"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка
Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями. Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости игровых технологий в обучении проблемных детей и положительных сдвигах, в их мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, а в сущности, их социализации. Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
2024
Введение
Игровая технология дидактические игры и упражнения А.А. Катаева, Е.А. Стребелева
Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями. Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной значимости игровых технологий в обучении проблемных детей и положительных сдвигах, в их мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, а в сущности, их социализации.
Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде (Н. Г. Морозова, 1976; А. А. Катаева, 1978, и др.). Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и уровня развития детей.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Результаты применения игровой технологии:
- формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения к заданиям;
- возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.;
-формирование предпосылок к развитию речи, умению видеть, слышать, осязать, развитию наглядных форм мышления;
-развитие основной функции речи – функции общения;
-получение обучающимися опыта, который даёт возможность понимать и решать знакомые задачи -в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Концептуальные основы игровой технологии.
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Теоретическая часть.
Требования к организации игровой технологии.
На сегодняшний день обучение осуществляется на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. От игр вообще педагогическая игра отличается чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В обучении детей старшего дошкольного возраста игра организуется взрослыми. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности
Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
-выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Виды педагогических игр
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные .
2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Эмпирические исследования проблемы использования игровых технологий в обучении.
Использование игр с правилами в обучении.
Особая роль отводится дидактическим играм. На базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.
Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями. Содержание занятий определяется «Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста».
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели:
• обучающая, которую преследует взрослый
• игровая, ради которой действует ребенок.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая
цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов.
Перед детьми ставится только игровая задача — докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Игры подбираются с учетом особенностей развития умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста и носят коррекционную направленность. Важное условие результативного использования дидактических
игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе
игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы:
• доступность
• повторяемость
• постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладевание способами усвоение общественного опыта.
Способы усвоения общественного опыта разнообразны, сюда можно отнести:
- совместные действия взрослого и ребенка
- употребление выразительных жестов, особенно указательного («жестовая
инструкция»)
- подражание действиям взрослого
- действия по образцу.
Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами постепенно, без специального обучения, и уже в дошкольном возрасте основными методами для них становится показ (подражание действиям взрослого), образец и словесная инструкция.
Первой задачей в коррекционной работе с умственно отсталым ребенком является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т.п.
Хоровод с куклой или мишкой
Цель. Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.
Оборудование. Кукла средних размеров.
Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей).
Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая
радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.
Возьми, кати
Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по речевой инструкции, дифференцировать глаголы «возьми», «кати».
Оборудование. Воротца, шарик, машина, мяч.
Ход игры.
Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед одним ставится машина, перед другим — шарик, перед третьим — мяч. Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку: «Кати», помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Затем, указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми», на шарик — «Кати» и т.д. Т. е. необходимо избегать ориентировки на порядок действий.
Развитие внимания
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение умственно отсталым ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию.
Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.
Продолжать активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей. Учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Будь внимательный!
Цель:
Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание.
Оборудование.
Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма. Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два — внизу, один — наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4—9, а расположение их варьируется.
Ход игры.
Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога, педагог ставит на стол шкафчик, рассматривает его, открывает ящички. Достает мелкую игрушку, показывает ее и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и 10 раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем число ударов по столу (отсрочка действия) увеличивается до 15—20 раз, увеличивается и количество ящичков, меняется их расположение.
Развитие подражание
Подражание — один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить умственно отсталого ребенка подражать — одна из важнейших задач начального этапа обучения, так как без специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.
Подражание — это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому в методике действия по подражанию называют также действиями по показу.
Обезьянка
Цель. Учить детей подражать мелким движениям.
Оборудование. Игрушка обезьянка.
Ход игры.
Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьянки любят подражать. Одной рукой взрослый делает движения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом предлагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движения руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.
Дидактические игры на развитие ручной моторики
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук.
Переложи игрушки
Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.
Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же.
При необходимости индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, вслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, «эталонами», сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы
геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
Развитие зрительного восприятия, восприятия формы.
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения
должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия.
Практическое выделение формы
Сделай картинку (занятие)
Цель.Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
1-й вариант. Оборудование.
Две доски (на каждой по 2—3 прорези): на первой — прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей (квадрата и треугольника), на второй — для выкладывания неваляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей (прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме соответствующие прорезям.
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него получилось.
