Индивидуальная программа по коррекции звуков "С", "Ш", "Ж"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Индивидуальная программа по коррекции звкков: "С","Ш","Ж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr_zvukopro_sshzh.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ФИО _____________________________________
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ЗАДАЧИ: а) развитие общей и речевой моторики;
б) развитие ритма;
в) развитие нижне-реберного и диафрагмального дыхания;
г) развитие речевого дыхания и голоса (силы, интонационной выразительности);
д) формирование и развитие артикуляторной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков; массаж органов
артикуляции при необходимости;
е) развитие мимики, массаж лица при необходимости.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ЗАДАЧИ: а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) автоматизация поставленных звуков;
в) при необходимости дифференциация сходных артикуляционно и акустически звуков.
3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
1) Постановка звуков
2) Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.
3) Дифференциация звуков
а) предварительный этап
- восприятие каждого из смешиваемых звуков на слух;
- уточнение артикуляционного уклада;
- проговаривание в слогах, словах, предложениях.
б) слуховое и произносительное сопоставление смешиваемых звуков
4) Введение исправительных звуков в самостоятельную речь ребенка.
5) Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
6) В пропедевтическом плане развития лексико-грамматического строя и связной речи на базе правильно произносимых слов.
Схема работы с предметными картинками, словами речевого материала:
- «Назови животных, мебель и тд». Цель: активизация и обогащение словаря.
- «Назови предметы ласково». Цель: развитие грамматического строя речи (словообразование)
- «Веселый счет». Цель: развитие грамматического строя речи (словоизменение)
- «Назови картинку в правом верхнем углу и т.д». Цель: развитие пространственной ориентации на листе бумаги.
- «Составь предложение с названием картинки». Цель: Учить составлять распространенные предложения с заданным словом.
Индивидуальный план коррекционных занятий по коррекции звука «С»
№ з. Дата | Цель | Артикуляционная и мелкая моторика | Развитие фонематических процессов. | Закрепление звука в речи | Игры | ||||
1-5 | Подготовка к постановке звука С. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для свистящих звуков. | 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ. 2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка. 3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания 4. Упражнения, вырабатывающие умение образовывать желобок посередине языка | «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик»; «Хоботок», «Трубочка», «Рупор»; «Лягушка – Хоботок» «Упрямый ослик»
«Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»; «Накажем непослушный язычок»
«Киска сердится», «Горка»; «Чистим нижние зубки».«Посчитаем нижние зубки». «Качели»; «Кто дальше загонит мяч»; «Подуем на лопатку»; «Дует ветер с горки» «Сдуем с ладошки пёрышко»; «Тепло – холодно»; «Чей пароход лучше гудит?» | ||||||
6 | Постановка звука С. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». |
Моделирование (положение - губы, язык, воздух, голос).
| Игра «Водители» «Составление узоров из геометрических фигур» | ||||
7-8 | Постановка звука С. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» | Отработка понятий «правый» и «левый». Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги «на», «над», «под», «за». Упражнение «Копирование точек» Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | - упражнение «Запомни и повтори»; -Воспроизведение ряда из четырех слов; - Выделение хлопком звука С из ряда других. | Игра «Что это?». Упражнения «Составление фигуры из 1 разрозненных деталей», «Использование игр с постройками из кубиков», | ||||
9 | Автоматизация звука С в слогах. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
|
|
«Гласный звук лови- слог с свистелкой возрати» | ||||
10 | Автоматизация звука С в прямом ударном слоге и в начале слова. |
«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
по предметным картинкам. |
Упр. «Здравствуй, пальчик» с произнесением слогов в быстром и медленном темпе
Чистоговорка. |
«Слог да слог и будет слово»
| ||||
11 | Автоматизация звука С прямом ударном слоге в середине слова. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» | Выделение слова со звуком в потоке слов
по предметным картинкам. Игра «Дорожки» (выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук С) |
Упр. «Здравствуй, пальчик». Произнесение слогов с разными гласными
|
| ||||
12 | Автоматизация звука С в прямом ударном слоге в середине слова | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
Определение места звука С в словах – «Паровозик» |
|
| ||||
13 | Автоматизация звука С в обратном слоге в середине слова | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» | Выделение слова со звуком С в потоке слов
в начале, по середине, в конце слова) | Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая скороговорку.
