"Парные звонкие и глухие согласные"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Пачгина Наталья Владимировна

Открытое логопедическое занятие с учащимися 4 класса (8 вид) с СНР средней степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого логопедического занятия

с учащимися 4 класса с СНР

(смешанная дисграфия)

Тема:

«Парные звонкие и глухие согласные»

Цель: закрепление  темы: «Парные звонкие и глухие согласные».

Задачи:

Образовательные: 
1.Формировать умение анализировать звуки по плану; 
2.Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами; 
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные: 
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.

Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей. 
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.

Оборудование:

Презентация, игрушка – Лесовичёк, мяч, карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (слайд 1)
    Логопед:  Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
    Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
    Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
    Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
    Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
    (Все вместе повторяем правило вслух(слайд 2)
  1. Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед:   – Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл старичок — Лесовичёк. Он приготовил для Вас задания. Но для начала проведём…

  1. Пальчиковая гимнастика 

Утро настало, солнышко встало.

Вставай, большак, вставай, указка.

Вставай, середка, вставай, сиротка.

И крошка Митрошка.

Привет, ладошка!

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед:   Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.

  1. Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

  1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот).

  1. Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

  1. Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

  1. А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

  1. Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик, вправо — так,

Тик-так, тик-так.

  1. А теперь вот, погляди, —

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

  1. Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

  1. Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам.

  1. Повторение

Логопед:  – Давайте вспомним какие звуки называются согласными?

Дети: - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду: губы, зубы.

Логопед:  - Какие бывают согласные звуки?

Дети: - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

- Какой согласный звук называется звонким?

Дети: - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Логопед:   - Какой согласный звук называется глухим?

Дети: - Согласный звук произноситься без голоса называется глухим.

Логопед:  - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

Дети: - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.

Логопед:  - И в первом  задании, которое вам приготовил Кузьма нужно вставить пропущенные буквы в словах…(слайды 3-8)

- Какой первый (последний, третий…) звук в слове?...

- Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) …

- Какой буквой на письме обозначаем звук? …

Логопед:  - Молодцы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении парных звонких и глухих согласных звуков.

Логопед:  Посмотрите внимательно на таблицу, и догадайтесь, над какой темой мы будем работать?...

Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 9)

Давайте начнем выполнять задания.

Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

Логопед:  - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и, закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков) З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

Логопед:   - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.

Игра «Наоборот»  (слайд 10)

 (Дети встают , педагог бросает мяч и называет слоги со звонкими согласными, а ученик, возвращая мяч, называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).

Логопед:   - Молодцы, справились и с этим заданием.

Логопед:   Игра «Какой слог  лишний?»  (слайд 11,12,13 )

III. Физкультминутка.

Прогулка в лес

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох,  

                                                                         опустить вниз-выдох)

Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через

                                                                          стороны)
И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)

Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.              
Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли?                                 (Дети присаживаются на свои места)
А теперь все дружно сели.                            

3.Вставить правильно пропущенную парную согласную в конце слова.

Логопед : А сейчас мы будем различать звонкие и глухие согласные на конце слова. (слайд 14)

- Как слышатся парные согласные в конце слов? Вспомним правило.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!

- Какими способами можно сделать проверку? (один-много; подставить слово «нет»)…..

Логопед:  Посмотрите на слайд. На нём написаны слова в которые надо вставить правильно пропущенные последние согласные. (слайд 15)

ЗУ…., АРБУ…., НО…, СНЕ…, СУ…, ПРУ…, ШАР….

  1. Речевая зарядка (чистоговорки): произнести (отраженно) за логопедом (каждому ученику по две фразы)

За-са-за – рогатая коза

Ба-па-ба – два гриба

Па-ба-па – два снопа

Ка-га-ка –болит рука

Та-да-та –вот вода

Ва-фа-ва –там сова

Га-ка-га –болит нога

Та-да-та – суета

Са-за-са –вот коса

  1. Работа с предложением.  

Логопед:  Прочитайте предложения и исправьте в них ошибки: (слайд 16)

Жила-была коса с кослятами.

В каком слове ошибка?

Дети: - Ошибка в слове коса и кослятами. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.

На теревьях появились почки!

Дети: - Ошибка в слове теревьях и  бочки. Надо поменять  [т] на звук [д] и  [б] на [п].

Логопед:  Молодцы! Со всеми заданиями справились.

IV. Итог.

Логопед: Лесовичку очень понравилось, как вы работали на занятии и он будет приходить к нам ещё не раз. (слайд 17)

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: - Различали парные звонкие и глухие согласные, делали артикуляционную гимнастику, речевую зарядку,  искали ошибки в предложениях…
Логопед: -
Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Сегодня мы вспомнили, какие бывают согласные, как нужно различать звонкие и глухие согласные звуки и знаем теперь, что ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ звонкого от глухого звука – ЭТО РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

Вы хорошо потрудились. Молодцы!
Спасибо Вам за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Тест по теме " Парные звонкие и глухие согласные "

Проверить усвоение правописания парных звонких и глухих согласных ....

Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Урок-практикум по русскому языку во 2-ом классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"

План урока:1. Организационный момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Работа по развитию речи.5. Фонетический разбор слова6. Работа по теме урока.7. Работа в парах8. Зрительно-слуховой дикт...