2-й вариант. Оборудование.
Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).
Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки вперемешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.
3-й вариант. Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три треугольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы), поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямоугольника, маленького треугольника—трубы и двух кругов; вагон — из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие прорезям на доске. Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части — три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей — пять овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть частей — пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сложить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова перейти к ограниченному количеству изображений.
Восприятие величины
Величину так же, как и форму ребенок учится различать практически. Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. На основе длительного применения проб у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на раз
Лото (определение предмета по величине)
Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.
Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом». В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены
разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.
ном материале.
Восприятия цвета
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной,
перцептивной ориентировкой. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные.
Найди цветок для бабочки
Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.
познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).
Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) — для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с
изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2—3 цветка и по 2—3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.
Ход игры. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно — она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».
Формирование целостного образа предмета
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. У умственно отсталого ребенка формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно
сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его в изображении.
Что на картинке
Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.
Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изображений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).
Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы (на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызывает ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы угадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла машину». Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из
Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете.
Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раздела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Все это, естественно, вызывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.
Чего не хватает
Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей.
Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у которых можно снимать отдельные детали), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно - разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруднений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку.
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Речевой слух также развивается с младенчества.
Развитие неречевого слуха
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
Тук-тук-тук
Цель.
Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.
Оборудование.
Кукла, мишка.
Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых).
1-й вариант.
Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала»,— говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.
Развитие речевого слуха
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для предупреждения в отставании пассивной и активной речи умственно отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал. При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому восприятию.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями — от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Другой путь — от восприятия к наглядно-
образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой.
Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.
Переход от восприятия к мышлению
Формируя у детей целостное восприятие предметов, восприятие их свойств и отношений, мы одновременно постепенно формируем и представления о них, представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствие самого предмета. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. А это и есть одна из важнейших задач наглядно-образного мышления. Таким образом, сенсорное воспитание ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления. С другой стороны, развитие восприятия, в частности выбора по образцу, оказывается основой первых форм обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. В процессе развития восприятия происходит упорядочивание и систематизация свойств и отношений предметов, которые ложатся в основу так называемой сериации.
Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей не формируются стихийно, они требуют обучающего воздействия взрослого. Тем более для умственно отсталых детей становление их мыслительных процессов требует повседневной, хорошо продуманной коррекционной работы.
Переход от восприятия к обобщению
Переход от восприятия к обобщению тесно связан с выбором по образцу. В какой-то мере уже сам выбор по образцу несет в себе первый элемент обобщения. Ребенок, выделив какое-либо свойство в одном предмете, должен выделить его и в другом и объединить
оба объекта по данному признаку. Если же к одному образцу подбирается не один, а несколько сходных с ним объектов, то это уже не выбор по образцу, а группировка, т. е. подлинное обобщение.
По грибы
Цель.Учить подбирать к образцу не один, а несколько объектов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.
Оборудование.
Грибы из счетного материала (шляпки разного цвета — красные, желтые, белые, коричневые), корзиночки для сбора грибов.
Ход игры.
Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расставляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Берет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой. Отдает корзинки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями. Затем дети показывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в
слове — «все красные», «все желтые».
Во всех этих играх нужно менять материал, образцы, ситуацию, даже место проведения игры, чтобы дети каждый раз думали, а не запоминали. Не следует путать запоминание и мышление.
Переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления
Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-образному мышлению, то речь идет о возможности восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими образами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в процессе разных видов деятельности. Представление о предметах, свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызвано словом или показом соответствующего изображения и в свою очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции
или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по описанию, отгадывание загадок и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с оперированием образами — их перестановкой, соединением частей мысленным путем. Такая возможность формируется у нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства. Даже решая логические задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, оперируют ими.
Развитие элементов причинного мышления
С физическими явлениями дети встречаются в своей практической деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысливают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими словами, интерес к причине того или иного явления связан с возникновением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упражнениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит
что-то необычное, нарушается привычный ход явления.
Развитие наглядно-образного мышления
Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — это умение действовать в уме, оперируя образами представления. Начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При решении перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соответствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь определенное представление об этом образце.
В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они
воспринимались, является исходным. Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудности при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изображение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытаются действовать.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам — фразы.
Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.
Развитие речевого общения
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке педагога, говорят заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.
Позови
Цель.
Формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование.
