Приемы смыслового чтения
учебно-методический материал по логопедии
Данные приемы, упражнения и игры помогут ребенку научиться читать быстро, с интересом и без ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы смыслового чтения | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы смыслового чтения
Составила: учитель-логопед высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии №1 г. Калининграда Березенко Ирина Евгеньевна
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Картотека упражнений
по развитию навыка чтения
І. Упражнения для развития техники чтения
- упражнение «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);
- упражнение «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе);
- чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
- чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);
- динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);
- бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);
- упражнение «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);
- упражнение «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
- упражнение «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);
- упражнение «Прыжки» (чтение через слово);
- упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);
- упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);
- упражнение «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
- круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);
- упражнение «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);
- упражнение «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;
- упражнение «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решётку;
- упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
- упражнение «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);
- упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).
II. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
- словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);
- озаглавливание текста;
- деление текста на части, составление плана;
- определение темы текста, главной мысли;
- определение типа текста;
- подбор иллюстрации к тексту;
- по иллюстрации определить содержание текста;
- составление диафильма (текст делится на части и распределяется между детьми; ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа);
- выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.)
- работа по вопросам учителя, учебника или ученика;
- чтение для подготовки к пересказу;
- упражнение «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу);
- восстановление логической последовательности текста (статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте);
- восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки; группа из 2-3 человек восстанавливает текст; задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей;
- распространение предложений;
- фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на них написаны 2-3 фразы (одни и те же); это начало рассказа; дальше каждый продолжает по-своему, затем рассказы записываются и определяются лучшие;
- составление кроссвордов по тексту;
- викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;
- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
- подбор загадок к словам из текста;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;
- составление ребусов к словам из текста.
1.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж, воробей;
шарф, варежки, пальто, кофта, брюки;
картофель, лук, капуста, огурец, помидор;
лошадь, корова, овца, свинья, коза;
липа, ель, сосна, берёза, клён;
зелёный, красный, синий, оранжевый, коричневый.
2.Какое слово лишнее и почему?
Минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь; Дмитрий, Антон, Роман, Сидоров; гриб, ландыш, ромашка, василек; груша, яблоко, банан, ежевика.
|
3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Ягоды: клюква, морошка, арбуз, яблоко, брусника, черника.
Экзотические животные: панда, волк, жираф, коала, белка.
Города: Россия, Москва, Орёл, Воронеж, Париж, Франция.
III. Упражнения для формирования правильности чтения.
- Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
2.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию): бочка-точка, бабушка-бабочка, кошка-ложка и т.д.
- Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел- мель - мыл - мыль - мал - мял; мышка- мошка- мишка- миска.
4.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; мама, кукла, папа, лапа, ложка.
5.Чтение «перевёртышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
IV. Упражнения для развития беглости чтения.
1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово (дети читают слова, при этом глазами следят по буквам, над которыми стоит точка).
сок носки сам | Света место каток кукла магазин | ива кресло клетка кукла рак |
2. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
3.Назови по порядку.
беда несчастье горе печаль | буря вьюга позёмка метель | плач рев слезы рыдания |
| ветер вихрь Ураган шторм |
|
4. «Кто быстрее?"
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
5. Различные виды чтения:
a) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б) хоровое чтение;
c) чтение в парах;
д) чтение одновременно с ведущим;
e) скачкообразное чтение «Кенгуру».
V. Упражнения для развития выразительности чтения.
- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
- чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);
- чтение скороговорок;
- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);
- упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);
- чтение под музыку (сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий – дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку);
- чтение-пение (выбирается мотив знакомой песни, и напевается текст стихотворения или небольшого рассказа);
- чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);
- упражнение «Голоса» (чтение текста, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребёнка, слона и др.);
- упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);
- чтение по ролям;
- чтение по ролям без слов автора;
- инсценирование;
- дикторское чтение (текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым «диктором»);
- конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).
- чтение слова с разными оттенками интонации.
-Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
- Использование «памятки»:
a) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай чётко слова и окончания;
с) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
"Мозговой штурм"
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
- Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
- Учитель записывает все называемые ассоциации.
- Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
"Глоссарий"
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
"Рассечение вопроса"
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
"Алфавит за круглым столом"
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.
"Соревнуемся с писателем"
Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.
Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
"Чтение с остановками»"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
"Ассоциативный куст"
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
"Чтение в парах – обобщение в парах"
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
"Читаем и спрашиваем"
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
"Дневник двойных записей"
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v | Знакомая информация |
+ | Новая информация |
-- | Я думал (думала) иначе |
? | Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше |
"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
"Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Многофункциональные упражнения-разминки на отработку навыка чтения,
стимулирующие интерес к чтению
1.Чтение столбиков слов
Прочитай слова в столбиках. Читай сверху вниз медленно и правильно, снизу вверх читай быстро.
РУЧКА УКАЗКА
ПАРТА УЧЕБНИК
ДОСКА ОБЛОЖКА
АЛЬБОМ РЕЗИНКА
ТЕТРАДЬ ЛИНЕЙКА
ПОРТФЕЛЬ ЗАКЛАДКА
Сформулируй задание. Выполни его.
( ребёнок выбирает слова, обозначающие учебные вещи, которые можно положить в портфель и соединяет их с рисунком.)
Закрой ладошкой первый столбик, вспомни и назови слова.
2.Упражнение, увеличивающее боковое зрение
Перед тобой лесенка, на ней находятся слоги, посередине лесенки цифры от 1до 10, постепенно ты будешь спускаться по лестнице всё ниже и ниже. Посмотри на цифру 1, не отрывая от неё взгляда, прочитай слог, который находится слева, а потом справа. Спускайся ниже до тех пор, прока сможешь видеть и читать слоги, не отрывая взгляда от цифры.
ТА 1 ТЯ
КИ 2 КЫ
МУ 3 МЮ
ТЕ 4 ТЭ
ВЁ 5 ВО
НЫ 6 НИ
СА 7 СЯ
РУ 8 РЮ
БЁ 9 БО
ПЭ 10 ПЕ
3.Упражнение на развитие смысловой догадки (составление устойчивых словосочетаний)
Перед вами два столбика слов, в первом столбике начало словосочетания, во втором продолжение. Слова второго столбика закрываю. Необходимо прочитать начало словосочетания, и по смыслу догадаться, каково его продолжение. Если слово угадывается правильно, я открываю это слово, и так до конца.
СПОКОЙНОЙ НОЧИ
ДОБРОЕ УТРО
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
БОЛЬШОЕ СПАСИБО
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ
ИЗВИНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
ЧЕСТНОЕ СЛОВО
ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА
Зачем люди придумали эти сочетания слов?
Тебе приятно говорить их, обращаясь к другим людям?
Прочитай ещё раз эти словосочетания. Постарайся найти слова, которые мы произносим не так, как пишем, подчеркни «хитрые» буквы.
4.Упражнение на развитие поля зрения
С этими же словосочетаниями (см. выше) выполним ещё одно задание.
Попробуй прочитать первое слово и, не переводя взгляда, увидеть второе слово с помощью бокового зрения. Прочитай все словосочетания таким способом. Старайся читать слова правильно, так, как мы их произносим.
5.Упражнение, расширяющее словарный запас (чтение словесных лесенок)
ЯД
ДУБ
УЛЕЙ
МУФТА
НЕЛАДЫ
ОРХИДЕЯ
БЛИЗНЕЦЫ
НАВЕРНЯКА
КОНСЕРВНАЯ
РАДИОТЕХНИКА
Перед тобой «лесенка», состоящая из 10 ступенек, на которых расположены 10 слов. Прочитай их. Подчеркни «хитрые» букв, раздели слова на слоги. Значения каких слов тебе непонятны? Прочитай слова сверху вниз, по слогам, а потом целыми словами. Прочитай слова ещё раз. Поднимаясь по лесенке снизу вверх.
6.Упражнение для тренировки фонематического слуха( умение различать звуки, входящие в состав слова)
Перед тобой слова, которые необходимо поместить в какой- либо столбик. Для этого необходимо посмотреть на буквы, которые находятся над каждым из столбиков. Сформулируй задания сам.
МЯЛ, ТУК, МЫЛ, СЕВ, РЕВ, РЁВ, СЫН, МЁД, РЯД, ВЯЛ, КИТ, ВЫЛ, ЩИТ, ЛЁД, ЛИС, МАЛ, МЕЛ.
(слова, которые ребёнок будет распределять по группам, необходимо закрыть от ребёнка, но таким образом, чтобы взрослый мог их диктовать.)
А Я У И Ы Ё Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Упражнение, способствующее формированию умения внимательно следить взором за чтением взрослого (чтение с ускорением)
игра «Буксир».
-Я буду «буксиром», следи глазами за моим чтением. Как только ты захочешь сменить меня, скажи «стоп».
