нормы речевого развития детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx | 252.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей пятого года жизни (4-5 лет)
РЕЧЬ – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.
Своевременное и правильное речевое развитие формирует личность ребенка.
Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
РЕЧЬ не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Это довольно длительный и сложный процесс.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребенка в будущем.
К 4-5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»
Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается.
Психолог Т.Н. Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одного слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».
Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4-5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начинаются словами: «Жил – был….» или «Жила - была…». В каждое повествование старается внести что – то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.
На пятом году значительно улучшается звукопроизношение у ребенка: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определённую трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.
Пятилетний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделяя его в слове.
К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т.д., сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность детей дошкольного возраста
Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть их влияние на успешность обучения в школе.Задачи:• Познакомить родителей с понятием «речевая готовность».• Расс...
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста" знакомит коллег с приемами и методами развития речи.Ак...
нормы речевого развития детей дошкольного возраста
нормы речевого развития детей дошкольного возраста...
нормы речевого развития детей дошкольного возраста
нормы речевого развития детей дошкольного возраста...
нормы речевого развития детей дошкольного возраста
нормы речевого развития детей дошкольного возраста...
Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...