Областное казённое образовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Внеклассное занятие
«В ГОСТЯХ У ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»
Подготовила: учитель-логопед Копылова Н.П.
2019-2020 учебный год Цели: 1. Образовательная: - пополнение и активизация словаря на тему: “Зима”;
- формирование навыка составления грамматически правильных словосочетаний и предложений;
- совершенствование техники чтения;
- закрепление изученных орфограмм.
2. Воспитательная: - воспитание умения ценить красоту этого времени года;
- формирование умения работать командой, оказывать помощь и осуществлять взаимоконтроль;
3. Коррекционная: - развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
- развитие умения находить связи между предметами и явлениями.
Оборудование: снеговик из поролона; сундучок с замком; игрушки с заданиями, фишки; ребусы, загадки, таблицы для чтения, картинный план. Ход занятия Оргмомент. Логопед: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Это занятие-конкурс для двух команд «В гостях у Зимушки-зимы». Мы с вами в игровой, занимательной форме подытожим все ваши знания о зиме, зимних месяцах, приметах зимы. Для объективной оценки наших команд выбираем жюри. Чтобы угадать, как называются команды, необходимо выделить первые звуки из слов и записать соответствующие буквы в таблички. (Предлагаются слова на слух либо картинки): - снег, небо, ель, желуди, иней, нитка, карта, иголка - лед, ь, дерево, искры, ночь, кот, ирис Логопед: - Укрывая в снег дома, по дороге санной, Снова к нам пришла зима гостьей долгожданной. - Ребята, а почему зиму называют долгожданной гостьей? - Из каких двух слов состоит это слово? (долго ждали) - Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму? (В ответах обратить внимание на красоту природы, зимние забавы, праздник Новый год). -Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима. - А поможет нам в этом …… отгадав загадку, вы узнаете, кто? По снегу колобок покатите, Один на один наложите. И что же вы увидите? - Верно, это снеговик. - А вот и наш забавный снеговик! (Вывешивается снеговик из поролона). - Какой у нас снеговик? Подберите прилагательные к этому слову. - Чего же не хватает снеговику? (На нем нет шляпы, метлы и многих других деталей). Наша задача – нарядить снеговика необходимыми атрибутами, но они будут не простые, а со сложными и интересными заданиями. |
|
Все атрибуты снеговика у меня в сундучке, да вот беда – сундучок-то закрыт! Заперли наш сундучок На таинственный замок. Тайну ты постичь намерен? Способ есть совсем простой: Потрудись узор на двери Обвести одной чертой. (Команды выполняют задание на отдельных листочках.) - Справились с заданием и открыли мы замок, а в сундучке - ….! (Логопед достает по одному атрибуту, читает задание, написанное на них, а команды их выполняют). За выполненные задания команды получают снежинки-фишки. Задание 1 “Собирайка” Первое задание – собрать разрезанную пословицу. Готовь сани летом, а телегу зимой. Снег на полях – хлеб в закромах. -Объясните смысл пословиц. Задание для болельщиков: Декабрь – году конец, а зиме начало. -Хорошо справились с заданием, молодцы! Эту деталь прикрепляем к снеговику. Задание 2 “Запоминайка” Логопед: -Прочитать на таблицах и запомнить как можно больше слов-действий.
| искрится |
| поет |
| серебрится |
| гудит | снег | кружится | ветер | воет |
| падает |
| дует |
А так же даются таблицы на слова “иней”, “мороз”. -И эту деталь мы прикрепляем к нашему снеговику. Задание 3 “Угадайка” Логопед: -Задание, которое предлагается выполнить далее - это кроссворд “Зимние месяцы”. Нужно угадать названия, каких зимних месяцев спрятались в кроссворде?
