Конспект коррекционно-развивающего занятия
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для учащихся 2 класса
Тема занятия: «Части речи» (повторение изученного по теме)
Лексическая тема: «Весна»
Цель: Совершенствовать умение определять части речи
Коррекционно-образовательные задачи. Совершенствовать умение определять части речи. Закрепить и систематизировать знания о различных частях речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений. Совершенствование координации речи с движением. Развивать способность к обобщению и умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать культуру речевого общения, чувства исполнительности, аккуратности.
Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: рабочие тетради, ручки, простые карандаши, карточки с заданиями , наборы смайликов, непрозрачный мешочек с предметами (карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.), мяч.
Ход занятия
Содержание этапов занятия | |
I часть. Вводная. Организационный момент. Логопед приветствует детей, предлагает пройти к своим местам. Логопед включает аудиозапись со звуками весны и просит детей внимательно послушать ее и сказать, что они услышали. Л. Ребята, скажите пожалуйста, что вы услышали? Какими звуками была наполнена музыка? Какое время года напомнила вам она? Д. (хором). Это весна! Л. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны. Но сначала скажите мне, какое время года идет перед весной? После весны? После лета? Как их назвать? (времена года) Какие весенние месяцы вы знаете? Ответы детей. Но прежде, чем начать наше занятие, нам с вами необходимо подготовить наши губы, зубы и язычок. Готовы? Начнём. | |
Артикуляционная гимнастика. «История веселого язычка» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. Стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков «Д-д-д д-д-д». Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Молодцы ребята, все справились. Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы вспомнил и ответили мне, когда вы слышите слово весна, что вы представляете. | |
Игра «Ассоциации» : -Подбери слова-ассоциации по теме «Весна» (тает, март, скворцы, зелёный, проталины, капель, тепло, солнышко, дождь и т.п.) -Чем похожи слова? (тема «Весна») -Чем они отличаются? Например, слова: тает, зелёный, скворцы, тепло. (относятся к разным частям речи) Введение в тему. -Сегодня мы будем повторять тему «Части речи». В течение занятия мы заполним таблицу (на доске) (Приложение 1): | |
II часть. Основная Теперь ребята, я вам предлагаю отгадать загадку. Вдоль дорожек без труда Мчится талая вода. Снег от солнечных лучей Превращается в... (ручей) -К какой части речи относится слово-отгадка? (имя существительное) -Задайте вопрос к слову? (что? Ручей) -Что обозначает имя существительное?(предмет) -Заполним первую строку таблицы (по желанию один учащийся заполняет графы таблицы) -Какое действие может совершает ручей (ручей что делает? Бежит) -Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает?»? (глагол) -Подберите другие глаголы к существительному «ручей» (журчит, течёт, играет, льётся, переливается, освежает) (заполняются графы в таблице) Теперь давайте с вами посмотрим, все ли вспомнили, что же такое им сущ. и гл. и поиграем с вами в игру. | |
Игра с мячом «Не зевай – быстрее называй!» -Я называю часть речи и бросаю мяч, а вы – пример: Логопед: существительное Ученик: ручка и т.п. -А теперь я называю слово, а вы – к какой части речи оно относится: Логопед: дождь, облако, солнце, снег, идёт, бежит, плывёт, стоит. Ученик: существительное и т.п. | |
Физминутка Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками) (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи) (разводят вокруг себя руками) (руками изображают взмах крыльями) (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек) (приседают и снова встают, руки поднимают вверх) Итак ребята, у меня есть волшебный мешочек, хотите в него заглянуть? | |
Игра «Волшебный мешочек» В мешочке находятся разные предметы (карандаш, ластик, линейка, мягкая игрушка, мячик, стеклянный пузырёк, очки и др.) -Достань предмет из мешочка и ответь на вопросы: что это? что может делать? (устно у доски) | |
Работа на карточках -Составить словосочетания по карточкам: Бегут ручьи, тает снег, идёт дождь, греет солнце, расцветают цветы, просыпается медведь, расцветают подснежники, прилетают птицы, набухают почки, просыпаются насекомые, - Определите части речи. | |
III часть. Заключительная Рефлексия -Что для вас было самое интересное? (трудное?) (ответы детей) -Оцените свою работу на занятии (смайлики)(см. Приложение 3): -Кому всё было легко, просто и понятно —выбирает смайлик (1) -Если вы затруднялись в выполнении заданий — смайлик (2) -Если вам было трудно и вы не справлялись с заданиями — смайлик (3) -Спасибо за работу. * заполненная таблица (см. Приложение 2) |
Приложение 1
Часть речи | На какой вопрос отвечает? | Что обозначает? | Пример |
Приложение 2
Заполненная таблица
Часть речи | На какой вопрос отвечает? | Что обозначает? | Пример |
Имя существительное | Кто? Что? | предмет | ручей |
Глагол | Что делать? Что сделать? Что будет делать? | действие предмета | бежит |
Приложение 3
Смайлики для рефлексии:
1 2 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Презентация к конспекту коррекционно-развивающего занятия во 2 классе по теме "Будьте здоровы!".
Презентация для интерактивной доски....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Посуда"
Данное занятие подготовлено для учащихся 3-го класса коррекционной школы (8 вида). Длительность заняти - 40 минут...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...
Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".
Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...