Аутичный ребенок
консультация по логопедии

Красносельская Любовь Геннадиевна

Аутичный ребенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_autichnyy_rebenok.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы и обучения детей-аутистов.

Сегодня мы будем говорить о странных детях, детях-чудаках, детях-загадках

На сегодня науке не известны достоверные причины, из-за которых у детей может проявится аутизм.

Я поделюсь своим опытом работы с этими детьми.

Что такое аутизм знают и слышали все, но как работать с такими детьми, контактировать, обучать спорят, ищут подходы до нынешнего времени. 

Как уже говорилось, аутичного ребенка надо учить практически всему. Он должен научиться не только всему тому, чему учат в школе других детей, но и многому другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смыслы человеческой жизни, в социальную жизнь, усвоение роли "ученика", стереотипа школьного поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми

Содержанием его может быть и обучение навыкам коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Чем больше он усваивает таких навыков, тем более структурно разработанной, устойчивой становится его социальная роль, разнообразными стереотипы школьного поведения.

  Для него важны все школьные предметы, но акценты в подаче учебного материала здесь во многих случаях должны быть несколько изменены. Программы обучения должны быть индивидуализированы.

Стереотипные интересы часто связаны с избирательной одаренностью таких детей, она может проявляться в особой музыкальности, способности к рисованию, счетным операциям, конструировании, возможности освоения иностранных языков, накопления энциклопедических знаний в отдельных областях.

Таким образом, программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей.

Беспомощность ребенка в быту в процессе обучения может провоцировать тяжелые нарушения поведения: негативизм, агрессию, самоагрессию.

 

Коррекционная работа с этими детьми ведется определенным образом. Моменты школьного дня  должны быть четко педагогически структурированы.

Нет образовательного стандарта и специализированных программ для обучения и инклюзии аутистов не адаптирован успешный зарубежный опыт поведенческих методов обучения.

Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми.

  При обучении детей аутистов   необходимы  нестандартные подходы.          

Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка и снять его патологическое напряжение. Ему необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме.

Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте тоже могут сделать очень много для адаптации такого ребенка в школе. Прежде всего именно на этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат. Это очень важно для него в процессе социализации.

Работа по улучшению бытовой адаптации должна идти в тесном взаимодействии родителей и всех специалистов.

   Поэтому выбор правильной стратегии развития ребенка играет важную роль. Правильные действия сейчас, в будущем дадут положительный результат.

     Я коротко познакомлю вас с существующими технологиями и методиками работы с данной группой детей и расскажу чем я пользуюсь при обучении детей с РДА (из личного опыта)

Эта программа так же как АВА относится к поведенческой.  ТЕАССН – сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children (терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная государственная программ в штате Северная Каролина (США).

 В выпущенном на русском языке сборнике упражнений несколько другой перевод абривиатуры – Поддержка и обучение аутичных и отстающих в развитии детей.

ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.

Данная программа является государственной в некоторых штатах Америки и европейский странах, например в Бельгии. 

СОДЕРЖАНИЕ Рекомендации по использованию упражнений для развития аутичных детей Указания для читателя

 Реестр 1 Возраст развития и содержание упражнений Возраст развития 0 - 1 год

Возраст развития 1 - 2 года .........................

Возраст развития 2 - 3 года ........................

Возраст развития 3 - 4 года..........................

Возраст развития 4 - 5 лет ..........................

Возраст развития 5 - 6 лет ..........................

Функциональная сфера ......................................

 Раздел 1: Имитация.............................................

 Раздел 2: Восприятие ....................................

 Раздел 3: Грубая моторика ..........................

Раздел 4: Тонкая моторика.................................

Раздел 5: Координация глаз и рук ....................

Раздел 6: Познавательная деятельность.........

Раздел 7: Речь....................................................

Раздел 8: Самообслуживание..........................

Раздел 9: Социальные отношения....................

Раздел 10: Особенности поведения..................

Раздел 11: Самостоятельные записи ..............

Упражнение 155. Писать цифры 

Координация глаз, рук: рисование, 5-6 лет Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет Учебная цель: писать Задание: писать цифры путем соединения пунктирных линий

Материал: бумага, карандаши, фломастер

Напишите пунктиром цифры высотой около 12 см. Следите, чтобы точки были хорошо видны и сначала находились рядом друг с другом. Красным или зеленым фломастером обозначьте стартовую точку и нарисуйте маленькие стрелочки. Чтобы указать направление, положите перед Колей такой листок и дайте ему карандаш. Подведите его руку, чтобы соединить точки. Каждый раз говорите: "Точка", когда его карандаш касается точки. Когда он закончил цифру, назовите соответствующее число. Не ждите от него, что таким способом он выучит числа, и все же он должен привыкать к звучанию слов. Если он может соединять точки без Вашей помощи, то обозначьте меньше точек и уменьшите их размер. Когда Вы уменьшили число точек в каждой цифре на три или четыре, попробуйте, чтобы он написал цифры без вспомогательных точек, используя, наконец, нарисованные цифры как образец. Сначала давайте Коле только 1-2 листа, постоянно усложняйте задание, если оно становится для него легким.

Как работает АВА терапия

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

Son-Rise – это программа для коррекции детей с расстройством аутического спектра и другими нарушениями развития, которая была разработана супругами Барри и Самарией Кауфманами для их аутичного сына Рона. Идея программы развить с ребёнком отношения на основе игровой терапии. Она основана на простой идее: найти вход в мир аутичного ребёнка, а затем показать ему выход.

