Всегда твердые и всегда мягкие согласные.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Гундрова Анастасия Владимировна

Умение различать всегда твердые и всегда мякие согласные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsegda_tverdye_i_myagkie_soglasnye.docx216.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия для 2 класса.

Тема: Всегда твердые и мягкие согласные.

Цель: закрепить знания о твердых и мягких согласных.

Задачи:

Образовательные:

  • Дифференциация понятий всегда твердые и всегда мягкие согласные.
  • Закрепление умения определять твердые и мягкие согласные в словах.
  • Развивать умения анализировать и сравнивать согласные буквы.
  • Обогащение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие ВПФ ( памяти, внимания, мышления).

Воспитательные:

  • Формирование умения слушать инструкцию логопеда.
  • Контролировать качество выполнения своей работы.
  • Оказание поддержки и взаимопомощи своим одноклассникам.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблица с буквами, алфавит, тематические картинки.

Ход занятия.

I. Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать все согласные буквы.

II. Повторение пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить только те согласные, которые всегда твердые и всегда мягкие . Назвать их.

На доску вывешиваются таблицы с этими согласными.

Ш,ж,ц

Й,щ,ч

Уточняется артикуляция и письменное написание этих букв.

Среди буквенного текста найти согласные, которые всегда мягкие и обвести их в кружок. А всегда твердые согласные подчеркнуть двумя чертами.

А,б,в,о,я,й,з,х,ю,т,и,п,р,ж,ц,е,в,ф,ц,,щ,г,п,и,м,с,ч,ц,ш,ь,т,п,м,я,ф,й,у,к,е,н,г,щ,ж, а,б, в,о,я,й,з,х,ю,т,и,п,р,ж,ц,е,в,ф,ц,,щ,г,п,и,м,с,ч,ц,ш,ь,т,п,м,я,ф,й,у,к,е,н,г,щ,ж, б, в,о, я,й,з,х,ю,т,и,п,р,ж,ц,е,в,ф,ц,,щ,г,п,и,м,с,ч,ц,ш,ь,т,п,м,я,ф,й,у,к,е,н,г,щ,ж, а,б, в,о,я,й,з,х,ю,т,и,п,р,ж,ц,е,в,ф,ц,,щ,г,п,и,м,с,ч,ц,ш,ь,т,п,м,я,ф,й,у,к,е,н,г,щ,ж.

III.

  1. Ученикам предлагается записать в тетрадь в два столбика слова начинающиеся на

Ш,ж,ч                                  и                                      щ,ч

(по 10 слов с каждый столбик). Слова должны отвечать на вопросы кто? что? Необходимо проанализировать написанные слова. Подчеркнуть первый согласный в каждом слове и дать ему характеристику.

  1. Предлагается выполнить задание  « Чей дом?».

Берлога- дом медведя. C:\Documents and Settings\User199\Рабочий стол\берлога.jpg

Нора-

Логово-

Дупло-

  1. Проговори слова по звукам.

Живот                                 цепь                       шелест

Машина                              пинцет                   жирок

Щука                                   щека                      чудо

Майка                                 лейка

  1. Физ. Минутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться, друг за друга не держаться! ( Читают текст 2 раза: стоя на одной ноге, потом – на другой. Руки на поясе).  

  1. Ученикам раздаются карточки с заданием. Определи количество звуков в словах. Найди в словах и назови всегда мягкие согласные (подпиши возле каждого слова).

ключ                                 щука                            врач

чудо                                  щедрый                       грач

лещ                                    щегол                          плащ        

очаг                                    чайка                           улей

клей                                   чеснок                         площадь

туча                                   учёный                         печень

май                                    майка                           тройка

6.Придумай и запиши к данным словам родственные однокоренные.

Врач- врачевать, врачебный.

Щука-

Щека-

Чудо-

Линейка-

Майка –

7.Подбери по 2-3 слова-признака к словам –названиям (на доску вывешиваются картинки с животными).

Белка( какая?)- шустрая, игривая, рыжая.                                      C:\Documents and Settings\User199\Рабочий стол\белка.png                               

Кабан-                                     заяц-

Волк-                                       ёж-

Барсук-                                    рысь-

Лось-                                       медведь-

IV. Итог занятия:

1.Что мы учились сегодня делать?

2.Какие задания выполняли?

3.Какое задание было самым трудным?

4.Над какой темой нужно еще по работать?

Список литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
  2. Метельская Н.Г100 физкультминуток на логопедических занятиях -м.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь. СПб.: Детство –Пресс, 1998.
  4. Яворская О.Н. игры , задания, конспекты занятий для развития письменной речи у детей 7-10 лет. СПб.: КАРО, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч\'], [щ\']. Сочетания ЧА-ЩА».

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Всегда мягкие согласные звуки [ч\'], [щ\']. Сочетания ЧА-ЩА». УМК «Школа России»...

Грамматическая сказка " Всегда твёрдые и всегда мягкие согласные звуки"

Применение грамматических сказок повышает эффективность логопедических занятий. Игровой метод обучения способствует активизации познавательной деятельности, развитию психологических функций детей. Дан...

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Знакомство первоклассников с буквой Ч ч, звуком [ч " ], правописанием буквосочетаний ча-чу....

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...