дифференциация звуков с-ш
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Девятьярова Ольга

подборка по дифференциации звуков с-ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif_s-sh.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

1) Произносить звуки

С

язычок внизу,
губы улыбаются

Ш

язычок вверху,
губы округлены

2) Произносить (читать) слоги

  • ша-са
  • шо-со
  • шу- су
  • ши- сы
  • са- ша
  • со- шо
  • су- шу
  • сы- ши
  • аш- ас
  • ош- ос
  • уш- ус
  • ыш- ыс
  • яш- яс
  • иш- ис
  • еш- ес
  • ас- аш
  • ос- ош
  • ус- уш
  • ыс- ыш
  • яс- яш

  • са – ша – са – са
  • со – со – шо – со
  • су – шу – су – су
  • ша – ша – са - ша
  • шо – со – шо – шо
  • шу – шу – су – шу

3) Произносить (читать) слоги, слова парами

ша-са

  • шапка-сайка
  • решать-тесать
  • мешать-писать
  • лошадка-посадка
  • шалун-салют
  • шахтёр-сапёр
  • шалаш-салат
  • шалфей-салфетка

шо-со

  • мешок-лесок
  • пушок-кусок
  • вершок- песок
  • ремешок- носок
  • мышонок- спросонок
  • шорох- сорок

шу- су

  • пишу- несу
  • пашу- пасу
  • пляшу- плясун
  • шуметь- суметь

ши -сы, ши-си

  • ширь-сыр
  • шип-сыпь
  • наш-нас
  • ваш-вас
  • башня-басня
  • шило-сила
  • шитый-сытый
  • мыши-крысы
  • решил-спросил
  • страшный-красный

аш-ас

  • кашка-каска
  • пашня-паста
  • чашка-часто
  • рубашка-колбаска

ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

  • пошла-росла
  • камыш-кумыс
  • грош-рос

еш - ес, иш - ис, иш - ис

  • пешки-песни
  • вишня-виснет
  • мешки-мести
  • стишки-тиски
  • мишка-миска
  • стриж-рис

шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

  • шляпа-слякоть
  • шторы-сторож
  • шмель-смел
  • шпалы-спали

5) Произносить (читать) слова со звуками [C] и [Ш]

  • Саша
  • суша
  • шест
  • шесть
  • шоссе
  • скошу
  • смешу
  • спешу
  • сушки
  • свыше
  • сушить
  • несешь
  • смешок
  • шелест
  • стишок
  • шалость
  • смешно
  • слышать
  • слушать
  • спешить
  • сынишка
  • смешить
  • успешно
  • усмешка
  • Сашенька
  • солнышко
  • смешинка
  • душистый
  • пушистый
  • стёклышко
  • послушный
  • бесшумный

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Синяя шаль.
  • Лисья шапка.
  • Пушистый снег.
  • Большая собака.
  • Скошенный луг.
  • Шумное шоссе.
  • Высокая башня.
  • Пушистая кошка.
  • Лесная глушь.
  • Лесная опушка.
  • Спелая вишня.
  • Пушистая шапка.
  • Стальной шлем.
  • Толстые шпалы.
  • Весёлая шутка.
  • Шумный класс.
  • Сладкий шоколад.
  • Смешные стишки.
  • Весёлый пастушок.
  • Солдатская шинель.
  • Послушный малыш.
  • Солёные волнушки.
  • Пенистый шампунь.
  • Душистый ландыш.
  • Шелестят камыши.
  • Опасное путешествие.
  • Спасательная шлюпка.
  • Сушёные шампиньоны.

7) Проспрягать предложения

  • Я спешу на поезд.
  • Я шумел(а) в классе.
  • Я сушу сушки на солнышке.
  • Я шагаю по шумному шоссе.
  • Я вымыл (а) Мишкину миску.
  • Я высушил(а) сушки для пастушка.

Образец:

  • Я слышу шум.
  • Ты слышишь шум.
  • Он (она) слышит шум.
  • Мы слышим шум.
  • Вы слышите шум.
  • Они слышите шум.

8) Произносить (читать) предложения

  • У Саши машина.
  • У Сашеньки босоножки.
  • У Сони пушистая шапка.
  • Саша шла со ста¬рушкой.
  • Шесть котят есть хотят.
  • Шпалы свалены у насыпи.
  • Петушок уселся на шест.
  • Лукошко вишен стоит на столе.
  • Паша - трусишка, страшно ему.
  • По шоссе с шумом несутся машины.
  • Толстый шмель гудит над кустом шиповника.
  • Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
  • Расшумелись на опушке сойки да кукушки.
  • Шелест листьев осины слышен в любую погоду.
  • Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.
  • Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.
  • Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
  • Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
  • Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
  • Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
  • Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка¬мыши.
  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста¬ло, короче становился день.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Шесть мышей несли шесть грошей.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Швыряет Сашка шапку шавке.
  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
  • Шел Стас по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
  • Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.

10) Произносить (читать), пересказывать текст

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

11) Произносить (читать) стихотворения

У нашего луня
У милого друга
Сорок кадушек
Соленых лягушек.

Шёпот шёпоту
Шепнул:
- Я не сплю,
А ты уснул?

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

Шёл Стас по шоссе, нёс сушки в мешке.
Сушку - Грише, сушку – Мише,
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
Ещё две сушки Нюше и Петруше.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Саша шустро сушки сушит,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....