Чта-чта-чты, чта-чта-что, чта-чта-чту, чта-чта-чтэ
Чна-чна-чны, чно-чно-чну, чну-чну-чна, чны-чны-чна, чнэ-чнэ-чну.
Чва-чва-чвы, чво-чво-чва, чву-чву-чво, чвы-чвы-чва, чвэ-чвэ-чву.
«Один —много» Взрослый называет один предмет, ребенок много:
Один одуванчик, а если их много? (одуванчики)
Слова: башмачок, кабачок, значок, пчелка, ласточка, точка, чашечка, карманчик, колючка, почка.
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: Мачта, мечта, почта, почва, летчик, кончик.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 13 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Чка-чка---чка-чка-чка, чко-чко---чко-чко-чко, чку-чку---чку-чку-чку;
Чма-чма---чма-чма-чма, чмо-чмо---чмо-чмо-чмо,чму-чму---чму-чму-чму
Чва-чва---чва-чва-чва, чво-чво---чво-чво-чво, чву-чву----чву-чву-чву
Чта-чта---чта-чта-чта, что-что---что-что-что, чту-чту---чту -чту-чту
Чна-чна--чна-чна-чна, чно-чно---чно-чно-чно, чну-чну---чну-чну-чну
«Ответь на вопрос» Взрослый произносит предложение и просит ребенка ответить на вопрос одним словом.
Гречневая каша. Какая каша? Песочные часы. Какие часы? Горячие пончики. Что горячее?
У ежа колючки. Что у ежа? Почтальон на почте. Кто на почте? Прилетел летчик. Кто прилетел?
«Назови ласково животных» Слова: Кошка, коза, собака, лиса, белка
«Большой - маленький» Взрослый спрашивает ребенка: Большая «Ложка», а маленькая? (ложечка).
Слова: ваза, палка, сумка, книга, тумба, птенец, булка, чемодан
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 14 Звук (Ч)
«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)
Чка-чко-чку-чкы. Чна-чно-чну-чны. Чма-чмо-чму-чмы. Чва-чво-чву-чвы Чта-что-чту-чты.
«Повтори предложение»
У мальчика лодочка и удочка. Леночка заплела две косички. Пчелка собирает нектар с одуванчика.
Птички сидят на веточке. Курочка снесла яичко. Собачка грызет косточку. Цветочки стоят в вазочке. Девочка ест клубничку. Девочка и собачка сидят на крылечке. Маша сидит в бочке. Папа купил дочке печенье. Ванечка кормит собачку Жучку
«Скороговорки» выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Плыли по небу тучки, тучек четыре штучки.
2.Испугалась Олечка и сидит тихонечко.
Вспомнить скороговорки:
1.Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
2.Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
№ 1 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
Ща-ща; що-ш-що; щэ-щэ; щи-ши; щу-щу;
(два разных слога) -Ща-щи; що-щу; ща-що; щи-щу; щэ-щи; щэ-ща; щэ-що; щэ-щу;
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: Щавель, щека, щегол, щель, щепа, щи, щупальца, площадка, ямщик.
«Отгадай слово»: Взрослый произносит слова по слогам, ребенок отгадывает, назвав слово полностью.
щеп-ка, щуч-ка, щи-ток, щёл-ка, кле-щи, щип-цы, щу-ка, ще-нок, о-во-щи.
Предложить разделить слова (щенок, щит, овощи) на слоги любым способом (ладошками, шагами,
прыжками, загибанием пальцев и т.д)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
- Ща-ща-ща, що-що-що, щи-щи-щи, щу-щу-щу, щэ-щэ-щэ.
-Ща-ща-щи, ща-ща-що, ща-ща-щу, ща-ща-щэ; -Що-що-ща, що-що-щи; що-що-щу, що-що-щэ;
-Щу-щу-ща, щу-щу-щи, щу-щу-що; щу-щу-щэ; -Щэ-щэ-ща, щэ-щэ-щи; щэ-щэ-що, щэ-щэ-щу;
«Человек, профессии» Попросить рассказать ребенка, что он знает о таких профессиях как:
стекольщик, экскаваторщик, закройщик, сварщик, стекольщик, носильщик, обувщик, каменщик, крановщик.
«Назови ласково» Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его ласково:
Например: Как назвать щуку ласково? (щучка). Как можно щеки назвать ласково? (щечки)
Слова: щит, щипцы, лещ, плащ, щёлка, щенок, щетка, клещ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
Ащ-ащ, ощ-ощ, ущ-ущ, эщ-эщ, ыщ-ыщ, ящ-ящ, ёщ-ёщ, ещ-ещ, ищ-ищ-ищ, ющ-ющ.
