Игровая система кинезиологических заданий в работе с детьми с ОВЗ (комметарии к презентации)
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Макарова Елена Евгеньевна

Знакомство с эффективной игровой системой кинезилогических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровая система кинезиологических заданий в работе с детьми с ОВЗ»

(комментарии к презентации)

Макарова Е.Е.

                                       ГБУ ДО ЦППМСП       Пушкинского района

г.СанктПетербурга

Ворончихина Н.А.

школа – интернат № 67

Пушкинского района

 Слайд 1. Тема выступления.

  Слайд 2. Цель данной разработки

Все чаще встречаются дети, не способные совершить элементарные действия – поймать мяч, дотянуться правой рукой до левого уха и т.п. Нередко можно увидеть, как человек левой рукой подносит мобильник к правому уху или наоборот – правой к левому. Очевидная связь работы тела и мозга получила научное объяснение только в середине XX века в ходе исследований американского ученого Пола Деннисона. Изучив связь между работой полушарий и способностью видеть, слышать и двигаться, Деннисон пришел к выводу, что с помощью специальных физических упражнений можно восстановить в каждом полушарии те функции, которые свойственны ему генетически, и достичь баланса всей системы. Систему, оптимизирующую работу мозга, назвали образовательной кинесиологией (знания через движения).

        Слайд 1.  Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.

В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления.

 В последнее время логопеды - практики столкнулись с большими трудностями в работе. Это связано с тем, что в школу приходят более сложные дети - дети нового поколения (его называют "цифровым", "поколением большого пальца" и т.д.). Старые методики, разработанные в 60-70-ых годах,  действуют на них  не так эффективно. Требуются новые подходы к коррекционной работе.

Одним из таких подходов, оптимизирующих работу логопеда, является нейропсихологический принцип обучения. Он предполагает необходимость включения в коррекционные занятия  кинезиологических технологий ( упражнений на укрепление межполушарного взаимодействия) Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Слайд 4. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Слайд 5.          Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Получение информации осуществляется с помощью трех каналов восприятия – визуального, кинестетического и аудиального.          

          Визуал воспринимает информацию в основном зрительно, поэтому ему недостаточно слушать объяснения учителя – ему необходимы схемы, графики, макеты, иллюстрации. Для включения визуалов в работу рекомендуется использовать глаголы, активизирующие зрительную систему: посмотри, видишь, представь себе и так далее, а также слова, описывающие цвет, форму, размер объекта. У визуалов быстрая речь и высокая скорость реакции, так как они мыслят образами.

      Кинестетик не может усидеть на месте в момент объяснения нового материала – ведь усвоение информации у него идет через движения. Понимание этой особенности поможет взрослым терпимее относиться к непоседам, в разговоре с которыми лучше использовать слова и примеры, связанные с описанием движений и ощущений – прикоснись, почувствуй, возьми, пройдись. Речь кинестетиков обычно замедленная, потому что они прислушиваются к своим телесным ощущениям.

      Ребята с ведущим аудиальным каналом воспринимают информацию в первую очередь «на слух». Активизация этого канала происходит с помощью слов: послушай, услышь, прислушайся. Аудиалы отличаются логичностью и рационализмом мышления, их речь размеренна, ритмична и последовательна.

       Выявить особенности работы полушарий можно с помощью специальной диагностики, по результатам которой подбираются упражнения для активизации каналов восприятия.

Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в диагностической и развивающей работе

Мандала (mándala) «Горизонтальная восьмерка» является символическим выражением целостности и гармонии мозга. В теории Юнга она носит название «Магические круги». В работах П. и Г. Деннисон (США) называется «Ленивая восьмерка» и символизирует интеграцию работы мозга. Отечественные кинезиологи называют этот символ «Волшебная восьмерка», «Знак бесконечности», «Магическая восьмерка».

По характеру такого рисунка можно определить основной тип восприятия (модальность) человека и предположить функциональную специализацию полушарий

Слайд 6.  Рисование Ленивых восьмёрок или знака бесконечности благоприятно для работы глаз, поскольку при этом взгляд свободно пересекает центральную зрительную линию. Таким образом, мы учимся двигать глазами в центральном, правом и левом зрительном полях. Восьмёрка, которую мы рисуем, «лежит на боку», её центр разделяет правую и левую области. Когда глаза следят за плавным и непрерывным движением наших рук, они учатся фокусироваться одновременно. В коррекционной терапии данное упражнение используется очень давно, оно помогает развивать тактильные и кинестетические способности обучающихся с серьёзными проблемами обучения, готовит их к работе в срединном видимом поле. Это движение учит не перескакивать со строчки на строчку при чтении, не читать повторно одно и то же слово. Пол Деннисон начал использовать упражнение в 1974 году. Сначала он просил студентов рисовать Ленивые восьмёрки на доске, чтобы включались в работу крупные мышцы тела. Сразу после упражнения студенты начинали легко различаться символы и переставали путать «право» и «лево».

Это интересно!

Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы. Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембранда, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. А левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже.

К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича.

По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт.

К равнополушарным гениям относятся Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов

Слайд 7, 8. Двойные каракули – это упражнение, когда надо рисовать одновременно обеими руками в срединном поле, для того чтобы научить тело ориентироваться в пространстве и двигаться относительно его собственной срединной линии. Когда дети начинают писать буквы и числа, прежде чем у них разовьётся кинестетическое чувство, они пользуются только визуальной памятью. Как только они начинают различать «лево» и «право», они могут ощутить себя в центре, откуда идёт движение руки во время письма или рисования. Затем они понимают, что движение идёт к центру, от него, затем вверх и вниз. Двойные каракули помогают балансировать работу глаз, развивают координацию «рука-глаз», умение выполнять тонкую работу руками, улучшают зрительную конвергенцию и умение работать в срединном поле. Мы постоянно отмечаем, что когда у ребёнка улучшается зрение, он достигает лучших результатов в образовани

Слайд 9. Мы ознакомились с рекомендациями А.Л.Сиротюк по проведению кинезиологической программы: "Продолжительность занятий" зависит от возраста и может составлять от 5—10 до 20—35 мин в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45—60 дней. Желательно реализовать кинезиологический цикл. Ознакомившись с целями и задачами программы, мы разложили цикл упражнений на учебный год. Ребята выполняли их с интересом. Повышение работоспособности, улучшение памяти, внимания заметили и педагоги, и родители. Мы добавили музыку. Возрос эмоциональный настрой. . Из комплекса « Гимнастики мозга»  мы выбрали упражнения, которые целенаправленно улучшают орфографию, письмо, навыки чтения.  Это баланс письма, баланс для улучшения орфографии , баланс для улучшения навыков чтения, правописания, баланс скоростного чтения.

Слайд 10.Мы увидели, что упражнения в них перекликаются между собой и решили объединить их с комплексом, который проводился ранее. Получилась динамическая пауза.

Слайд 11.Вывод.

Слайд12.Спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях

В  статье даётся описание роли игры, игровых методов- как системы последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, приёмов; даётся  описание музыкальных игр, музыкальные за...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

Кинезиологические приёмы в работе с детьми с ОВЗ

Знакомство с эффективной игровой системой кинезиологических заданий...

Внедрение системы пиктографических символов в работу с детьми с УУО и ТУО

К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Введение новой системы коммуникации логопедом должно быть скоординировано со всеми остальными услугами и не должны...

"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ

Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.  Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости и...