ОШИБКИ ЛОГОПАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА/ игры направленные на их коррекцию
консультация по логопедии
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_kor_rab.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОШИБКИ ЛОГОПАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
2) перестановка букв и слогов— «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тара-ва» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже, Буду шофером»;
8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у гле-ста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
9} нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1) аграмматизм — «Саша и Лена собирайт цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
ОПИСАНИЕ ПРИЁМОВ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ
"Графическая музыка"
Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии. Найти в этих линиях образы и обвести их карандашом разного цвета.
"Дорисуй предмет"
Рисование замкнутых петлеобразных линий. Рисование спиралеобразных линий.
"Чернильные пятна и бабочки"
Капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, разверните. Преобразуйте пятна в образы.
Варианты:
- Дайте всем членам группы похожие пятна для доработки, а затем сравните результаты.
- Вырежьте и дорисуйте отдельные фрагменты пятна, наиболее понравившиеся вам.
"Кляксография"
Ребенку предлагается поставить кляксы, используя гуашь, тушь или акварельные краски, и, направляя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы, придумать ему название.
"Пуантилизм" - пальцевая живопись
Нарисуйте предмет, накладывая цветовые пятна (гуашью) одним или несколькими пальчиками.
"Монотипия"
Ребенку предлагается нарисовать цветовые пятна, затем согнуть пополам лист, разгладить его поступательными и круговыми движениями, получив тем самым идентичные цветовые пятна. Дорисуйте образы.
"Мое настроение"
Выберите по желанию цвет краски, нарисуйте цветовые пятна и линии. Найдите в них образы.
"Помощницы"
Пусть правая и левая руки выберут свои цвета. Закрыв глаза, создайте две каракули, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.
"Волшебная ниточка"
Ниточками разных цветов "рисовать" (выкладывать на бархатной бумаге) контуры предметов.
Развитие навыка Связного говорения практическими методами
Для развитие навыка по овладению основными видами рассказывания без обращения к правилам построения монологического сообщения.
Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания нами были использованы следующие приемы.
1. Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требовалось:
а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;
б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по памяти;
в) найти место «пропавшей» картинке в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
г) найти «ошибку» логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
д) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным учителем-логопедом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;
е) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;
ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный} рассказ;
з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т. д.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
а) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
б) выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;
в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» — «случай на реке»);
г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно. Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых, они должны придумать какое-либо событие. Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая
игра является плодотворной и полезно» для детей, страдающих моторной ал ал ней, поскольку требует соотнесения «конического языка (предметные изображения! с пара-лингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у учащихся естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.
4. Игры в «семантические абсурды», когда школьникам предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитие поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5. Ассоциативные игры, цель которых — актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
— любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
- слова (слов), близкою по смыслу к заданному;
- слова (слов), противоположного по значению;
- ряда слов к заданному;
- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и т. д.);
— слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
- слов для адекватного завершения смысла высказывания {«Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);
- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал).
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
6. Чтение как специальный прием, создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения: сказкам, рассказу, стиху. Этому способствует чтение с различными установками, нацеливающими на придумывание начала, конца, середины к прочитанному тексту.
Виды письма в коррекционной работе.
1. Списывание:
а) с рукописного текста,
б) с печатного текста,
в) осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Ценность его - в возможности согласовать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву, что вытекает из положения о слоге как основной единице произношения и чтения. Следовательно, специфической задачей письма становится правильное послоговое проговаривание согласованное с темпом письма. В случаях, когда ребенок слабо усваивает это требование, допускает многочисленные пропуски букв, полезно предлагать для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги черточками.
С первых упражнений в списывании желательно воспитывать у школьников навыки самопроверки. Для этого нужно не исправлять ошибки, а лишь отмечать на полях, предлагая ученику сверить свою запись с текстом учебника, карточки, доски. Несколько позже вводится прием взаимопроверки. Ученики попарно обмениваются тетрадями, цветным карандашом отмечают на полях замеченные ошибки. При оценке работ учитывается качество первоначального выполнения задания, исправление ошибок в соответствии с пометками на полях.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта, на несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом.
Графический диктант - это наиболее интересная и продуктивная форма письма под слуховую диктовку, которую может использовать на своих уроках.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты. Проводится графический диктант следующим образом.
Перед детьми ставится задача определять по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий 3 и глухой Ч (случаи оглушения звонкого согласного на данном этапе не включаются в текст). Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерками; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука - двумя буквами в той последовательности, в которой они следуют в составе слов. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды, Так, продиктованная фраза:
"В сосновом лесу смолистый запах" - в записи выглядит следующим образом: "СС С СС 3".
В ходе графического диктанта логопед раздельно проговаривает слова, фразы. При первом прослушивании ученики загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении.
Графическая запись может использовать также при закреплении других изученных тем, например:
1. При проверке навыка определения количества звуков в слове.
Диктуются слова: Ученики обозначают звуки:
стук ....
2. При проверке умения определить количество слогов: Диктант слов или показ картинок Запись:
слива и а
автобус а о у.
3. При прохождении темы "Предлог"
У входа в дом стоял старик с фонарем. У_ в_ _ _ с_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для коррекции, развития зрительно-пространственных представлений
Успеваемость для детей младшего школьного возраста - главный объективный и субъективный показатель их...
Авторская дидактическая игра "9 клеточек" по коррекции звуковой стороны речи
Формирование звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка. С целью повышения эффективности коррекционного процесса необходимо...
Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление
В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...
Направления работы по коррекции личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с форм...
Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее фи...
дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".
Дислексия"Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в по...