Логоритмические упражнения на координацию речи с движением
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Регулярное использование, повторение стихотворных упражнений на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления и оказывает благотворное влияние на развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Логоритмические упражнения на координацию

речи с движением»

                                                                                                                                                                                                                           

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

Известно:  чем  выше  двигательная  активность  ребенка,  тем  интенсивнее  развивается  его  речь.  Речь  является  одним  из  основных  компонентов  двигательно-пространственных  упражнений.  Ритм  речи,  прежде  всего  стихов,  поговорок,  пословиц,  способствует  совершенствованию  динамической  координации,  общей  и  мелкой  моторики,  облегчает  процесс  запоминания.  С  помощью  стихотворной  ритмической  речи  вырабатываются  правильный  темп  речи,  ритм  дыхания,  развиваются  речевой  слух,  речевая  и  двигательная  память.

Полученные  умения  и  навыки  в  процессе  систематического  выполнения  данного  комплекса  игровых  упражнений  способствуют не  только совершенствованию  зрительно-моторной  координации, обогащению  словарного  запаса,  активизации  экспрессивной  стороны  речи,  улучшению  концентрации  внимания,  но  и  закреплению  произносительных  навыков у  детей  с  речевыми  недостатками.

Упражнения на координацию речи с движением:

     

  1. «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,  - (дети маршируют)

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем   - (ходят «змейкой» между «кочками»)

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали    - (бегут на носочках) 

Ноги выше поднимаем,   - (ходят высоким шагом, перешагивают через «кочки»)

На кочки мы не наступаем.    

И снова по дорожке  -  (маршируют)

Весело шагаем.

  1. «Малина»

Раз - малинка, два - малинка,   - (разжимают сначала указательный палец, затем средний)

Ела ягоды Маринка   - (пальцы правой руки собранны в щёпоть, подносят ко рту)

И в корзинке у Маринки  - (переплетают пальцы «корзинкой»)

Не осталось ни малинки.   - (покачивают указательным пальцем вправо-влево)

Кто по ягоды пойдет,  - (хлопают в ладоши 4 раза)

Тот корзиночку возьмет.  - (прижимают ладони к груди)             

  1. «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,  - (дети ходят, высоко поднимая колени, руки на поясе)                                                   

Ноги выше поднимай!   - (шагают на всей ступне, руки на поясе)

И потопай по дорожке,

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги,  - (бегут на носках, руки согнуты перед грудью)

На носочках ты беги.

И на пяточках пойдем,  - (ходят на пятках, руки за спиной)

Топать громко мы начнем.

Ты скачи, ты скачи,  - (скачут, руки на поясе)

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее,  - (маршируют)

Ножки топают дружнее.

  1. «Елка»

Были бы у елочки ножки,  - (дети качают головой, подняв руки вверх)

Побежала бы она по дорожке,  - (переступают с ноги на ногу, руки на поясе)

Заплясала бы она вместе снами,   - (поочередно выставляют ногу вперед)

Застучала бы она каблучками.   - (поднимаются на носки и опускают на всю ступню)

  1. «Поедалочка»

Пышка сметанная,   - (дети «пекут пирожки», то одна рука сверху, то другая)

Корочка румяная,

В печи она сидела,  - (ставят руки «полочкой» перед грудью)

На нас глядела.  - (округляют большой и указательные пальцы и приставляют  их к глазам)

Пыхтела, пыхтела    - (ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи)

Да в рот захотела.       (касаются ладонями губ)

  1. «Мороз»

Улицей гуляет Дедушка Мороз,  - (дети хлопают в ладоши)

Иней рассыпает по ветвям берез.  - (щелкают пальчиками)

Ходит, бородою белою трясет,  - (ритмично наклоняют голову)

Топает ногою, только треск идет.  - (притопывают)

  1. «Где петушок носит гребешок»

- Ну и Петя - петушок!  - (дети прижимают ладони к щекам и качают головой)

Удивились хрюшки.   - (ставят руки на пояс и поднимают плечи)

- Почему ты гребешок    - (вытягивают руки вперед)

Носишь на макушке?   - (прикасаются ладонями к голове)

Говорит петух в ответ:   - (встают прямо, приподняв голову, отведя назад прямые руки)

- У меня карманов   - (прижимают ладони к бокам)

- Нет!  - (поднимают вверх указательный палец правой руки)

  1. «Самолёт»

Руки в стороны - в полет   - (дети поднимают прямые руки в стороны)

Полетит наш самолет.                          

Сделал правый поворот,  - (поворачиваются вокруг себя через правое плечо)                                                                  

Сделал левый поворот,   - (поворачиваются вокруг себя через левое плечо)                                                       

Крыльями покачал,   - (покачивают прямыми руками)

Загудел и задрожал,   - (поднимаются на носки, и гудят «у-у-у»)                                                                          

Начинается полет,   - (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Полетел наш самолет.                            

Вот закончился полет,  - (замедляют бег)

Приземлился самолет.  - (опускаются на одно колено)

  1. «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,   - (дети вытягивают руки вперед, показывая ладони)                                                                          

Наши руки - руки золотые.  

Они умеют вышивать,   - (выполняют движения в соответствии с текстом)

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

За порядком следить.  - (грозят пальцем)

Вот они какие  - (протягивают руки вперед).

Руки золотые.

