Постановка звуков при дизартрии
методическая разработка по логопедии
Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от
подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvukov_pri_dizartrii.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звуков при дизартрии
Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от
подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку.
Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции. Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в]. Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок: [с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].
Такая последовательность в выборе звуков для коррекционной работы объясняется рядом факторов:
прежде всего, последовательностью формирования звуков в онтогенезе;
возможностью опираться на зрительный контроль, на кинестетические ощущения;
— опорой на тактильно-вибрационный контроль. Кроме того, предусматривается постепенный переход от простых артикуляций к более трудным.
Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии
Гласные: | [э, а, и, ы, о, у] |
Согласные: | [м'-м] |
Сонорные | [н'-н] |
| [j] |
| [л'-л] |
| [Р'-Р] |
Смычно-взрывные | [п'-п] |
| [б'-б] |
| [т'-т] |
| [д'-д] |
| [к'-к] |
| [г'-к] |
Щелевые | [Ф'-ф] |
| [в'-в] |
Переднеязычные | [с'-с] |
| [з'-з] |
| [ш-ж] |
| [х'-х] |
| [щ] |
| Ч |
| [Ц] |
Приемы коррекции наиболее часто нарушаемых звуков
ЗВУК [с]
Правильная артикуляция звука [с]
Губы слегка растянуты.
Зубы сближена на расстоянии 1 мм.
Язык кончиком упирается в нижние резцы.
Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).
Голосовые связки: разомкнуты.
Выдох: несколько усилен.
Нарушения: сигматизмы
Межзубный — кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;
Боковой — (хлопающий звук) — воздух идет по обоим краям языка или вбок;
Носовой — (назальный звук) — заменяется иногда храпом в нос — носовой оттенок последующего гласного.
Губно-зубной [с—ф]. Нижняя губа образует щель с верхними зубами.
Призубный [с—т]. «Суп—Туп». Язык упирается в верхние зубы.
Шипящий [с—щ]. «Собака—щабака». Язык поднимается вверх.
Подготовительные упражнения:
1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку, сул- танчик, бумагу.
б) Из положения «Забор» положить язык на ниж- нюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы ра- зомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка.
в) Из положения «Забор» упражнение «Кто даль- ше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно
дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».
2. Упражнения для губ:
а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удер- жать в таком положении на счет 3—4, напрягая губы.
б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произ- носить звук [у]).
в) из положения «Забор» (губы растянуты) перей- ти в положение «Трубочка» (губы вперед) произно- сить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).
3. Упражнения для языка:
а) «Сделай язык широким»: из положения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».
Цель: расслабление мышц языка.
в) «Покусаем язычок»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.
Цель: расслабление мышц языка.
г) «Мост» — язык лежит плоско на дне ротовой полости.
Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.
д) «Почистим зубы» — из положения «Мост» вы- полнять движения языком сверху вниз по зубам.
Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами.
е) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бу- тылочку, бутылочку держать, приложив к подбород- ку, край ее горлышка у нижней губы.
ж) Из положения «Мост» — дуть в маленькую бу- тылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку дер- жать, как в предыдущем упражнении.
Цель: выработать целенаправленный сильный выдох.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».
П. От опорного звука:
а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «За- бор». Длительно произнести звук [и], затем упражне- ние «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
III. Механический способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т. е. распластать язык и напряженным кон- чиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка поло- жить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно,как в упражнении «Холодный ветер».
б) То же с медленным выниманием шпателя или зонда.
IV. Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При уд- линении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «жело- бок». После правильного выдоха язык постепенно за- водят за зубы.
б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
а) Выполнить подготовительные упражнения. Вы- брать способ постановки.
б) Предложить ребенку запомнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» —- «Забор». А затем «Хо-
лодный ветер», т. е. длительно подуть. Следить за положением языка за нижними зубами.
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
а) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ф] — в словах, близких по звуковому составу, при дифференциации в слогах, среди фонем.
б) Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Подготовительные упражнения.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер». Если не по- лучается, то логопед придерживает нижнюю губу ре- бенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает выполнить упражнение «Холодный ветер». Затем ре- бенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, повторяет упражнение «Холодный ветер». Когда звук будет по- лучаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными (сначала с механической помощью, затем без нее).
ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Сопоставление и различение на слух звуков [с-т] в словах близких по звуковому составу («сан- ки-танки»), в слогах, среди фонем (см. развитие фо- нематического слуха).
в) Легким нажатием шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать вы- ход для воздуха через межзубную щель.
г) Предложить ребенку держать язык между рез- цами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на меж- зубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на рас- пластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.
БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
б) Выполнить упражнение «Лопата». Подуть на широкий язык. Сначала язык находится между губ, а затем между зубами.
в) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Дифференциация носового и ротового выдоха.
в) Выполнить упражнение «Лопата» — положение языка между губ. Подуть на широкий язык. Подуть на язык в межзубном положении.
г) Автоматизируют межзубный звук в слогах, сло- вах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм.
ШИПЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.
б) Сопоставление и различение на слух звуков [с—ш] в словах, слогах, среди фонем.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», удерживать язык за нижними резцами.
г) Из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата», подуть на язык в межзубном положении.
д) Автоматизируют межзубный звук [с] в слогах, словах, фразах.
е) Исправление межзубного звука [с] с помощью упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — Холодный ветер».
Примечание: при исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.
ЗВУК [з]
Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготовительные упражнения те же, что и для звука [с].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близ- ких по звуковому составу, в слогах, среди фонем (см. «Развитие фонематического слуха»).
б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ре- бенок прикладывает к шее логопеда, другая рука ка- сается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — го- лос проснулся. Звенит «Комар».
П. От опорного звука:
Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».
Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».
ЗВУК [ц]
Артикуляция звука [ц]
В первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верхними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свойственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посередине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная
струя сильная, холодная, голосовые связки разомкнуты (голос не звучит).
Звук [ц] — сложный, состоит из двух звуков: [т] и [с], которые произносятся быстро, один за другим: [тс] — [ц] («Кузнечик»).
Нарушения произношения [ц] такие же, как и у звука [с].
Подготовительные упражнения
I. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно выдохнуть воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [тс].
П. Упражнения для губ:
Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражнение «Забор». На счет до 5-10 удержать улыбку.
III. Сопоставление и различение на слух звуков [ц—с, ц—т'] в словах, близких по звуковому составу («свет — цвет»), в слогах, среди других фонем.
IV. Упражнения для языка:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий [т]. При произнесении [т] кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи, контроль — ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемого воздуха.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА: I. По подражанию:
а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.
5 Армию •.. Ф.
129
б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед- ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка- салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу- бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо- мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы- дохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряже- ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».
в) То же, но без зажатия боковых краев языка.
II. От опорного звука:
а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».
б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат—с = ац».
III. Смешанный способ:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.
Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».
ЗВУК [ш]
Артикуляция звука [ш]
Губы: в улыбке, зубы видны — это положение «Забор».
Зубы: сближены, но не сомкнуты. Язык: широкий, в форме чашечки, находится за верхними зубами. