Автоматизация звуков Л,Р
картотека по логопедии
Автоматизация сонорных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_roditeley_po_avtomatizatsii_sonornyh_zvukov.docx | 120.76 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание двух слогов)
-Ла-ла; ло-ло; лэ-лэ; лы-лы; лу-лу; -Ла-лы; ло-лу; ла-лэ; лэ-лы; лэ-ло; лэ-лу;
Повторение слогов и слов за взрослым: Например: Ла-ла-ла – лай; ла-ла-ла – лань.
Ла-ла-ла – лай, лань Ло –ло –ло – лов, лок Лу- лу-лу – лук , луна, лужа Лы – лы – лы – лыжы
«Отгадай слово» Взрослый произносит слово по слогам, ребенок угадывает.
Слова: ла-ма, ла-пти, ла-сты, ла-мпа, ло-ка-тор, ло-пух, ло-шадь, лунк-а, лу-на-тик, лы-сый, лы-жи.
«Ответь на вопрос»
Чем мы едим суп? (ложкой) Чем копают землю? (лопатой) Чем девочки красят ногти? (лаком)
Что горит, когда зажигают свет? (лампочка) Что кушают вилкой? (лапшу) Часть тела, куда можно посадить шишку? (лоб) На чем плавают? (на лодке) Лёд и ящик ломают (чем?)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание трех слогов)
ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ.
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (тихо, громко, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: лапы, лавочка, ландыш, ладошки, лоб, локоть, лупа, луна, луноход , лукошко, лужа, лунтик.
Спросить у ребенка какой звук последний или каким звуком заканчиваются слова: ландыш, лупа, лунтик.
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): один лось, два лося,……….пять лосей..
Слова: лось, лодка, ласточка.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слово по слогам, ребенок угадывает.
Слова: Ло-пух,,ла-ван-да, ло-кон, ло-то, ла-ком-ка, л-у-ч, лу-жок, лун-ка, ла-поть, лу-на-тик, лыж-ник.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым: (Проговаривание трех разных слогов)
-Ла-ла-лы, ла-ла-ло, ла-ла-лу, ла-ла-лэ; -Ло-ло-ла, ло-ло-лы; ло-ло-лу, ло-ло-лэ;
-Лу-лу-ла, лу-лу-лы, лу-лу-ло; лу-лу-лэ; -Лэ-лэ-ла, лэ-лэ-лы; лэ-лэ-ло, лэ-лэ-лу;
«Один-много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много. Один кулак, а если много? (кулаки)
Слова: булавка, голубь, малыш, колун, антилопа, акула, водолаз, желудь
Спросить у ребенка с какого звука начинаются слова: булавка, малыш, желудь
«Назови ласково» Взрослый называет предмет, ребенок называет его ласково.
Как назвать халат ласково? (халатик)
Слова: молоко, колобок, калач, голова, салат, палатка, чулок, колоша, кулон, солома, улыбка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка):
ла-ла---- ла-ла-ла; ло-ло ----ло-ло-ло; лу-лу---- лу-лу-лу; лы-лы ----лы-лы-лы; лэ-лэ----лэ-лэ-лэ.
«Повтори слова» Взрослый предлагает повторить слова, только со звукм (Л).
Слова: Молоток, сало, шут, колодец, одеяло, девочка, мыло, шило, пила, часы, велосипед.
Спросить у ребенка на какой звук заканчиваются слова: молоток, мыло, колодец.
«Закончи слово»
Взрослый просить ребенка закончить слово слогом (ЛА, ЛЫ, ЛОК), ребенок заканчивает и называет слово.
ЛА: шко-ла, пче-ла, ю-ла, мет-ла, кук-ла, свек-ла, стре-ла, смо-ла, си-ла, зо-ла, ска-ла.
ЛЫ: ви-лы, по-лы, канику-лы, ство-лы, ЛОК: узе-лок, уго-лок, потто-лок, коте-лок, чу-лок, ме-лок.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Л)
Закончи чистоговорку слогом:
Ша-ша-ша мама моет малы… (ша). Ши-ши-ши – зашумели камы….(ши)
Шу-шу-шу – саша кушает лап…(шу). Шо-шо-шо – мы играем хоро…(шо).
«Исправь предложение» Взрослый произносит неправильное предложение, ребенок исправляет.
Голубь ловил Лару. Стол сел за Михаила. Кукла унесла в чулан собаку. Жук искал дятла. Гол играл в футбол и забил в ворота Володю. Катя ела (лапша) Мила села на (лавка) Мила увидела (белая луна)
«Повтори скороговорку» (медленно) На каждом занятии повторять по мере заучивания ускорять темп.
-Лена искала булавку, булавка упала под лавку.
№ 6 Звук (Л)
«Повтори правильно» (Проговаривание четырех разных слогов)
Лу-ло-ла-лы; ло-лу-лы-ла; лу-лы-ла-ло; лы-ла-ло-лу.
«Повтори чистоговорки»: Повторять и заучивать, на каждом занятии.
Ла-ла-ла – у нас новая юла Ла-ла-ла – лопата и пила Лы-лы-лы – новые столы
Лы-лы-лы – в печке нет золы Лы-лы-лы – Лада моет полы Ло-ло-ло – мы приехали в село
Ло-ло-ло – платье мне мало Ло-ло-ло – на улице мело Лу-лу-лу – диван стоит в углу
Ла-ла-ла – прилетела к нам пчела Ло-ло-ло – на полу стекло Лу-лу-лу – всех зовут к столу
Лу-лу-лу – солому дам ослу Ло-ло-ло – в окне белое стекло Ла-ла-ла – кошка на окне спала
Ло-ло-ло – купили одеяло Лы-лы-лы – у ёлок тонкие стволы Лы-лы-лы вода льется со скалы
«Повтори скороговорку» (медленно) На каждом занятии повторять по мере заучивания ускорять темп.
- Лада ловко лук полола, мыла пол и полки Лола
Пыль Володя подметал, гвозди Валя забивал
Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 7 Звук (Л)
«Повтори чистоговорки»: Повторять и заучивать, на каждом занятии.
Ла-ла-ла – у нас новая юла Ла-ла-ла – лопата и пила Лы-лы-лы – новые столы
Лы-лы-лы – в печке нет золы Лы-лы-лы – Лада моет полы Ло-ло-ло – мы приехали в село
Ло-ло-ло – платье мне мало Ло-ло-ло – на улице мело Лу-лу-лу – диван стоит в углу
Ла-ла-ла – прилетела к нам пчела Ло-ло-ло – на полу стекло Лу-лу-лу – всех зовут к столу
Лу-лу-лу – солому дам ослу Ло-ло-ло – в окне белое стекло Ла-ла-ла – кошка на окне спала
Ло-ло-ло – купили одеяло Лы-лы-лы – у ёлок тонкие стволы Лы-лы-лы вода льется со скалы
«Вспонить скороговорки» Каждое занятие вспоминать, заучивать постепенно увеличивая темп.
