Что такое дисграфия? В помощь родителям.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Трудности в обучении. Что такое дисграфия. Что нужно знать родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что нужно знать родителям о дисграфии | 935.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не может учиться так, как мы его учим, возможно, нам следует учить так, как учит он. Игнасио Эстрада (испанский художник, педагог)
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Так, например, вместо «б» пишет «п» или «д», вместо «г» — «к» …и другие замены, Трудно дается написание слов со стечением согласных ( «тарва» или «тава» вместо трава, «каска» или «сазка» вместо сказка) и слов со сложной слоговой структурой («висилипед» или «весипед» вместо велосипед), добавляет лишние буквы, пропускает нужные, разрывает слова или пишет несколько слов слитно, не чувствует предложение, не ставит точки.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Иными словами, дисграфия - это трудность овладения письмом при нормальном слухе и интеллекте.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Кроме того, в классе такой ребенок может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными. В любом случае это связано с работой головного мозга. Есть ученые, которые отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, патологии слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.
Одним из фактов распространенности дисграфии среди школьников связана с тем, что около половины выпускников дошкольных учреждений или «домашних» детей поступают в первый класс с нарушениями, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой. Из моего опыта это от 25% до 40%.
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Вот почему важно развивать своего ребенка по возрасту, заниматься его развитием постоянно. Вот почему важно готовить ребенка к школе, и при этом задача родителей не научить читать и писать, а сформировать предпосылки для успешного обучения. А если что-то не получается, то выяснить причину и найти специалиста, который вовремя окажет помощь.
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия (ребенок НЕ произносит правильно звуки и, соответственно, пишет их неправильно);
- акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания ( не слышит или искаженно слышит звуки);
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза (не сформированы языковые понятия в целом, такие как текст, предложение…и др) ;
- аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи (нарушены грамматические аспекты);
- оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений (искажаются зрительные и пространственные образы).
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы (сочетанные).
Письмо является сложным многоуровневым процессом. Согласно нейропсихологии чтение и письмо представляют собой сложные функциональные системы, состоящие из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы.
Прочитав все это, дорогие мои подписчики, можно погрузиться в печаль… Но не стоит. Мозг – это удивительный орган человеческого тела. И при чем, не до конца изучен. Наш великий ученый Л.С.Выготский писал о чудесных возможностях головного мозга. Есть много талантливых людей, у которых была отмечена дислексия и дисграфия. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.
При вложениях грамотных специалистов и усилиях со стороны родителей и самого ребенка дисграфия корректируется! Конечно, это не быстрый процесс.
Дети, которые остаются без помощи интуитивно вынуждены искать способы поддержки себя и облегчения процесса обучения. У многих развивается память (т.к. приходиться заучивать весь текст), боковое зрение (опора на тетрадь соседа), эмпатия (чувствовать настроение мамы, учителя, сверстников). Но все же первоочередная задача родителя – помочь своему ребенку, создать ситуацию «успеха», чтобы он смог в дальнейшем полноценно реализоваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям будущих первоклассников.
Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...
В помощь родителям дошколят
Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...
В помощь родителям дошколят
Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...
Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?
Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...
Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).
На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения пр...
Буклеты для родителей. В помощь родителю
В буклетах собраны различные советы и интересные методы для улучшения отношений со своим ребенком....
Памятка для родителей "Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий"
Домашние задания – это необходимая часть образовательного процесса, цель которых – закрепление знаний полученных в классе, создание предпосылок к изучению нового материала на уроке. Традиц...