8.Упражнение, помогающее лучше почувствовать и осознать процесс убыстрения темпа чтения(чтение с убыстрением)
игра « Молния»
-Сейчас ты можешь читать эти слоги в спокойном темпе, но как только услышишь слово «молния», ты начинаешь читать быстро.
ВАЛ – АВЛ - ВЛА
МОН – ОМН - МНО
КУС – УКС - КСУ
СЫН – ЫНС - СНЫ
ЛЭН – ЭЛН - ЛНЫ
ДАЛ – АЛД - ДЛЫ
НОС – ОНС – НСО
9.Упражнение на развитие смысловой догадки ( чтение текстов с «дырками»)
-Попробуй догадаться, какие буквы пропущены:
Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где- ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере… ком снега – у зайчи… душа в пят…
Боял… зай.. день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боя…
- Нико… я не бою…! – крик… он на весь лес. – Вот не бою… нисколь…, и всё тут!
- Догадайся, какие пропущены слова:
Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась ________. Снег повалил большими ___________. Холодный ветер выл, как дикий _________. На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ___________. Она продвигалась медленно вперёд, валенки сваливались с ног и ________ ей идти.
Упражнения творческого характера.
1.Прочитай стихотворение, установив нужный порядок слов:
Стужу уводи с собой
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
2.Чтение «хитрых» фраз (с ошибками в содержании)
Прочитай предложения, догадайся в чём ошибка:
Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.
Поздней осенью, как обычно, зацвели яблони.
3.Составление стихотворных рифмовок
Лара, Лиза, Лида, Лена,
Гена, Гоша, Галя, ….
Соня, Саня и Семён
Ася, Аня и …..
Прочитай ещё раз, установи закономерность.
4.Чтении и восстановление стихотворения
Я нос уткнул в оконное _______.
Осенним ветром муху _______.
Она снаружи на окне _______.
И на меня внимательно _______.
Я думаю, что мухе _______.
И интересно, и ногам _______.
повезло, сидит, принесло, стекло, тепло, глядит.
5.Составление словосочетаний
-Ты знаешь, что такое словосочетание?
- Перед тобой словосочетания, в которых одно слово «потерялось», попробуй догадаться, какое это слово, и допиши его.
КЛЕНОВЫЙ… ШКОЛЬНЫЙ…
ДОМАШНИЙ… РУССКИЙ…
ГРЕЦКИЙ… РУСАЯ…
КАРИЕ… ЛЮТЫЙ…
ХОЛОДНАЯ… ВЕСЁЛАЯ…
Найди «хитрые» буквы, подчеркни их.
Прочитай словосочетания правильно и быстро.
6.Чтение слов и нахождение лишнего.
-Прочитай слова в строчках и найди в каждой лишнее слово.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА ВОРОБЕЙ СОБАКА КОРОВА
БЕРЁЗА ДУБ ОСИНА МАЛИНА
ЯБЛОКО ГРУША СЛИВА МЯЧ
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
-Подчеркни «хитрые» буквы.
7.Обозначение мягкости с помощью мягкого знака
- Прочитай слова.
- В некоторых словах забыли в конце слова после согласного поставить мягкий знак.
- Найди эти слова и исправь ошибку.
ЛИСТ ОКУН КРИК КАРАС СОМ МОХ ГУС
РУЛ НОЛ ТИР ПЫЛ ВЕС ДЕН ШЁЛ
РОЛ ЛОС УГОЛ ТРУД ЛЕН БОЛ ПЛОТ
8.Группировка слов по правилу
- Перед тобой три строчки, на каждой живут слоги.
- На первой строчке живут слоги, в которых первый согласный, второй гласный, третий согласный – СГС.
- На второй строчке живут слоги, в которых звуки располагаются по-другому - ГСС ( гласный, согласный, согласный).
- На третьей строчке звуки живут в такой последовательности – СГГ.
- Внизу под строчками находятся слоги, они «потеряли» свою строчку.
- Распредели слоги по строчкам сам.
СГС______________________________________________________________
ГСС______________________________________________________________
ССГ______________________________________________________________
ЛАМ, ОРХ, ВУР, ПРА, МАК, ИСК, МЛО, АНТ, СЛО, ОТС, ДЫХ, ОЛК, БЛА, ОРШ, ТВО, ЛОБ, ВРА, ШКА, РОТ, ШУМ.
- Найди среди этих слогов коротенькие слова. На какой строке они живут?
Буквенная таблица для развития поля зрения
А | Н | К | О | Б |
Х | У | Р | Д | С |
И | Ю |
| Ш | Е |
А | З | Ч | Э | Т |
Л | П | Я | Ц | В |
Видишь ли ты таблицу целиком?
