Дисграфия
презентация к уроку по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Знакомим родителей и педагогов с понятием и причинами Дисграфия не возникает из пустоты! Необходимо начинать профилактические мероприятия до того, как обнаружатся специфические ошибки на письме, до начала обучения ребенка грамоте, в дошкольном возрасте.
2. Объясняем родителям и педагогам важность коррекционной работы Дети с дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными методами.
Дисграфия («графо»-пишу, « дис »- расстройство) - частичное, нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
3. Знакомим родителей и педагогов с обеспечением п роцесса согласованной работой четырех анализаторов графема фонема кинема артикулема
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс
Собственно письмо включает ряд специфических операций 1. Замысел или программа письма Осознать задачу письма Построить программу Контролировать реализацию программы на протяжении письма. (программирование осуществляется в лобных долях) 2. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. - определение последовательности звуков в слове. – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции
3 . Перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы) (Осуществляется с участием зрительного анализатора) 4. « Перевод оптических образов в кинетические» (кинемы) (осуществляется с участием двигательного анализатора
Процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)
Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
4. Знакомим родителей и педагогов с примерами проявления дисграфии
Выбираем те типы специфических ошибок, которые обнаружили, поясняем их, не называя форм дисграфии пропуск букв в слове « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» Л лакать « прилетае » Т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ЛА «ходи » ЛИ
Перестановки букв и слогов Чулан – « чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « яр Е че » « ла Н мпа » Повтор первой буквы « а август » « с скоро » Разделение одного слова на части «У ___ тюг » « о___ кно » Слияние нескольких слов в одно « детииграли »
Недописывание слов « красн » ЫЙ -красный Смешение по кинетическому сходству О – А « б о нт » « ур а ки » Б -Д « лю д ит » и – у « пр у рода » т – п « а т рель » – апрель Смешение по оптическому сходству О - С У –Д И – М
Акустическая дисграфия Возникает из-за нарушения фонемного распознавания , дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.
Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.) свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж) а ффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.) лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) Сонорные ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Замена гласных: 0 –У (« тОча » - туча) Е –И («лес» – лис)
Артикуляторно-акустическая дисграфия Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание
ПРИМЕРЫ ОШИБОК Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Обучающийся испытывает затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Ошибки анализа и синтеза 1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) 2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки. 3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении 4. Пропуски гласных букв 5. Перестановка букв 6. Вставка лишних букв
Формы звукового анализа Выделение звука в слове Выделение звука из слова Количественный анализ Последовательный анализ Позиционный анализ Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.
Оптическая дисграфия Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е-з
Аграмматическая дисграфия Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения Грубые нарушения последовательности слов Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение) Замена форм ед.числа существительными мн.числа Замена окончаний Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
5. Какие вопросы задаем родителям Ваш ребенок левша? Ваш ребенок посещал логопедическую группу? В Вашей семье говорят на двух или более языках? Есть ли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием? Есть ли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием?
6. Обращаем внимание на выявленные в ходе обследования проблемы Ваш ребенок смешивает буквы по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . Есть ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). Есть проблемы, вызванные нарушением фонематического восприятия, поэтому смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Наблюдаются пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
7. Даем рекомендации родителям Соблюдать режим дня Выполнять гимнастику Записать ребенка на занятия к логопеду Обратиться к психоневрологу, педиатру (возможно необходимо назначить физиотерапию, витаминотерапию, в сложных случаях, медикаментозная поддержка назначается только лечащим врачом!)
Даем рекомендации родителям Некоторые упражнения, в зависимости от формы выявленного нарушения Например, упражнение «Корректурная правка», Упражнение «Пишем вслух»
8. Даем рекомендации педагогам Направить ребенка на консультацию к логопеду. Обратиться к психоневрологу, педиатру. Обратить внимание на объем нагрузки, посадку ребенка в классе, кто сидит рядом, как проводить оценивание работ ребенка с дисграфией .
Даем рекомендации педагогам 1 задание. Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Проводится ознакомительная и познавательная работа по распознаванию начертаний букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв. В своей работе большое внимание уделяю восприятию буквы в различных шрифтах и возможности их использования. 2 задание. Сформировать зрительный гнозис и праксис . Игра “ Путаница”. Надо найти спрятанную новую букву занятия и обвести по контуру. Проводится работа по разъяснению понятий: “обвести в круг ” и “по контуру”. 3 задание. Выявить образ буквы в зашумленном, заштрихованном варианте. отношений.
Даем рекомендации педагогам 4 задание. Сформировать зрительное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. На данном этапе проводится работа по развитию пространственного восприятия, формированию понятий: “наклон”, “лево” и “право”. Проводится работа над формированием речевых обозначений пространственных отношений. 5 задание. Научить дифференцировать оптически смешиваемые буквы. Выделение знакомой буквы по контуру. На данном этапе проводится работа по определению пространственного расположения предметов.
Даем рекомендации педагогам 6 задание. Развивать зрительный анализ и синтез. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. На данном этапе уделяется внимание упражнениям на развитие фонематического анализа и синтеза соответствующего звука. 7 задание. Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра “Буква сломалась”. На данном этапе проводятся задания по развитию восприятия определяющих пространственные предлоги. 8 задание. Сформировать зрительное узнавание буквы. На данном этапе целесообразно проводить занятия по лепке, рисованию, штриховке, графические диктанты.
Спасибо за внимание!
Список литературы Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.-Воронеж, 2001. - С.7-20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос , 1997. - С.502-512. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с. Садовникова И.Н. Дисграфия , дислексия : технология преодоления, М.:Парадигма . -155с. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 288с . «Учение без мучения. Коррекция дисграфии . Комплект из 2-х книг» Подробнее: http://www.labirint.ru/books/149868/ Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, Тетрадь №1, Мазанова Б.В., 2006 . Логопедия. О птическая дисграфия . Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, тетрадь № 5, Мазанова Е.В., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...