Словоизменение прилагательных
учебно-методический материал по логопедии

Возраст: младший школьный возраст

Тема: Словоизменение прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

Задачи:

-Закрепление знаний о прилагательном

-Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

-Активизация и качественное обогащение словарного запаса.

-Подбор слов-признаков к словам-предметам, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

- Формировать умение составлять грамматически правильное предложение из слов, услышанных на слух

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для школьников по формированию словоизменительных навыков и умений

Автор: учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

г. Москва ГБУ ГППЦ ДОНМ

Тема: Словоизменение прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

Задачи:

-Закрепление знаний о прилагательном

-Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

-Активизация и качественное обогащение словарного запаса.

-Подбор слов-признаков к словам-предметам, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

- Формировать умение составлять грамматически правильное предложение из слов, услышанных на слух

1)Орг. момент:  

Здравствуйте, ребята! Помните мультик Геркулес? Злой Бог Аид похитил возлюбленную Геркулеса Мегг в свое царство.  Надо нам помочь вызволить ее. Для этого нам надо сделать задания, которые подготовили нам Аид и его помощники.  Отгадаем загадки, а наш друг Фил нам будет помогать.

Яркое, теплое, лучистое (солнце)

Зубастый, клыкастый, Серый, смелый (волк)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
(Белка)

Молодцы! Мы знаем, что каждое слово в русском языке это определенная часть речи. Например, есть глаголы, существительные, прилагательные. Какие прилагательные здесь вы увидели, перечислим их. Хорошо, а могут ли прилагательные изменяться по родам? Мы нашли много прилагательных, а наши отгадки, это что за часть речи? Могут ли имена существительные изменяться по родам? Определим род наших слов-отгадок. Есть еще одно слово в загадке, которое является именем существительным, зверек. Какого он рода? А отгадка, какого рода? Давайте наши прилагательные, которые относятся к слову «зверек» м. р.  преобразуем в ж.р., как тогда получится? (острозубая, темноглазая и т.д.)

Молодцы, все отгадали правильно! Все определили, хорошо!

2)Сообщение темы:

Тема нашего занятия: Словоизменение прилагательных.

 Помощники Аида Боль и Паника подготовили вопросы, нужно на них ответить, чтобы продвинуться ближе к своей цели и освободить Мегг. Мы уже вспомнили, что есть разные части речи. Что же такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Могут прилагательные изменяться по родам? А существительные могут изменяться по родам? Прилагательное связано с именем существительным и в зависимости, какой род у существительного, такой род будет и у прилагательного.

3) Задание «Соедини стрелками слова, определив род существительных».  (слайд 6)

Мы встретились с помощниками Аида тремя колдуньями. Они любят делать коварные дела и приготовили нам задание. Я раздам карточки со словами, составьте словосочетания. Чтобы правильно их составить, необходимо определить род существительного и его число. Затем тоже самое проделать с прилагательным. Вам помогут вопросы, которые тоже нужно соединить.

дом

машина

солнце

платье

товарищи

облака

цветы

М.р.

КАКОЙ?

большой

Ж.р.

КАКАЯ?

красивое

Ср.р.

КАКОЕ?

яркое

Мн.ч.

КАКИЕ?

дружные

новая

белые

синие

4) Игра «Один – много» (слайд 9)

Наш Геркулес встретился со Змеем. И чем больше начинаешь отрубать у него голов, тем больше они становятся. Необходимо его победить и для этого нам надо увеличить число стрел в луке Геркулеса.

Прочитайте словосочетания, определите род существительного и прилагательного и измените число. Например: солнечный луч (он мой – м.р., луч какой? Солнечный – м.р.) а много – солнечные лучи

А кто мне скажет, почему слово «мышь» написано с мягким знаком на конце?

Словосочетания:

Солнечный луч - …                                летучая мышь - …

Доброе сердце - …                                звездная ночь - …

Верный товарищ - …                                хороший врач - …

Колючий еж - …                                пятнистый олень - …

Березовый пень - …                                вкусный помидор - …

Деревянный стул - …                                чистое окно - …

5) Физминутка.