(двух разных слогов) Ащ-ош, ощ-ащ, ущ-эщ, эщ-ущ, ыщ-ящ, ящ-ыщ, ёщ-ещ, ещ-ёщ, ищ-ющ, ющ-ищ
«Эхо» Взрослый произносит слова в разном темпе (быстро. медленно), ребенок повторяет.
Слова: Жилище, училище, ящерица, ямщик, лещ, борщ, товарищ.
Отгадай слово: Взрослый произносит слова по слогам, ребенок произносит полностью.
Пи-ща, ча-ща, ро-ща, гу-ща, я-щик, щу-ка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
-Ащ-ащ-ащ; ощ-ощ-ощ; ущ-ущ-ущ; ыщ-ыщ-ыщ, ищ-ищ-ищ, ящ-ящ-ящ, ещ-ещ-ещ, ющ-ющ-ющ
- Ащ-ащ-ощ, ащ-ащ-ущ, ащ-ащ-ыщ; ащ-ащ-ищ, ащ-ащ-ящ, ащ-ащ-ещ, ащ-ащ-ющ.
-Ощ-ощ-ащ, ощ-ощ-ущ, ощ-ощ-ыщ, ощ-ощ-ищ, ощ-ощ-ящ, ощ-ощ-ещ, ощ-ощ-ющ.
-Ущ-ущ-ащ, ущ-ущ-ощ, ущ-ущ-ыщ, ущ-ущ-ищ, ущ-ущ-ящ, ущ-ущ-ещ, ущ-ущ-ющ
- Эщ-эщ-ащ, эщ-эщ-ощ, эщ-эщ-ыщ, эщ-эщ-ищ, эщ-эщ-ящ, эщ-эщ-ещ, эщ-эщ-ющ
«Огромные предметы» Как можно сказать про «нос», если он огромный? (носище)
Слова: рука, голова, глаза, рот, уши, усы, шея, плечи, кулаки, ноги, коленки.
«Назови одним словом» Как можно назвать одним словом?
мясо, сыр, бутерброд, рыба…….. (пища) огурцы, помидоры, морковь………(овощи)
одежда, головные уборы………(вещи) медведь, лиса, рысь…….(хищники)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Ащ-ащ---ащ-ащ-ащ; Ощ-ощ---ощ-ощ-ощ; Ущ-ущ---ущ-ущ-ущ; Ыщ-ыщ--ыщ-ыщ-ыщ;
Ищ-ищ---ищ-ищ-ищ; Ящ-ящ---ящ-ящ-ящ; Ещ-ещ---ещ-ещ-ещ; Ющ-ющ----ющ-ющ-ющ
«Исправь предложение»
Щель пролезла в щенка. В клещах лежал ящик. Щавель щипал детей. Два леща поймали рыбака. Роща освещает луну. Конфета угостила меня товарищем.
«Скороговорки» Выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
2. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 3.Превращал Кощей щук и лещей в клещей.
№ 1 Звуки С-Ш
- Повторение слогов за взрослым: са-са-са – ша-ша-ша, со-со-со – шо-шо-шо, су-су-су – шу-шу-шу, сы-сы-сы – ши-ши-ши.
- Повторение слова-паронимы: (повторить слова парами)
уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык,
стиль – штиль, марс – марш, вас – ваш, мыс – мышь, плоско – плошка, солить – шалить, сорок – шорох,
басня – башня, крыса – крыша, суметь – шуметь, кусай – кушай, шило – сила.
- «Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш.
- «Посчитай до 5» (слова выше). Одна мышь, две…, три…, четыре…, пять мышей.
5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):
.апка, .нки, .уба, у.мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит, .ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы….
__________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звуки С-Ш
1.Повторение слогов за взрослым: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
- Слова: Повторить слово и ответить на вопрос: Какой звук в слове (С) или (Ш).
сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья сухо, слышно, шустрый, соловушка, шанс, шелест, шествие, шесток
- Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
- Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.
4.Повторение словосочетаний за взрослым: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звуки С-Ш
1.Повторение слов за взрослым: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шахматист, путешественник, шалость, стишок стеклышко, пушистый, сынишка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки. шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
2. «Посчитай до5» – одна сушка, две…, три…, четыре…, пять сушек.
Сынишка, старушка.
3.Заучивание скороговорок: Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
- Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:
Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая.
Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звуки С-Ш
- Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
- Скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.
Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.
№ 1 Звуки Ж-Ш
- Повторение слов парами:
шар – жар, шить – жить, шаль – жаль, шила – жила, шест – жест, шесть – жесть, шарить – жарить, шалость – жалость, широк – жирок, шутка – жутко, Луша – лужа, Саша – сажа, тушить – тужить, крушить – кружить, сушу – сужу, машет – мажет, скошу – скажу, нашивка – наживка, шитьё – житьё, шалить – жалить.
- Выделение звуков «Ш», «Ж» в словах. Проговаривание слов за взрослым:
шахтер, швабра, ждали, пушок, шпулька, дружно, жмурки, дружно, ждал, шёл, пустышка, шахматы, надежда, подошва, бережно, мешковина, художник.
- Закончи слово слогом ША или ЖА: поро(ша), горбу(ша), копу(ша), госпо(жа), кры(ша), гало(ша), покла(жа), прода(жа), Алё(ша). Слогом ШИ или ЖИ: детёны(ши), бага(жи), гара(жи), ланды(ши).
- Словосочетания: шелковистые кружева, живописный лужок, шоколадный ёжик, шахматная школа, тяжелая штанга, отважный пожарный, широкая пижама, жестяная плошка, кожаная шапка, большие повреждения, шёлковый жилет, смешной ёжик, вишнёвое желе, малышовая одежда, жёсткий шов, живая мишень.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звуки Ж-Ш
- Выделение звуков «Ж», «Ш» из слов, повторение за взрослым:
жаворонок, порошок, полушубок, прожил, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер, отважный, шелушить, шуршать, жужжать. решето, уважение, желудок, шелуха, уважение, железо, движение, жеребёнок, пружина, ромашка, снежок, кража, стужа, кошелёк, пороша, вышина, журавль, жареный, штанга, ширма, жмурки.
- Повторение предложений за взрослым:
Шофёры вывели машины из гаража. Кошку и лошадь называют домашними животными. В багажнике машины лежали мешки с картошкой. Хорош садовник, хорош крыжовник. Что посеешь, то и пожнешь.
- Составить предложения:
Пожарила, ужин, картошку, на, бабушка. Решето, Марина, положила, на, крыжовник. Широкие, стоят, лежаки, на, пляже.
Снежинки, на, тают, у, ладошки, Зины.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 1 Звуки З-Ж
- Повторение слогов: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи, зла-жла, зло-жло, узл-ужл, изл-ижл, жа-за-за, зо-жо-зо, зы-зы-жи, жу-зу-зу.
- Повторение слов парами: ужи – узы, кожа – коза, жал – зал, жевать – зевать, залей – жалей, везу – вяжу, разок – рожок, называть – наживать, лоза – ложа, лежать – лизать.
- Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
- Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами: снег – снежок, стог – стожок, сапог – сапожок, утюг – утюжок, таз – тазик, Камаз – Камазик, Автоваз – Автовазик.
- Добавь звук «З»или «Ж»: .аба, .автра, .айка, .акет, .абры, .атва, .апах, .убы, .мурки, .абор.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звуки З-Ж
- Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за), лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).
- Повторение слов за взрослым: железо, зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник, жемчужина, жижа, звезда, заноза, возможно, желтизна, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.
- Повторение словосочетаний за взрослым.: ждать поезд, забыть пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах жасмина, побежать назад, забежать за здание.
- Предложения: Во время дождя нужен зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал тяжелый молоток.
№ 1 Звуки Ч-Ц
- Припоминание слов на «Ч»: в начале, в середине, в конце слова. На (Ц).
- Назови ласково: овца – овечка, заяц – зайчик, лицо – личико, птица - … , синица - … , курица - … , палец - … , конец - … , кольцо - … , цвет - … , кузнец - … , молодец – молодчина.
- Выделение звуков «Ч», «Ц» и проговаривание слов: овца, боец, цукат, ткачи, курица, качели, плечо, яйцо, индеец, бочонок, китаец, певец, крылечко, колодец, кучер.
- Закончи слово слогом ЦА или ЧА: ту(ча), да(ча), ли(ца), све(ча), кури(ца), кру(ча), мельни(ца), калан(ча), зада(ча), ули(ца).
- Словосочетания: отличная оценка, чудесная ленточка, коричневые рукавицы, целебный чай, чудесный цветочек, отличный циркач, цветочный горшочек, золоченая цепочка, чуткая учительница, жгучий перец, цепкий крючок.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 1 Звуки Ч – С
- Повторение слов за взрослым: частица, ученица, отличница, горчица, черепица, цветочек, начальница, учительница, чернильница.