Снузелен-терапия — это вид реабилитации, предназначенный для восстановления сенсорики у детей с диагнозом ДЦП и РДА, а также у пациентов после инсульта и черепно-мозговой травмы. Кроме того, сенсорная терапия полезна и для тех, кто хочет просто расслабиться и отдохнуть. Суть снузелен-терапии заключается в помещении пациента в специальное пространство — мультисенсорную комнату. Эта комната изолирована от внешней среды, оснащена индивидуально подобранными раздражителями:

запахи цветов (активация обонятельного центра);

журчание воды, шелест травы (воздействие на слуховые рецепторы);

яркие светящиеся изображения, гирлянды, мерцающий “звездный” потолок (стимуляция зрительных центров);

песок, мягкая шерсть или вода, в которую можно засунуть руки (тактильное воздействие).

Такая среда заставляет пациента сосредоточиться на раздражителях, провоцируя тем самым соответствующие участки мозга

Программа для Floor Time или «Игровое время» — поведенческий метод лечения аутизма, основанный на методах знании этапов развития ребенка. Методика создана Стенли Гринспаном, американским профессором психиатрии, практикующим на расстройствах аутического спектра и отставания психического развития у детей и подростков.

Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком с диагнозом аутизм.

 Арттерапия — все виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности.

Музыкотерапия это одно из направлений нетрадиционной медицины, которое в 2003 году признано официальной медициной. Действие разных инструментов на болезни, лечебная музыка для беременных и детей разного возраста Благотворное влияние музыки на организм человека основано на комплексном воздействии гармонических звуковых колебаний, биорезонанса и вибротактильного воздействия.

Интересно, что при звучании музыки работают оба полушария мозга. Правое полушарие анализирует мелодию и тембр, а левое – ритм.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования . Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие. 
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.

• преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; 

• преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);

• установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Нередко одним из признаков аутизма становится либо полное отсутствие речи, либо существенная ограниченность речевых способностей. Однако это вовсе не означает, что аутисты не хотят общаться. Общение им необходимо в не меньшей, а может даже и большей мере, чем обычным людям. Но что же делать в таком случае? Как помочь человеку с РАС наладить контакт с окружающими, что такое альтернативная коммуникация и какие приспособления или приложения способны разрешить сложившуюся ситуацию. PECS — коммуникационная система обмена изображениями. В дословном переводе на русский язык означает «коммуникационная система обмена изображениями». Данная система была разработана в 1985 году и до сих считается одним из эффективнейших средств альтернативной коммуникации, в немалой мере благодаря своей простоте и доступности. Карточки PECS легко можно изготовить самостоятельно при помощи компьютера и принтера, расширять их набор по мере необходимости.

Как я использую коммуникационные системы на практике. У детей с аутизмом необходимо совершенствование ручной моторики, что способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции, подготовки детей к овладению письму.

У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведенияСтереотипия — бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища

Чтобы быть счастливым (по словам родителей), аутичный человек должен:- иметь определенный объем последовательности (распланированности) своей жизни, не чувствуя, что жизнь контролируется только случайностью;- иметь навыки самовыражения, специально адаптированную систему коммуникации;
- иметь навыки самообслуживания: уметь одеваться и раздеваться, умываться, готовить еду, распоряжаться деньгами, знать навыки ведения домашнего хозяйства; быть способным работать, так как, если ему нечего делать в течение долгого времени; он становится чрезмерно непослушным и грустным, у него должны быть развиты навыки трудовой деятельности и правила поведения на работе;- уметь проводить свободное время. Не все может быть запланировано и предусмотрено. Он сам должен научиться проявлять инициативу во время неорганизованного (нераспланированного) времени. Таким образом, должны быть развиты навыки проведения досуга;- обучаться общаться с другими и испытывать удовольствие от их общества. Это является областью социальных навыков. 

Начало предупреждения проблем в поведении при аутизме основывается на понимании, что каждый нуждается в упорядочении своей жизни. Один из больных, страдающих аутизмом, однажды написал: "Поскольку жизнь состоит из большого количества разнообразных звуков и световых эффектов, то для человека, страдающего аутизмом, окажет помощь приведение его жизни к какому-либо порядку..." И далее: "Для меня важную роль играют хорошо упорядоченные пространство и время...". Важно, что у нас есть ответы на наши вопросы "где?" и "когда?" Обычно мы не обращаем внимания на эти вопросы. В нашей повседневной жизни мы следуем определенному распорядку дня и знаем, где мы едим, где спим... Но в необычных условиях (например, когда люди разговаривают на другом языке) эти вопросы становятся первостепенными: Где я сплю? Где я принимаю пищу? Где находится кино? Куда я должен идти работать? Когда начинается работа? Когда начинается перерыв? Когда мы едим? Когда заканчивается рабочий день. Кроме того, мы предпочли бы получить информацию на языке, который мы понимаем. Дети с аутизмом редко имеют полноценную речь. При аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребёнок по темпу её развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев (в среднем около 18 месяцев), она утрачивается: ребёнок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования  и имитационного поведения.

Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребёнка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым у ребёнка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.д.

Речь важна как для развития ребёнка, для овладения им знаниями, навыками и умениями, так и для возможности общения с окружающими людьми.

Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи.

Моторная (экспрессивная) речь — произнесение звуков речи самим человеком.

Дети нуждаются в пожизненном социально-психологическом сопровождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с безречевым аутичным ребенком."Посуда,мебель".

Для детей с нарушением аутистического спектра....

Формирование учебного поведения аутичного ребенка.

Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы он...

Особенности игр с аутичным ребенком.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Зачем детям с аутизмом нужно научиться играть? Почему так важно обучить их играм? ...

Коррекционная работа с аутичным ребенком

Коррекционная работа с аутичным ребенком...

Работа с родителями аутичного ребенка

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагно...

Аутичный ребенок. Особенности организации психологической деятельности

В статье представлены этапы работы с аутичными детьми...