Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов
статья по логопедии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Черепанова Алла Валентиновна,
Россия, город Ялта,
Муниципальное казенное
научно-методическое учреждение
«Городской методический кабинет
Управления образования»,
учитель-логопед
Использование информационных педагогических технологий в процессе коррекции дисграфии у учащихся начальных классов
Cherepanova, Alla Valentinovna
Russia, city Yalta
The use of information technologies in pedagogical process of correction of dysgraphia in primary school pupils
Аннотация
В статье раскрывается понятие «дисграфия», указываются ее формы, дается характеристика информационных (мультимедийных) педагогических технологий (ИПТ). Описываются виды специализированных и адаптированных ИПТ и их место в системе работы логопеда по коррекции различных форм дисграфии. Статья адресована логопедам, дефектологам, учителям начальных классов, студентам.
Ключевые слова: дисграфия, коррекционно-развивающая работа, информационные педагогические технологии, мультимедийные технологии, компьютерные программы-тренажеры, интернет-портал, слайд-шоу, аудио-программы, видеопрограммы.
Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается взаимодействием различных структурно-функциональных компонентов. А именно, устной речью на достаточно высоком уровне ее развития, слаженной работой речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного анализатора, высших психических процессов. Однако не всегда это взаимодействие происходит полноценно и своевременно. Одним из возможных последствий такого нарушения является дисграфия. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [5].
А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга [6].
Логинова Е.А. выделяет 5 форм дисграфии: артикуляторно-акустическую акустическую, дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическую, оптическая дисграфия [7].
По данным разных авторов, в настоящее время дисграфия выявляется у 10% - 25% учеников начальных класс. Современные исследования специалистов из других областей знаний свидетельствуют о том, что у детей данной группы наблюдается рост нервно-психических и соматических заболеваний, когнитивных, неврозоподобных и психоорганических нарушений [1, 4, 9].
К задачам, которые решает логопед на коррекционных занятиях, А. В. Ястребова относит: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дислексии и дисграфии, предупреждение функциональной неграмотности и другие [10].
Отсюда следует, что для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. Информационные педагогические технологии (ИПТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Основными характерными особенностями этих технологий являются:
- объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;
- обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения — десятки лет) больших объемов информации;
- простота переработки информации.
Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
ИПТ связаны с уникальными возможностями мультимедиа- и телекоммуникаций: активным вовлечением в процесс коррекции речи зрительного анализатора, параллельным развитием и коррекцией познавательных процессов, непосредственно связанных с устной и письменной речью, усилением коррекционно-педагогического воздействия за счет положительной эмоциональной насыщенности занятий с использованием ИПТ
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает использование:
- специализированных или адаптированных компьютерных программ;
- специальных интерактивных игр, размещенных на логопедических интернет-порталах;
- специально разработанных презентаций в соответствии с темой, целью, задачами и содержанием конкретного занятия;
- специальных аудио- и видеороликов, по своему содержанию соответствующих целям и задачам логопедического занятия.
К адаптированным программам, применяемым на логопедических занятиях по коррекции дисграфии, относятся игры компании МедиаХауз и ComMedia «Баба Яга учится читать» и программно-методическая система «Гарфилд» компании Руссобит.
Первая программа-тренажер состоит из 10 игровых заданий. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному». Они могут применяться на групповых занятиях для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии при наличии сенсорной мышки, которую ученики передают друг другу.
Программа «Баба Яга учится читать» содержит задания, направленные на развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, профилактику и коррекцию смешения букв по оптическому признаку, включает профилактику ошибок на уровне предложений [2].
Использование программной системы «Гарфилд» предоставляет обширные возможности для проведения коррекционно-профилактической работы, позволяет активизировать процесс закрепления знаний и умений учащихся по темам «Предложение», «Корень слова», «Суффиксальное словообразование», «Дифференциация предлогов и приставок», «Дифференцация твердых и мягких согласных» и др., что позволяет осуществлять профилактику и коррекцию смешанной дисграфии, акустической и аграмматической дисграфии.
Программа позволяет детям работать в удобном для них темпе, приостанавливая ход игры, если требуется дополнительное время для размышления [3].
Специализированными программами, применяемыми на групповых занятиях по коррекции дисграфии, являются логопедическая программа «Игры для Тигры» и логопедический тренажер «Дельфа-142».
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и ее целью является, скорее, предупреждение, нежели коррекция дисграфии. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, [43]. В ней представлены серии упражнений, входящих в четыре блока – «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика».
Логопедический тренажер «Дельфа-142» представляет собой комплексную программу по коррекции всех компонентов речи и в большей степени ориентирован на преодоление различных форм дисграфии. Это средство может помочь специалисту как исправлять дефекты произношения, так и планомерно работать над письменной речью. Тренажер позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, неоднократно дублировать одно и то же упражнение, использовать различный наглядный материал: картины, слоги, буквы, голосовые фрагменты речи, музыкальное сопровождение и т.д. Существует возможность работать на различных уровнях сложности, в зависимости от способностей ребенка [8].
