Использование новых образовательных технологий по организации, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков и умений через систему альтернативной коммуникации
методическая разработка по логопедии
Методика разработки, создания, систематизации материала для создания системы альтернативной коммуникации. Апробация и внедрение индивидуальных систем АК (Коммуникативных досок, альбомов ПЕКС) для формирования, развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений у обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.2._novye_obrazov._teh._kommunikat._obuchenie.docx | 461.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА, ОПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ПЕКС, КОММУНИКАТИВНАЯ ДОСКА ОБЩЕНИЯ) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР (в т.ч. с РАС)
Очень часто родители детей с ТМНР (в.ч. с РАС) аутизмом задают вопрос: как научить ребенка разговаривать? Речевые проявления у данной категории детей разнообразны, многофакторны и полиморфны – от полного молчания не способности произнести даже отдельные звуки до логореи (беспрерывного бормотания), но не используют речь как средство для общения. Есть дети, которые могут кое-что повторить за взрослым, и родители радуются, если ребенок может после просьбы мамы или папы повторить какое-нибудь слово, но почему-то дальше этого прогресс не идет, и сам ребенок спонтанно не начинает пользоваться речью.
Когда родители сталкиваются с подобными проблемами и встают в тупик перед вопросом: «Как разговорить ребенка?» — может прийти на помощь альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь.
К видам альтернативной коммуникации относят использование коммуникаторов (Коммуникативных досок общения), электронных устройств, жестового языка, применение системы PECS (ПЕКС) (коммуникационной системы обмена картинками).
К сожалению, специалисты часто сталкиваются с тем, что некоторые родители с опаской относятся к предложению использовать карточки PECS или другой системы альтернативной коммуникации (АК). Родители переживают и считают, что педагог, предлагая для ребенка подобный способ взаимодействия, «ставит крест» на потенциальной возможности ребенка заговорить.
Подобные заблуждения не имеют никаких оснований. Многолетний опыт наших американских коллег, более 25 лет, работающих с детьми с аутизмом и демонстрирующие положительные результаты всему мировому сообществу, помогут развеять сомнения тех мам и пап, которые не решаются применить, либо не видят необходимости и пользы применения карточек PECS, жестов и других систем альтернативной коммуникации для своего ребенка.
В первую очередь хотим обратить внимание на огромный плюс применения любой из систем коммуникации — ребенок обретает язык! Ребенок получает инструмент, с помощью которого он может общаться с окружающими, донести до мамы, папы, близких, что он хочет и в чем нуждается, и даже поделиться чувствами и эмоциями, желаниями.
Начиная применять систему альтернативной коммуникации родители ничего не теряют, но приобретают ребенка, способного выразить свои просьбы, которые он на данный момент с помощью слов выразить не может.
Часто родители говорят о том, что ребенок может показать на то, что хочет, или тянет взрослого за руку к нужному предмету – зачем ему еще карточки или жесты? Хорошо, если то, что требуется ребенку в данный момент видимо и доступно, а если нет? Если ребенок устал, хочет пить, есть, хочет в туалет, на улицу или на детскую площадку, а у него нет способа это донести до мамы с папой – что он делает? Как правило, начинаются капризы, истерики и другие проявления нежелательного поведения – и взрослые начинают гадать, и перебирать, что же нужно ребенку. Обретя способ обмена информацией, способ донести до окружающих что ему хочется – ребенок становится более уверенным в себе, спокойным, его поведение становится более понятным для окружающих и уменьшается частота истерик, общий уровень тревожности и ребенка и близких в целом снижается, что дает более положительный эмоциональный фон в семье.
Во-вторых, нужно понять, что введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки ПЕКС, жесты, КД – для кого-то это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь. Если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек ПЕКС, КД, электронного коммуникатора, жестов только ускорит возникновение вокальных просьб, а так же процесс освоения речи. И это научно доказано:
«По данным журнала Американской академии педиатров «PEDIATRICS» (Педиатрия) на сегодняшний день наиболее эффективными методами НЕМЕДИЦИНСКОЙ ФОРМЫ ЛЕЧЕНИЯ с наибольшей доказательной базой («золотой стандарт» реабилитации, обучения и социализации людей с аутизмом) имеют:
- методы прикладного поведенческого анализа (АВА- терапия) и структурированного обучения (в объеме не менее 25 часов в неделю);
- методы программ развития социальных навыков;
- для безречевых детей система коммуникации посредством обмена карточками (ПЕКС)»
В-третьих, если родители не останавливаются на первых этапах применения ПЕКС, и не прекращают использовать систему после того, как ребенок начинает произносить самостоятельно отдельные слова, – данная система помогает ребенку понять структуру предложения и произносить более полные фразы, используя прилагательные, наречия и другие части речи. По своей природе образования именно карточки, выстраивание их в грамматически грамотно сформулированные предложения являются ПРОГРАММИРОВАНИЕМ ВНУТРЕННЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕЧИ. Именно с внутренним планированием и его удержанием в памяти этого информационного объема является для детей с ТМНР (в т.ч. с РАС) проблемой номер один.
Есть дети, которые могут произносить некоторые слова, но дикция и артикуляция настолько нарушена, что, к сожалению, кроме мамы понять ребенка невозможно. В данном случае специалисты тоже могут рекомендовать, как временную меру, применение альтернативной коммуникации в зависимости от уровня функциональности ребенка ПЕКС или КД. Это считается целесообразным, потому что во всех ситуациях взаимодействия, кроме взаимодействия с мамой (к примеру, с воспитателями, с детьми на детской площадке) ребенок не будет понят, и не сможет выразить то, что хочет
Есть дети с ТМНР в т.ч. с РАС, которые могу произносить слова, но это спонтанные вокализации, которые никогда не обращены к другим людям. Кроме того, такие дети не повторяют за взрослым что-либо по инструкции, и могут просить, о чем либо, подводя к желаемому или указывая на него. Единственная возможность в данной ситуации научить ребенка обращаться к другому человеку – это опять же система альтернативной коммуникации подобранная индивидуально от уровня функционирования ребенка, от применения которой можно уйти после того, как появятся спонтанные словесные просьбы.
Для некоторых детей, к сожалению, альтернативная коммуникация остается и в дальнейшем единственной возможностью выражать свои мысли и желания. Они могут пользоваться жестами, карточками ПЕКС или коммуникаторами (КД, электронными планшетами) и во взрослой жизни. Но согласитесь, это большое счастье для ребенка, не имеющего ранее возможности донести до окружающих что-либо – научиться общаться, обрести собеседников, и иметь возможность высказать то, что хочешь, что желаешь, или озвучить в чем проблема и требуется помощь. А для родителей еще большая радость видеть, что их ребенок успешен!
Таким образом, для специалистов, организующих коммуникативное пространство, адекватную образовательную среду для обучающегося с ТМНР, в т.ч. с РАС важным пластом при работе с данной категорией детей является грамотная организация этого пространства, социализация и перенос наработанных навыков и умений во все сферы жизненных компетенций через опробированную и работающую АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕНИЯ.
Подбор наиболее подходящей на данный момент системы АК для обучающихся ТМНР (в т.ч. с РАС) производится с индивидуальным подходом, сбором, систематизацией собранных данных, с анализом всех доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», общего уровня функциональности, (высокофункциональный, низкофункциональный).
Рассмотрим наиболее подробно наиболее распространенные виды систем АК общения (ПЕКС, КД общения) проведем спектральный анализ этих двух систем.
№ | ПЕКС | Коммуникативная доска общения | |
1. | Доводы «ЗА»: | ||
|
| ||
2. | Аргументы «ПРОТИВ»: | ||
|
| ||
3. | Усвоенные и применяемые НАВЫКИ И УМЕНИЯ обучающимся | ||
|
| ||
Но даже по окончанию этой планомерной, системной работы по выбору оптимального варианта использования системы АК для конкретного обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС), необходимо принимать во внимание следующие факты:
- Мотивация
- Внимание / предпочтения обучающегося
- Стимулирование использования с подсказкой
- Моделируйте то, что пытается сказать обучающийся с ТМНР (в т.ч. с РАС);
- Моделируйте с использованием коммуникативной доски обучающийся с ТМНР (в т.ч. с РАС)
- Предоставляйте несколько моделей
- Закладывайте возможности для использования
- Паузы и повторения
- Сценарии игры.
Необходимо отметить и тот факт, что данная планомерная работа по внедрению системы АК общения является сложной, многогранной, многоступенчатой, формирование, усвоение, совершенствование которой зависит не только от самого обучающегося с ТМНР, но и от активного его окружения в рамках школьного заведения, но и за ее пределами, затрагивающую все жизненные пространства ребенка и его семьи.
Факторы, которые следует принять во внимание:
- Будьте терпеливы, это занимает время
- Помните о последовательности этапов развития
- Часто дело в нас, а не в них
- Мыслите нестандартно
- Будьте гибкими, вовлекайте и заинтересовывайте
- Спокойно относитесь к тому, что ребенок не заговорит
- “Слова” всегда с ребенком.
- не стоит откладывать на завтра, если можно сделать сегодня.
ХРАНЕНИЕ, ОБРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КАРТОЧЕК ДЛЯ ПЕКС И КД.
Не маловажное значение не только применение, внедрение и реализации систем АКЮ но и грамотное их хранение и систематизация.
Для удобства хранения, внесения дополнений и изменений, систематизации множества изображений (карточек) рациональнее распределить и организовать в следующей классификации:
1. Главная доска (с набором стандартных вежливых слов, глаголов, фраз «Я хочу», «У меня болит», ДА, НЕТ, ТУАЛЕТ, «Я сделал», словами помощи и т.п.)
2. Самообслуживание (все изображения касаемые средств ухода: салфетки, мыло, полотенце, туалетная мыло и т.п.);
3. Канцтовары (ручка, карандаш, клей, краски, линейка, пластилин, доска для лепки и др.)
4. Еда (по школьному меню)
5. Одежда (для мальчиков, юношей)
6. Активности (мяч, мяч большой, батут, рыбка, балансиры и др.)
7. Эргокомната (качели, гамаки и т.п.)
8. Сенсорная комната (наполнение комнаты в картинках с подписями)
9. Цвет (линейка основных цветов; линейка подтонов)
10. Цифры (1-10 или 1-20 в зависимости от уровня функциональности обучающегося)
11. Боль (фото или пиктограммы)
12. Фото детей по классам
13. Фото специалистов
14. Далее формируются отдельные индивидуальные папки на каждого обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС) содержащие индивидуальные поощрения, увлечения, особенности в предпочтении еды и питья, предпочитаемые активности и т.п.)
Необходимо отметить, что при создании индивидуальной системы АК для обучающегося с ТМНР в т.ч. с РАС взаимодействие с семьей обучающегося играет немаловажную роль для создания полноценного коммуникативного пространства и развития разнофакторных жизненных компетенций ребенка. Все домашние увлечения, активности, поощрения, фото ближайшего окружения обучающегося необходимо вносить в индивидуальную систему АК, что делает ее полноценной. Важно гибко, системно и своевременно реагировать на изменения, происходящие в коммуникативном пространстве обучающегося, корректировать систему АК общения, путем добавления карточки, обозначающие новые активности, поощрения, пищевые пристрастия и т.п. обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской общественно государственной детско – юношеской организации: &la...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...