Горка высокая (поднять руки вверх, потянуться)

Река глубокая (присесть)

Звезда далекая (подняться, руки вверх)

И одинокая. (движения рук вправо-влево)

6) Задание «Соедини прилагательные с существительными».  (слайд 13) К нам на помощь пришел отец Геркулеса Зевс. Он Бог, светится, как будто он покрыт золотом. А про что еще мы можем сказать «золотой, золотая» и т.д. Что ещё может быть золотым? Составьте словосочетания, соединив слова. Что означает каждое словосочетание? Как вы это понимаете?

золотая

характер

золотой

осень

золотые

кольцо

золотое

руки

7) Задание «Допиши окончание». (слайд 16,17) Мы совсем близко к цели, попали к Аиду. У него часто идут дожди, грохочет гром с молнией. Прочитайте тексты, впишите окончания. Например: Улицы города сух_.. Что нужно сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у имени прилагательного?

Для того,чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного ,надо определить ,к какому существительному относится прилагательное, а также род, число, этих существительного и прилагательного: вспомнить какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.

Холодн_ ветер дует в лицо. Тяжёл__. облака плывут над рекой. Доносятся сильн__ раскаты грома. Улицы города мокр__ . Ярк_ молния виднеется в небе. Сер__ тучи спрятали в небе луну. Хмур__ небо над головой.

8) Задание «Подбери слово». (слайд 18,19) Мы освободили Мегг. Молодцы, вы хорошо работали. Аид остался с носом.

Но необходимо теперь подобрать слова- признаки к словам-предметам, поставив их в нужную форму.
Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий, великолепные, замечательное, чистые, тихие.
Солнце -
Облака -
Цветы -
Птицы -

Улицы -

9)Работа с деформированными предложениями.

Я прочитаю слова, а вы составьте из них предложение.
Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)

10) Итог занятия:

Какую часть речи мы сегодня вспоминали?

Изменяется ли прилагательное по родам и числам?

Какие задания выполняли, для того, чтобы спасти Мегг.

Что понравилось больше всего?

Использованная литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
  3. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008



Предварительный просмотр:

Задание «Соедини стрелками слова, определив род существительных».

дом

машина

солнце

платье

товарищи

облака

цветы

М.р.

КАКОЙ?

большой

Ж.р.

КАКАЯ?

красивое

Ср.р.

КАКОЕ?

яркое

Мн.ч.

КАКИЕ?

дружные

новая

белые

синие

Игра «Один – много»

Солнечный луч - …                                

Доброе сердце - …                                

Верный товарищ - …                                

Колючий еж - …                                

Березовый пень - …                                

Деревянный стул - …                                

летучая мышь - …

звездная ночь - …

хороший врач - …

пятнистый олень - …

вкусный помидор - …

чистое окно - …

Задание «Соедини прилагательные с существительными»

золотая

                 характер

золотой

                 осень

золотые

                 кольцо

золотое

                 руки

Задание «Допиши окончание»

Холодн____    ветер дует в лицо. Тяжёл__   облака плывут над рекой. Доносятся сильн__      раскаты грома. Улицы города мокр____ .     Ярк____ молния виднеется в небе.     Сер__      тучи спрятали в небе луну. Хмур__      небо над головой.

Задание «Подбери слово»

Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий, великолепные, замечательное, чистые, тихие.
Солнце -
Облака -
Цветы -
Птицы -

Улицы -

Работа с деформированными предложениями.


Душистый, на, почки, деревьях, набухли.

_______________________________________________________

По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел.

_______________________________________________________

Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый.

________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словоизменение прилагательных Учитель-логопед Зиновьева Е.В.

Слайд 2

Тема занятия : Словоизменение прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе Возраст : младший школьный возраст Содержание занятий: -Закрепление знаний о прилагательном -Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе -Активизация и качественное обогащение словарного запаса -Подбор слов-признаков к словам-предметам, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе - Формировать умение составлять грамматически правильное предложение из слов, услышанных на слух

Слайд 3

Здравствуйте, ребята! Помните мультик Геркулес? Злой Бог Аид похитил возлюбленную Геркулеса Мегг в свое царство. Надо нам помочь вызволить ее. Для этого нам надо сделать задания, которые подготовили нам Аид и его помощники. Отгадаем загадки, а наш друг Фил нам будет помогать.

