Приемы смыслового чтения на уроках чтения
презентация к уроку по чтению (2 класс)
Эффективные приемы смыслового чтения из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_tehnologii_smyslovgo_chteniya_1.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника.
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию с помощью анализа. Это развивает устную речь, а следовательно, письменную.
1 этап Работа с текстом до чтения. Цель: спрогнозировать предстоящее чтение.
К и Р п А у а П г И ф в В д ж Н б у О с з Е С ч ж Ч п к А в б у С г и з Т ж Ь в ш Е
Приём «Ассоциативный куст» Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Крапива Трава , зелёная , растение , жжёт , боль , ожог , жалит , сорняк , огород , больно , колючая , жгучая , лекарство , лето , поле , лес , дача , жжение , польза , волдыри , детство , кусается , наказание , салат , лечебная , полезная , жало , природа .
«Крапива - пьющая солнце, потому и жалящая, как и его лучи..» из произведения Сергея Алексеева .
«Ориентиры предвосхищения» Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло ( послетекстовая стратегия).
Как вы думаете, каким образом они могут быть связаны с главным героем Крапивой? Ромашка Шиповник Земляника
«Рассечения вопроса» Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Второй этап – это этап работы с текстом во время чтения. Цель – понимание текста на уровне содержания.
Первичное чтение текста. Чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание произведения и сопереживание учителю-чтецу.
Прием «Чтение в кружок»
Прием «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная : ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива: - Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит - сорвёт... - Это белые Ромашки прошептали. - Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! - прошелестел Шиповник. - Хуже всего быть вкусной! - покачала головкой Земляника. - Всяк съесть норовит.
- Вот так так ! - удивилась Крапива. - Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. - Мы завидуем твой спокойной жизни! - хором пропели цветы и ягоды. - Как я рада, как я счастлива! - крикнула Крапива. - Как мне хорошо, - добавила она задумчиво. - Расту - не обращают внимания, цвету - не нюхают, засохну - и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула: - Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье! Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
Третий этап работы - это работа с текстом после чтения. Цель – достижение понимания текста на уровне смысла.
Приёмы: Анализ содержания текста; характеристика событий и места действий, анализ поступков героев, постановка проблемных вопросов к тексту и нахождение причинно-следственных связей, высказывание и аргументирование отношения к прочитанному, выявление и формулирование главной мысли текста.
Вопросы: На что жаловались ромашка, шиповник и земляника? Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передает смену настроения крапивы. Если крапива сказала, что она счастлива, то почему заплакала? Почему после разговора с крапивой цветы и ягоды больше не жаловались на свою жизнь? Так о каком счастье мечтала крапива?
Вывод: Для крапивы счастье это быть нужной и полезной .
Домашнее задание: Написать письмо Крапиве о её нужных, полезных качествах
Какой урок она преподнесла ягодам и цветам? Главная мысль произведения: Нужно ценить то что имеешь и не завидовать другим.
Приём «Синквейн» Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы)
Работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»
Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно сущес...
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .
Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....
Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе.
Фишбоун - прием смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления....
приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе
в статье рассматривает вопрос формирования навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения посредством применения наиболее эффективных приёмов. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. О...
Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка
В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому чтению и описываются приемы, используемые на различных этапах...
Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте.
Приемы и стратегии смыслового чтения на уроках обучения грамоте....
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...