- «Посчитай до 5» – чудесный цветочек, отличная оценка.
- Повторение предложений за взрослым: Свеча сгорела дочиста. А лисички взяли спички. Чабан чесал овец. Восемь – четное число. Часовой стоит на часах. Честный чести не уступит. Чибис сидит на сучке. Дятел стучит по сосне. Сима купила спички и взяла сдачу. Рыболов не новичок – сам попался на крючок. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколючий.
- Заучивание скороговорки: Подогрела чайка чайник, пригласила десять чаек.
Прилетели все на чай. Сколько чаек, отвечай?
- Выделение из скороговорки слов на «Ч», «С».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 1 Звуки Щ-Ч
«Повтори слова парами»: плач – плащ, челка – щелка, четки – щетки, помочь – помощь, печать – пищать, горячий – горящий, чадит – щадит, лечи – лещи, точу – тащу, чур – щур.
«Измени слова»: Лев рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ. Пес ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ. Бык
мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ. Молоток стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ. Колокол звучит.
Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.
«Назови ласково»: щука – щучка, щека - … , вещь - … , ящик - … , щенок - … , плащ - … ,
чулок - … , доска - … , щель - … , щипцы - … , щетка - … , червяк лещ - … .
«Повтори словосочетания»: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.
«Повтори предложения»: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звуки Щ-Ч
«Повтори слова» : щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щеглята, почерк, птичница, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, точильщик, часовщик.
«Измени по образцу»: кулак – кулачок – кулачище, мужик – мужичок- мужичище, чердак – чердачок – чердачище, черпак – черпачок – черпачище, каблук – каблучок – каблучище, червяк - … - … , чеснок - … - … , кирпич - … - … , комок - … - … .
«Повтори словосочетания»: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи.
«Посчитай до 5»
Например: один кричащий щеночек, два кричащих щеночков, три……..,……...пять кричащих щеночков ; чистая дощечка; сочный овощ.
«Запомни и повтори»: Чудесное угощение – копченая щука – чистое помещение – почтовый ящик. Прочный щит – молочная пища – овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка – скучающий ученик – птичий щебет – сочные овощи.
Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
№ 1 Звуки Щ-СЬ
«Повтори слова» :
щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
«Повтори парами»: лес- лещ, сели – щели, пласт – плащ, писать – пищать, роса – роща, плюс – плющ, весь – вещь, хвост – хвощ.
«Изменить по образцу»: свистеть – свищу, рыскать – рыщу, пищать – пищу, плескать – плещу,
таскать - … , грустить - … , блестеть - … , искать - … , пускать - … , чистить - … , полоскать - … .
Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).
Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).
«Повтори словосочетания»: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звуки Щ-СЬ
«Повтори слова»: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
«Измени по образцу»: коса – косища, сила – силища, слива - … , собака - … , сумка - … , сито - … , хвост - … , стакан - … , стул - … , усы - … , носы - … , волосы - … , голоса - … .
«Закончи слово»: ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., хво., укра.., ово., бою.., бор., мо.., купаю..
«Вставить недостающее слово»:
Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).
«Повтори словосочетания»: Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 1 Звуки Щ-Ш
Заучивание стихотворения «Щегол»:
Целый день поет щегол в клетке на окошке,
Третий год ему пошел, а он боится кошки.
А Маша не боится ни кошки, ни щегла,
Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.
«Признаки и действия»: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
Щенок (какой?)………, (что делает?)
«Повтори предложения: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. Звуки Ш-Щ
«Повтори слова парами»:
чаща- чаша, щелк – шелк, пищу – пишу, прощу – прошу, пищи – пиши, погощу – погашу,
помещать – помешать, укрощать – украшать, защита –зашито, вещать – вешать, навещать – навешать.
«Вставь звуки «Щ» или «Ш»:
...ар, …апка, ...уба, ланды...., кало....и, ко...ка, рома…ка, ..ель, ...епка, ...енок, …ука, пла..., ово…и, ви…ня, ве...и.
«Запомни и повтори»: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
«Посчитай до 5» – Например: один щенок, два щенка, три……, четыре……, пять щенков;
Слова; вишня, шуба, щука.
Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.
Укрощать разбушевавшуюся стихию.
Слушать дефектную речь шепелявого ребенка.
Слушать шелестящие капли дождя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.
Закрепление правильного произношения звука [c] в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....