Щиплет уши, щиплет нос, | д | Лезет в валенки мороз. | ф е в р а л ь | Брызнешь воду – упадет | к | Не вода уже, а лед. | з и м а | Даже птице не летится, | б | От мороза стынет птица. | я н в а р ь | Повернуло солнце к лету. | ь | Что, скажи, за месяц это? (январь) |
|
Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш придет, Мы встречаем Новый год. (декабрь) | Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега, Но бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем – капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну так что за месяц это? (февраль) |
-Как вы догадались, о каком месяце идет речь? Докажите. В “Угадайке” есть еще загадки. - Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней). - Села детка на карниз и растет все время вниз (сосулька). - Без рук рисует, без зубов кусает (мороз). - Зимнее стекло весною потекло (лед), (За правильные ответы команды получают фишки-снежинки.) Логопед: - Ребята, слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Входит Вьюга и говорит: - Этой снежною зимою вьюга в гости к вам пришла. С серебристой бахромою вам загадки принесла. Не узнаете сейчас, заморожу я всех вас! -Загадка у меня в волшебном мешочке: нужно на ощупь узнать, что лежит в мешке, описать эти предметы (Снег, лед). Логопед: - Что помогло вам узнать эти предметы, ребята? - Что с ними произойдет в тепле? (Снег и лед тают). - Молодцы! Справились с заданием, не заморозить вас Вьюге, пусть уходит она поскорее и холод с собой уносит. А мы продолжим украшать нашего снеговика. Задание 4 “Подбирайка” Логопед: -Задание для наших команд – подобрать к словам-предметам подходящие слова-признаки. За каждое прилагательное команда получает фишку, которые потом жюри подсчитывает и подводит общий итог.
Задание 5 “Расшифруйка” Логопед: - Ребята, теперь вам нужно расшифровать ребусы, в которых зашифрованы зимние забавы (Лыжи, снежки, коньки).
Логопед: - Настала пора6 ребята немножко размяться и впереди у нас физминутка - лыжная эстафета. (Дети по очереди бегают к доске на картонных лыжах). -Вам нужно подбежать на лыжах к доске и вставить пропущенную букву, объяснив правописание парных согласных на конце слова. СНЕ - | ЛЕ - | ХОЛО - | МОРО - | СУГРО - |
|
|
|
|
|
Логопед: -Закончилась лыжная эстафета, и вы возвращаетесь на свои места. -Теперь наш снеговик наряжен, я думаю, что он с удовольствием послушает стихотворения о зиме, которые вы приготовили. Конкурс чтецов Логопед: -Много стихов о зиме вы знаете, молодцы. Вспомните, как называет поэт зиму в стихотворении, которое вы недавно учили? (Зима-Чародейка.) -Это слово произошло от слова чары - волшебство. -Прочитайте, пожалуйста, слова и скажите, какое слово больше всего подходит к слову “Чародейка”? ведьма | колдунья | фея | волшебница |
- А теперь команды получают задание: составить рассказ о Чародейке-зиме и ее чудесах по картинному плану, используя иллюстрации и фотографии зимних пейзажей) и по опорным словам: Морозные узоры | Снежные шубы | Серебристая шаль |
Логопед: -За этот рассказ мы получаем от волшебного сундучка серебристый дождик, который украсит нашего снеговика, как иней в морозный день. -Командам осталось последнее задание – расшифровать послание от Чародейки-зимы. Кто быстрее и внимательней? -Читаем буквы только на снежинках. С * | И | В | Н * | О | ! | О* | Р | Д | Ж* | О | Ь | Л | Р | Ы* | Ю | Т | Е* | Т | И | М* | Л* | О | И* | Й* | П | В | И* | Е* | Т | М | В | Б | Е* | Н* | ? | О | Н* | Т | Р | З* | Д | А | П | Г | С* | В* | Р | К | И | Ь* | Б | ! * | О | Д | Ш | Я* |
Получилось пожелание: Снежной зимы и веселья! Логопед: -Снежной зимы и веселья желает нам Чародейка -Зима! Чтобы зимние забавы сделали вас закаленными, сильными, крепкими, здоровыми и выносливыми, чтобы нипочем вам были простуда и грипп! -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями из волшебного сундучка. А наш снеговик даже заулыбался от того, какой он стал теперь красивый!
Жюри подводит итоги и объявляет результаты. Команды получают призы и угощения. |