  1. «Заинька»

Зайка беленький сидит,  - (приседают)

Он ушами шевелит,  - (руки над головой, изображают заячьи уши)

Зайке холодно стоять,  - (хлопают руками по бокам)

Зайка хочет погулять,  - (прыгают, изображая зайца)

Зайке холодно сидеть  

Надо лапочки погреть,  - (хлопают в ладоши)

Зайка волка увидал   - (рычат)

Прыг, и быстро ускакал.  - (прыгают на двух ногах)

  1. «В лесу»

Меж еловых мягких лап   - (дети поглаживают колени мягкой кистью руки)

Дождик кап, кап, кап,   - (постукивание крепкими пальцами по коленям)

Где сучок давно засох,   - («сламывают сучки» руками поочередно)

Всюду мягкий мох.  - (прижимают ладони к коленям)

Где листок к листку прилип,   - (прижимают ладони друг к другу)

Вырос гриб, гриб, гриб,   - (кулачок, ладонь-шляпка)

Кто, ребята, в лес пойдет?   - (поочередно сгибать пальцы)

Кто в лесу грибы найдет?  - (поочередно разгибать пальцы)

Это все мои друзья!   - (указать друг на друга)

Это ты и я!  - (прижать ладони к груди)

  1. «Снеговик»

Давай, дружок, смелей дружок,  - (дети показывают, как лепят снежки)

Кати по снегу свой снежок.                  

Он превратится в толстый ком,   - (разводят руки в стороны, показывая большой ком)

И станет ком снеговиком.   - (ставят руки на пояс)

Его улыбка так светла!   - (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза,   - (показывают руками глаза)

Шляпа,   - (кладут одну ладонь на голову)

Нос,  - (приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу, как у Петрушки)

Метла,   - (поднимают одну руку вверх и широко раздвигают пальцы)

Но солнце припечет слегка -  (поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами)

Увы! – и нет снеговика.  - (пожимают плечами и разводят руки в стороны)

  1. «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,  - (дети покачивают сложенными ладошками из стороны в сторону)

Рыбке весело играть.                            

Рыбка, рыбка, озорница,  - (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.   - (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,  - (медленно наклоняют вперед сложенные ладони)

Крошку хлебную взяла.  - (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,   - (покачивают сложенными вместе ладонями вправо- влево)

Рыбка быстро уплыла.

  1. «Полёт»

Пять, четыре, три, два, один!   - (дети поднимают руки рывками через стороны)

Вот мы в космос летим!   - (соединяют поднятые руки в «замок»)

Мы взлетаем высоко,   - (бегают по кругу друг за другом, подняв сцепленные руки над головой)

Мчит ракета быстро,                    

Полетим мы далеко

К звёздам лучистым.

Вокруг звезды мы облетели,  - (кружатся, обегая маленький кружок)

Выйти в космос захотели.

В невесомости плывём   - (врассыпную ходят по залу, делая плавные движения руками)

Рядом с нашим кораблём.

Снова дальше летим,   - (бегают друг за другом по кругу)

В иллюминаторы глядим.

  1. «Моем руки»

Моем, моем, моем руки   - (потираем ладошку о ладошку)

Чисто, чисто, чисто.

Встряхиваем  капельки   - (встряхивание кисти перед собой)

Быстро, быстро, быстро.

Руки, руки, руки стали   - (показ ладошек перед собой)

Вот они какие -

Белые, и мягкие,   - (вращение кистями в разные стороны)

  1. «Муравьи»

Муравей трудолюбивый   - (дети шагают на всей стопе)

Еле тащит прутик ивы.

Он устал, он изнемог,   - (шагают в приседе)

Но другой ему помог.                  

Оба дружно, через ельник   - (ходят за ведущим «змейкой», правая рука на плече впереди идущего)

Прутик тащат в муравейник.      

Знает каждый муравей:   - (маршируют)

В жизни трудно без друзей,

А с товарищем всегда

Даже горе - не беда.

  1. «Мишка-воришка»

Шёл лесной тропой воришка  - (дети ходят на внешнем своде стопы)

Косолапый бурый мишка.

К пчёлам в улей он забрался -  (ходят на носках)

Вкусный мёд стащить хотел.          

Мёд воришке не достался:  - (бегут на носках)

Рой пчелиный налетел.

Пчёлы мишку искусали  - (бегут, забрасывая ноги)

И от улья прочь прогнали.

По тропинке по лесной  - (шагают по всей стопе)

Мишка тащится домой.

Левый глаз заплыл у мишки  - (останавливаются, закрывают рукой глаз, качают головой)

Поделом ему, воришке.

Будет мишка знать вперёд,  - (грозят пальцем)

Как таскать у пчёлок мёд.

  1. «У моря»

К берегу бежит волна.  - (дети делают волнообразные движения одной рукой)

Вслед за ней ещё одна.   - (то же другой рукой)

Эта - выше,  - (поднимают руки)

Эта - ниже,   - (опускают руки на уровне груди)

Эта - вовсе не видна.   - (касаются ладонями пола)

А на берегу морском   - (пересыпают невидимый песок из одной руки в другую)

Будем мы играть с песком.

Будет башня из песка,   - (поочерёдно ставят один кулак на другой)

Как до неба, высока.   - (встают на носки и поднимают руки)

  1. «Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко,  - (дети поднимают руки вверх, вращают кистями)

Выйди из морюшка!  - (манят солнце руками)

Твои детки на лугу  - (прижимают ладони к груди)

Гнут берёзоньку в дугу,  - (качают поднятыми над головой руками)

Зарю величают,  - (разводят руки в стороны, ладони развёрнуты вверх)

Тебя ожидают!  - (поднимают руки, протягивают ладони к солнышку)

  1. «Рыбки»

Плавают рыбёшки - (легко бегут на носках по кругу, прижав ладони друг к другу, перед грудью)

В нашей речке чистой,                  

Плавают рыбёшки

Быстро, быстро, быстро!      

