Формы речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
статья по логопедии (4 класс)
XII Международная научно – образовательная конференция
«Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии:
теория и практика». Публикация статьи в сборнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya_formy_rechevyh_narusheniy_2018_kfu.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
Dysarthria is one of the forms of speech disorders in children with cerebral palsy.
Васильева Т.В.
Vasileva T.V.
учитель дефектолог
ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ключевые слова: дизартрия, речевые нарушения, речь, артикуляция.
Keywords: dysarthria, speech disorders, speech, articulation.
Аннотация: Логопедическая работа при дизартрии. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры за счет поражения центральной нервной системы.
Annotation: Logopedic work with dysarthria. Dysarthria is a violation of the sound-reproducing side of speech as a result of a violation of the innervation of the verbal musculature due to damage to the central nervous system.
У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков. Часто родители таких детей совершают ошибку в воспитании – делают большинство вещей вместо ребенка. Это не дает ему самостоятельно приобретать различные умения, которые в дальнейшем помогут ему социально адаптироваться. Речевые нарушения напрямую связаны с двигательными. В связи с патологическими рефлексами и нарушением артикуляции, даже при сохраненном интеллекте говорить таким детям труднее, чем здоровым. [ 2 ]
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интойационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая. [ 1 ]
Основные нарушения при дизартрии:
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Выделяют следующие формы нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.
Спастичность артикуляционных мышц — повышение тонуса мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии. [ 2 ]
Спастичность артикуляционной мускулатуры нередко сочетается с повышением мышечного тонуса в мышцах лица и шеи, а также бщей спастичностью скелетных мышц. С шейной мускулатурой непосредственно связаны мышцы дна полости рта и корня языка. Напряжение мышц шеи еще более ограничивает подвижность указанных мышц, а также движения нижней челюсти.
Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического рефлексов. В этих случаях расслабление мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях:
- Рефлекс запрещающая позиция 1. Используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; также сгибаются спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.
- Рефлекс запрещающая позиция 2. Используется при выраженности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.
- Рефлекс запрещающая позиция 3. Используется также при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.
После того как выбрана адекватная поза для уменьшения влияния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью специальных приемов. [ 3 ]
Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи. Приводим примеры некоторых упражнений.
Упражнение 1. Ребенок лежит на спине в рефлекс запрещающей позиции 2, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он производит ритмические движения головы ребенка кругового характера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, затем ребенок стимулируется к выполнению активных движений.
Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голов слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движения производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.
Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения. [ 3 ]
Следующий этап работы – расслабление мышц лица. При тяжелой спастичности это расслабление производится в рефлекс запрещающей позиции 1.
Прежде всего, производится расслабляющий массаж мышц лица. Массаж начинается с середины лба по направлению к вискам. Массаж производится в медленном темпе. Расслаблению способствует музыкальное сопровождение (медленный, плавный ритм). Массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения.
Вторым направлением расслабляющего массажа мышц лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон.
Третьим направлением массирующих рук является движение вниз от линии лба, щек к мышцам шеи и плеч.
Расслабление губных мышц при тяжелой спатичности проводится в рефлекс запрещающей позиции 2. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Направление движения пальцев к середине губ. При этом верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же самое движение производится по отношению к нижней губе, а затем и обеим губам.
За время проведения следующего упражнения указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движение идет вверх, на верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз на нижней губе, обнажая нижние десны.
Во время следующего упражнения логопед помещает кончики своих указательных пальцев в углы рта ребенка, растягивает губы ребенка с помощью пальцев. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение.
Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт. [ 3 ]
После расслабления губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера. Для проведения подобных упражнений логопед должен иметь набор стерильных палочек. Указанные упражнения способствуют нормализации положения рта.
После подготовительных упражнений тренируются активные произвольные движения по словесной инструкции. Примеры инструкций: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном стоянии», «Собери губы морщинками» и т.д.
Следующим приёмом расслабления являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед очень осторожно захватывает язык кусочком стерильной марли и плавно ритмично двигает ео в стороны. [ 5 ]
Гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.
При гипотонии мышц артикуляционного аппарата применяется укрепляющий массаж (более интенсивные поглаживающие движения, элементы щипцеобразного поглаживания губной и жевательной мускулатуры и т.д.) Особенно большое значение при гипотонии имеет артикуляционная гимнастика с использованием сопротивления.
Дистония. меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).
Для развития достаточного напряжения и силы мышц лица и губ используют специальные упражнения. Для этого применяют специальные стерильные салфетки, трубочки. Ребенок охватывает трубочку или салфетку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ предлагают специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений. [ 4 ]
Артикуляционная гимнастика мышц языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка. Вначале это развитие происходит в пассивном, а затем в пассивно-активном плане. Наконец, ребенок выполняет это движение в активном плане. Эти упражнения начинают с продвижения языка вперед и убирания его назад в полость рта.
В процессе развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости т характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка.
Нарушения дыхания.
Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Примеры упражнений:
Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает ео ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальном дыхательном ритме под счёт: «раз» - сгибание ног, «два» - надавливание ими на подмышечные впадины., «три» - возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.
Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.
Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вдоха. [ 3 ]
Проводятся также специальные упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция не открывать рот. Ребенку дается инструкция: «Вдыхай глубоко, выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок сам начинает следить за положением своего рта.
Примеры речевой дыхательной гимнастики.
- Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.
- Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.
- Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом. Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5-10 минут. [ 3 ]
Индивидуальные сроки появления речи у детей с дизартрией зависят от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта и начала логопедической работы.
Отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, связной речи.
Детям с дизартрией характерно патологическое усвоение фонем, которое не совпадает с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе (дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа).
Трудности звукового анализа и синтеза выражаются в том, что дети не различают на слух звуки, не выделяют их в словах, не могут повторить слоговые ряды.
Почти у всех детей с дизартрией, имеющих церебральный паралич, медленно увеличивается активный словарь, с трудом формируется связь слова с предметом, отмечается недифференцированное употребление слов.
Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом, во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.
Особенности коррекционно-логопедической работы при различных формах дизартрии у детей с церебральным параличом
Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и от использования дифференцированных методов коррекции.
При коррекции учитываются прежде всего ведущие расстройства при конкретной форме дизартрии.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934. – с .75. – с. 86
2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. 1958. – с. 79
3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М. 1985. – с. 165
4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье (пособие для родителей и воспитателей). М. 1980. – с. 112
5. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий. Дефектология. 1979, №2. – с. 97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые нарушения у детей: дисграфия
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль ...
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.
Данная методика работы будет интересна логопедам,психологам, учителям начальных классов....
Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"
В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....
Коррекция нарушений речевого развития у обучающихся с церебральным параличом
Статья по работе с обучающимися с ДЦП....
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...