Профилактика дислексии в начальной школе
статья по логопедии
У детей-логопатов часто наблюдается низкая техника чтения. Это приводит к хронической неуспеваемости по всем предметам, т.к. дети не только не успевают прочитать задания, но и часто не понимают прочитанное. Практические упражнения, изложенные в статье, помогут учителю вместе с логопедом в отработке навыков быстрого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disleksii_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дислексии в начальной школе
От 2 до10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы испытывают трудности при овладении чтением, а по-научному у этих детей - дислексия.
Дети с дислекией могут иметь достаточные интеллектуальные способности, но испытывают стойкие трудности в усвоении чтения или письма.
Основные признаки дислексии:
- изменяется порядок букв в словах
- ребенок медленно поддается обучению префиксов, суффиксов, корней и других правил правописания
- избегает чтения вслух
- проблемы со словами
- избегает написания сочинений
- невнимательность; отвлекаемость
- сложность с изучением алфавита, слов песен или рифм
- смешивание порядка букв во время чтения или письма
- трудности с обучением чтению.
По признаку «трудности с обучением чтению» я использую в своей работе набор упражнений. Хотя, конечно, с проблемой дислексии я работаю комплексно.
Упражнение «Чтение глазками» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные водят пальцем по строчкам, причём, палец должен показывать слово, которое в этот момент читает учитель);
Упражнение «Чтение слогов» - используются слоговые таблицы.
Таблица №1
а | о | у | ы | э | |
Б | ба | бо | бу | бы | бэ |
В | ва | во | ву | вы | вэ |
Г | га | го | гу | гы | гэ |
Д | да | до | ду | ды | дэ |
Ж | жа | жо | жу | жи | же |
З | за | зо | зу | зы | зэ |
К | ка | ко | ку | кы | кэ |
Л | ла | ло | лу | лы | лэ |
М | ма | мо | му | мы | мэ |
Н | на | но | ну | ны | нэ |
П | па | по | пу | пы | пэ |
Р | ра | ро | ру | ры | рэ |
С | са | со | су | сы | сэ |
Т | та | то | ту | ты | тэ |
Ф | фа | фо | фу | фы | фэ |
Х | ха | хо | ху | хы | хэ |
Ц | ца | цо | цу | цы | цэ |
ч | ча | чо | чу | чи | |
ш | ша | шо | шу | ши | |
щ | ща | що | щу |
Работа с таблицей 1:
- Чтение слогов по столбцам учителем. Ребёнок показывает пальчиком тот слог, который читает учитель.
- Придумывание слов, начинающихся со слогов первого столбика. Работа идёт совместно с учителем. Если ребёнок затрудняется придумать слово, учитель придумывает свои. Затем просит повторить те слова, которые придумал учитель.
- Нахождение заданного слога в столбце. Учитель называет слог в разбивку, ученик его ищет, показывает пальчиком и снова произносит этот слог.
- Аналогичная работа проходит со слогами, записанными в ряд.
Таблица №2
и | е | ё | ю | я | |
б | би | бе | бё | бю | Бя |
В | ви | ве | вё | вю | вя |
Г | ги | ге | гё | гю | гя |
Д | ди | де | дё | дю | дя |
Ж | жи | же | жё | ||
З | зи | зе | зё | зю | зя |
К | ки | ке | кё | кю | кя |
Л | ли | ле | лё | лю | ля |
М | ми | ме | мё | мю | мя |
Н | ни | не | нё | ню | ня |
П | пи | пе | пё | пю | пя |
Р | ри | ре | рё | рю | ря |
С | си | се | сё | сю | ся |
Ф | фи | фе | фё | фю | фя |
Х | хи | хе | хё | хю | хя |
ц | ци | це | |||
Ч | чи | че | чё | ||
Ш | ши | ше | шё | ||
щ | щи | ще | щё |
Работа с таблицей 2 проходит аналогично первой.
Учим детей читать сливая согласный и гласный (рисуем дугу над согласным и гласным. Если звук один, то ставим над ним точку. Начинаем со слов, состоящих из 3-х букв. Например, ДОМ.
Над буквами «д» и «о» ставим дугу, они читаются вместе. Над буквой «м»- точку. Она читается отрывисто. Затем идут слова СГСГ, затем
СГССГ и т.д. с усложнением.
Упражнение «Динамическое чтение» (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);
Упражнение «бинарное чтение» (один текст читают два ученика одновременно);
Упражнение «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;
Упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);
Упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);
Упражнение «Прятки» (нахождение в предложении слово, которое назвал учитель);
Упражнение «Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);
Упражнение «Фотоглаз»:
на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
Надеюсь, эти упражнения помогут Вам в работе с детьми также как и мне. Удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика близорукости в начальной школе
В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и профилактика..B хотя в практике учителей начальной ...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
В данном выступлении я рассказала коллегам о том, какую работу ведут учителя начальной школы по профилактики наркомании среди детей....
Профилактика неуспеваемости в начальной школе.
Методические советы по профилактики неуспеваемости в начальной школе....
Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"
Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"...
В поисках истины с Маленьким Принцем. Профилактика суицида в начальной школе.
Цель:формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми...
Упражнения по профилактике заболеваний учащихся начальной школы.
Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принужденияОсновная цель:-профилактика простудных заболеваний и закаливание школьников- привитие учащимся навыков сознательного отношения к сохра...
«Зарядка для глаз. Восстановление и профилактика зрения в начальной школе».
По данным НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8–10% детей, к окончанию школы показатель достигает 25–30%...