Не переводя взгляда с центра назови те буквы , которые ты видишь.
Усложним задание. Я показываю тебе квадрат, а ты называешь букву, которая написана в квадрате.
Система тренировочных упражнений для формирования навыка чтения
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
Чтобы читать и говорить выразительно на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить громко, звонко, но без крика.
Дыхательные упражнения.
- Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку».
- Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу.
- «Побрызгайте бельё водой» - в один приём, три, пять.
- Сделать глубокий вдох, а на выдохе считать до тех пор, пока не кончится воздух.
- Использовать скороговорки (хором).
- Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка…. (и т. д. до полного выдоха).
Уже через несколько занятий воздуха хватит на большое количество Егорок.
Упражнения для разогрева голосовых связок.
«Медвежата» (протяжно, с баском, чётко произнося звук ш)
Мам, мёду нам.
Мам, молока бы нам.
«В лифте».
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше и наоборот. Едем сначала вверх, потом вниз.
Чтобы снять напряжение голосовых связок, особенно после прочтения большого текста, есть такие упражнения:
- Шумный вдох.
- Внутренний зевок.
Чтение блоков
Цель: системные тренировки речевого аппарата, выявление дефектов речи, отработка чтения целыми словами.
Блоки составлены таким образом, чтобы идти от простого к сложному (основной принцип обучения). Блоки записываются в ряд или в столбик на доске. Можно один раз записано в столбик, один раз в строку. Способствует тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
Аа уа ау ИА ея ия АО яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах!
При чтении этих блоков полезно начать обучению понятия ударения, ударного слога и отрабатывать различные варианты звучания слова при изменении ударного слога. На слух определять, какой слог в слове ударный.
Например:
Га* – га – га!
Га – га* – га!
Га – га – га*!
Чтение трёхбуквенных сочетаний слов.
При прочтении этого блока используется приём наращивания: сначала прочитать слияния, а затем буквосочетания.
Га-ага-яга-яма-ява-Яна
Ад-сад-суд-сед-дед-бед
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
Это исключительный материал для логопедических упражнений.
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Бокс-борт-борщ-верх-волк
Фонд-форт-цинк-шарф-шест-шёлк
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
Детям объяснить, что все согласные в начале слова надо прочитать в один приём, ориентируясь на гласную (гласную можно выделить другим цветом).
Влип враз врач вред все
Чтение односложных трудных слов.
Монстр пестр пункт склад
Непонятные слова (смысл) объясняет учитель, детям или даётся задание в словаре, или у родителей узнать значение слова. Это даёт толчок к самостоятельной работе, к работе со справочной литературой.
Чтение двухслоговых слов.
Ажур бизон бронхит верхи (по слогам, с ударением)
Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными.
Сели-съели
Сёмка-съёмка
Веду-въеду
Быт-быть
Ест-есть
Дал-даль
Бабе-бабье
Дарю-Дарью
Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.
Цель: развитие навыка слитного прочтения слов с ударением по слогам и целиком.
Знание водная вольница
Коробка корзина машина
Отработка дикции
В этом главную роль играют скороговорки. Отрабатывает следующие понятия:
- медленное чёткое прочтение
- быстрое чёткое
Мелом выделить звуки, которые отрабатываются при чтении.
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Развитие оперативной памяти
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием помогают:
- зрительные диктанты
- запись предложений мокрой тряпкой учителем на доске (время для прочтения определяется не учителем, а высыханием влажного следа. Это организует детей на чтение в быстром темпе и точное запоминание.)
- задания повышенной сложности – запиши и проговори: предложения в обратном порядке; только 2 и 4 предложения; только со 2 по 4 предложения.
Интонационная разминка
Выразительное чтение – трудный процесс. Эту работу правильно начинать с формирования трёх умений:
- различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, перечисления, завершения, противопоставления;
- выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный, плавный, размеренный);
- ставить логическое ударение в предложении.
Проворонила ворона воронёнка.
Вывод: данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развитие у них исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка, появляется потребность осмысления каждого предложения или текста.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
20. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
21. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
22. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
3.Чтение скороговорок.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
13.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям без слов автора.
18.Инсценирование.
19.Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
20.Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2.Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»
Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно сущес...
Приемы смыслового чтения
Приемы смыслового чтенияКлассификация приемов смыслового чтенияСмысловое чтение:· осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости о...
Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»
В данном материале представлены наработки по формированию навыков и приемов смыслового чтения. Материал предназначен для учителей начальных классов....
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....
Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"
Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...