|
| ||||
14 | Автоматизация звука С в обратном слоге в середине слова |
|
|
|
«Веселый счет» Один шар - пять шаров | ||||
15 | Автоматизация звука С в словах и предложениях | Пальчиковая гимнастика. | Манкотерапия. Игра «Найди картинки со звуком С посерединке» | - Счеты
|
«Один – много» «Мы волшебники немного: Был один, а стало много». | ||||
16-17 | Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных | Основные артикуляционные движения с закрытыми глазами. |
(ряды слов)
|
| Игра «Тихо – громко»
| ||||
18 - 19 | Автоматизация звука С в словосочетаниях и предложениях. | Основные артикуляционные движения
|
Замени в словах первый звук | Скороговорки. | |||||
20 – 21
| Автоматизация звука С в связном тексте | Подготовка к правильному произнесению звука Ш. |
Выделение слов со звуком С из текста |
| |||||
22 – 23 24 | Автоматизация звука С В связном тексте. | Комплекс шипящих Подготовка к правильному произнесению звука Ш. |
из текста
|
|
«Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова» | ||||
Индивидуальный план коррекционных занятий по коррекции звука «Ш» | |||||||||
1 | Постановка звука Ш. |
|
( А,О,У) |
| |||||
2 -3 | Постановка звука Ш. |
|
|
Если звук произнесли правильно – кладем «бревнышко». |
| ||||
4 | Автоматизация звука Ш в слогах. |
|
|
|
«Гласный звук лови- слог с шипелкой возврати» |
№ з. | Цель | Артикуляционная мелкая моторика | Развитие фонематических процессов | Закрепление звука в речи | Игра |
5 | Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге и в начале слова. | «Театр пальчиков и язычка» - «Сказка о трудолюбивой божьей коровке». |
Ша-шу-шо и т.д.
|
Упр. «Здравствуй, пальчик» с произнесением слогов в быстром и медленном темпе
Чистоговорка. |
«Слог да слог и будет слово»
|
6 | Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова. | Театр пальчиков и язычка» - «Сказка о трудолюбивой божьей коровке» |
|
Упр. «Здравствуй, пальчик». Произнесение слогов с разными гласными. Скороговорки. |
|
7 | Автоматизация звука Ш в прямом ударном слоге в середине слова |
|
|
|
|
8 | Автоматизация звука Ш в обратном слоге в середине слова | Пальчиковая гимнастика |
|
| |
9-10 | Дифференциация С-Ш | - Различение С-Ш на слух, в произношении (на С ладони вниз, на Ш ладони вверх); Звуко – слоговой анализ слов. - повторение и преобразование слоговых рядов; | - Попеременное произнесение звуков С-Ш; Повторение звука Ш, слоговых рядов, слов. Повторение звука С, слоговых рядов, слов. - Подбор признаков, действий слову кошка с обоими звуками; | Р/ игра «Отгадай словечко». | |
11-12 | Дифференциация С-Ш | - Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям; | - Выделение из рассказа слов с данными звуками; - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного; - Припоминание слов с данными звуками; - Подбор предметов к признакам. | Игра с мячом «Слог да слог и будет слово» |
№ з. | Цель | Артикуляционная мелкая моторика. | Развитие фонематических процессов | Закрепление звука в речи | Малоподвижная игра |
13 | Автоматизация звука Ш в обратном слоге в середине слова | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». |
Шапка-шубка-карандаш | Часики
|
«Веселый счет» Один шар - пять шаров |
14 | Автоматизация звука Ш в словах и предложениях |
|
|
|
«Один – много» «Мы волшебники немного: Был один, а стало много… |
15 | Автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных (ШК) | Основные артикуляционные движения с закрытыми глазами. |
(ряды слов)
|
Игра «Тихо – громко» |
«Я, ты, мы, они» (шить) |
16 -17 | Автоматизация звука Ш в словосочетаниях и предложениях. |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». |
Шум Замени в словах первый звук |
В шалаше шалуны, шум и шепот там слышны. Игра «Звериные скороговорки» (маски)Скороговорка |