-Лена искала булавку, булавка упала под лавку.
- Лада ловко лук полола, мыла пол и полки Лола
Пыль Володя подметал, гвозди Валя забивал
Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл
«Повтори скороговорку»
Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила
Не жалела мама мыло, мама Милу мылом мыла
Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.
Что ты плачешь наша Мила? : - Я выплакиваю мыло
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Ал-ал, ол-ол, ул-ул, эл-эл, ыл-ыл, ял-ял, ёл-ёл, ел-ел, ил-ил, юл-юл.
(два разных слога) : - Ал-ол, ул-эл, ыл-ял, ёл-ел, ил-юл.
Повторение слогов и слов за взрослым:
Ал-ал-ал – зал Ул-ул-ул – гул, дул Ыл-ыл-ыл – мыл, ныл Ол-ол-ол – кол, гол
Ял-ял-ял – мял Ёл-ёл-ёл – шёл Ел-ел-ел – мел, пел Ил-ил-ил - пил, бил.
«Повтори слова» предложить поиграть в «Эхо» - взрослый произносит слова с разной силой голоса (тихо, громко, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: Волна, пенал, бал, стул, пол, стол, фиалка, скакалка, гадалка, Волга, колба, мелко.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех одинаковых слогов )
Ал-ал-ал; ол-ол-ол; ул-ул-ул; ыл-ыл-ыл; ил-ил-ил; ял-ял-ял; ел-ел-ел; юл-юл-юл
Повтори слова парами»
Бал – зал галка – палка бокал – пенал гол – кол чехол – футбол
тёлка – пчелка осел – козел ел – мел Вилка – пилка
шипел – шумел садил - носил
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок отгадывает слово повторяя его полностью:
Гал – стук, ал - фа – вит, вок – зал, ёл – ка, пил – ка, ко – сил – ка, но – сил – ки.
№ 10 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка)
Ал-ал----ал-ал-ал; Ол-ол----ол-ол-ол; Ул-ул---ул-ул-ул; Ыл-ыл--- ыл-ыл-ыл;
Ил-ил----ил-ил-ил; Ял-ял----ял-ял-ял; Ел-ел----ел-ел-ел; Юл-юл----юл-юл-юл.
Ал-ал-ал----ал-ал; Ол-ол-ол----ол-ол; Ул-ул-ул----ул-ул; Эл-эл-эл----эл-эл.
Ил-ил-ил----ил-ил; Ял-ял-ял----ял-ял; Ел-ел-ел----ел-ел; Юл-юл-юл----юл-юл.
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одна белка, две белки………пять белок.
Слова : волк, белка, крокодил.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.) и определить количество слогов.
«Один-много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много. Один палка, а если много? (палки)
Слова: молния, вулкан, бокал, полка, укол, булка, посылка, копилка.
Определить последний звук в словах: палки, бокалы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание четырех разных слогов )
Ал-ол-ул-ыл; Ол-ул-ыл-ал; Ал-ул-ол-ыл; Ал-ол-ул-ыл; Ол-ул-ыл-ал; Ал-ул-ол-ыл;
Ил-ял-ел-юл; ял-ел-юл-ил; Ел-юл-ил-ял; Юл-ил-ял-ел; Ил-ел-ял-юл; Ял-юл-ил-ел.
«Повтори» Повторить слово, если в слове слышится звук (Л):
Слова: футбол, галстук, кровать, дятел, свет, скакалка, книга, тумбочка, стол, ёлка, стул, мышка, солнышко.
«Большой - маленький» Большая полка, а маленькая? (полочка)
Слова: булка, посылка, копилка, волк, белка, ёлка, пчела, галка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым
Ала-ала, ола-ола, ула-ула, ила-ила; ала-ола, ула-ила, ола-ёла, юла-эла.
«Повтори» ( определить количество слов в предложении).
Михаил повязал галстук. Павел ходит на футбол. Михаил забивает гол. Нил поймал галку. Павел покупает халву и колбасу. У Ларисы мел.
«Повтори чистоговорки»
Ол-ол-ол – Михаил дрова колол Ол-ол-ол – мы забили гол Ол-ол-ол – папа слелал новый стол
Ал-ал-ал - наш малыш упал Ал-ал-ал - я купил пенал Ал-ал-ал- папа гвозди забивал
Ал-ал-ал – едет самосвал Ыл-ыл-ыл – я машину мыл Ул-ул-ул – я сел на стул
Ил-ил-ил – цветок я маме подарил Ил-ил-ил- великан в лесу жил Ел-ел-ел – дятел прилетел
Алы-алы-алы – новые бокалы Илы-илы-илы – у папы много силы Олы-олы-олы – я стою у школы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 13 Звук (Л)
«Повтори чистоговорки» заучивание чистоговорок
Ол-ол-ол – Михаил дрова колол Ол-ол-ол – мы забили гол Ол-ол-ол – папа слелал новый стол
Ал-ал-ал - наш малыш упал Ал-ал-ал - я купил пенал Ал-ал-ал- папа гвозди забивал
Ал-ал-ал – едет самосвал Ыл-ыл-ыл – я машину мыл Ул-ул-ул – я сел на стул
Ил-ил-ил – цветок я маме подарил Ил-ил-ил- великан в лесу жил Ел-ел-ел – дятел прилетел
Алы-алы-алы – новые бокалы Илы-илы-илы – у папы много силы Олы-олы-олы – я стою у школы.
«Повтори предложение»
Павел сел на стул. Мила помыла пол. Полкан играл палкой. Мальчик подмел пол. На тарелке лежит халва.
На луну выл волк. Йог лежал на полке с иголками На фиалке спала пчелка. Малыш завязал узел. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 14 Звук (Л)
«Вспомнить чистоговорки»
«Повтори скороговорки» (медленно) На каждом занятии повторять по мере заучивания ускорять темп.
-Алла шила иголкой. Иголка, иголка, ты остра и колка.
- Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл.
-Взял я папину пилу, полку я пилой пилю
-Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
№ 15 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание двух слогов)
- Сла-сла, сло-сло, слы-слы, слу-слу. - Кла-кла, кло-кло, клу-клу, клы-клы.
