РП по логопедии для детей ЗПР 1-4 класс
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ЗПР вариант 7.1, 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рп по логопедии 1-4 класс | 80.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по коррекции и развитию устной и письменной речи
1-4 классы
г.Калининград, 2019 г.
Пояснительная записка
Задачи обучения школьников русскому языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства русского языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения русскому языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Данная программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и предназначена для логопедической работы с группой учащихся с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю) плюс 2 резервных занятия. Продолжительность занятия 40 минут. Форма работы – групповые занятия.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека», имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой – отвлечённый, а также проведение физкультминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвёртое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трёх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях.
Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются в соответствии с программными требованиями.
Формирование универсальных учебных действий
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Учить принимать и сохранять учебную задачу.
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Различать способ и результат действия.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.
Познавательные УУД:
- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
- Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Делать выводы на основе анализа объектов.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться в речевом материале.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Учитывать позиции других людей, отличные от собственной.
- Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные УУД:
- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
- Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Формировать адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности.
- Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
- Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
- Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
- Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Предметные УУД:
1 класс
Учащиеся должны знать:
- конструкцию предложения;
- основное отличие звука от буквы;
- звукобуквенный анализ и синтез слов;
- слоговой анализ слова.
Учащиеся должны уметь:
- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
- отличать гласные звуки и буквы от согласных;
- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;
- делить слово на слоги;
- выделять в слове ударный слог;
- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
- пересказывать несложные тексты.
2 класс
Учащиеся должны знать:
- гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
- гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- названия предметов по различным лексическим темам;
- структуру предложения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
- распознавать сонорные звуки и буквы;
- распознавать парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
3 класс
Учащиеся должны знать:
- слоговой анализ и синтез слова;
- мягкость согласных;
- морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ слов;
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений.
- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
4 класс
Учащиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
- владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- составлять план текста.
Основные направления работы
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная,
грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно.
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Звукопроизношение и фонематическое восприятие
Сохранней всего бывает звукопроизношение: не все дети имеют нарушения в произношении звуков; количество детей с нарушениями звукопроизношения примерно такое же, как в популяции. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более двух третей от всех звуковых нарушений). Встречаются сигматизмы, чаще межзубное произнесение с, з, ц.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. У большинства детей рассматриваемой группы процесс становления фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. Вследствие этого детям трудно выполнить задание по воспроизведению слоговых рядов после однократного прослушивания, даже если этот ряд включает только, два слога. Плохо ориентируются дети и при различении слов-паронимов, то есть слов, отличающихся одним звуком.
При обследовании фонематического слуха второклассников с дисграфией обращает на себя внимание способность детей к различению оппозиционных звуков в составе слогов и слов, предъявляемых попарно (па-ба, палка-балка). При серийном предъявлении, даже когда ряд состоит из трех компонентов (па-ба-ба, палка-балка-балка), количество ошибок резко возрастает. Это говорит о некотором недоразвитии фонематического слуха. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием собственно фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.
Звуковой анализ слова
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид; выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением: аист, окунь, утка. Нередко нужно прибегать к утрированному произнесению слова с усилением голоса на выделяемом звуке, чтобы добиться ответа. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).
Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного из конца слова: вместо гласного звука обычно выделяется целый слог (сум-ка). Трудно детям «оторвать» согласный от гласного в начале слова, если этот согласный взрывной (к, г). В данном случае тоже выделяют слог (ко-ты). Таким образом, одной из характерных ошибок первоклассников, испытывающих трудности формирования письма, при проведении звукового анализа является подмена его слоговым анализом.
Слоговой анализ слова
Но и при выполнении слогового анализа слова у детей тоже встречается много ошибок. Им, в первую очередь, трудно различить понятия «слог» и «звук», так как оба они обозначаются как «часть слова». Следующая трудность при расчленении слова на слоги состоит в том, что некоторые сонорные звуки (л', н', м', р', й) воспринимаются ими как слогообразующие, так как могут произноситься с призвуком гласного звука. В таком случае слово «руль» будет делиться на два слога: ру-ль, так же как и ко-нь, ча-й и т.д. Много ошибок допускают первоклассники при делении слов на слоги, если в слове оказывается два гласных звука рядом: например, в слове «аист» они не выделяют два слога.
Словарный запас
Поступающие в первый класс дети рассматриваемой группы обладают бедным и малодифференцированным словарным запасом. При назывании картинок, подобранных по определенным темам (цветы, деревья, посуда, одежда и т. д.), смешивают названия сходных предметов, называя блюдце тарелкой, чашку - кружкой, майку - рубашкой и т. д.. Первоклассники неуверенно пользуются словами-обобщениями, смешивают их (овощи-фрукты, одежда-обувь, ягоды-фрукты). Им трудно выполнить и задание на перечисление объектов, входящих в понятие более широкого объема: назвать, какие знает ягоды, цветы, фрукты и т. д. В основном, дети называют не более одного-двух предметов. Выполняя задание назвать детенышей животных, затрудняются в тех случаях, когда слова являются не однокоренными (собака - щенок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, корова - теленок, овца - ягненок).
Они обнаруживают недифференцированность и глагольного словаря: часто называют одним словом различные действия, совершаемые разными субъектами: человек ходит, черепаха ходит, конь ходит, белка ходит. Крайне мало в речи первоклассников прилагательных. Даже прилагательные, обозначающие цвет, представлены несколькими словами: белый, черный, красный, зеленый, синий. Нет четких названий при обозначении оттенков цветов: «Это не красный, а чуть красный (розовый)». Из оценочных прилагательных чаще всего встречаются слова «хороший», «плохой», а пространственные ограничиваются парой «большой - маленький».
Еще одна категория слов, плохо усвоенная детьми с дисграфией - слова-названия деталей предметов одежды, частей тела животных: кузов, кабина, руль у машины; рукав, манжеты, воротник у платья; панцирь, хобот, клюв.
Приведенные факты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о неспособности актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.
Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».
Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошаденок», «куренок», «щененок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи
способствуют затруднениям на письме. Неумение третьеклассников образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не дает возможности проверять безударную гласную в корне и таким образом ведет к большому количеству ошибок.
Что касается темы «Однокоренные слова», то затруднения у детей вызываются не только отставанием в области грамматических обобщений, но и недостаточным овладением логическими операциями. При объединении слов в группу однокоренных надо опираться не только на внешнее сходство в буквенном составе, но, в большей степени, на сходство значений, то есть на смысл слов. Детям с дисграфией часто трудно установить смысловую связь между двумя родственными словами, если сходство значений не так явно выражено. Поэтому при попытке подбора родственных слов младшие школьники или совсем не выполняют задание, или подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора - город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора - горы - горой).
По количеству употребляемых в активном словаре слов у третьеклассников с дисграфией преобладают имена существительные, но при этом их запас невелик. Дети не знают многих общеупотребительных слов, смешивают названия сходных предметов (кружка - чашка, тарелка - блюдце), очень мало знают слов-названий различных цветов, деревьев, одежды и предметов быта. Учащиеся младших классов не владеют многими родовыми понятиями (мебель, транспорт, ягоды). Так, при выполнении задания назвать одним словом группу однородных предметов, дети часто называют общий функциональный признак этих предметов, выраженный глаголом (столы, стулья, диваны - чтоб сидеть; рубашки, брюки, платья - продают, одуванчики, розы, ромашки - они растут). Часто используются слишком широкие родовые понятия (платье, пальто, юбка - вещи; яблоки, груши, сливы - еда).
Результаты обследования словообразовательных навыков учащихся четвертых классов с дисграфией показывают, что у них недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое словотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «накомпотился»), тогда как этап образования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но подошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов. В условиях разговорно-бытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере речевой деятельности, так как дети предпочитают пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это, в свою очередь, ведет к обеднению словарного запаса и не помогает преодолевать аграмматизм в области словообразования, так как без практики, без упражнений речевые умения не будут совершенствоваться.
При обследовании всех компонентов речевой системы учащихся четвертого класса с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В структуре речевого дефекта у учащихся с дисграфией недоразвитие словаря занимает большое место.
В словарном запасе младших школьников с дисграфией обращает на себя внимание почти полное отсутствие имен прилагательных, за исключением прилагательных, обозначающих цвет. Подбирая определения к предметам, дети пользуются исключительно характеристиками по цвету (стол черный, стул желтый и т. д.). Кроме этого, используются прилагательные, обозначающие размер (большой - маленький), а из оценочных - плохой -хороший.
Также очень беден глагольный словарь. Сходные действия, как правило, называют одним словом (белка ходит, черепаха ходит, конь ходит). Дети редко пользуются приставками для обозначения оттенков действия или употребляют одну приставку (пришел в школу, подошел к другу, вошел в класс - все эти глаголы заменяются одним словом - пришел).
Грамматический строй и связная речь
В устной речи первоклассников с дисграфией нет такого количества аграмматизмов, как у детей с общим недоразвитием речи. Они в основном правильно изменяют имена существительные по падежам, согласовывают прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе. Но это кажущееся отсутствие ошибок связано, в первую очередь, с тем, что в речи детей мало прилагательных, безударные окончания произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытках же пересказа текста, составления рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает. Появляются ошибки не только в управлении, то есть использовании падежных форм, но и в согласовании. Характерной ошибкой является опускание предлогов, особенно предлога в: «Живу Биробиджане». Наблюдается смешение предлогов в и на в винительном и предложном падежах, предлогов с и из в родительном падеже, над и под в творительном падеже, под и из-под («под столом - из-под стола» воспроизводится как «под столом - под стола». Наибольшее количество ошибок в употреблении падежных форм дают именительный и родительный падежи множественного числа, объективно трудные для различения всех вариантов окончаний и детям с нормальным речевым развитием.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. Ребенок и не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. В какой-то мере такой низкий уровень развития связной речи обусловлен пробелами в воспитании и обучении в дошкольном детстве, а также социальной запущенностью. Известно, что связная речь развивается только при обучении.
Уровень развития устной речи второклассников с дисграфией достаточен для бытового общения. Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями и заменами, нарушений в произношении звуков не больше, чем у второклассников массовых классов. Главным образом, встречаются фонетические дефекты (ротацизмы, ламбдацизмы, сигматизмы). У части детей наблюдаются затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Отличие устной речи младших школьников с дисграфией от нормально развивающихся сверстников выражается в некоторой смазанности артикуляции, в связи с чем речь носит неотчетливый характер. У многих детей, к тому же, имеются некоторые расстройства голоса: у части детей наблюдается тихий, слабо модулированный голос, другие дети не могут произвольно регулировать силу голоса и говорят слишком громко.
Бедность словаря третьеклассников с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий, цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».
Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
В устной речи младших школьников встречаются ошибки, связанные с недостаточным усвоением грамматического строя языка, особенно в части вариантов и исключения из правил. Так, при словоизменении имен существительных в единственном числе, дети часто не правильно употребляют падежные окончания, пользуясь только одним из нескольких вариантов (был в лесе, стоял на мосте). Часты смешения предлогов, употребляющихся с одним падежом (пришел со школы, слез из дерева). Не различают дети форм родительного и винительного падежей неодушевленных существительных (вижу мяч - не вижу мяч). Особенно много ошибок встречается при попытках образования множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. В данных случаях выбираются или наиболее употребительные окончания и распространяются на все слова (креслы - стулы - домы) или окончания смешиваются. В таком случае встречаются и правильные, и ошибочные формы (города – дома - торта; пара туфлей, много чулков, пара сапогов, пара носков).
В устной и письменной речи четвероклассников встречается много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи - так называемые аграмматизмы.
Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. В таких оборотах окончания несут на себе смысловую нагрузку и изменение окончания полностью меняет смысл высказывания: «Шоколадку купила Ира» или «Шоколадка купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.
Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Как известно, имена прилагательные, в отличие от существительных, имеющих родовую принадлежность, изменяются по родам, и правильно употреблять окончания прилагательных нужно только, умея определять род существительных. В норме категория рода усваивается детьми достаточно рано, к трем годам. Если же этот процесс задержался, то гораздо позже дети научатся и согласовывать другие части речи по роду, так как они не уверены в роде существительного. Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не обнаружиться много (просто безударные окончания звучат примерно одинаково), то на письме ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде - довольно частое явление. В роде с существительными согласуются и глаголы прошедшего времени. Трудности согласования глаголов аналогичны трудностям, возникающим при согласовании прилагательных.