Мяч.
Ход игры.
Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом — покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое время Коля садится, теперь Вова зовет друга.
Игры - Драматизации
Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр.
Колобок
Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст, вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально.
Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.
Ход игры.
Воспитатель распределяет между детьми роли (колобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно
так, как действовали игрушки в кукольной театре, и вступая в разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным, передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так же не следует стремиться к дословному повторению текста. После окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточняет текст диалогов.
Развитие познавательной функции речи
Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, мышления и деятельности. Для того чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно раскрыть образ каждого
предмета, его свойства, качества. Слово, сначала названное взрослым, а затем ребенком, должно быть осмыслено ребенком и вызывать в памяти соответствующие свойства предмета или его действия. При передаче новых знаний о незнакомых предметах или действиях необходимо познакомить детей со свойствами и отношениями предметов.
Передавая детям знания о знакомых им предметах, свойствах, действиях, явлениях, педагог тем самым заставляет их по-новому взглянуть на привычную действительность. Но и здесь также необходимо, чтобы за словом стояли конкретные представления. Таким образом, познавательная функция непосредственно связана с развитием смысловой стороны речи, с расширением значения слова.
Расширение, уточнение и обобщение значение слова
У умственно отсталых детей слова пассивного и даже активного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слишком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка знания. Над расширением и уточнением значения слов с умственно отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую работу. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на определенном уровне развития речи.
Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.
Посмотри и назови (занятие)
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.
Оборудование. Две большие карточки с изображением: на первой — женщина моет посуду, на второй — портниха шьет платье, маленькие картинки с изображением моркови, яблока, игрушки, сапог, штор, наволочки, мягкой игрушки, пальто.
Ход занятия.
Педагог раздает всем детям конверты, в каждом 2—3 картинки. Затем на наборном полотне выставляет большие картинки и рассматривает их с детьми по очереди. Вначале рассматривает первую картинку— «Женщина моет посуду», спрашивает: «Что нарисовано?» Просит подобрать маленькие картинки, которые подходят к большой. Педагог уточняет: «Что делает тетя? Посмотрите на свои картинки и подумайте, что можно еще мыть». Дети рассматривают свои картинки, выходят и вставляют их в наборное полотно около большой картинки. При этом они называют: «Девочка моет яблоко», «Дети моют игрушки» и т. д. Затем педагог рассматривает с детьми другую большую картинку. Каждый подбирает маленькие картинки к большой. Ребенок должен назвать, что можно еще шить: «Тетя шьет пальто», «Бабушка шьет шторы», «Тетя шьет наволочки» и т. д. Подводя итог, педагог просит детей повторить, что моют люди, что шьют.
Диагностика.
Таблица результатов
Аспект | Преимущества использования технологии | Ограничения использования технологии |
Мотивация | Повышение интереса и вовлеченности учащихся | Не все учащиеся могут быть заинтересованы в игровых технологиях |
Коммуникация | Улучшение коммуникации и сотрудничества между учащимися | Могут возникать проблемы с коммуникацией в виртуальной среде |
Активное обучение | Стимулирование активности и самостоятельности учащихся | Требуется дополнительное время для подготовки и организации игровых заданий |
Практические навыки | Развитие практических навыков и умений через взаимодействие с игровыми средами | Не все предметы и темы могут быть эффективно изучены с помощью игровых технологий |
Результаты мониторинговых исследований
при использовании игровой технологии
2021-2023 г.г.
№п/п | Ф.И. ребёнка | Коммуникативные навыки | Игровые навыки | Активность | Самореализация | ||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | ||
1 | Егор Б. | н | с | н | с | с | в | н | с |
2 | Тимур И. | с | в | н | в | с | в | с | в |
н- низкий уровень; с- средний уровень; в- высокий уровень
Итоговые показатели использования игровой технологии
На начало использования технологии | На текущий момент использования технологии | ||
низкий уровень | 50% | низкий уровень | 0% |
средний уровень | 50% | средний уровень | 37,5% |
высокий уровень | 0% | высокий уровень | 62,5% |
Заключение.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой сферы, каждая игровая ситуация общения ребенка со взрослыми, с другими детьми является для него “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Использование игровых технологий позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, мышления, внимания, восприятия. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Кроме того, использование игровых технологий способствует органичному вхождению ребёнка в новую социальную ситуацию, помогает приобрести новый статус – статус ученика, овладеть элементами учебной деятельности, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы педагога и решением его основных задач.
Список использованной литературы
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» М.1993г.
Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». М. 2011г.
С.Е.Гаврина, Н.Л Кутявина И.Т. Топоркова, С.В. Щербина «Тесты для детей 5 лет». ч., ч.2, г. Киров.
И. Бушмелева «Тестовые задания для детей 3-4 года. Логика». М.2007г.
И. Бушмелева «Тестовые задания для детей 3-4 года. Окружающий мир». М. 2007г.
Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. – М. Просвещение, 2009г.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: «БУК – МАСТЕР», 1993г.
Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности школьников. - М.:Сфера,2010.
Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - Москва:” Народное образование»,2005.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов – Детство-Пресс, 2012.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологий.
«В гостях у ежа»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
2024
Конспект индивидуального занятия с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Цель:
-Ребенок научится ориентироваться на плоскости по словесной инструкции,
отражать в речи место расположения предметов: посередине, вверху, внизу, слева, справа.
Задачи:
-Закрепить счет до 4х, состав числа 4 из двух меньших (2 и 2) в процессе игровой деятельности.
— Коррекционная задача: Развивать общую и мелкую моторику рук в процессе игры, используя различные средства: массаж , рисование на песке, упражнения для пальцев рук (с использованием пипетки, пинцета, прищепок).
— Развивать психические процессы: зрительное, тактильное и слуховое восприятие, зрительную память, внимание.
— Воспитывать интерес к окружающей природе, умение любоваться ее красотой через упражнение на релаксацию «Звуки природы».
Оборудование: Ящик с песком (со стеклом и подсветкой). Декорация леса. Мешочки-норы с наполнителями из гороха, гречки, риса ,4 ежа, заяц, лиса. Цветы на прищепках, пипетка, вода, пинцет, тарелочки для ежей.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
По дорожке к сказке в дом
Мы сейчас с тобой пойдем:
По прямой — идем, идем
По извилистой пойдем
Домик мы с тобой найдем.
2. Дидактическое упражнение: «Угадай, кто в доме живет».
— Как ты думаешь. Кто живет в этом доме?
— Узнай жителей на экране и покажи пальчиками, тогда они появятся.
На мониторе последовательно появляются изображения частей тела животных: рога коровы, хвост собаки, ноги козы, иголки ежа.
Ребенок называет животных и показывает на пальцах. На мониторе последовательно появляются изображения коровы, козы, собаки, ежа.
Появившееся животное подает голос.
— Как корова подает голос? ( «му», корова мычит)
— Как коза (собака, еж) подает голос? ( «бе», коза блеет; собака лает; еж пыхтит)
3.Д/игра: «Четвертый лишний».
— Кто здесь лишний? Почему?
-Каких животных больше домашних или диких?
-Отвернись. Вспомни, кто пришел первым?
( вторым, третьим, четвертым).
-Куда исчезли животные?
-Где прячется еж?
4. Д/игра «Найди ежа».
-Попробуй найти ежа в нашем сказочном лесу.
Ребенок на ощупь ищет ежа последовательно в трех норах (мешочках с различными крупами).
-Кого ты нашел? Почему ты думаешь, что это заяц? (лиса, еж).
-Сколько ежей ты нашла?
(ребенок достает и пересчитывает — 4 ежа и 1суджок).
-Здесь все ежи? Почему ты перепутал ежа и мяч?
— Наши ежики немного отдохнут. А мы поиграем мячом.
Массаж пальцев рук и ладоней суджоком по подражанию
Покатился круглый ежик
По ладошке, по ладошке,
Он по пальчикам бежит,
Потихонечку пыхтит
5. Д/игра «Угостим ежей»
-Чем можно угостить наших друзей? ( яблоками, грибами).
-Дай каждому ежу столько яблок, сколько листьев на иголках. (1, 2, 3,4)
(яблоки раскладывает пинцетом).
-Весной всем не хватает витаминов. Капни столько витаминов, сколько яблок у ежей (использование пипетки).
Поели наши ежи и захотели погулять. И мы вместе с ними.
Динамическая пауза «Дом» (по подражанию)
Мы с тобою строим дом,
Есть окошко в доме том,
Рядом елочка растет,
Ежик в домике живет.
6. Проблемная ситуация.