Рыбки-рыбёшки  - (шагают по всей стопе, руки на всей стопе)

Все хороши:

Папы и мамы, и малыши!

Рыбки-ребятишки   - (ходят на носках, делая руками волнообразные движения)

На больших похожи -

Плавают, как папы,

Тоже, тоже, тоже!

Рыбки гуляют  - (покачиваются с ноги на ногу, стоя на месте)

Только в воде и не гуляют

Больше нигде.

  1. «Кто как идёт»

Ох, обманчивы манеры   - (дети шагают на носках)

Чёрной хищницы-пантеры.

Все убегают, как от пожара,  - (легко бегут на носках)

Пятна узрели, коль ягуара.

Через зарослей заслон  - (шагают по всей стопе)

Шёл по джунглям толстый слон.

Страшен гривы  этой гнев,  - (шагают с притопом)

Царь зверей, конечно, лев.

Ходит важно, словно граф,  - (шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею)

С длинной шеей наш жираф.

  1. «На лошадке»

Ехали дрожки,  - (дети ходят, высоко поднимая колени)

По стёжке-дорожке,

По стёжке- дорожке

Ровнее ладошки.

Лугом, лесочком,  - (двигаются прямым галопом)

Через реку мосточком,

С кочки на кочку

Вприпрыжку, вприскочку.

По оврагам, по камням,  - (скачут)

По ухабам, по корням.

Прямо в яму - БАМ!  - (быстро приседают)

  1. «Лесные жители»

Лисичка рыжая шагает,  - (дети мягко шагают на носках)

Хвостом дорогу заметает.

По снегу петляет зайка,   - (прыгают на двух ногах влево-вправо)

Вправо - скок и  влево - скок.

Ты его, лиса, поймай-ка,

Убежит он со всех ног.

По сугробам мчится волк,  - (бегут широким шагом)

Серый волк, зубами щёлк.

Вперевалку входит мишка,  - (шагают на внутреннем своде стопы)

Косолапый наш топтыжка.

Белка скачет, белка скачет,  - (скачут)

Словно серый мягкий мячик.

  1. «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,  - (дети «скользя» шагают, ходят на лыжах)

Снег холодный лижет лыжи.

А потом -  на коньках   - (делают поочерёдно ногами полукруг по полу, руки за спиной)

Но упали мы. Ах!  - (приседают)

А потом снежки лепили,   - (лепят снежки, сверху то одна рука, то другая)

А потом снежки катили,   - (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали   - (падают)

И домой мы побежали.  - (бегут по кругу)

  1. «Строители»

Мы построим новый дом  - (ставят ладони поочерёдно ребром друг на друга)

Новый дом, новый дом.

Крышу крепкую найдём,   - (складывают ладони треугольником)

Да, найдём, мы найдём.

Стол поставим в доме том   - (одна ладонь сжата в кулак, другая - ровная - на него положена)

И друзей всех позовём!   - (руками «созывают»)

  1. «Пять рыбок»

Пять маленьких рыбок играли в реке,  - (волнообразные движения руками)

Лежало большое бревно на песке,   - (прижатые друг к другу руки, поворачиваем с бока на бок)

А рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»   - (выполняют «ныряющие» движения)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»  - (качают сомкнутыми ладонями)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»  - (подкладывают ладони под щеку)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.  - (быстро качают ладонями, «дрожь»)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!  - (соединенные ладони раскрываются и закрываются)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»  - (быстрые волнообразные движения)

  1. «Яблочки»

Руку протяните, яблоко сорвите   - (поднять одну руку вверх, потянуться)

Стал ветер веточку качать   - (поднять обе руки вверх, подвигать ими в стороны)

Мне трудно яблочко сорвать   - (развести руки в стороны)

Подпрыгну, руку протяну      

И сразу яблочко сорву!  - (подпрыгивать)

  1. «С добрым утром»

С добрым утром, глазки!  - (указательными пальцами поглаживают глаза)

Вы проснулись?  - (сделав из пальцев «бинокль», смотрят в него)

С добрым утром, ушки!   - (ладонями поглаживают уши)

Вы проснулись?   - (прикладывают ладони к ушам, изображая Чебурашку)

С добрым утром, ручки?  - (поглаживают сначала одну руку, потом другую)

Вы проснулись?  - (хлопают в ладоши)

С добрым утром, ножки!   - (поглаживают коленки)

Вы проснулись?  - (топают ногами)

С добрым утром, солнце!   - (поднимают руки вверх)

Мы проснулись!   - (качают руками)

  1. «Чайник»

Привет, я - чайник   - (показывают руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка,  - (ставят руку в бок)

А вот мой носик   - (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть,  - (хлопают рукой по макушке)

Я буду свистеть   - (изображают свист)

С печки меня возьмёшь,  - (наклоняются в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь.   - (наклоняются в сторону, где рука-носик)

  1. «Птички и ветер»

Маленькие птички,  - (скрещивают кисти рук, сцепляя большими пальцами)

Птички-невелички,

По лесу летают,   - (машут руками, как крылышками)

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,  - (поднимают руки вверх и раскачивают из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,   - (приседают на корточки, закрывают голову руками)

Там не тронет их никто.