Наиболее ярким примером специальных интерактивных игр являются игры логопедического интернет-портала «Мерсибо» [11 ]. В настоящий момент на портале размещены 167 игр, направленных как на коррекцию компонентов речевой системы, так и на развитие психических процессов, лежащих в основе речевой деятельности, общей и мелкой моторики, математических представлений. Игры распределены на 15 разделов. На занятиях по коррекции различных форм дисграфии наиболее актуальны игры из разделов «Фонематический слух», «Слоги», «Письменная речь», «Чтение», «Грамматика», «Связная речь», «Моторика».
На занятиях по предупреждению возникновения дисграфии у учащихся 1 класса могут эффективно применяться игры интернет-портала «Логозавр» из раздела «Уроки мудрой совы». Данный раздел содержит подборку игр для усвоения каждой буквы и соответствующих ей звуков, дифференциацию их в устной и письменной речи [12].
В связи с нервно-психологическими особенностями детей-дисграфиков, у них формируется напряжение на занятиях, негативное отношение к учебной деятельности, страх письма. Им требуется дополнительная опора на средства наглядности, для создания мотивации на занятии необходимо применение игровых видов деятельности.
Для решения этих проблем эффективно применять в ходе логопедического занятия в виде мультимедийного сопровождения слайды, составленные в программе Microsoft Power Point, которые составляются логопедом в соответствии с темой, целями, задачами и содержанием занятия.
Применение на занятии слайд-шоу открывает перед учителем-логопедом бесконечные возможности для разработки и применения коррекционных заданий. Дети с опорой на слайд-шоу имеют возможность подобрать имена прилагательные к именам существительным, глагол к имени существительному (составить предложение), образовать единственное и множественное число имен существительных, вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и многое-многое другое.
К мультимедийным средствам также относятся широко применяемые на коррекционных занятиях аудиотреки и разнообразные видеопрограммы. Их можно включать в ход логопедических занятий по преодолению дисграфии с целью создания положительной мотивации на занятии, привлечения внимания учащихся к теме или отдельному содержательному фрагменту занятия, обобщения полученной от логопеда информации или же, наоборот, для сообщения нового материала (в том случае, если имеется ролик, полностью соответствующий содержанию занятия).
К аудиопрограммам, которые можно применять в ходе логопедических занятий можно отнести логопедические распевки Т.С. Овчинниковой, наиболее рациональные для применения в ходе групповых занятий на этапе уточнения произношения звуков (например, гласных). Распевки представляют собой коротенькие песенки, насыщенные определенным звуком, которые содействуют автоматизации того или иного звука в слогах или в ритмизированной речи.
К видеопрограммам, эпизоды из которых можно использовать на занятиях по коррекции дисграфии, относятся:
- цикл познавательных передач «Абвгдейка» (целесообразно использовать на этапе сообщения нового материала или актуализации изученного ранее по темам «Соотношение звука и буквы», «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», «Слоговой состав слова» и др.
- образовательные мультфильмы из серии «Уроки тетушки Совы» «Времена года» служат дополнительным материалом для овладения детьми лексическими темами, связанными с сезонными изменениями в природе..
Демонстрация их на занятиях позволяет, с одной стороны, полнее раскрыть тему, с другой стороны – мотивировать детей на активную работу.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей или адаптированные для этого логопедом, учитывают закономерности и особенности развития учащихся-дисграфиков, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения речевых нарушений у младших школьников. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка, адаптация и внедрение информационных методов преодоления дисграфии представляется одним из актуальных направлений развития логопедии.
Использованная литература
- Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В.Ахутина// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.- Москва - Воронеж, 2001.
- Баба Яга учится читать [Электронный ресурс] : 2005 «Game Factory Ukraine». 2003 ООО«МедиаХауз». 2003 Com.Media разработка. 2003 Маша Лукашина, стихи и тексты.
- Гарфилд [Электронный ресурс] : обучающая игра детям. Сергиев Посад: Руссобит-Паблишинг, 2005-2006 (7 дисков).
4. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. / О.Б.Иншакова / – СПб., 1997.
- Колповская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика письма и чтения. / / И. К. Колповская / – М., 1998. – 184с.
- Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - / Р. Е. Левина /М., 1983. – 244с.
- Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004.
- Логопедический тренажер «Дельфа- 142» в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития// http://collegy.ucoz.ru/load/3-1-0-5728
- Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
- https://mersibo.ru/
- http://www.logozavr.ru/11/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"...
Мастер-класс на тему: «Коррекция дисграфии у учащихся начальных классов»
Практические рекомендации учителя-логопеда родетелям и учителям начальных классов для устранения недостатков чтения и письма у учащихсяначальной школы....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...
использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...
Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...
Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...
Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)
В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....