"Парные звонкие и глухие согласные"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Открытое логопедическое занятие с учащимися 4 класса (8 вид) с СНР средней степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого логопедического занятия
с учащимися 4 класса с СНР
(смешанная дисграфия)
Тема:
«Парные звонкие и глухие согласные»
Цель: закрепление темы: «Парные звонкие и глухие согласные».
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
2.Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные:
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.
Воспитательные:
1. Формирование самоконтроля за речью детей.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
Оборудование:
Презентация, игрушка – Лесовичёк, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия.
- Организационный момент. (слайд 1)
Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
(Все вместе повторяем правило вслух) (слайд 2)
- Объявление темы занятия. Целеполагание.
Логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл старичок — Лесовичёк. Он приготовил для Вас задания. Но для начала проведём…
- Пальчиковая гимнастика
Утро настало, солнышко встало.
Вставай, большак, вставай, указка.
Вставай, середка, вставай, сиротка.
И крошка Митрошка.
Привет, ладошка!
- Артикуляционная гимнастика
Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику.
- Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
- Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот).
- Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
- Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
- А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
- Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
- А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
- Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
- Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам.
- Повторение
Логопед: – Давайте вспомним какие звуки называются согласными?
Дети: - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду: губы, зубы.
Логопед: - Какие бывают согласные звуки?
Дети: - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Какой согласный звук называется звонким?
Дети: - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Логопед: - Какой согласный звук называется глухим?
Дети: - Согласный звук произноситься без голоса называется глухим.
Логопед: - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Дети: - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.
Логопед: - И в первом задании, которое вам приготовил Кузьма нужно вставить пропущенные буквы в словах…(слайды 3-8)
- Какой первый (последний, третий…) звук в слове?...
- Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) …
- Какой буквой на письме обозначаем звук? …
Логопед: - Молодцы.
Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении парных звонких и глухих согласных звуков.
Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, и догадайтесь, над какой темой мы будем работать?...
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 9)
Давайте начнем выполнять задания.
Дифференциация звуков по звонкости - глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.
Логопед: - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и, закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков) З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Логопед: - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
Игра «Наоборот» (слайд 10)
(Дети встают , педагог бросает мяч и называет слоги со звонкими согласными, а ученик, возвращая мяч, называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).
Логопед: - Молодцы, справились и с этим заданием.
Логопед: Игра «Какой слог лишний?» (слайд 11,12,13 )
III. Физкультминутка.
Прогулка в лес
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем. (через стороны –вверх- вдох,
опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте,)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через
стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем. (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли? (Дети присаживаются на свои места)
А теперь все дружно сели.
3.Вставить правильно пропущенную парную согласную в конце слова.
Логопед : А сейчас мы будем различать звонкие и глухие согласные на конце слова. (слайд 14)
- Как слышатся парные согласные в конце слов? Вспомним правило.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Какими способами можно сделать проверку? (один-много; подставить слово «нет»)…..
Логопед: Посмотрите на слайд. На нём написаны слова в которые надо вставить правильно пропущенные последние согласные. (слайд 15)
ЗУ…., АРБУ…., НО…, СНЕ…, СУ…, ПРУ…, ШАР….
- Речевая зарядка (чистоговорки): произнести (отраженно) за логопедом (каждому ученику по две фразы)
За-са-за – рогатая коза
Ба-па-ба – два гриба
Па-ба-па – два снопа
Ка-га-ка –болит рука
Та-да-та –вот вода
Ва-фа-ва –там сова
Га-ка-га –болит нога
Та-да-та – суета
Са-за-са –вот коса
- Работа с предложением.
Логопед: Прочитайте предложения и исправьте в них ошибки: (слайд 16)
Жила-была коса с кослятами.
В каком слове ошибка?
Дети: - Ошибка в слове коса и кослятами. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.
На теревьях появились почки!
Дети: - Ошибка в слове теревьях и бочки. Надо поменять [т] на звук [д] и [б] на [п].
Логопед: Молодцы! Со всеми заданиями справились.
IV. Итог.
Логопед: Лесовичку очень понравилось, как вы работали на занятии и он будет приходить к нам ещё не раз. (слайд 17)
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: - Различали парные звонкие и глухие согласные, делали артикуляционную гимнастику, речевую зарядку, искали ошибки в предложениях…
Логопед: - Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Сегодня мы вспомнили, какие бывают согласные, как нужно различать звонкие и глухие согласные звуки и знаем теперь, что ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ звонкого от глухого звука – ЭТО РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.
Вы хорошо потрудились. Молодцы!
Спасибо Вам за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel
Мониторинг по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" в 3 классе содержится ...
Тест по теме " Парные звонкие и глухие согласные "
Проверить усвоение правописания парных звонких и глухих согласных ....
Урок русского языка во 2 классе по теме " Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"
формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова....
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....
Урок-практикум по русскому языку во 2-ом классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"
План урока:1. Организационный момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Работа по развитию речи.5. Фонетический разбор слова6. Работа по теме урока.7. Работа в парах8. Зрительно-слуховой дикт...