  1. «Бабочка»

Спал цветок   - (присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.  - (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) 

Больше спать не захотел.   - (выпрямить спину, подняться)

Шевельнулся, потянулся.   - (слегка покачаться вправо-влево)

Взвился вверх и полетел.   - (отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется,   - («летать», имитируя движения бабочки) 

  1. «Ручки и ножки»

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!   - (топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!   - (топают левой ногой)

Руки вверх, вверх, вверх!   - (поднимают руки вверх)

Кто поднимет выше всех?   - (тянутся, как можно выше)

  1. «Зайчики»

Жили-были зайчики   - (показывают на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.   - (разводят руками перед собой, описывая окружность) 

Жили-были зайчики   - (показывают на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.   - (проводят руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.   - (имитируют мытье рук) 

Наряжались зайчики,   - (руки на бока, слегка поворачиваются в обе стороны, в полуприседе) 

Одевали тапочки.   - (руки на бока, поочередно выставляют вперед правую и левую ноги)

  1. «В лесу»

Ветер дует нам в лицо   - (руками машут себе в лицо)

Закачалось деревцо.   - (поднимают руки вверх и качают ими)

Ветерок всё тише, тише,  - (медленно приседают)

Деревцо всё выше, выше.  - (медленно встают, руки вверх)

Как на горке снег, снег,  - (поднимаются на носочки)

И под горкой,  - (приседают)

И на ёлке,  - (встают, руки в стороны)

И под ёлкой,  - (обхватывают себя руками)

А под снегом спит медведь,  - (прилаживают пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь.  - (поворачиваются в разные стороны со звуком «ш-ш-ш»)

  1. «Деревцо»

Дует ветер нам в лицо.   - (машут руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.   - (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) 

Ветерок всё тише-тише,   - (плавно опускают руки) 

Деревцо всё выше-выше.  - (поднимают  руки и тянуться вверх

  1. «Зарядка»

Буратино потянулся,  - (дети потягиваются)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,  - (делают наклоны вперёд)

Руки в стороны развёл,   - (разводят руки в стороны)

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.   - (поднимаются на носочки)

Рано утром на полянке   - (разводят руки в стороны ладошками вверх)

Так резвятся обезьянки:   - (качают руками)

Правой ножкой топ, топ!   - (топают ногами)

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!   - (поднимают руки вверх)

Кто поднимет выше всех?

Поднимайте плечики,   - (поднимают плечики)

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,  - (прыгают)

Стоп, сели.   (приседают)  

Травушку покушали,

Тишину послушали.   - (пальчик прижимают к губам)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.  - (прыгают)

  1. «Зайка»

Зайка серенький сидит  - (присаживаются на корточки)

И ушами шевелит,   - (изображают руками над головой ушки, шевелят ими)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,  - (изображают, как зайчик дрожит)                             

Надо лапоньки погреть,   - (хлопают в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть

Зайке холодно стоять,   - (прыгают на месте)

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк напугал -

Зайка быстро убежал!   - (изображают быстрый бег) 

  1. «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,   - (ставят руки на пояс)

Головой своей крутили,    - (поворачивают голову вправо-влево)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,   - (ставят ноги на ширине плеч)

Дружно дерево качали,   - (поднимают руки вверх, делают наклоны туловища вправо-влево)

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,   - (ходят как медвежата)

И из речки воду пили,   - (делают наклоны вперед, подносят ладошки ко рту) 

Вот так, вот так

И из речки воду пили.  

А потом они плясали,   - (танцуют)

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.   - (прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

  1. «Башмачок»

Раз! Два! Три! Четыре!  - (дети скачут по кругу)

По дорожке я скачу!

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!  - (стучат каблучком по полу)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.  - (поднимают ногу и вертят носком из стороны в сторону)

Повторяют движения с другой ноги.

  1. «Синичка»

Скачет шустрая синица,   - (дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.  - (кружатся)

Вот присела на минутку,   - (приседают)

Почесала клювом грудку,   - (почесывают пальчиками грудь)

И с дорожки - на плетень,   - (убегают на места)

Тири-тири, тень-тень-тень.   - (сидя, взмахивают кистями рук)

  1. «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,  - (машут руками вверх-вниз, словно ножами) 

Мы капусте режем, режем  - (прямыми ладонями изображают движение ножа - вперед - назад)

Мы капусту солим, солим,  - (имитируют соление - шевелят пальцами в щепотке)

Мы капусту мнем, мнем,  - (сжимают и разжимают кулаки)

А морковку трем, трем.  - (трут ладони друг об друга)

  1. «Зарядка для малышей»

Мы ногами топ, топ.   - (топают ножками)

Мы руками хлоп, хлоп.   - (хлопают руками)

Мы глазами миг, миг.  - (моргают глазками)

Мы плечами чик, чик.  - (поднимают, опускают плечики)

Раз сюда, два сюда,  - (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя.  

Раз присели, два привстали,   - (приседают)

Сели, встали, сели, встали,

Словно Ванькой-встанькой стали.

А потом пустились вскачь,   - (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч.

Раз, два, раз, два  - (спокойный вдох - выдох, упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

  1. «Мы танцуем»

Сели - встали, сели - встали,   - (садятся - встают)

Ножками потопали,  - (топают)

Каблучками постучали,   - (топаем пяточками)

А потом похлопали.   - (хлопаем в ладоши)

Ручки-ручки танцевали,   - (делаем ручками фонарики)

Покружились, покружились,   - (кружимся вокруг себя)

На крылечко приземлились!   - (присели)

  1. «Снег»

Как на горке снег, снег,  - (показывают руками «горку») 

Снег, снег, снег, снег,   - (двигают руками, перебирая пальцами) 

И под горкой снег, снег,   - (показывают руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.   - (двигают руками, перебирая пальцами) 

А под снегом спит медведь.   - (ладошки под щечку, а потом изображают ушки медведя) 

Тише, тише, не шуметь!    -  (пальчик ко рту, грозят  пальчиком)

  1. «Физкульт-привет»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,   - (имитировать умывание)

Полотенцем растирались.   - (имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.  - (имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям - физкульт-привет!   - (резко поднять руки вверх) 

  1. «Водичка»

Водичка, водичка,  - (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико.   - (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,   - (дотрагиваться до глазок по-очереди) 

Чтобы щечки краснели,   - (тереть щечки) 

Улыбался роток   - (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.   - (стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

  1. «Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке,  - (соединяют ладони и поднимают их перед собой)

Нежную голову робко поднял.          

Ветер подул - он качнулся неловко,   -  (покачивают ладонями медленно, быстро)

Он испугался, затрепетал.                        

Ветер бутоны качает упрямо   - (наклоняют ладони соответственно словам)

Вперед и назад, налево, направо.

  1. «Солнышко»

Солнышко, солнышко,  - (подняв руки вверх, поворачивают кисти рук вправо-влево)

Выгляни в окошечко.  - (приставляют ладонь к глазам)

Где твои детки?    - (вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх, пожимают плечами)

Где малолетки?

Сидят на поветке    - (ставят руки «полочкой» перед грудью)

В соломенной клетке,  - (закрывают глаза ладонями, широко раздвинув пальцы)

Камушки катают,  - (делают скользящие движения ладоней друг о друга)

Собачкам бросают.   - (имитируют бросок рукой)

  1. «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки   - (дети  стоят)

Сели на карниз.  - (приседают)

Шаловливые сосульки          

Посмотрели вниз.  - (наклоняют голову)

Посмотрели, чем заняться?  - (пожимают плечами)

Стали каплями кидаться.  - (вставая, взмахивают кистями рук)

Целый день идет трезвон:  - (взмахивают кистями рук по очереди)

Дили-дили, дили-дон!

  1. «Машина»

Би-би-би   - (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Гудит машина. 
Тук-тук-тук   -  
(ритмично хлопают руками)
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем,   -  
(ритмично потопывают ногами)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу   - 
(потирают ладони)
Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.
Та-та-та   -  
(делают ритмичную «вертушку» руками)
Вперед спешат. 

  1. «Часы»

Ходят часики - тик-так  - (ритмично покачивают руками из стороны в сторону (руки-стрелки)
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. 
 - (ритмично хлопают руками)
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.  -
(ритмично похлопывают по телу сверху вниз)
Вот так часовой сюрприз! 
Гиря вверх опять ползет, 
 - (ритмично похлопывают по телу снизу вверх)
Чтобы завести завод. 
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук - они стучат. 
 - (ритмично постукивают кулачком о кулачок)
Тук-тук-тук, - все говорят. 
 
Завертелось колесо,   - (ритмично «заводят мотор» руками)
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
   

  1. «Непослушная неваляшка»

Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили-дон  - 
 (дети ритмично покачиваются из стороны в сторону)
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач.   
- (ритмично покачивают «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит, 
Не ложится, не сидит. 
 - (делают ритмичные наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, 

Бом-бом-бом -
Закрутилась вдруг волчком.    -
(ритмично хлопают в ладоши)
Лена плакать перестала 
И сама качаться стала.
 

  1. «Дождик»

Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. 
  - (дети ритмично щелкают пальцами рук)
И по лужам ты идешь. 
Так-так-так-так.   -
(ритмично притопывают)
Ветер шелестит листвой.

Ш-ш-ш-ш.   - (ритмично потирают ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой. 
Тш-тш-тш-тш.   
- (ритмично потирают ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал. 
Тук-тук-тук-тук. 
^ - (ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.  

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.   - (ритмично хлопают в ладоши)

  1. «Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп   - (дети ритмично постукивают ладонями по ногам)
Иду по лужам. 
Хлюп-хлюп-хлюп    
(ритмично притопывают ногами)
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап   -  
(ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Мне зонтик нужен. 

Оп-оп-оп  -  (скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям)
Вода по спинке. 
Буль-буль-буль   -  
(выполняют ритмичную пружинку)
Упала шапка. 
Ой-ой-ой,   -
(ритмично кружатся)
Кругом вода.
Да-да-да,   -
(ритмично кивают головой)
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

  1. «Веселые человечки»

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно -
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. 
 - (дети ритмично хлопают)
Удивлялись человечки:
- Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!   -
(ритмично пожимают плечами)
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
 

Засмеялись человечки:
- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. 
^ - (выполняют ритмичную пружинку)
Ты похожа на овечку. 
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.   -
(ритмично потряхивают головой)
Человечки же хохочут: 
- Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! 
  - (ритмично притопывают ногами)

  1. «Пришла Весна»

Улыбаются все люди -
Весна, весна, весна!   -
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду 
Красна, красна, красна. 
  - (делают ритмичные повороты тловища)
По лугу, лесу и полянке 
Идет, идет, идет.  -
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет. 
- (взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно 
Звенит, звенит, звенит.   -
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой 
Журчит, журчит, журчит. 
  - (потирают ладони)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.   -
(делают из пальцев «бутон»)
И все живое сразу слышит 
Весенний зов! 

  1. «Насекомые над лугом»

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:   - (дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут,
как крылышками)
- Я лечу издалека. 
- Зу-зу-зу, - комар пищит.  -
(ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
Уф-уф-уф, - как паровоз 
Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. 
^ - (ритмично хлопают в ладоши)
Я любого разбужу».