Слайд 4

З А Г А Д К И 1)Яркое, теплое, лучистое 2)Зубастый, клыкастый, серый, смелый 3)Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. солнце волк белка

Слайд 5

Мы знаем, что каждое слово в русском языке это определенная часть речи. Какие прилагательные здесь вы увидели, перечислим их. А могут ли прилагательные изменяться по родам? Мы нашли много прилагательных, а наши отгадки, это что за часть речи? Могут ли имена существительные изменяться по родам? Определим род наших слов-отгадок. Есть еще одно слово в загадке, которое является именем существительным, зверек. Какого он рода? А отгадка, какого рода? Давайте наши прилагательные, которые относятся к слову «зверек» м. р. преобразуем в ж.р., как тогда получится? (острозубая, темноглазая и т.д.)

Слайд 6

Тема занятия: Словоизменение прилагательных

Слайд 7

Цель: Научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе Задачи : -Закрепление знаний о прилагательном -Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. -Активизация и качественное обогащение словарного запаса. - Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе. -Подбор слов-признаков к словам-предметам, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе - Формировать умение составлять грамматически правильное предложение из слов, услышанных на слух

Слайд 8

Что такое имя прилагательное? - это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какие? Оно изменяется по родам и числам и связано с именем существительным.

Слайд 9

Мы встретились с помощниками Аида тремя колдуньями. Они любят делать коварные дела и приготовили нам задание. Я раздам карточки со словами, составьте словосочетания. Чтобы правильно их составить, необходимо определить род существительного и его число. Затем тоже самое проделать с прилагательным. Вам помогут вопросы, которые тоже нужно соединить.

Слайд 10

Задание «Соедини стрелками слова, определив род существительных». дом машина солнце платье товарищи облака цветы М.р. КАКОЙ? большой Ж.р. КАКАЯ? красивая Ср.р. КАКОЕ? яркое Мн.ч. КАКИЕ? дружные новая белые

Слайд 11

дом машина солнце платье товарищи облака цветы М.р. КАКОЙ? большой Ж.р. КАКАЯ? красивая Ср.р. КАКОЕ? яркое Мн.ч. КАКИЕ? дружные новая белые

Слайд 12

Наш Геркулес встретился со Змеем. И чем больше начинаешь отрубать у него голов, тем больше они становятся. Необходимо его победить и для этого нам надо увеличить число стрел в луке Геркулеса. Прочитайте словосочетания, определите род существительного и прилагательного и измените число. Например: солнечный луч (он мой – м.р., луч какой? Солнечный – м.р.) а много – солнечные лучи

Слайд 13

Игра «Один – много» Солнечный луч - … Доброе сердце - … Верный товарищ - … Колючий еж - … Березовый пень - … Деревянный стул - … Летучая мышь - … Звездная ночь - … Хороший врач - … Пятнистый олень - Вкусный помидор - Чистое окно - … А кто мне скажет, почему слово «мышь» написано с мягким знаком на конце?

Слайд 14

Победа!!! Физминутка. Горка высокая (поднять руки вверх, потянуться) Река глубокая (присесть) Звезда далекая (подняться, руки вверх) И одинокая. (движения рук вправо-влево)

Слайд 15

К нам на помощь пришел отец Геркулеса Зевс. Он Бог, светится, как будто он покрыт золотом. А про что еще мы можем сказать «золотой, золотая» и т.д. Что ещё может быть золотым?

Слайд 16

Задание «Соедини прилагательные с существительными». Золотая Характер Золотой Осень Золотые Кольцо Золотое Руки Составьте словосочетания, соединив слова. Что означает каждое словосочетание? Как вы это понимаете?

Слайд 17

Проверка: Золотая осень Золотой характер Золотые руки Золотое кольцо

Слайд 18

Мы совсем близко к цели, попали к Аиду. У него часто идут дожди, грохочет гром с молнией. Прочитайте тексты, впишите окончания. Например: Улицы города сух_.. Что нужно сделать, чтобы узнать, какое окончание пишется у имени прилагательного? Для того,чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного ,надо определить ,к какому существительному относится прилагательное, а также род, число, этих существительного и прилагательного: вспомнить какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.

Слайд 19

Холодн_ ветер дует в лицо. Тяжёл__ облака плывут над рекой. Доносятся сильн__ раскаты грома. Улицы города мокр__ . Ярк_ молния виднеется в небе. Сер__ тучи спрятали в небе луну. Хмур__ небо над головой.

Слайд 20

Мы освободили Мегг. Молодцы, вы хорошо работали. Аид остался с носом. Но необходимо теперь подобрать слова- признаки к словам-предметам, поставив их в нужную форму.

Слайд 21

Задание «Подбери слово». Солнце – Облака – Цветы – Птицы - Улицы – Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий, великолепный, замечательный, чистый, тихий.

Слайд 22

Деформированные предложения Я прочитаю слова, а вы составьте из них предложение. Душистый, на, почки, деревьях, набухли. По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый.

Слайд 23

Проверка На деревьях набухли душистые почки. Дятел забарабанил клювом по сухому дереву Над поляной вспорхнула пестрая бабочка

Слайд 24

Итог занятия: Какую часть речи мы сегодня вспоминали? Изменяется ли прилагательное по родам и числам? Какие задания выполняли, для того, чтобы спасти Мегг. Что понравилось больше всего?

Слайд 25

МОЛОДЦЫ!

Слайд 26

Использованная литература: Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999 Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И Работа выполнена в рамках творческой мастерской «Технологические приёмы создания дидактических игр» на сайте http://verniedruzaj.ucoz.ru / Автор: Петрова Е.А., учитель нач. классов МБОУ «СОШ №32» г. Краснотурьинск Свердловская область Интерактивный тренажёр русский язык Правописание окончаний имён прилагательных

Слайд 2

Дружок! А ты умеешь правильно писать окончания имён прилагательных? Выполни наши задания и проверь себя. Не забудь определить род и число прилагательного. Помни! Если ошибёшься – начнёшь сначала!

Слайд 3

Имя прилагательное - ой - ый - ий - ая - яя - ое - ее - ые - ие Единственное число Множественное число Муж. род Жен. род Сред. род Памятка-подсказка

Слайд 4

море чистая чистое П Уровень 1-1 как ое ?

Слайд 5

жаркая жаркое П Уровень 1-1 место как ое ?

Слайд 6

жидкое жидкая П Уровень 1-1 тесто как ое ?

Слайд 7

зелёная зелёное П Уровень 1-1 болото как ое ?

Слайд 8

золотистое золотистая П Уровень 1-1 сияние как ое ?

Слайд 9

весеннее весенние Уровень 1-1 П настроение как ое ?

Слайд 10

любезная любезное П Уровень 1-1 письмо как ое ?

Слайд 11

серое серая П Уровень 1-1 здание как ое ?

Слайд 12

сентябрьская сентябрьское П Уровень 1-1 утро как ое ?

Слайд 13

дальнее дальние П Уровень 1-1 поселение как ое ? Ура! Переходим на новый уровень!

Слайд 14

Ой! Ошибочка! Начнём уровень сначала.

Слайд 15

осенний осенней Уровень 1-2 П листик как ой ?

Слайд 16

тонкий тонкей Уровень 1-2 П лёд как ой ?

Слайд 17

сладкей сладкий П Уровень 1-2 творог как ой ?

Слайд 18

сельскей сельский П Уровень 1-2 житель как ой ?

Слайд 19

высохший высохшей Уровень 1-2 П ручей как ой ?

Слайд 20

детскей детский П Уровень 1-2 хор как ой ?

Слайд 21

жаркей жаркий П Уровень 1-2 климат как ой ?

Слайд 22

маленький маленькей Уровень 1-2 П остров как ой ?

Слайд 23

солдатский солдатскей Уровень 1-2 П ремень как ой ?

Слайд 24

дальней дальний П Уровень 1-2 берег как ой ? Ура! Переходим на новый уровень!

Слайд 25

Ой! Ошибочка! Начнём уровень сначала.

Слайд 26

постороннея посторонняя П Уровень 1-3 девочка как ая ?

Слайд 27

рыжая рыжоя Уровень 1-3 П лисица как ая ?

Слайд 28

дальния дальняя П Уровень 1-3 дорога как ая ?