-Пока ежи веселились налетел злой ветер и замел норку травой и листьями. Не могут ежики найти свой дом, замерзли. Как им помочь?
( варианты помощи предлагает ребенок).
-У нас нет инструментов, чтобы построить дом.
Но в нашей сказке есть волшебный песок. Он нам поможет.
7. Упражнение: «Рисуем избушку для ежей»
Работа с песком: Ориентировка на плоскости и рисование на песке по инструкции:
-Вот песчаная полянка. Покажи середину полянки ( верх, низ, правую сторону, левую сторону).
-Посередине полянки стоит избушка.
-Вверху светит солнышко. У него 2 длинных луча и 2 коротких.
-Справа от избушки растут 2 елки. Одна высокая, одна низкая.
-Слева от избушки растут 2 высокие березы.
— Внизу, под горой бежит ручей.
-У ручья растет трава.
-А где же ежи? Посади коричневых ежей между елками. Розового ежа— под березу. Ежа в шляпе — перед домом.
Словесный отчет.
-Расскажи ежам:
-Где стоит избушка? С какой стороны от избушки растут елки? (березы),
-Что находится вверху? ( внизу).
-Только почему — то наши друзья загрустили.
-Покажи, какие они грустные
(ребенок мимикой изображает грусть).
-Чего-то не хватает на весенней полянке. Как ты думаешь — чего? (цветов)
8. Упражнение «Посадим цветы».
Работа с прищепками.
-Давай найдем и посадим цветы для ежей. Посади на травку 2 ромашки и столько же маков. Сколько всего цветов?
(показывает на пальцах 2 и 2 —всего 4)
-Красиво стало на полянке. Обрадовались ежи, улыбнулись.
Покажи, как они радуются (ребенок мимикой изображает радость).
9. Упражнение на релаксацию
— Побегали ежики по травке и решили отдохнуть и полюбоваться весенним лесом. И мы вместе с ними сядем поудобней и полюбуемся на лесную полянку.
10. Итог
-Ежики говорят тебе: «Спасибо за сказку. Приходи играть еще».
Ученик прощается с друзьями и уходит.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологии
«Цветик-семицветик»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
2023
Цель: развитие познавательных психических процессов.
Задачи:
1. формирование элементарных математических представлений;
2. закрепление знаний о плоских геометрических фигурах (круг, квадрат треугольник, прямоугольник) и развитие умения конструировать из них заданные предметы;
3. развивать логическое мышление, мыслительные операции анализа и синтеза, классификации;
4. развивать речь, обогащать и активизировать словарь;
5. развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику;
6. воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий, навык самоконтроля и саморегуляции;
7 .формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: «Цветик-семицветик», закрепленный на стене; сундучок, наборы цифр от 1 до 9 (на каждого ребенка); фигурки животных для фланелеграфа: лягушка, мышка, зайка, лиса, волк, медведь; дидактическая игра «Дострой домики»; весенние цветы с написанными на лепестках слогами; наборы геометрических фигур для конструирования корабля (на каждого ребенка);дидактическая игра «Число и цифра»; медали-награды из шоколада.
Ход занятия:
Дефектолог: Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой необычный цветок расцвел в моём саду. (Обращает внимание детей на цветик-семицветик). Этот цветок волшебный. Стоит оторвать лепесток, загадать что-то, произнести волшебные слова и ваше желание исполнится:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток, через север,
Через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!»
Вели, чтобы мы с ребятами оказались в сказке.
Сказки нет, вот сундучок. А на нем висит замок. Интересно, что внутри? (пытается открыть, но сундук не открывается. Постукивает по крышке.). Где же сказка?
Сказка спряталась… Задача!!! Чтобы сундучок открыть, надо поскорее нам секрет замка раскрыть. Много цифр таит замок, это будет замка код. Быстро на секрет взгляните, цифры нужные найдите.
Упражнение “Вставь пропущенные цифры»
1…3…5…7…6 10.
- Почему же не открывается замок?
Упражнение “Найди ошибку”
(6 заменить на 9 – “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”)
Вот разгадан код замка, открываем сундучок… Вот и сказка…
На поляночке лесной
Стоял домик расписной,
Всех зверюшек спрятать мог,
Что за домик? (Теремок)
Верно, дети. Сегодня у нас в гостях сказка «Теремок». А теперь давайте отгадаем, кто спешит к нам в гости.
Отгадывание загадок.