Связная речь у третьеклассников с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин. При попытке рассказать по картинке ребенок непоследовательно переходит с описания одной детали на другую, затем возвращается на предыдущую. Другой вид связной речи - пересказ текста - дается младшим школьникам лучше, особенно если у кого-нибудь достаточно хорошо развита механическая память. Но в большинстве случаев пересказ получается неполным, с пропуском многих, в том числе существенных, деталей, с перестановкой частей, что говорит о недостаточном понимании смысла услышанного. Многие дети не приступают к самостоятельному пересказу и ждут наводящих вопросов. Причем, им понадобятся не проблемные, а подробные, воспроизводящие сюжет текста вопросы.
Коррекция недостатков в развитии связной речи у учащихся четвертых классов осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается
помощь в виде побуждения к составлению рассказа.
Для создания ситуаций, приводящих к активному использованию речи, применяются кукольные персонажи, с которыми дети охотнее общаются. Дети с более развитой речью могут взять на себя роли таких персонажей, и это послужит мощным стимулом к развитию их речи. Амплуа кукольного персонажа - не очень грамотный, но симпатичный «Торопыжка», которого хочется поправить, но не высмеять. Его ошибки заметней, чем собственные. Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.
Письменная речь
Письмо
Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе первоклассник, остаются непреодолёнными и во втором классе. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными я, е, ё, к в начале слова или после гласных и ь и ъ.
В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом массовом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
- пропуски гласных букв в середине слова;
- недописывание гласных букв на конце слова;
- пропуски слогов;
- перестановки букв;
- вставка лишних букв;
- персеверации.
Кроме данной группы ошибок, в письменных работах второклассников с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто, обычно дети смешивают буквы (то есть наряду с ошибочным написанием бывает правильное, а также происходит двойная замена: то с на ш, то ш на с, например).
Причины таких замен и смешений разные. Недостатки фонемного распознавания выражаются в ошибках на замену букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки:
- смешение глухих и звонких согласных п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж, в-ф;
- смешение свистящих и шипящих согласных с-ш, з-ж
- смешение аффрикат ч-ц, ч-щ, щ-с;
- смешение лабиализованных гласных е-ю;
- смешение твердых и мягких согласных звуков, на письме выражающееся в заменах гласных букв а-я, о-е, у-ю, ы-и.
Довольно многочисленными бывают ошибки на смешение букв по кинетическому сходству:
- смешение гласных букв о-а, стоящих под ударением;
- смешение строчных букв б-д, п-т, х-ж, л-м, н-ю, и-у, ч-ъ;
- смешение прописных букв г-р.
Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно передать количество однородных элементов (л-м, п-т). Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых недель первого класса.
Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.
Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией второго класса встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.
К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками 2 класса, относятся:
- отсутствие точки в конце предложения;
- отсутствие заглавной буквы в начале предложения;
- точка не на нужном месте;
- написание каждого предложения с новой строчки.
В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок.
Чтение
К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие не знают некоторых букв, медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки, то есть переходы на соседнюю строчку. При чтении вслух отмечается наличие литеральных (буквенных), а иногда вербальных (словесных) замен, создается впечатление угадывания, большой неуверенности при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок.
Логопедическая программа коррекции пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи применяется на групповых занятиях в третьих-четвертых классах.
Необходимость данной работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с дисграфией.
ПРОГРАММА
1 класс (33 часа)
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1) дать понятие о слове и предложении;
2) обобщить сведения по звукобуквенному составу языка;
3) уяснить смыслоразличительную роль фонемы;
4) учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами;
5) закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | Речь устная и письменная | Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная. |
2 | Что такое слово? | Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом. |
3 | В мире звуков | Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». |
4 | Игротека | Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». |
5 | Звуки и буквы – не одно и то же. | В чём заключается различие между звуками и буквами. |
6 | Что такое метаграммы? | Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. |
7 | Жили-были гласные и согласные | Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. |
8 | Игротека | Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. |
9 | Волшебник Ударение | Роль ударения в слове. Понятие «омограф». |
10 | Такие разные согласные | Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких. |
11 | Такие разные согласные | Парные и непарные звонкие и глухие согласные |
12 | Игротека | Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. |
13 | Русские народные загадки | Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. |
14 | Зачем шипят шипящие? | Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. |
16 | Игротека | Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. |
17 | Привет, пословица | Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. |
18 | Поговорим о предложении | Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. |
19 | Ещё немного о предложении | Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить соответствующей интонацией. |
20 | Игротека | Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации. |
21 | Знакомимся с анаграммами | Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. |
22 | Что такое текст? | Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. |
24 | Игротека | Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы. |
25 | О безударных гласных | Уточнение знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. |
26 | О парных звонких и глухих согласных | Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. |
27 | Слова приятели | Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. |
28 | Игротека | Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. |
29 | Слова – неприятели | Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. |
30 | Волшебное слово предлог | Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. |
31 | Что такое фразеологизм? | Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. |
32 | Игротека | Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | Упражнение в умении различать слова разных частей речи. |
34 | Повторение | Фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. |
35 | Повторение | Упражнение в умении переводить звуковую запись слова в буквенную, называть тему и основную мысль текста, придумывать анаграммы к данным словам, определять смысл пословиц, разгадывать русские народные загадки. |
36 | Повторение | Упражнение в умении правильно называть буквы и звуки, составляющие слово, решать метаграммы, объяснять смысл пословиц, подбирать пословицу, соответствующую основной мысли данного текста, различать виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
2 класс (34 часа)
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1) активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением );
2) формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3) формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
4) развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков;
5) формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;
6) уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);
7) обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | Знакомимся с анаграммами | Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. |
2 | Что такое текст? | Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. |
3 | Что мы пишем с большой буквы? | Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. |
4 | Игротека | Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы. |
5 | О безударных гласных | Уточнение знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. |
6 | О парных звонких и глухих согласных | Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. |
7 | Слова приятели | Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. |
8 | Игротека | Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. |
9 | Слова – неприятели | Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. |
10 | Волшебное слово предлог | Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. |
11 | Что такое фразеологизм? | Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. |
12 | Игротека | Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. |
13 | Учимся различать слова разных частей речи | Упражнение в умении различать слова разных частей речи. |
14 | Что мы знаем о звуках и буквах | Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». |
15 | Что такое лексика? | Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова» |
16 | Однозначные и многозначные слова | Слова, имеющие одно и несколько лексических значений |
17 | Игротека | Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов. |
18 | Слова-братья | Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. |
19 | Слова-наоборот | Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. |
20 | Пословица недаром молвится | Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. |
21 | Игротека | Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц. |
22 | Пословицы | Игры с пословицами |
23 | Играем со словарными словами | Игры со словарными словами |
24 | Анаграммы | Разгадывание анаграмм |
25 | Игротека | Повторение: пословицы, анаграммы; словарные слова |
26 | Секреты некоторых букв | Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. |
27 | Шарады, анаграммы и метаграммы | Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм |
28 | Ещё раз о синонимах | Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. |
29 | Игротека | Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста. |
30 | Слова, обозначающие предметы | Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. |
31 | Слова, обозначающие действия предметов | Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии). |
32 | Слова, обозначающие признаки предметов | Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по признакам вкуса, размера, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. |
33 | Игротека | Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов. |
34 | Повторение | Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. |
35 | Повторение | Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок |
36 | Повторение | Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова |
3 класс (34 часа)
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1) восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2)закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3) обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
4) подготовить к усвоению морфологического состава слова;
5) расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения;
6) развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах | Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». |
2 | Что такое лексика? | Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова» |
3 | Однозначные и многозначные слова | Слова, имеющие одно и несколько лексических значений |
4 | Игротека | Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов. |
5 | Слова-братья | Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. |
6 | Слова-наоборот | Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. |
7 | Пословица недаром молвится | Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. |
8 | Игротека | Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц. |
9 | Пословицы | Игры с пословицами |
10 | Играем со словарными словами | Игры со словарными словами |
11 | Анаграммы | Разгадывание анаграмм |
12 | Игротека | Повторение: пословицы, анаграммы; словарные слова |
13 | Секреты некоторых букв | Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм |
15 | Ещё раз о синонимах | Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. |
16 | Игротека | Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста. |
17 | Слова, обозначающие предметы | Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. |
18 | Слова, обозначающие действия предметов | Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии). |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по признакам вкуса, размера, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. |
20 | Игротека | Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов. |
21 | Текст. Тема. Главная мысль | Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. |
22 | Заголовок | Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков. |
23 | Работаем с фразеологизмами | Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи. |
24 | Игротека | Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизм и их значения. |
25 | Пословицы | Игры с пословицами. |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | Игры с фразеологизмами |
27 | Русские народные загадки | Разгадывание русских народных загадок |
28 | Игротека | Повторение: пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки. |
29 | Словарные слова | Игры со словарными словами |
30 | Учимся различать имена существительные, прилагательные и глаголы | Упражнение в различении частей речи |
31 | Слова, которые помогают называть качества характера | Понятие «качества характера». Многообразие имён прилагательных, служащих для характеристики человека |
32 | Игротека | Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные для определения качеств характера человека; словарные слова |
33 | Повторение | Пословицы, близкие п смыслу; разгадывание русских народных загадок |
34 | Повторение | Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов |
35 | Повторение | Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова |
36 | Игротека | Решение головоломок |
4 класс (34 часа)
Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1) расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
2) совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
3) уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
4) учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1 | И снова о русском языке | Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство |
2 | Крылатые слова и афоризмы | Смысл понятий: «крылатые слова», «афоризмы» |
3 | Копилка занимательных заданий | Решение занимательных заданий |
4 | Игротека | Повторение: в чём заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова (фразеологизмы) и их значения; признаки афоризмов |
5 | Об именах | История возникновения древнерусских и современных имён. Разнообразие имён и их форм. |
6 | О русских фамилиях | История возникновения русских фамилий. Распространённые способы происхождения русских фамилий. |
7 | В поисках сбежавших головоломок | Решение занимательных заданий |
8 | Игротека | Повторение: история возникновения имён и русских фамилий |
9 | Мы играем в логогрифы | Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. |
10 | Учимся распознавать речевые ошибки | Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение |
11 | Копилка занимательных заданий | Решение занимательных заданий |
12 | Игротека | Повторение: логогрифы, речевые ошибки |
13 | Ох уж эти фразеологизмы | Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами |
14 | Работаем над рифмами | Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме. |
15 | Словесные забавы | Игры со словами. «Спунеризмы». «Буриме». |
16 | Игротека | Повторение: рифмы парные, перекрёстные, опоясывающие. Игры со словами. |
17 | Фразеологизмы | История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведёт», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов. |
18 | Русские пословицы и поговорки | Отличия поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы. |
19 | Ассорти для любителей русского языка | Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий. |
20 | Игротека | Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы. |
21 | Фразеологизмы | Фразеологизм и похожее словосочетание («важный человек» - «важная птица»). Вычленение фразеологизмов из текста. |
22 | Однородные члены предложения | Выделение однородных членов предложения. Постановка знаков препинания. |
23 | Копилка занимательных заданий | Решение занимательных заданий |
24 | Игротека | Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» |
25 | Про омонимы и их разновидности | Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов (омографы, омоформы, омофоны) |
26 | Фразеологизмы | Фразеологизмы – синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. |
27 | Копилка занимательных заданий | Решение занимательных заданий |
28 | Игротека | Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» |
29 | Что такое «паронимы» | Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов по лексическому значению |
30 | Запоминаем словарные слова | Игры со словарными словами |
31 | Копилка занимательных заданий | Решение занимательных заданий |
32 | Игротека | Повторение: паронимы, словарные слова |
33 | Повторение | Русские имена и фамилии. Афоризм и логогрифы |
34 | Повторение | Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «как Мамай прошёл». Речевые ошибки. |
35 | Повторение | Однородные члены предложения, их вычленение в предложении. Палиндромы. Скрытый смысл пословицы. |
36 | Копилка занимательных заданий | Решение головоломок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы учителя - логопеда с группой детей с ОНР в1 классе
В данной разработке представлено подробное описание Темы занятия, количества часов на изучение данной темы, содержание работы, используемая литература и оборудование....
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии логопеда для детей с ОВЗ"
Мастер-класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»Конспект фронтального занятия c учащимися 3-го класса.Тема урока «Лилолулия»Це...
Адаптированная дополнительная образовательная программа "Логопедия" для детей 7-10 лет
Программа разработана в рамках Регионального ресурсного центра дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа поможет в работе коллегам, работающим с детьми, обучающимся по АООП 7.2 и имеющими ОНР III ур....
РП по логопедии для детей ЗПР 1-4 класс
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ЗПР вариант 7.1, 7.2...
РП учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс...