Согласование имени существительного с именем прилагательным. Закрепление.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 2 классов общеобразовательной школы, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, вариант 5.1.

В ходе логопедического занятия учащиеся закрепляют ранее изученный материал на разнообразных видах упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Согласование имени существительного с именем прилагательным. Закрепление.»

Автор коррекционного занятия Дорофеева Светлана Евгеньевна учитель-логопед МБОУ СОШ №12

Тип занятия: закрепления  и обобщения знаний.

Цели занятия:

образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных; умение задавать вопросы от существительного  к прилагательному; расширение словарного запаса по теме «Весна».

коррекционные: развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма; совершенствование и обогащение – синонимами, антонимами.

воспитательные: воспитывать аккуратность, культуру поведения на занятие

личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение взаимодействовать со сверстниками; умение слушать.

познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; навык самоконтроля.

регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся и того, что ещё неизвестно).

Формы организации познавательной деятельности:

- индивидуальная;        

- парная;

- коллективная.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, словарь синонимов, карточки с заданиями, листы со свободными рисунками, для рисования двумя руками одновременно, муляжи животных, предметов, картины о весне, дидактическая игра «Какой день?»

Ход занятия:

Методы и приёмы:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

I Орг.момент

Цель: учащиеся смогут оценить свою готовность к занятию, проявить интерес.

Метод стимулирования мотивации, интереса.

- Сегодня на занятие нам предстоит много говорить, писать, делать обобщения. Мы должны подготовиться с вами к большому объёму работы.

Свободные рисунки двумя руками одновременно.

Проверка рабочего места к работе. Настрой на занятие.

Рисование на листе бумаги сначала левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно по готовому чертежу.

Самостоятельное рисование двумя руками одновременно кругов правой рукой по часовой стрелке,  левой- против часовой.

II. Постановка цели занятия:

Цель: учащиеся смогут сами сформулировать лексическую  тему занятия.

Загадывание загадки:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт

В лесу подснежник расцветёт.

Шагает красавица

Легко земли касается

Идёт на поле на рекУ

И по снежку и по цветку.

(весна)

Отгадывание загадки. Рассматривание картины.

III. Актуализация знаний. Цель: воспроизведение учащимися знаний, навыков, необходимых для «открытия» новых знаний; выход на задание, вызывающее познавательные затруднения.

Беседа по теме:

Что  вы представляете, когда слышите слово Весна?

По каким признакам мы можем определить что наступила весна?

Назовите, какие месяца весны  вы знаете?

Какой месяц последний, первый?

Версификация предложения:

- Послушайте высказывание и скажите верное оно или нет: весна пришла, потому - что снег растаял.

Разделение весенних явлений на раннюю и позднюю весну (устно)

- А вы знаете, ребята, что весна бывает ранняя и поздняя. Сейчас, я буду вам называть приметы весны, а вы будете отвечать, когда это бывает, ранней или поздней весной?

Тает снег - … (ранней весной).

Порхают бабочки - … (поздней весной).

Цветёт яблоня - … (поздней весной).

На реке ледоход - … (ранней весной).

Первая гроза - … (поздней весной).

Распускается подснежник - … (ранней весной).

Распустились листья на деревьях - … (поздней весной).

Тают сосульки - … (ранней весной).

Набухли почки - … (ранней весной).

Щебечут ласточки - … (поздней весной).

Прилетают грачи - … (ранней весной).

Зацвела сирень - … (поздней весной).

Учащиеся подбирают слова ассоциации к слову ВЕСНА

Учащиеся называют признаки весны (в живой и неживой природе).

Учащиеся находят ошибку, исправляют и аргументируют свой ответ.

Учащиеся соотносят временные явления с периодами их проявления в природе.

VI. Повторение и закрепление ранее изученного материала об именах существительных и прилагательных.

Цель: систематизировать знания.

Творческая переработка учебной информации.

На доске слова:

Весна

Солнце

Дождь

- Давайте подберём с вами однокоренные слова к слову весна, отвечая на вопросы.

Что появляется на лице от солнца весной? (веснушки)

Ребёнка, у которого много веснушек называют каким? (веснушчатый)

Зимой говорят день зимний, а весной? (весенний)

К слову солнце.

Назовите солнце ласково. (солнышко)

Луч солнца, какой луч? (солнечный)

К слову дождь.

Как называется одежда укрывающая от дождя? (дождевик)

Когда долгое время идут дожди, говорят месяц какой? (дождливый)

Таблички с вопросами:

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

- Подберите к словам весна, солнце, дождь прилагательные.

Словообразование.

Образование качественных прилагательных:

К слову день:

Если днём светит солнце, то день … если идёт дождь, то день… если весь день мороз, то день … если дует ветер, то день … если холод, то день …

Смысловое лото на развитие речи «Каким бывает день?». Предлагаются рисунки по теме весна (солнечного дня, пасмурного дня и проливного дождя). Карточки с напечатанными прилагательными: солнечный, тёплый, светлый, хмурый, дождливый, холодный и т.д.

 Объясните, почему не отобрали карточки с другими словами?

Словоизменение: словосочетания ед.ч. преобразовать во мн.ч., мн.ч. в ед.ч.

Игра с мячом:

- Я называю словосочетания в единственном числе, а вы во множественном с перекидыванием мяча (в круге)

душистый ландыш

зелёный лист

глубокий ручей

первый подснежник

тёплый луч

перелётная птица

чудесный день

певчая птица

новое гнездо

белая берёза

набухшая почка

большая льдина

нежный подснежник

солнечный луч

узкая тропинка

белое облако

резиновый сапог

Составление цепочки однокоренных слов.

В устной форме, коллективно.

Работа группы: выбрать из определений-прилагательных подходящие к слову ДЕНЬ. Развитие образного и ассоциативного мышления.

Учащиеся изменяют словосочетания по числам

V. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.

Кап-кап-кап звенит апрель

Приближается апрель.

Я весёлый майский жук

Знаю все сады вокруг

Над лужайками кружу

А зовут меня Жужу

Сколько подснежников у нас.

Столько мы подпрыгнем раз.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Ритмично на каждый слог стучим по столу подушечками пальцев, начиная с большого

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны (это усы)

Речь с движением.

VI. Закрепление ранее изученного материала. Формирование грамматического строя речи и связной речи.

- Я предлагаю вам прочитать два столбика слов и подобрать к словам из первого столбика подходящие слова и з второго столбика, записать получившиеся словосочетания, а затем мы попробуем составить рассказ на тему «Весна».

Слова 1 столбика:

день

солнце

ручьи

лист

подснежник

травка

Слова 2 столбика:

тёплый

весеннее

весёлые

первый

душистый

зелёная

Дописывание окончаний в словосочетаниях с постановкой вопросов от существительного к прилагательному.

ярк____ солнце

перв___ почки

перелётн____ птицы

проворн___ ручьи

душист____ ландыш

Работа с текстом

Добавление словосочетаний в предложения. Чтение текста. Списывание .

                Весна.

Я люблю весну. Светит ______. Прилетают из тёплых стран ______. Бегут _________. На пригорке зацветает _________.

Работа в парах.

Учащиеся составляют словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные, записывают получившиеся словосочетания, устно составляют рассказ.

Учащиеся вставляют в предложения недостающие словосочетания, изменяя окончания прилагательных и существительных (отрабатывается умение изменение по падежам).

VII. Итог занятия. Рефлексия.

- Весна – это прекрасное, яркое время года. У вас на столах рисунок маленькой поляны с цветами, цветы не раскрашены. Возьмите цветные карандаши и разукрасьте цветы в те цвета, которые соответствуют вашему настроению.

Учащиеся оценивают свою работу.

Литература

  1. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж, Издательство «Учитель», 2003.
  2. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия развития, 2001.
  3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.
  4. Мазанова Е.В. учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
  5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М., АРКТИ, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."...

Тренажер по темам "Склонение имен существительных", "Падеж имен существительных"

Тренажер по темам "Склонение имен существительных",  "Падеж имен существительных"...

Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: «Согласование имени существительного с именем прилагательным».

Тип занятия: закрепления  и обобщения знаний.Цели занятия:образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных; умение задавать вопросы от существительного  к прилагательному; расшире...