  1. «Птичка песенку поет»

Птичка песенку поет:   - (дети ритмично постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой)
- Тинь, тинь, тинь. 
Скоро солнышко взойдет. 
.
Тинь-тинь-тинь.   
- (ритмично хлопают в ладоши)
Комары проснутся скоро.
Тинь-тинь-тинь. 
^ - (ритмично похлопывают по плечам скрещенными руками)
Вот тогда наемся вволю.   
Тинь-тинь-тинь.   
- (ритмично пощелкивают пальцами)
Деткам
 мошек принесу. 
Тинь-тинь-тинь.   
-  (руки скрещивают перед собой,
В клювик наберу росу. 
пальцы расставлены, ритмично помахивают «крыльями»)
Тинь-тинь-тинь.    -
(ритмично открывают и закрывают «клюв»: собранные в щепоть четыре пальца руки смыкают с большим пальцем)
Поучу птенцов летать. 
Тинь-тинь-тинь.   
- (ритмично приседают, руки в стороны)
Крылья смело расправлять. 
Тинь-тинь-тинь. 
^ - (делают ритмичные плавные движения руками)

  1. «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает   - (дети ритмично скрещивают руки над головой)
Лучик, лучик, лучик. 
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. 
 - (плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.   
- (ритмично потирают щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.  
 - (ритмично постукивают пальцем по носу)
Золотят веснушки деток. 
Очень нравится им это!

  1. «Надоедливые мухи»

Чай душистый пьем, пыхтим:
- Уф-уф-уф, уф-уф-уф. 
 -  (дети ритмично потирают ладонь о ладонь горизонтально)
Отгоняем веткой мух.  
Мух-мух-мух, мух-мух-мух.   - (ритмично помахивают рукой)
А они в варенье сели,
Ели-ели, ели-ели.   -
(ритмично постукивают пальцем о ладонь)
Так нам мухи надоели! 
Мы варенье быстро съели.

  1. «Мышка и кошка»

Пи-пи-пи,  - (ритмично щелкают пальцами рук)
Пищала мышка. 
Кошка на охоту вышла!
Мне так страшно, трепещу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.   -
(ритмично постукивают по плечам скрещенными на груди руками)
Норку я свою ищу.   -
(ритмично притопывают ногами)
Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу. 
Кошка притворилась доброй.
- Мур-мур-мур, - она поет. 
 - (ритмично поглаживают одной  рукой другую)
- Нет-нет-нет, - пищит  мышонок.   -
(ритмично покачивают головой)
К кошке в лапы не пойдет.

  1. «Веселый ручеек»

Ручеек в лесу бежал
И зайчонка повстречал.
Тра-та-та-та, тра-та-та-та  
(дети ритмично постукивают ладонями по ногам)
Лапками по пню стучал. 
Ручеек зайчонку вторит:
- Дзынь-дзынь-дзынь, дзынь-дзынь  
- (ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака)
Колокольчик их услышал:
- Динь-динь-динь, динь, динь, динь
  - (ритмично покачивают головой)

Белочка спустилась с ветки
И орешками - хрум-хрум.   -
 (ритмично щелкают пальцами)
Тук-тук-тук - с березы дятел.   
- (постукивают кулачком о кулачок)
Ах, какой поднялся шум! 

                                                                                                                                                                 

  1. «Ветер»

Ветерок листвой шумит:  - (дети ритмично потирают ладонь о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. 
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.   -
(ритмично хлопают над головой)
Поднимает пыль столбом. 
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
  - (ритмично топают ногами)
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. 
  - (ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя)
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! 
 - (поднимают руки в стороны и делают вращательные движения)
Не удержится и слон. 
 
Ах-ах, ах-ах! 
  - (ритмично покачивают головой)

  1. «Облака»

Жур-жур-жур, -  журчит река:   - (дети наклоняются вперед, плавно покачивая руками)
Я теку издалека.
Мимо-мимо-мимо-мимо   - (ритмично покачивают руками над головой)
Проплывают облака. 
«Вы куда?» - кричит река.
Облака: «Туда, туда, туда». 
  - (ритмично покачивают ногой вперед назад)
«Может, снова приплывете?» 
А они: «Когда? Когда?   -
(ритмично пожимают плечами)
Гонит ветер нас лихой.
Только снится нам покой».

  1. «Маленькие ножки»

Топ-топ-топ   -  (дети ритмично потопывают ногами)
Медленно топают ножки. 
Топ-топ-топ-топ   -
(ритмично хлопают руками)
Чуть быстрее идут по дорожке.
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ   -  
(ритмично хлопают ладонями по бедрам)
Очень быстро идут.
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ
  - (указательным и средним пальцами одной руки «бегут» по ладони второй)
А теперь они бегут.
Ох-ох-ох. Устали ножки
Быстро бегать по дорожке. 
 - (выполняют ритмичную пружинку)

  1. «Весенняя березка»

Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод. 
  - (дети идут дробными, ритмичными шагами)

Звенит сережками так нежно 
И птичек в гости все зовет. 
  - (делают ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки-ветки, 
  - (разводят руки в стороны)
Опустит ветки-пальцы вниз, 
  - (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки, 
  - (ритмично покачивают руками вверху)
Чтоб лучик на ветвях повис. 

  1. «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.  - (
прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой)
Ножку тонкую он поломал. 
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай. 
  - (ритмично сгибают и разгибают ноги)
Травкой быстро ее обмотал, 
В муравейник скорей побежал.   -
(бегут на месте)
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох! 
  - (делают ритмичную пружинку)
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!   -
(ритмично закрывают глаза ладонями)
Хорошо, что друзья помогли, 

Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! 
  - (ритмично хлопают в ладоши)

  1.  «Тополиные пушинки»

Тополиные пушинки
Легкие, как пух.
Разлетаются повсюду,
Словно туча мух. 
  - (дети ритмично скрещивают руки наверху)
Пух-пух-пух, пух-пух-пух. 
  - (ритмично щелкают пальцами рук)
Мухи белые на крыше, 
  - (загибают на каждую фразу пальцы левой руки, начиная с мизинца)
В парке на траве, 
 -
На дорогах, тротуарах, 
 
В окнах на стекле.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух. 
  - (энергично потирают ладонь о ладонь вертикально)
Лезут в нос они и в глазки, 
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке, 
 - (ритмично шевелят всеми пальцами рук)
Выбирая путь. 
Пух-пух-пух, пух-пух-пух. 
  - (делают ритмичные легкие прыжки)
Только дождик им преграда. 
И дождю они не рады.

