Приемы коррекции дизорфографии у школьников с ЗПР
статья по логопедии
Процесс овладения навыком правописания у детей с ЗПР, характеризуется большой продолжительностью. Работа со словарными словами один из самых сложных видов работ. Трудность состоит не в том, чтобы запомнить написание словарного слова, а в том, что дети не знают, как это сделать. Мы предлагаем некоторые приемы работы со словарными словами, помогающие их запомнить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы коррекции дизорфографии у школьников с ЗПР
Блохина Елена Владимировна, ГБОУ школа № 561 Калининского района СПб, учитель-логопед
Кустова Юлия Александровна, ГБОУ школа № 561 Калининского района СПб, учитель-логопед
В связи со снижением показателей физического и психического здоровья подрастающего поколения, вопросы обучения детей с задержкой психического развития волнуют сегодня и логопедов, и учителей, и родителей. Так как это наиболее распространенное среди учащихся нарушение психики, мы не ошибемся, если скажем, что сегодня каждый педагог массовой школы встречался с данной категорией детей в практической работе.
Согласно определения, задержкой психического развития является нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
В соответствии с Федеральным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, дети с ЗПР условно разделяются на два варианта. Дети, относящиеся к первому варианту, по замыслу авторов ФГОС ОВЗ должны обучаться в массовых школах и освоить основную образовательную программу начального общего образования в полном объеме. Детям, относящимся ко второму варианту, рекомендовано обучение в специальных классах (школах). Они осваивают основную образовательную программу начального общего образования и получают объем знаний сопоставимый с тем, что усваивают их нормально развивающиеся сверстники.
Дети с задержкой в развитии имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при работе с ними:
- низкая работоспособность;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас знаний;
- бедный словарь;
- незрелость мыслительных операций;
- проблемы с памятью;
- низкий уровень контроля и мотивации.
В одном учреждении, зачастую, обучаются школьники с сочетанными нарушениями: серьезные неврологические и/или психиатрические заболевания, тяжелые нарушения речи, слуха и зрения, а также, дети с уровнем интеллекта, граничащим с умственной отсталостью.
Понятно, что целый спектр проблем со здоровьем, особенности познавательной сферы и протекание психических процессов отражаются на овладении учащимися учебными навыками, в том числе навыками орфографического письма. По нашим наблюдениям, после занятий с логопедом количество дисграфических ошибок у детей сокращается, а орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Процесс овладения навыком правописания у детей с ЗПР, характеризуется большей продолжительностью. Больше всего допускается ошибок в словах, написание которых основано на морфологическом и историческом принципах правописания. Работа со словарными словами один из самых сложных видов работ. Трудность состоит не в том, чтобы запомнить написание словарного слова, а в том, что дети не знают, как это сделать.
Мы предлагаем некоторые приемы работы со словарными словами, помогающие их запомнить.
- Образное представление. Взрослый совместно с ребенком готовит рисунок-образ слова, которое требуется запомнить. Акцентировать внимание на ошибкоопасном месте.
- Опора на этимологию. Если слово русское по происхождению, то можно обратиться к его этимологии. Происхождение слова иногда объясняет его написание. Как ни странно, дети далеко не всегда могут объяснить возникновение даже «прозрачных» слов.
Рябина
Кудрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой. «Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.
Платье, платок от древнерусского слова «плать», что означает кусок материи.
Корзина
Корзать – значит, плести.
- Аудиальная подсказка. Не все слова можно нарисовать или объяснить происхождение. В таком случае можно привлечь аудиальную подсказку, т.е. связать слово с мнемоническим представлением. К изучаемой единице подбираем слово, которое на слуху, легко запоминается, имеет схожее звучание со словарным.
Костя в костюме.
Костя в коричневом костюме.
Катя у калитки.
На Катином платье карман.
- «Шифрование» слов. Если слова уже знакомы ребенку, в игровой форме можно отработать их, предложив записать только гласными (если трудная буква – гласная), только согласными (если трудная буква – согласная). Затем слово нужно восстановить.
Б И Л Е Т
* И * Е *
Билет
- Тематическая группировка. Облегчает и вносит разнообразие в запоминание слов общей тематической группы. Используя слова определенной темы составляем небольшой рассказ.
Варианты тем: квартира, поход, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия.
«Офис»
«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора. Он сидит перед компьютером и мечтает сделать миллион дел: нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок. За окном поет жаворонок, но директор его не слышит, потому что включен магнитофон и журчит декоративный серебристый фонтан.»
- Запоминание по сетке. Слово записывается на доске печатными буквами. Проговариваем и подчеркиваем каждую букву. Стираем буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
В О К З А Л
В О К З А Л
_ _ _ _ _ _
шофер | шустрый |
салют | сияет |
жонглер | Жора |
футбол | французский |
- Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется. Составляем словосочетания так, чтобы слова в словосочетании начинались с одинаковой буквы. Закрываем левый столбик и просим ребенка вспомнить словарные слова и проговорить их орфографически.
- «Метод Цицерона». Необходимо прочитать с ребенком карточки со словами «орфографически». «Расставить» слова по кабинету в начале занятия (например, на учительском столе концерт, на кушетке гости в костюмах, посередине озеро, на полке стакан, под столом берлога и т.д.). Выкладываем карточки словами вниз. В конце занятия проходим с ребенком по кабинету и собираем слова, проговаривая их орфографически. Можно проделывать это упражнение мысленно. Таким образом, у детей тренируется память, внимание, ориентировка в пространстве.
Работая над словарными словами, следует помнить правило, на котором построены все методики: поэтапность или «от простого к сложному». Необходимо соблюдать следующую последовательность при выполнении заданий.
- Выполнение с помощью и/или на наглядном материале.
- Выполнение самостоятельно с опорой на наглядный материал и комментирование.
- Выполнение самостоятельно с опорой на наглядный материал.
- Выполнение самостоятельно.
Таким образом, шаг за шагом становится возможным выполнение орфографических действий. В дальнейшем умение писать словарные слова без ошибок перейдет из практического действия с картинками-карточками-схемами во внутренний план.
Литература
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР.- СПб., 2004.
- Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – СПб., 1997.
- Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографмм у младших школьников. – СПб., 2003.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. – СПб., 1997.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция дизорфографии у младших школьников
Учебно-методическое пособие, О.И. Азова...
Коррекция дизорфографии у младших школьников
Обобщенный дидактический материал по теме "Существительное" для учащихся 3-4 классов....
Комплекс упражнений по профилактике и коррекции дизорфографии у младших школьников с ОВЗ
Комплекс упражнений...
Коррекция дизорфографии у младших школьников
Содержит материал по коррекции письма у младших школьников....
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Приемы коррекции нарушений графического навыка у младших школьников
1.Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения ...
Что такое дизорфография. Предупреждение и коррекция дизорфографии.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ЧУ ОО "СОШ "Виктория" 13.12.2019 года...