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый-краса! Как зовут ее? (Лиса).
5. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Вот, сколько игрушек подарил нам волшебный сундучок!
Упражнение «Порядковый счёт»
Давайте вспомним, кто первым из героев сказки нашёл в чистом поле теремок? (мышка) Кто пришел вслед за мышкой? (лягушка-квакушка) Какая она была по счёту? (вторая) Кто был следующий? (зайчик-побегайчик) Он был по счёту..? (третий) Кто был четвертым? (лисица) Кто прибежал вслед за лисой? (волк-зубами щелк) Он был по счёту какой? (пятый) А последним был…(медведь) Он был по счёту (шестой).
Чем закончилась сказка про теремок? (Мишка взобрался на теремок и сломал его).
Да, так заканчивается сказка, но наша сказка на этом только начинается. Погоревали звери, погоревали и решили построить сообща каждому по домику. А мы им в этом поможем с помощью нашего волшебного цветика-семицветика.
Мы срываем следующий лепесток, синий. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы с детьми стали строителями».
Сколько домиков нам нужно построить? (шесть) Дома будем строить разные. Как вы думаете, для кого мы построим самый высокий домик? А самый низкий?(ответы детей)
Принимаемся за дело.
Упражнение “Дострой домики” (для закрепления состава чисел 3, 4, 5, 6)
Каждому из вас надо построить домик. В нем будет столько этажей, сколько обозначено на крыше дома. Дима, сколько этажей будет в твоем доме? Ваня, а в твоем? (дети выполняют задание).
Давайте расскажем, как мы “строили ” домики, составим примеры.
А чтобы вокруг всё было красиво, мы посадим возле домиков цветы. Мы срываем следующий лепесток, желтый. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы вся поляна покрылась яркими весенними цветами».
Пальчиковая гимнастика «Весенние цветки»
Вот весенние цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Помахать руками перед собой.)
Наши яркие цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы.)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол.)
Дефектолог: Весело нам было в сказке. Куда бы нам еще отправиться? Давайте отправимся на необитаемый остров. Для этого нам понадобится транспорт. Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей) Какой воздушный транспорт вы знаете? Назовите водный транспорт? Наземный? В наше путешествие мы отправимся на корабле. Срываем следующий лепесток, оранжевый. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы перед нами явился корабль».
Задача непростая. Корабль надо построить. (Показывает образец корабля, сложенного из геометрических фигур).
Из каких геометрических фигур сложен корабль? Сколько нам понадобится кругов? Прямоугольников? Квадратов? Треугольников? Приступаем в делу. (Дети складывают корабль из геометрических фигур).
Дефектолог: Молодцы ребята, какой замечательный корабль у вас получился. Давайте поплывем на нем на необитаемый остров, отрываем следующий лепесток и говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы с детьми оказались на необитаемом острове».
Как много здесь разных фруктов и ягод. Бананы, ананасы, апельсины, чего только нет. Давайте соберем фрукты и ягоды и посчитаем, сколько их.
Дидактическая игра «Число и цифра» (Дети пересчитывают фрукты и находят соответствующую цифру).
Дефектолог: Ребята, на этом острове живут очень забавные животные, давайте сделаем вместе с ними зарядку.
Упражнение «Координация речи с движением «Звериная зарядка»
Раз зарядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка (ладошки на голову - ушки)
А лисята как проснутся (кулачками глаза потереть)
Любят долго потянуться (потягивание с отводом рук),
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладонью),
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами).
А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спинке вперёд),
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх).
Ну а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч),
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу),
Долго топчется на месте (раскачивание туловищем).
А кому зарядки мало, начинает всё сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
Дефектолог: Ребята, понравилось вам путешествовать? (да) Впереди вас ждут еще много интересных приключений, открытий. А сейчас нам пора возвращаться в наш центр. Мы срываем следующий лепесток, голубой. Говорим волшебные слова: «Вели, чтобы мы снова оказались в нашем центре».
Подведение итогов:
У нас остался еще один лепесток. Он необычный. С сюрпризом для вас. Дефектолог срывает последний лепесток и говорит:
В награду за знания – получите медали,
Пусть будут добрыми воспоминания!
(Вручение призов – медалей из шоколада).
