методическая разработка (статья)
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс)
«Профилактика и коррекция оптической дисграфии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка, статья: профилактика и коррекция оптической дисграфии | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методичекая разработка (статья):
«Профилактика и коррекция оптической дисграфии».
Дисграфия - это частичное специфичное нарушение процесса письма.
Письмо - это взаимная связь и взаимообусловленность анализаторов:речеслухового, речедвигательного, общедвигательного,зрительного.
По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. Великие дисграфики: Марк Фарадей – великий физик и математик, Ханс Кристиан Андерсен, Альберт Энштейн, Линдон Джонсон и др.
Причины возникновения дисграфии: -Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. -Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития; -Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). - Леворукость (особенно переученная). - Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
Оптическая форма дисграфии. Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; Проявления: Замены и искажения графического и моторного образа буквы; Зеркальное письмо; Приемы коррекции: Детальный разбор элементов буквы; Развитие зрительного восприятия. При зеркальном письме: Медленное продвижение по строке в правильном направлении; Обведение букв, сравнение с неправильно написанными; Нахождение правильно написанных букв среди неправильных.
По моим результатам обследования учащихся 1-2 классов были определены следующие трудности:
-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,
- концентрации и переключения зрительного внимания,
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
- нарушения зрительной памяти,
-пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации.
Все это характеризуется недоразвитием оптической дисграфии.
В литературе достаточно подробно освещена логопедическая помощь по преодолению нарушений письма у младших школьников. Этим вопросом занимались в своих исследованиях ряд авторов: Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие, но данных средств на сегодняшний день недостаточно.
В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей с ОНР. Что и является выбором моей темы по самообразованию: « Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с ОНР в начальных классах».
Цель: устранить предпосылки оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,
2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, развивать зрительно-моторную координацию, развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешиваемые буквы.
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению.
Предлагаю рассмотреть систему работы по внедрению развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.
- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.
- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.
- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений
Практика показала, что на фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи учащихся.
Оптическая дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание
Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Буквы, состоящие из однотипных элементов.
в рукописном шрифте это:
г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з
буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов
(и, ш, ц, щ),
разным расположением их в пространстве
(ш, т, в, д)
кроме одинаковых, есть дополнительные элементы
(и, ц; ш, щ).
Типичные ошибки:
В недописывании элементов букв
В добавлении лишних элементов.
В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.
Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:
- Сравнить картинки, найди отличия.
- «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
- Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
- Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных).
- Узнавание недописанных букв
- Узнавание букв, наложенных друг на друга.
Конструирование букв из элементов.
Найди неправильные буквы.
Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
Расшифруй слово.
Найди ошибки.
Задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии
1) Проведи линии от предмета к тому цвету, которым его можно раскрасить.
Составь словосочетания (например: красное яблоко)
2) Найди лишний по цвету предмет в каждой группе:
-солнышко, подсолнух, небо, цыпленок;
- ночь, туча, солнце, грязь;
- лист летом, елка, медведь, крокодил
3 )Форма предмета.
- Соедини сходные по форме предметы.
- Строй свои высказывания по образцу: Круглый мяч и круглый арбуз.
- Рассмотри картинку и назови форму предметов (составление словосочетаний).
- Из каких геометрических фигур составили картинку?
4) Размер и величина.
-Что шире, что уже?
- Что длиннее, что короче?
- Найди самый длинный и самый короткий карандаш. Какого цвета карандаши?
5 )Ориентировка в пространстве.
Работа по картине.
Дидактические игры и упражнения –
СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
- Выделять из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Професси» и т.д.).
- Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
- Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
- Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
- Узнать предмет по контурному изображению.
- Соотнести предметы с их черными силуэтами.
- Найти различия в двух предметных картинках.
- Узнать предметы, наложенные друг на друга.
- Узнать зашумленные предметы.
- Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
- Найти одинаковые предметы, объекты.
- Назвать недорисованные изображения предметов.
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Определить, что забыл нарисовать художник.
- Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
- Найти спрятанные в рисунках предметы.
- Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
- Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
- Угадать предметы по отдельным деталям.
- Узнать изображения.
- «Лабиринты».
Развитие зрительной памяти:
- Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
- Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
- Восстановить пары картинок.
- Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).
- Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
Развитие пространственных представлений:
(формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве)
- Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
- Назвать, что выше (ниже) всего.
- Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
- Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
- Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади)
- Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
- Назвать, что выше (ниже) всего.
- Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
- Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
- Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
- Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).
- Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки,
- откидывание головы и т.д.).
- Назвать и показать правые и левые части тела.
- Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).
- Выполнить движения только в направлении налево.
- Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.
- Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
- Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
- Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
- Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
- Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
- Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
- Пространственные слуховые диктанты.
- Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.
- Отработать правильность употребления противоположных понятий
(антонимов).
Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства:
- Назвать буквы.
- Назвать пары букв.
- Найти и назвать неправильно написанные буквы.
- Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
- Узнать и назвать буквы.
- Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
- Восстановить слова из букв.
- Вставить в слово пропущенную букву.
Восстановить слова, используя заданные слоги.
Работа с буквой:
- Конструирование из магнитов,
- Использование приемов разрывания и сминания бумаги,
- Выкладывание буквы из кубиков,
- Использование математического планшета,
- Конструирование буквы из камешков,
- Выкладывание контура букв, используя термомозаику,
- Собирание буквы из мозаики,
- Использование семян,
- Вышивание буквы разными способами,
- Выкладывание из разноцветных бусин, прищепок,
- Рисование на песке, по манке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статьи, методические разработки
Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Кто такие звери?...
Методические разработки уроков, контрольных работ, статей и т.д.
Публикации содержат материалы по учебным программам начальной школы...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
методическая разработка статьи
Статья "Рекомендации по организации ГПД в начальной школе"...
Методическая разработка статьи : "Здоровьесберегающие технологии .
Методическая разработка статьи о здоровьесберегающих технологиях подготовлена к родительскому собранию....
Методическая разработка статьи "Как составить адаптированную программу"
Рекомендации по составлению адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ...
Методическая разработка статьи "Рефлексивные методики на уроках"
Рефлексия и рефлексивные методы на уроках...