-Пла-пла, пло-пло, плы-плы, плу-плу. -Гла-гла, гло-гло, глу-глу, глы-глы
-Шла-шла, шло-шло, шлы-шлы, шлу-шлу. - Фла-фла, фло-фло, флу-флу, флы-флы
Повторение слогов и слов за взрослым:
Пла-пла-пла – плач Пло-пло-пло – плот Плу-плу-плу – плут
Гла-гла-гла – глаза гло-гло-гло – глобус глы-глы-глы – глыба
Кла-кла-кла – клад, кло-кло-кло – клоп клу-клу-клу – клубок
Фла-фла-фла – флаг фло-фло-фло – флот хло-хло-хло – хлопок
«Повтори слова» Взрослый предлагает назвать слова только со звуком (Л)
Слова: вилка, машина, гриб, бутылка, палка, щенок, картина, облако, кукла.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 16 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание двух разных слого )
- Сла-слы, сло-слу, сла-слэ. Кла-клы, кло-клу, кла-клэ. Пла-плы, пло-плу, пла-плэ.
Гла-глы, гло-глу, гла-глэ. Фла-флы, фло-флу, фла-флэ.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок отгадывает слово повторяя его полностью:
Слова: Све – кла Блуз – ка Кло – ун Ку - кла Сол – ны – шко И - гла Сте-кло Клу-бни-ка
Ба-кла-жа-ны, пла-не-та.
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одно облако, два облака………пять облаков.
Слова : облако, яблоко, флаг.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.) и определить количество слогов.
__
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 17 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
- Сла-сла-сла, сло-сло-сло, слу-слу-слу; сла-слы-слы.
Кла-кла-клы, кла-кла-кло, кла-кла-клу. Пла-пла-плы, пла-пла-пло, пла-пла-плу.
Гла-гла-глы, гла-гла-гло, гла-гла-глы. Фла-фла-флы, фла-фла-фло, фла-фла-флу.
«Ответь на вопрос» Взрослый произносит предложение и задает вопрос, ребенок отвечает одним словом.
Дети завязали узлы. Что дети завязали? У кабана большие клыки. Что у кабана большое? Котенок играет с клубочком . Чем играет котенок? Мальчик–добрый, мальчик– злой. Один мальчик добрый, а другой?
В саду колодец глубокий. Какой колодец? Бабушка завязала платок. Что завязала бабушка? У квадрата есть углы. Что есть у квадрата? У Маши глобус. Что у Маши?
«Назови ласково» Взрослый называет предмет, ребенок называет его ласково.
Как назвать клубнику ласково? (клубничка).
Слова: Глаз, свекла, платье, стекла, блакнот.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 18 Звук (Л)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Сла-сла---сла-сла-сла, сло-сло---сло-сло-сло, слу-слу---слу-слу-слу, (слы, слэ)
Кла-кла---кла-кла-кла, кло-кло---кло-кло-кло, клу-клу---клу-клу-клу, (клы, клэ)
Пла-пла---пла-пла-пла, пло-пло---пло-пло-пло, плу-плу---плу-плу-плу, (Плы, плэ)
Гла-гла---гла-гла-гла, гло-гло---гло-гло-гло, глу-глу---глу-глу-глу, (Глы, глэ)
Фла-фла---фла-фла-фла, фло-фло---фло-фло-фло, флу-фду---флу-флу-флу (флы)
«Эхо» Взрослый произносит слова разном темпе (быстро-медленно) ребенок повторяет.
Слова: Слон, подсолнух, платье, блузка, глаз, яблоко, флаг, солнышко, клоун
«Один-много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много. Один глобус, а если много? (глобусы)
Слова: клад, котелок, клены, баклажан, метла, слива.
Предложить разделить слова на слоги и определить количество слогов в словах.
№ 19 Звук (Л)
«Повтори правильно»
Сла-слы-сло-слу, сла-сло-слу-слы. Кла-клы-кло-клу,кла-кло-клы-клу.
Гла-глы-гло-глу, гла-гло-глы-глу. Фла-флы-фло-флу, фла-фло-флы-флу.
«Повтори предложение»
По волнам плывет плот. Слава хлопает в ладоши. У слонихи глупенький слоненок.
От лодки уплыло весло. У Клавы туфли с каблуком. На тарелке сладкая клубника. Клара принесла куклу с кладовой. Клуша снесла яичко. У Лады платье в складку
«Составь предложение» Предложить ребенку составить предложение со словами.
Покупать – Глобус - Магазин Хлопать – Ладоши - Малыш Встать – Стул - Клава Надевать – Платье – Девочка Печь — Оладьи – Бабушка Лепить — Слон – Слава
№ 20 Звук (Л)
«Повтори чистоговорку» (заучить)
Ла-ла, ла-ла-ла — как-то Клава пол мела.
Ло-ло, ло-ло-ло - видит на полу стекло.
Лу-лу, лу-лу-лу - сто осколков на полу.
Лы-лы, лы-лы-лы - Клава подмела полы.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - Клава маме помогла.
«Повтори скороговорки» (медленно) На каждом занятии повторять по мере заучивания ускорять темп.
Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 1 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
- Ля-ля; лё-лё; ле-ле, ли-ли; лю-лю; (двух разных слогов) -Ля-ли; ли-ля; лё-лю; лю-лё; ле-лю; лю- ле
«Повтори слоги и слова»
Ля-ля-ля – лямка ли-ли-ли – липа, лифт Лю-лю-лю – люлька ле-ле-ле – лес лё-лё-лё – лён.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок отгадывает слово повторяя его полностью:
Слова: _ лен – та лей – ка ле – сен – ка ле – пеш – ка ли – са ли – мон.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
- Ля-ля-ля, лё-лё-лё, ли-ли-ли, лю-лю-лю, ле-ле-ле.
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом) ребенок повторяет.
Слова: Люк, телега, лев, лягушка, олень, телефон.
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одно облако, два облака………пять облаков.
Слова : лист, улитка, самолёт.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.) и определить количество слогов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов)
-Ля-ля-ли , ля-ля-лё, ля-ля-лю, ля-ля-ле; - Лё-лё-ля; лё-лё-ли; лё-л -лю, лё-лё-ле;
-Лю-лю-ля;, лю-лю-ли, лю-лю-лё; лю-лю-ле;-Ле-ле-ля, ле-ле-ли,ле-ле-лё, ле-ле-лю;
«Назови ласково» Взрослый называет предмет, ребенок называет его ласково.
Как назвать пеликана ласково? (пеликанчик)
Слова: малина, осел, лес, кольцо, салют, уголь, колесо, поляна, стол, кресло, зеркало, стул.
«Ответь на вопрос» Взрослый произносит предложение и задает вопрос, ребенок отвечает одним словом.
В альбоме нарисованы павлины. Где нарисованы павлины? Что нарисовано в альбоме? Мальчики смотрели телевизор. Кто смотрел телевизор? Что смотрели мальчики? Галя насобирала много листьев. Кто насобирал Листья? Что насобирала Галя? Лёня лепит из пластилина. Кто лепит из пластилина? Из чего лепит Лёня? Маленькая Оля лежит в коляске. Кто лежит в коляске? Где лежит маленькая Оля?
Лене заплетают ленты. Кому заплетают ленты? Что заплетают Лене?
№ 4 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Ля-ля----ля-ля-ля; лё-лё----лё-лё-лё; лю-лю----лю-лю-лю; ли-ли----ли-ли-ли;
Ля-ля-ля----ля-ля; лё-лё-лё----лё-лё; лю-лю-лю----лю-лю; ли-ли-ли----ли-ли;
«Много-один» Взрослый называет много предметов, а ребенок один.
Если их много «улитки», а если одна как скажем? (улитка)
Слова: лесенки, самолеты, лебеди, люстры, пылесосы, телефоны, рулеты, балерины.
«Скажи как я» Взрослый предлагает повторить ребенку слова, при этом произносит слова то (тихо, громко, шепотом), то (медленно, быстро)
Слова: лейка, лепешки, лиса, линейка, качели, лимон, самолет, телевизор, лягушка, лента, листик, коляска.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Ль)
«Повтори правильно» (Проговаривание четырех разных слогов)
-Лю-лё-ля-ли; лё-лю-ли-ля; лю-ли-ля-лё; ли-ля-лё-лю; лю-лё-ля-ли; лё-лю-ли-ля; лю-ли-ля-лё;
«Исправь предложение» Взрослый произносит предложение, при этом неправильно ставит окончания у слов или предлог, ребенок исправляет.
На столе лежат лепешка. Оля лежит в коляска. Коля и Лена поливают лимону. По полю скакала лягушкам. Лёня и Лиля качались под качелей . Листопад, листопад – листья желтые летют. На телеге скрипели колесу. Под небом летит самолет. Люба любит гулять над лесом.
«Повтори скороговорку» (медленно) На каждом занятии повторять по мере заучивания ускорять темп.
Рассердился дед Филипп, липкий клей к нему прилип.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 6 Звук (Ль)
«Закончи чистоговорку» Взрослы произносит скороговорку не договаривая слог у последнего слова.
Ли-ли-ли – воду мы нес (ли). Ли-ли-ли – в детский сад приш (ли).
Ле-ле-ле – еду на ос (ле). Лю-лю-лю – суп я посо (лю).
«Повтори чистоговорку» (заучивать медленно проговаривая звуки в словах)
Л и-ли-ли – малину мы несли. Ли-ли-ли – мы улицу мели. Ли-ли-ли – лилии цвели.
Ли-ли-ли – мы венок сплели. Ле-ле-ле – белочка в дупле. Ля-ля-ля – у дороги тополя.
Ле-ле-ле - Лёня едет на осле. Ле-ле-ле сливы на столе. Ле-ле-ле – я живу в селе.
Ля-ля-ля – лежит земля. Лю-лю-лю – змейку я леплю. Лю-лб-лю – маму я люблю.
Лю-лю-лю – доску я пилю. Лю-лю-лю – на диване сплю. Лю-лю-лю – я цветок полью.
«Вспомнить скороговорку» Рассердился дед Филипп, липкий клей к нему прилип.
№ 7 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Аль-аль; оль-оль; уль-уль; ыль-ыль; . иль-иль; яль-яль; юль-юль; ель-ель-ель.
-аль-оль; уль-иль; юль-ель; эль-аль; аль-уль; оль-иль; юль-ель.
«Повтори слоги и слова» Например: Аль-аль-аль – даль, аль-аль-аль- шаль.
Аль-аль-аль – даль, шаль Ыль-ыль-ыль – пыль Уль-уль-уль – руль, куль
Ель-ель-ель – мель, щель Юль-юль-юль – тюль, июль Оль-оль-оль – боль, соль
«Повтори слова парами»
Медаль – педаль бутыль – костыль калина– малина билет – рулет колено – полено
мальчик – пальчик мель – хмель поля – коля телега – коллега
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов)
Аль-аль-аль; оль-оль-оль; уль-уль-уль; ыль-ыль-ыль. Иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль-юль-юль, ель-ель-ель.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок произносит слово о полностью:
Слова: маль-чик , бу-тыль, поч-таль-он, ка-пел-ки, гиль – за, ши – нель,
поч – таль – он, же – ле – зо, буль – дог, аль – бом, доль – ка, коль – цо, поль - ка
«Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одна пальма, две пальмы………пять пальм.
Слова : моль, дельфин, пальма.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.) и определить количество слогов.
№ 9 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Аль-аль----аль-аль-аль; Оль-оль----оль-оль-оль; Уль-уль ---уль-уль-уль; Ыль-ыль--- ыль-ыль-ыль;
Эль – эль----эль-эль-эль. Иль-иль----иль-иль-иль; Ель-ель----ель-ель-ель;
Юль-юль----юль-юль-юль; Яль-яль----яль-яль-яль
«Большой - маленький» Большая медаль, а маленькая? (медалька)
Слова: крокодил, паяльник, медаль, тюльпан, зеркало.
Определить первый звук в слова: Будильник, зеркало, медаль.
«Много-один» Взрослый называет много предметов, а ребенок один.
Если их много «костыли», а если один как скажем? (костыль)
Слова: ели, рули, пудели. цепи, цели, педали, мели, боли, щели.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10 Звук (Ль)
«Повтори правильно»
Аль-оль-уль-ыль; Оль-уль-ыль-аль; Аль-уль-оль-ыль;
Аль-оль-уль-ыль; Оль-лсь-ыль-аль; Аль-уль-оль-ыль;
Иль-яль-ель-юль; Яль-ель-юль-иль; Ель-юль-иль-яль;
Юль-иль-яль-ель; Иль-ель-яль-юль; Яль-юль-иль-ель.
«Составь предложение»
Взрослый предлагает ребенку составить предложение из трёх слов, посчитать, количество слов в предложении.: Улица, метет, метель. Окно, звенеть, капель. Лететь, улица, пыль.
«Повтори предложение»
Алексея разбудил будильник. Саша подарил Алине тюльпаны. Олесе купили легкое пальто.
Матылек летит на свет. Стрелы прилетели в цель. На лесной поляне малина.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11 Звук (Ль)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Сля-сля; сле-сле; сли-сли; слю-слю (слё); Зля-зля, зле-зле, злё-злё, зли-зли, (злю)
Пля-пля, пле-пле, пли-пли, плю-плю (плё); Кля-кля,клё-клё,кле-кле,кли-кли (клю)
Фля-фля, фле-фле, фли-фли, флю-флю, флё-флё;
«Повтори слоги и слова»
-Кля-кля- кля – кляп кле-кле-кле – клей кли-кли-кли – клин клю-клю-клю – клюв
-Пле – пле – пле – плед пли-пли-пли – плита пля-пля-пля – пляска плю-плю-плю - плюс
-Шля-шля-шля – шляпа шле-шле-шле – шлем шлю-шлю-шлю - шлюпка Фля-фля-фля – фляга.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок произносит слово о полностью:
Клюк –ва, кляк –са, слив – ки,блю – до, ца-пля, плен –ка, по – хлёб – ка, шлюп – ка, ан-сам-бль
кли-мат, клят-ва; слю-на, сле-до-пыт, сли-ток, пля-ска.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (ЛЬ)
Повторение слогов за взрослым (проговаривание трех слогов )
Сля-яля-яля; сле-сле-сле; сли-сли-сли; слё-слё-слё; слю-слю-слю.
Зля-зля-зля; зле-зле-зле; зли-зли-зли; злё-злё-злё; злю-злю-злю.
Пля-пля-пля; пле-пле-пле; пли-пли-пли; плё-плё-плё; плю-плю-плю.
Фля-фля-фля; фле-фле-фле; фли-фли-фли; флё-флё-флё; флю-флю-флю.
Кля-кля-кля; кле-кле-кле; кли-кли-кли; клё-клё-клё; клю-клю-клю.
«Один-много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много. Одна цапля, а если много? (цапли)
Слова: рубль, флейта, след, ключ, бинокль, клён, водоросль, вафля, клюшка,
«Большой - маленький» Взрослый называет большой предмет, ребенок маленький.
Большие клюшки, а маленькие? (клюшечки)
Слова: Клюв, браслет, капля, туфли, стул, корабль, сабля, кресло.
Определить с ребенком первый звук в словах: туфли, капелька, стульчик
««Посчитай до 5» (ребенок считает, загибая пальчики): одна пальма, две пальмы………пять пальм.
Слова : моль, дельфин, пальма.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.) и определить количество слогов.
№ 1 Звук (Р)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов)
-Тра-тра; тро-тро; трэ-трэ; тры-тры; тру-тру; Дра-дра; дро-дро; дрэ-дрэ; дры-дры; дру-дру;
Пра-пра; про-про; прэ-прэ; пры-пры; пру-пру; Бра-бра; бро-бро; брэ-брэ; бры-бры; бру-бру;
Фра-фра; фро-фро; фрэ-фрэ; фры-фры; фру-фру; Хра-хра; хро-хро; хрэ-хрэ; хры-хры; хру-хру;
«Повтори слоги и слова»
тра-тра – трасса , тро-тро – трос, тру-тру – труба, дра-дра- – дрова , дро-дро - дрозд, дру-дру- – дружба
пра-пра – правда, про-про - пробка, пру-пру – прут бра-бра – брат, бро-бро – брови, бру-бру – брусника
фра-фра – фрак, вра-вра – врач, хра-хра – храп гра-гра – грач, гро-гро- – гром, гру-гру – груша
кра-кра – крапива , кро-кро – крот; кру-кру-кру – круг.
«Эхо» Взрослый произносит слова в разном темпе (быстро, медленно), ребёнок повторяет.
Слова: Трава, трон,, трус, драка, дрозд, друг, краб, крапива, кролик, крупа, кружка, фрукты, враг, врун, правило, провод, пружинка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Р)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов )
Тра-тра-тра, тро-тро-тро, тру-тру-тру, тры-тры-тры; Дра-дра-дра, дро-дро-дро, дру-дру-дру, дры-дры-дры;
Пра-пра-пра, про-про-про, пру-пру-пру, пры-пры-пры; Бра-бра-бра, бро-бро-бро, бру-бру-бру, бры-бры-бры;
Фра-фра-фра, фро-фро-фро, фру-фру-фру, фры-фры-фры; Хра-хра-хра, хро-хро-хро, хру-хру-хру.
«Отгадай слово» Взрослый произносит слово по слогам, ребенок повторяет слово полностью.
Тру – бач, дра – кон, дру –жи –на, крас – ка, кры – ша, гра – бли, гры - зун,
Гра – фин, праз – дник, прач – ка, фран – цуз, фра – за, дра – во – сек, кро-ко-дил
«Посчитай до 5» Например: одна брусничка, две бруснички, три……, пять брусничек.
Крот, дракон.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, загибанием пальчиков и т.д.)
«Повтори слова парами»
Трава – дрова драка – драма дружина – пружина друг – круг
Крыша – крыса враг – фрак фраза – кража груз – брус
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
№ 3 Звук (Р)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов )
Тра-тра-тры, тра-тра-тро, тра-тра-тру; Дра-дра-дры, дра-дра-дро, дра-дра-дру;
Пра-пра-пры, пра-пра-про, пра-пра-пру; Бра-бра-бры, бра-бра-бро, бра-бра-бру;
Фра-фра-фры, фра-фра-фро, фра-фра-фру. Хра-хра-хры, хра-хра-хро, хра-хра-хру.
«Скажи ласково» Взрослый называет предмет, ребенок называет его ласково.
Как назвать зебру ласково? (зеброчка)
Слова: Игрушки, люстра, матрас, квадрат, виноград, краски, ватрушка.
«Скажи правильно» Взрослый говорит слова, неправильно произносит звук в слове, или добавляет лишний звук, ребенок исправляет.
Тарава (трава), Морьяк (моряк), Страусь (страус) , Тьрупка (трубка) , Фрактор(трактор) , Икьря (икра), Дрёва (дрова).
«Эхо». Повторить слова за взрослым с изменением силы голоса(тихо-громко), ребёнок повторяет.
Слова: игра, патрон, петрушка, ядро, подросток, подруга, метро, градусник, обруч.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Р)
Повторение слогов за взрослым. (Проговаривание трех разных слогов)
Тра-тра-тры, тра-тра-тро, тра-тра-тру; Дра-дра-дры, дра-дра-дро, дра-дра-дру;
Пра-пра-пры, пра-пра-про, пра-пра-пру; Бра-бра-бры, бра-бра-бро, бра-бра-бру;
Фра-фра-фры, фра-фра-фро, фра-фра-фру. Хра-хра-хры, хра-хра-хро, хра-хра-хру.
«Повтори» Повторить слово, если в слове слышится звук (Р):
(определить последний звук в словах: грабли, кролик, крокодил)
Краб, грабли, диван, кролик, шкаф, фрукты, ведро, цветок, ёлка, виноград, крокодил, стол. кровать.
«Повтори слова, раздели на слоги» Ребёнок повторяет слова за взрослы и делит их на слоги любым
способом (хлопками, шагами, прыжками, загибанием пальчиков и т.д.)
Слова: петрушка, кран, крыша, кровать, патроны, тетрадь.
№ 5 Звук (Р)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Тра-тра----тра-тра-тра, тро-тро----тро-тро-тро, тру-тру----тру-тру-тру. Тры
Дра-дра----дра-дра-дра, дро-дро----дро-дро-дро, дру-дру----дру-дру-дру . Дры.
Пра-пра----пра-пра-пра, про-про----про-про-про, пру-пру----пру-пру-пру. Пры
Бра-бра----бра-бра-бра, бро-бро----бро-бро-бро, бру-бру----бру-бру-бру. Бры.
Хра-хра----хра-хра-хра, хро-хро----хро-хро-хро, хру-хру----хру-хру-хру. Хры.
«Один-много» Взрослый называет один предмет, а ребенок много: Один кран, а если много? (краны)
Слова: Графин, пружина, кружок, градусник, кружка, тетрадь, тигр, страус.
«Много-один». Взрослый называет много предметов, а ребенок – один предмет: много театры, а один?
Слова: педиатры, осетры, центры, метры, литры, министры, осмотры, кадры, цилиндры, скафандры, кедры.
«Повтори парами»
икра – игра, ватрушка – подружка, стружка - игрушка, крушка – погремушка, дрова – трава, бобры – ковры.
______-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 6 Звук (Р)
«Повтори правильно» (Проговаривание четырех разных слогов)
Тру-тро-тра-тры; тро-тра-тру-тры; Дру-дро-дра-дры, дро-дра-дру- дры
Пру-про-пра-пры; про-пра-пру-пры; Бру-бро-бра-бры, бро-бра-бру- бры
Фру-фро-фра-фры; фро-фра-фру-фры; Хру-хро-хра-хры, хро-хра-хру- хры
№ 3 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов на одном выдохе
- Ач-ач-оч, ач-ач-уч, ач-ач-ыч; ач-ач-ич, ач-ач-яч, ач-ач-еч, ач-ач-юч.
-Оч-оч-ач, оч-оч-уч, оч-оч-ыч, оч-оч-ич, оч-оч-яч, оч-оч-еч, оч-оч-юч.
-Уч-уч-ач, уч-уч-оч, уч-уч-ыч, уч-уч-ич, уч-уч-яч, уч-уч-еч, уч-уч-юч
- Эч-эч-ач, эч-эч-оч, эч-эч-ыч, эч-эч-ич, эч-эч-яч, эч-эч-еч, эч-эч-юч
«Ответь на вопрос» Взрослый предлагает послушать предложение и ответить на вопрос одним словом:
В огороде тачка. Что в огороде? Катя прыгает на болоте по кочкам. По чему скачет Катя на болоте?
Яблоки положили в бочку. Куда положили яблоки? На торте зажгли свечки. Что зажгли на торте?
В цирке выступает силач. Кто выступает в цирке? По небу плывет тучка. Что по небу плывет?
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет
Слова: бич, меч, печь, грач, кирпич, трубач.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Ач-ач---ач-ач-ач; Оч-оч---оч-оч-оч; Уч-уч---уч-уч-уч; Ыч-ыч--ыч-ыч-ыч;
Ич-ич---ич-ич-ич; Яч-яч---яч-яч-яч; Еч-еч---еч-еч-еч; Юч-юч----
Ач-ач-ач---ач-ач, Оч-оч-оч---оч-оч; Уч-уч-уч---уч-уч; Эч-эч-эч----
Ич-ич-ич---ич-ич; Яч-яч-яч---яч-яч; Еч-еч-еч---еч-еч; Юч-юч-юч---юч-юч
«Скажи ласково» Взрослый предлагает слова назвать ласково.
Как назовем мы Лену ласково? (Леночка) Имена: Аня, Оля, Коля, Толя, Люба, Ксюша, Таня и т.д.
Как про ночку мы скажем ласково? (Ноченька) Слова: куча, Кость, луч, тапки, дождь.
«Скажи как я» Взрослый произносит слова в разном темпе (быстро, медленно), ребенок повторяет.
Слова: ключ, очки, обруч, кузнечик, кулич, ручка, цепочка, колечко, свечка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Ч)
«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)
Ач-оч-уч-ыч; Оч-уч-ыч-ач; Ач-уч-оч-ыч; Ач-оч-уч-ыч; Оч-уч-ыч-ач; Ич-яч-еч-юч; Яч-еч-юч-ич; Еч-юч-ич-яч;
«Повтори чистоговорки»
Уч-уч-уч – луч светит из-за туч. Ач-ач-ач – у собачки калач. Ич-ич-ич - в ручки взяли мы кирпич.
Еч-еч-еч – у богатыря меч. Уч-уч-уч – кручу обруч. Яч-яч-яч - у Анечки мяч.
Юч-юч-юч –в замочке ключ. Ач-ач-ач – дочку лечит врач. Ач-ач-ач –червяка нашел грач.
Ач-ач-ач – на трубе играет трубач. Оч-оч-оч -наступила ночь. Еч-еч-еч - печник топит печь.
№ 6 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов на выдохе)
-Ча-ча; чо-чо; чэ-чэ; чи-чи; чу-чу;
(два разных слога) -Ча-чи; чи-ча; чо-чу; чу-чо; ча-чо; чо-ча; чи-чу, чу-чи; чэ-чи; чи-чэ; чэ-ча; ча-чэ, чэ-чо;
«Повтори слоги и слова» Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет.
Слоги и слова: Ча-ча-ча – чай; Чу-чу-чу – чудо, чулок ; Чи-чи-чи – чижи ; Че-че-че – чепуха.
«Угадай слово» Взрослый произносит слова по слогам, ребенок повторяет слово полностью.
Слова: пу-чок, са-чок, зна-чок, крю-чок, пле-чо, руч-ей, чу-до, чул-ок, чес-нок, ко-чан, мо-чал-ка, чай-ка,
до-чур-ка, вол-чок, ка-че-ли, пе-чень-е, ча-сы, че-мо-дан, че-ре-па-ха, че-бу-раш-ка, чай-ник чаш-ка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 7 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов на одном выдохе)
- Ча-ча-ча, чо-чо-чо, чи-чи-чи, чу-чу-чу, чэ-чэ-чэ
«Большой - маленький» Взрослый спрашивает ребенка: Большой «Огурец», а маленький? ( огурчик).
Слова: сундук, бык, паук, червяк, крюк, кулак, носок, палец.
«Посчитай до 5» Предложить ребенку посчитать предметы, загибая пальчики.
Слова: девочка, мальчик, ключ.
Предложить разделить слова на слоги любым способом (хлопками, шагами, прыжками, загибая пальчики…)
«Повтори слова парами» Взрослый произносит слова парами, ребенок повторяет:
Бычок – бачок туча – куча Сучок – пучок каблучок – кулачок значок – крючок
Мячи – калачи волчица – горчица мальчик – пальчик кончик – пончик
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех разных слогов на одном выдохе)
Ча-ча-чу, ча-ча-чэ, ча-ча-чи, ча-ча-чо; Ча-чи-ча, ча-чо-ча, ча-чу-ча, ча-чэ-ча;
-Чо-чо-ча, чо-чо-чи; чо-чо-чу, чо-чо-чэ; Чо-ча-чо, чо-чи-чо, чо-чу-чо, чо-чэ-чо;
-Чу-чу-ча, чу-чу-чи, чу-чу-чо; чу-чу-чэ Чу-ча-чу, чу-чи-чу, чу-чо-чу, чу-чэ-чу;
-Чэ-чэ-ча, чэ-чэ-чи; чэ-чэ-чо, чэ-чэ-чу; Чэ-ча-чэ, чэ-чи-чэ; чэ-чо-чэ; чэ-чу-чэ;
«У кого кто?» Взрослый задаёт вопросы:
У зайца кто детеныши? У волка? У Белки? У Галки?
У волка чей хвост? (волчий) У зайца чьи уши? (заячьи) У овцы чья шерсть? (овечья)
У собаки чьи лапы? (собачьи) У кошки чья шерсть? (кошачья) У быка чья голова? (бычья).
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет
Качели, мальчик, печенье, сачок, значок, чеснок, калачи, крючок, чебурашка, куча, туча, черемуха.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
ча-ча---ча-ча-ча; чо-чо---чо-чо-чо; чу-чу---чу-чу-чу; чи-чи---чи-чи-чи;
ча-ча -ча---ча-ча; чо-чо-чо---чо-чо; чу-чу-чу---чу-чу; чи-чи-чи---чи-чи
«Чистоговорки» (выучить чистоговорки и вдальнейшем их повторять ускоряя темп)
Ча-ча-ча - на столе свеча Ча-ча-ча - дом из кирпича Ча-ча-ча - печка горяча
Ча-ча-ча - надо вызвать врача. Че-че-че – я живу на даче. Че-че-че - мы мечтаем о мяче
Чи-чи-чи – Катя ела калачи. Чи-чи-чи – ножи наточи. Чи-чи-чи - потеряли мы ключи.
Чу-чу-чу – я на велике качу. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Чу-чу-чу - Я на шаре улечу.
Чу-чу-чу - Обруч я кручу. Чо-чо-чо - греет солнце горячо Чо-чо-чо - у меня болит плечо
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10 Звук (Ч)
«Повтори правильно» (проговаривание четырех разных слогов)
Чу-чо-ча-чи; чо-чу-чи-ча; чу-чи-ча-чо; чи-ча-чо-чу.
«Исправь предложение» Взрослый произносит предложение неправильно, ребенок исправляет
Бабушка надела журнал и стала читать очки. Волны летали над чайками и кричали.
«Скороговорки» выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас
2.Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
№ 11 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов на выдохе)
- Чка-чка, чко-чко, чку-чку, чкы-чкы. Чка-чкы, чку-чко,чкэ-чкы,
Чта-чта, что-что, чту-чту, чты-чты Чта-чты, что-чту, чтэ-чты.
Чма-чма, чмо-чмо, чму-чму, чмы-чмы. Чма-чмы, чмо-чму, чмэ-чмы
Чва-чва; чво-чво; чву-чву; чвы-чвы. Чва-чвы, чво-чву, чвэ-чвы.
Чна-чна, чно-чно, чну-чну, чны-чны. Чна- чны, чно-чну, чнэ-чны.
«Я начну, а ты закончи слогом» Взрослый предлагает ребенку закончить слово слогом «ЧКА», затем «ЧОК» и начинает слово, ребенок заканчивает слогом , затем произносит слово, которое получилось полностью.
«ЧКА » Слова: Бабо-чка, удо-чка, вато-чка, вето-чка, косто-чка, кисто-чка, курто-чка, куро-чка, све-чка
«ЧОК» Слова: бачок, бычок, сучок, крючок, внучок, кабачок, башмачок.
«Повтори слова парами» Взрослый произносит слова парами, ребенок повторяет.
Чтение – почтение каблучки – кулачки почва – почта кончик – пончик
летчик – налетчик пчелка – челка птенчик – венчик одуванчик – карманчик ночка – почка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов на одном выдохе)
-Чка-чка-чкы, чко-чко-чку, чку-чку-чко, чкы-чкы-чка, чкэ-чкэ-чка.
Чта-чта-чты, чта-чта-что, чта-чта-чту, чта-чта-чтэ
Чна-чна-чны, чно-чно-чну, чну-чну-чна, чны-чны-чна, чнэ-чнэ-чну.
Чва-чва-чвы, чво-чво-чва, чву-чву-чво, чвы-чвы-чва, чвэ-чвэ-чву.
«Один —много» Взрослый называет один предмет, ребенок много:
Один одуванчик, а если их много? (одуванчики)
Слова: башмачок, кабачок, значок, пчелка, ласточка, точка, чашечка, карманчик, колючка, почка.
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: Мачта, мечта, почта, почва, летчик, кончик.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (Ч)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Чка-чка---чка-чка-чка, чко-чко---чко-чко-чко, чку-чку---чку-чку-чку;
Чма-чма---чма-чма-чма, чмо-чмо---чмо-чмо-чмо,чму-чму---чму-чму-чму
Чва-чва---чва-чва-чва, чво-чво---чво-чво-чво, чву-чву----чву-чву-чву
Чта-чта---чта-чта-чта, что-что---что-что-что, чту-чту---чту -чту-чту
Чна-чна--чна-чна-чна, чно-чно---чно-чно-чно, чну-чну---чну-чну-чну
«Ответь на вопрос» Взрослый произносит предложение и просит ребенка ответить на вопрос одним словом.
Гречневая каша. Какая каша? Песочные часы. Какие часы? Горячие пончики. Что горячее?
У ежа колючки. Что у ежа? Почтальон на почте. Кто на почте? Прилетел летчик. Кто прилетел?
«Назови ласково животных» Слова: Кошка, коза, собака, лиса, белка
«Большой - маленький» Взрослый спрашивает ребенка: Большая «Ложка», а маленькая? (ложечка).
Слова: ваза, палка, сумка, книга, тумба, птенец, булка, чемодан
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12 Звук (Ч)
«Повтори правильно»
(проговаривание четырех разных слогов)
Чка-чко-чку-чкы. Чна-чно-чну-чны. Чма-чмо-чму-чмы. Чва-чво-чву-чвы Чта-что-чту-чты.
«Повтори предложение»
У мальчика лодочка и удочка. Леночка заплела две косички. Пчелка собирает нектар с одуванчика.
Птички сидят на веточке. Курочка снесла яичко. Собачка грызет косточку. Цветочки стоят в вазочке. Девочка ест клубничку. Девочка и собачка сидят на крылечке. Маша сидит в бочке. Папа купил дочке печенье. Ванечка кормит собачку Жучку
«Скороговорки» выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Плыли по небу тучки, тучек четыре штучки.
2.Испугалась Олечка и сидит тихонечко.
Вспомнить скороговорки: 1.Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас
2.Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
№ 1 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов на выдохе)
Ща-ща; що-ш-що; щэ-щэ; щи-ши; щу-щу;
(два разных слога) -Ща-щи; що-щу; ща-що; щи-щу; щэ-щи; щэ-ща; щэ-що; щэ-щу;
«Эхо» Взрослый произносит слова с разной силой голоса (громко , тихо, шепотом), ребенок повторяет.
Слова: Щавель, щека, щегол, щель, щепа, щи, щупальца, площадка, ямщик.
«Отгадай слово»: Взрослый произносит слова по слогам, ребенок отгадывает, назвав слово полностью.
щеп-ка, щуч-ка, щи-ток, щёл-ка, кле-щи, щип-цы, щу-ка, ще-нок, о-во-щи.
Предложить разделить слова (щенок, щит, овощи) на слоги любым способом (ладошками, шагами,
прыжками, загибанием пальцев и т.д)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов на одном выдохе)
- Ща-ща-ща, що-що-що, щи-щи-щи, щу-щу-щу, щэ-щэ-щэ.
-Ща-ща-щи, ща-ща-що, ща-ща-щу, ща-ща-щэ; -Що-що-ща, що-що-щи; що-що-щу, що-що-щэ;
-Щу-щу-ща, щу-щу-щи, щу-щу-що; щу-щу-щэ; -Щэ-щэ-ща, щэ-щэ-щи; щэ-щэ-що, щэ-щэ-щу;
«Человек, профессии» Попросить рассказать ребенка, что он знает о таких профессиях как:
стекольщик, экскаваторщик, закройщик, сварщик, стекольщик, носильщик, обувщик, каменщик, крановщик.
«Назови ласково» Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его ласково:
Например: Как назвать щуку ласково? (щучка). Как можно щеки назвать ласково? (щечки)
Слова: щит, щипцы, лещ, плащ, щёлка, щенок, щетка, клещ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым (Проговаривание двух слогов на выдохе)
Ащ-ащ, ощ-ощ, ущ-ущ, эщ-эщ, ыщ-ыщ, ящ-ящ, ёщ-ёщ, ещ-ещ, ищ-ищ-ищ, ющ-ющ.
(двух разных слогов) Ащ-ош, ощ-ащ, ущ-эщ, эщ-ущ, ыщ-ящ, ящ-ыщ, ёщ-ещ, ещ-ёщ, ищ-ющ, ющ-ищ
«Эхо» Взрослый произносит слова в разном темпе (быстро. медленно), ребенок повторяет.
Слова: Жилище, училище, ящерица, ямщик, лещ, борщ, товарищ.
Отгадай слово: Взрослый произносит слова по слогам, ребенок произносит полностью.
Пи-ща, ча-ща, ро-ща, гу-ща, я-щик, щу-ка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание трех слогов на одном выдохе)
-Ащ-ащ-ащ; ощ-ощ-ощ; ущ-ущ-ущ; ыщ-ыщ-ыщ, ищ-ищ-ищ, ящ-ящ-ящ, ещ-ещ-ещ, ющ-ющ-ющ
- Ащ-ащ-ощ, ащ-ащ-ущ, ащ-ащ-ыщ; ащ-ащ-ищ, ащ-ащ-ящ, ащ-ащ-ещ, ащ-ащ-ющ.
-Ощ-ощ-ащ, ощ-ощ-ущ, ощ-ощ-ыщ, ощ-ощ-ищ, ощ-ощ-ящ, ощ-ощ-ещ, ощ-ощ-ющ.
-Ущ-ущ-ащ, ущ-ущ-ощ, ущ-ущ-ыщ, ущ-ущ-ищ, ущ-ущ-ящ, ущ-ущ-ещ, ущ-ущ-ющ
- Эщ-эщ-ащ, эщ-эщ-ощ, эщ-эщ-ыщ, эщ-эщ-ищ, эщ-эщ-ящ, эщ-эщ-ещ, эщ-эщ-ющ
«Огромные предметы» Как можно сказать про «нос», если он огромный? (носище)
Слова: рука, голова, глаза, рот, уши, усы, шея, плечи, кулаки, ноги, коленки.
«Назови одним словом» Как можно назвать одним словом?
мясо, сыр, бутерброд, рыба…….. (пища) огурцы, помидоры, морковь………(овощи)
одежда, головные уборы………(вещи) медведь, лиса, рысь…….(хищники)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5 Звук (Щ)
Повторение слогов за взрослым.(Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка )
Ащ-ащ---ащ-ащ-ащ; Ощ-ощ---ощ-ощ-ощ; Ущ-ущ---ущ-ущ-ущ; Ыщ-ыщ--ыщ-ыщ-ыщ;
Ищ-ищ---ищ-ищ-ищ; Ящ-ящ---ящ-ящ-ящ; Ещ-ещ---ещ-ещ-ещ; Ющ-ющ----ющ-ющ-ющ
«Исправь предложение»
Щель пролезла в щенка. В клещах лежал ящик. Щавель щипал детей. Два леща поймали рыбака. Роща освещает луну. Конфета угостила меня товарищем.
«Скороговорки» Выучить скороговорки, и в дальнейшем проговаривать их ускоряя темп.
1.Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
2. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
3.Превращал Кощей щук и лещей в клещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Конспект открытого индивидуального занятия по РРС и ФП. Звук [c]. Автоматизация звука [c] во всех позициях.
Закрепление правильного произношения звука [c] в слогах, словах, предложениях; развитие речевого слуха на материале адаптированного текста «Моя семья»; развитие внимания, памяти и логического мы...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....