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Конспект индивидуального дефектологического занятия с использованием игровой технологии
«Большой - маленький»
Составитель: Приступа Елена Юрьевна
учитель - дефектолог
Тема занятия: «Большой – маленький»
Цель: Формирование навыка различения предметов по величине: большой – маленький.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать память;
- развивать внимание;
- развивать мышление;
- развивать кругозор;
- активировать и обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу;
- закрепить умение показывать, называть предметы;
- воспитывать активность, положительное отношения детей к деятельности на уроке;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы доступными средствами.
Образовательные:
- расширять представления детей о величине предметов;
- формировать умение различать предметы по размеру;
- развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова: большой, маленький в собственной речи.
Оборудование
- аудиозаписи «Скрип снега», «Звук вьюги»;
- мягкие игрушки - медведи большой и маленький;
- шишки разного размера: большие и маленькие;
- подносы с манкой и фломастеры;
- карточки с изображением бочонка меда, малины, шишки и др.
Использованы следующие технологии:
- здоровьесберегающая;
- игровая;
- личностно-ориентированная.
Оборудование.
Демонстрационный материал. 2 неваляшки (большая и маленькая), макет дерева с яблоками.
Раздаточный материал. Нарисованные яблоки, карточки с контурным изображением неваляшек, подносы с кругами разного размера.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент «Встреча с неваляшками». На столе стоят две неваляшки большого и маленького размера, накрытые платками.
Учитель-дефектолог качает неваляшку, чтобы она зазвучала, затем снимает платок.
- Кто это? (неваляшка).
Учитель-дефектолог качает вторую неваляшку.
- А здесь кто? (неваляшка).
- Неваляшки разные по размеру? (да. Большая и маленькая).
- Как они песенку поют? (динь-динь).
2. Работа по теме занятия.
2.1 Дидактическое задание «Рассмотри яблоки».
Цель: учить воспринимать величину предметов.
Учитель-дефектолог предлагает ученику сесть на стул напротив дерева с яблоками.
- Какое дерево по размеру? (большое).
- Сколько яблок на дереве? (много).
- Яблоки одинаковые по размеру? (нет).
- Какое это яблоко? (большое).
- А это, какое яблоко? (маленькое).
2.2 Дидактическая игра «Угостим неваляшек».
Цель: учить ученика соотносить объёмные и плоскостные предметы по размеру.
- Давай угостим наших неваляшек яблоками. Большой неваляшке дадим, какие яблоки? (большие). А маленькой неваляшке? (маленькие яблоки).
Ученик по очереди раскладывает яблоки неваляшкам, называя и показывая размер.
- Сколько яблок у неваляшек? (много).
3. Физкультминутка.
Игра на согласование текста с движениями.
- Наши неваляшки загрустили. Давай их развеселим, споём им песенку и потанцуем.
Мы, милашки,
Куклы – неваляшки,
Куклы – неваляшки,
Яркие рубашки.
4. Продолжение работы по теме занятия.
4.Дидактическое задание «Сравни круги».
Цель: учить сравнивать предметы по размеру, закрепить цвет.
На столе лежат круги разного размера.
- Какого цвета у вас круги? (красного).
- Они одинакового размера? (нет, разного).
- Найдите самый большой круг, положите на стол.
- Теперь, среди оставшихся, найдите большой, положите на стол. Круги одинаковые? (нет). Значит, второй круг, какой? (маленький).
4. Дидактическая игра «Собери неваляшку».
Цель: учить собирать целый предмет из частей, развивать воображение.
а) показ действий с объяснениями;
б) самостоятельная работа ученика.
5. Итог занятия.
- Сколько стало неваляшек? (много).
- Молодец! Хорошо сегодня потрудился. Неваляшки стали весёлыми. А теперь ты можешь с ними поиграть.
Список использованной литературы
- Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации. – М. Просвещение, 2009г.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: «БУК – МАСТЕР», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение игровых технологий в работе с детьми"
Основные виды деятельности человека : игра, учеба и труд. Все они органически присуще ему, последовательно развиваются плавно притекая друг в друга. Игра – первый важный вид деятельности и не надо отн...
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...
«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»
В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми группы общеразвивающей направленности 1,5 - 3 лет по социально-коммуникативному развитию с применением игровой технологии «Игрушки в гостях у ребят»
Цель занятия - закрепление знаний об игрушках, действиях с ними....
«Применение образовательных технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ»
Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося де...
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эфф...
«Применение игровых технологий в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вт...