Что такое дисграфия и как с ней бороться? (В помощь родителям от логопеда).
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний. Расстройство процесса письма обозначают термином «дисграфия».
Данная статья адресова родителям, воспитателям и учителям начальных классов. В ней подробно раскрывается сам термин "Дисграфия", статистические данные по образовательному учреждению, наиболее часто стречающиеся ошибки в письменных работах дисграфиков. В статье предложено много практического материала: дидактические игры и упражнения, рекомендации и правила при работе с детьми - дисграфиками, предложен список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_i_kak_s_ney_borotsya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое дисграфия и как с ней бороться?»
(В помощь родителям от логопеда).
На сегодняшний день проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы одна из самых актуальных, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний. Расстройство процесса письма обозначают термином «дисграфия».
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Работая в школе, логопеды часто сталкиваются с проблемой большого количества дисграфических ошибок у учащихся 2-4 классов. У некоторых первоклассников во втором полугодии также становятся заметными предпосылки к возникновению дисграфии.
Данные диагностики письменной речи обучающихся начальных классов школ города в 2013-2014 учебном году показывают, что дисграфия встречается у 25 % учеников 2 – 4 классов (в среднем у 4 – 6 человек в классе). При переходе из класса в класс этот процент снижается (так как с детьми проводится коррекционная работа), но к четвертому классу он все еще велик (20 % четвероклассников имеют дисграфию).
Обследование учащихся, занимающихся на логопедических пунктах, показывает, что основной причиной появления дисграфии чаще всего являются нарушения устной речи: нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи третьего уровня, фонетико-фонематические нарушения и минимальные дизартрические нарушения.
Наиболее часто в письменных работах детей встречаются следующие ошибки:
- Замена букв по акустическому сходству (З = С, Ж = Ш, Д = Т, Г = К – «ёш» вместо «ёж», «медветь» вместо «медведь», «юк» вместо «юг», «берески» вместо «березки» и т. д.); замены гласных («а» = «о»);
- Неправильное обозначение мягкости («по сучькам» вместо «по сучкам», «медведи» вместо «медведь» и др.);
- Замена букв по оптическому сходству («л» - «и», «т» - «п». «м» - «н», «у» - «и»), «зеркальное письмо» («З» - «Е»), недописывание или приписывание лишних элементов букв;
- Слитное написание предложений (не пишут заглавных букв, не ставят точек);
- Слитное написание предлогов со словом («влесу») или раздельное написание приставки со словом («за шёл»);
- Пропуски букв, слогов, слов;
- Изменение падежных окончаний, нарушение согласования слов в предложении.
Также, у учеников с дисграфией много орфографических ошибок: правописание проверяемой безударной гласной в корне; правописание «ЖИ – ШИ», «ЧА – «ЩА»; правописание имен собственных и др.
Такие ребята вполне способны овладеть письмом, если они будут настойчиво, систематически заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим родителям заниматься с ребенком.
Для устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);
6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;
7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи
8. «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);
10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослых.
11. Кроссворды, филлворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;
12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).
Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:
1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Рекомендуемая литература для родителей.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
2. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».
3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
4. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
5. Калинина И.Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».
6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
7. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».
8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».
Учитель- логопед МКОУ «СОШ №1 г. Пудожа» Питке Ю. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое дисграфия? В помощь родителям.
Трудности в обучении. Что такое дисграфия. Что нужно знать родителям....
Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии
Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться....
Помощь родителей в преодолении дисграфии у детей школьного возраста
В разработке раскрывается понятие дисграфии, механизм развития дисграфии, определения у ребенка дисграфии. Приводятся примеры дисграфических ошибок, игры для развития слухового внимания и ...
Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии у младших школьников
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие дети вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-т...
Презентация логопеда на родительском собрании во 2 классе "Что такое дисграфия?"
В презентации рассказывется о нарушении письма - дисграфиии, ее причинах и особенностях проявления во 2 классе. Большая часть материалов пригодится родителям для самостоятельных занятий с детьми!...
Памятка для родителей. Консультация логопеда по дисграфии
Памятка для родителей по дисграфии с рекомендациями и контактами логопеда...
Родительское собрание на тему «Работа учителя-логопеда, что такое дисграфия и как с ней бороться»
К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушена устная речь. Это может привести к проблемам при освоении письма....