  1. «Веселые ноты»

До-ре-ми-фа-соль-ля-си.  - (дети  ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
Ты у музыки спроси:    -  
(ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
- Почему всего семь нот, 
 
Вальс звучит или фокстрот?
До-до-до звучит так низко.  -  (ритмично потопывают ногами)
Си-си-си пищит, как мышка.   -  
(поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
Ля-ля-ля, как колокольчик.   -  
(ритмично покачивают головой0
Ми - на «мы» похожа очень. 
 -  (ритмично постукивают ладонью по груди)
Соль - соленая на вкус.   -  (ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
Ре-ре, словно длинный ус.   -  
(поднимают руки вперед и ритмично покачивают вверх вниз)
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа   -  
(попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
Мягко стелет, как софа. 

  1. «Яблоневый цвет»

Невесомы, прекрасны, легки
Облетают с цветков лепестки.  -
(дети ритмично, с акцентом на каждое слово, выполняют плавные движения руками сверху вниз)
И под яблоней нежный ковер. 

На траве нарисован узор.  - (делают ритмичные круговые движения в воздухе указательными пальцами.
Нежный цвет разметали дожди, 

Завязались на ветках плоды.   - (ритмично соединяют пальцы обеих рук, придав кистям округлую форму)
Будут солнца и дождика ждать, 

Чтобы спелыми, вкусными стать.

  1. «Веселые инструменты»

Бом-бом-бом,   - (дети делают ритмичные движения крепко сжатыми кулачками)
Барабан стучит. 

Ти-ли-линь,   - (ритмично «водят смычком»)
Скрипка с ним говорит.
Ту-ру-ру,   - 
(складывают пальцы в кулачок и ритмично подносят  его ко рту и от него)
Загудели все трубы. 
Соль-фа-соль,   
- (то же другой рукой)
Дуть мы больше не будем.
Динь-динь-динь,   -  
(поднимают руки вверх и плавно покачивают ими)
Колокольчик пропел. 
Спеть я песню свою не успел!
Тут взмахнул дирижер,
И в оркестре
 

Инструменты запели все вместе.   -  (ритмично «дирижируют»)

  1. «Старый дом»

В старом доме ночью темной
Как-то страшно одному.
У-у, у-у - дует ветер. 
 -  (дети как бы дуют в «трубу»)
В трубах весело ему. 

Шур-шур-шур - мышонок юркий    -  (ритмично потирают ладони)
Пробирается к зерну.
В темноте ему не страшно.
Как под шорох я усну?
А за печкой, как нарочно,
Песенку запел сверчок.
Скрипочку свою настроил:
- Чок-чок, чок-чок, чок-чок-чок. 
 -  (ритмичное «движение смычка», имитация игры на скрипке)
Шорохи устал я слушать   -  
(скрещивают руки на груди и ритмично трут ладонями предплечья)
И бояться не хочу!   -  
(ритмично покачивают указательным пальцем)
Лучше я закрою глазки, 
  -  (ритмично прикрывают ладонями глаза)
Сладкий сон к себе пущу.   -  
(делают плавные движения руками к себе)

  1. «Колокольчик»

Дон-дон-дон,   -  (дети ритмично покачивают головой из стороны в сторону)
Колокольчик звенит. 

Ля-ля-ля,   -  (выполняют ритмичную пружинку)
Что-то он говорит. 
Динь-динь-динь,   -
(ритмично покачивают головой вперед)
Наклоняет головку. 
Бом-бом-бом, -  
(ритмично проводят ладонями по волосам)
Растрепал всю прическу. 
Дзынь-дзынь-дзынь,   - (
поднимают руки вверх и ритмично хлопают в ладоши)
Солнцу он улыбнулся. 
Дили-дон,  -
  (ритмично стучат пальцами одной руки о пальцы другой)
Наконец-то проснулся. 

  1. «Мышки-шалунишки»

В комнате часы висели
И стучали: бом-бом-бом. 
  -  (дети ритмично хлопают в ладошки)
Мышки каждый раз пугались, 
Слушая ужасный звон.
Потянули гири вниз -
Так-так-так, так-так-так.   -  
(поднимают руки и ритмично хлопают, опуская руки вниз)
Быстро стрелки завелись  - 
Тик-тик-так, тик-тик-так. 
  -  (ритмично отклоняют в сторону указательные пальцы)
Стрелки мышек испугали, 
В норку мышки убежали.

  1. «Дай, коровка, молока»

Дети: «Дай, коровка, молока.

Мы пришли издалека».

Коровка: «Пейте, дети, на здоровье,

Молоко мое, коровье».

Педагог: «Чтобы молочка попить,

Коровку надо подоить».

(дети садятся на корточки и показывают, как доят корову, разливают молоко и пьют,

далее по тексту стихотворения)

Очень быстро, очень ловко

Доим, доим мы коровку.

В кружки молоко нальем,

С удовольствием попьем.

- Все напились?

- Все напились.

И коровке поклонились.

В благодарность за обед

Мы покажем ей концерт.

Ножками попляшем,

Ручками помашем,

Покиваем головой

И отправимся домой.

  1. «На качелях»

Кач-кач-кач - летят качели.   -  (дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону)
Так захватывает дух! 
Все сильнее бьется сердце:
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.   -  
(ритмично постукивают кулачками друг о друга)
Вверх и вниз и снова к солнцу, 
Словно птица ты летишь.
- Выше, выше, выше, выше!  
  (ритмично поднимают перед собой руки вверх)
Вновь товарищам кричишь. 

  1. «Сладкий сон»

Сон пробрался в глазки к Маше.
Сон-сон-сон, сон-сон-сон. 
  -  (дети ритмично поглаживают пальцами лоб над бровями)
Склеил все реснички клеем 
Он-он-он, он-он-он.   -  
(ритмично поглаживают щеки)
В рот пробрался он украдкой
Ох-ох-ох, ох-ох-ох. 
  -  (ритмично покачивают головой)
И зевнула Маша сладко,
Сделала глубокий вдох.
На кроватке покачалась -
Кач-кач-кач, кач-кач-кач.  -  
(ритмично покачиваются0
В сон глубокий опустилась.
Спи, лапулечка, не плачь.

  1. «Игрушечная стройка»

Получили мы подарки.  - (дети изображают, как выкладывают предметы из коробки)

Кирпичи, бруски и арки                            

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,  - (дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом вставая на носки)

Без цемента, без раствора.                          

Дом растет все выше, выше,  - (руками как бы кладут кирпичи)

Есть карниз, труба и крыша.

  1. «Точим нож»

Точим нож! Точим нож!  - (дети имитируют движения точильщика)

Будет очень он хорош.                              

Будет резать он припасы:   - (выполняют режущие движения руками)

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!  - (разводят руки в стороны в приглашающем жесте)

А теперь, ребята, встать,  -         (сопровождают слова стихотворения,  движениями)

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

  1. «Птички»

Птички прыгают, летают, - (дети прыгают, «летают»)

Птички прыгают, поют,  - («поют»)

Птички крошки собирают.  - («собирают»)

Зернышки клюют.  - («клюют»)

Перышки почистили.  - («чистят»)

Перышки почистили,

Клювики почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели   - («улетают»)

И на место сели.  - (садятся)

  1. «Любят малые ребята»

Любят малые ребята  - (дети пляшут)

Веселиться и плясать.              

Любят малые ребята

Веселиться и играть. - (хлопают в ладоши)

А теперь присядем тихо

И спокойно отдохнем. - (приседают на корточки и закрывают глаза)

А потом еще разочек

Мы в веселый пляс пойдем!  - (держа руки на поясе и кружась, дети танцуют парами)

  1. «Семейная зарядка»

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.  - (становятся в круг)

Мама руки поднимает  - (поднимают руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает.  - (приседают)

Повороты вправо-влево  - (руки на поясе, дети делают повороты всем корпусом) 

Делает мой братик Сева.                      

Я сама бегу трусцой  - (бег на месте)

И качаю головой.  - (наклоны головой в стороны)

  1. «Зимняя пляска»

Мы пегреемся немножко,  - (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Мы похлапаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.  - (останавливаются и хлопают в ладоши)

Ножки тоже мы погреем,   - (двигаются по кругу)

Мы потопаем скорее:

Топ, топ, топ, топ.   - (останавливаются и притопывают)

Рукавицы мы надели,   - (вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз)

Не боимся мы метели:

Прыг, прыг, прыг, прыг.  - (исполняют прыжки на месте)

Мы с Морозом подружились,    - (изображая снежинки, «разлетаются» в разные стороны).

Как снежинки закружились.

  1. «Вороны»

Вот под елочкой зеленой  - (дети бегают по комнате, размахивают руками, как крыльями)

Скачут весело вороны:                                

«Кар-кар-кар!»  - (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!»  - (громко)

Только к ночи умолкают -  (садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) 

И все вместе засыпают:                                

«Кар-кар-кар!»  - (тихо)

  1. «Игрушечная стройка»

Получили мы подарки.   - (дети изображают, как выкладывают предметы из коробки)

Кирпичи, бруски и арки                            

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,  - (садятся на корточки, затем выпрямляются, вставая на носки)

Без цемента, без раствора.                          

Дом растет все выше, выше,  - (руками как  бы кладут кирпичи)

Есть карниз, труба и крыша.

  1. «Повадки зверей»

У нас славная осанка,   - (дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся.

Ежик сладко потянулся.

  1. «Ох, испачкалась одежда»

Ох, испачкалась одежда,                                                

Обращались с ней небрежно,

В тазик воду наливаем,  - ( дети сопровождают текст с соответствующими движениями)

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

                                                                                 

Литература:                                                                              

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика ра-

боты с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.

  1. Буренина А.М. «Ритмическая мозаика» - М.: Просвещение, 2004.
  2.  Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. - СПб.: Фаст, 2008.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт «Фонетическая ритмика», М.: Учебная литература, 1997 г.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...

Картотека логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по Алябьевой Е.А.

Картотека составлена по книге Алябьевой Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"....

Активизация мотивации к обучению через логоритмические упражнения на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотация: в статье автор рассказывает о коррекции эмоционально-волевых  проблем у учащихся в общеобразовательных школах. Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыка, теа...

Статья "Роль логоритмических упражнений в развитии лексики школьников"

Высказаны основные принципы и подходы к логоритмической работе логопеда со школьниками....

Методическая разработка "Использование логоритмических упражнений для развития речи у детей с ОВЗ"

В методической разработке представлены занимательные и веселые стишки с движениями....