Слайд 29

синяя синия Уровень 1-3 П лента как ая ?

Слайд 30

свежая свежея Уровень 1-3 П зелень как ая ?

Слайд 31

зимния зимняя П Уровень 1-3 ночь как ая ?

Слайд 32

ближния ближняя П Уровень 1-3 деревня как ая ?

Слайд 33

вечерняя вечернея Уровень 1-3 П смена как ая ?

Слайд 34

лучшия лучшая П Уровень 1-3 работа как ая ?

Слайд 35

виртуозноя виртуозная П Уровень 1-3 игра как ая ? Ура! Переходим на новый уровень!

Слайд 36

Ой! Ошибочка! Начнём уровень сначала.

Слайд 37

субботнии субботние П Уровень 1-4 газеты как ие ?

Слайд 38

могучии могучие П Уровень 1-4 страны как ие ?

Слайд 39

поздние позднии Уровень 1-4 П поезда как ие ?

Слайд 40

рыжие рыжии Уровень 1-4 П котята как ие ? рыжые

Слайд 41

ближние ближнии Уровень 1-4 П леса как ие ?

Слайд 42

колючии колючие П Уровень 1-4 ежи как ие ?

Слайд 43

высохшие высохшыи Уровень 1-4 П ручьи как ие ? высохшии

Слайд 44

маленькие маленькии Уровень 1-4 П окошки как ие ?

Слайд 45

редкии редкие П Уровень 1-4 изделия как ие ?

Слайд 46

трескучии трескучие П Уровень 1-4 морозы как ие ? Ура! Переходим на новый уровень!

Слайд 47

Ой! Ошибочка! Начнём уровень сначала.

Слайд 48

дюжий дюжей Уровень 2 П парень дюжый

Слайд 49

тягучая тягучия Уровень 2 П ириска тягучяя

Слайд 50

дикии дикие П Уровень 2 звери

Слайд 51

древнее древние Уровень 2 П строение

Слайд 52

недавнея недавния Уровень 2 П встреча недавняя

Слайд 53

похожие похожии Уровень 2 П чемоданы похожые

Слайд 54

румянае румяное П Уровень 2 утро

Слайд 55

Уровень 1-4 П песок сыпучей сыпучий

Слайд 56

пахучии пахучеи Уровень 2 П ландыши пахучие

Слайд 57

лётное лётнае Уровень 2 П поле

Слайд 58

дремучия дремучая Уровень 2 П тайга дремучяя

Слайд 59

здешней здешний П Уровень 2 Поздравляем! Ты справился со всеми заданиями! житель Всегда помни правило! Пиши без ошибок!

Слайд 60

Ой! Ошибочка! Мужской род как ой ? - ой - ый - ий

Слайд 61

Ой! Ошибочка! Женский род как ой ? - ая - яя

Слайд 62

Ой! Ошибочка! Средний род как ое ? - ое - ее

Слайд 63

Ой! Ошибочка! Множественное число как ие ? - ые - ие

Слайд 64

Ой! Ошибочка! Ж И – Ш И всегда пиши с буквой И !

Слайд 65

Ой! Ошибочка! Ч А – Щ А всегда пиши с буквой А !

Слайд 66

Ой! Ошибочка! Ж И – Ш И всегда пиши с буквой И !

Слайд 67

Литература: Узорова О.В. Карточки по русскому языку: 3 класс ./О.В . Узорова , Е.А.Нефёдова . – М .:ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 223, [1] c . Изображения: 1. Фон 1 http://goo.gl/C6mir1 2. Фон 2 http://goo.gl/fOyL4v Данный вариант игры предложен учителем начальных классов СОШ № 53 г. Актобе Салиш С.С. Источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

Интерактивная игра "Собираем урожай". Словоизменение прилагательных.

Электронные упражнения предназначены для работы с учащимися 2-3 классов коррекционной школы VIII вида, имеющими нарушения письма, обусловленные системным недоразвитием речи средней степени. Цель: авто...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Словоизменение имен прилагательных

Русский язык    4 класс Словоизменение имен прилагательных. План-конспект урока с использованием ЭОР...

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему: «Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде».

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему:«Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»....