«Веселый счет». |
18 19 | Автоматизация звука Ш в связном тексте | . |
«пышка»
|
Бабушка, бабушка напекла оладушки Вкусные оладушки у бабушки - забавушки. |
|
20 21 | Автоматизация звука Ш в связном тексте | Комплекс шипящих
|
| - пересказ прослушанного текста. |
Индивидуальный план коррекционных занятий по коррекции звука «Ж»
№ з. Дата | Цель | Артикуляционная и мелкая моторика | Развитие фонематических процессов. | Закрепление звука в речи | Игры | ||||
1 | Постановка звука Ж. |
|
«Чуткие ушки» Выделение звука в потоке прочих. |
Моделирование (положение - губы, язык, воздух, голос).
|
| ||||
2 | Постановка звука Ж. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
«Запомни-повтори» (выделение ударного слога) | - упражнение «Запомни и повтори»; -Воспроизведение ряда из четырех слов; - Выделение хлопком звука Ж из ряда других. |
| ||||
3-4 | Автоматизация звука Ж в слогах. | «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
| «Звуковая разминка»
| |||||
5-6 | Автоматизация звука Ж в прямом ударном слоге и в начале слова. |
«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус» |
по предметным картинкам. |
Упр. «Здравствуй, пальчик» с произнесением слогов в быстром и медленном темпе Произнесение слов отраженно по схеме. |
«Слог да слог и будет слово»
| ||||
7-8-9 | Автоматизация звука Ж прямом ударном слоге в середине слова. |
| Выделение слова со звуком в потоке слов
по предметным картинкам. Игра «Дорожки» (выложить дорожки из картинок, в названии которых есть звук С) |
Упр. «Здравствуй, пальчик». Произнесение слогов с разными гласными
|
| ||||
10-11 | Дифференциация Ж-Ш. | - Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям; | - Выделение из рассказа слов с данными звуками; - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного; - Припоминание слов с данными звуками; - Подбор предметов к признакам. | Игра с мячом «Слог да слог и будет слово» | |||||
12-15 | Автоматизация звука Ж в словах и предложениях | Пальчиковая гимнастика. | Манкотерапия. Игра «Найди картинки со звуком С посерединке» | - Счеты
|
«Один – много» «Мы волшебники немного: Был один, а стало много». | ||||
16 -17 | Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных | Основные артикуляционные движения с закрытыми глазами. |
(ряды слов)
|
| Игра «Тихо – громко»
| ||||
18-19 | Автоматизация звука Ж в словосочетаниях и предложениях. | Основные артикуляционные движения
|
Замени в словах первый звук | Скороговорки. | |||||
20-21-22 | Автоматизация звука С в связном тексте | Подготовка к правильному произнесению звука ш. |
Выделение слов со звуком С из текста |
| |||||
24-25-26 | Дифференциация Ж- З | - Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям; | - Выделение из рассказа слов с данными звуками; - Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного; - Припоминание слов с данными звуками; - Подбор предметов к признакам. | Игра с мячом «Слог да слог и будет слово» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.
Согласование существительных с прилагательными....
Индивидуальная программа коррекции нарушений навыка чтения
В настоящее время отмечают значительное увеличение числа детей, имеющих трудности в развитии навыка чтения. За время работы мною были изучены особенности детей и причины, вызыв...
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА
Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа с...
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...
Индивидуальная программа по коррекции смешанной дисграфии
Программа рассчитана на 2 класс общей образовательной школы, ученица проходила обучение на школьном логопункте....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА...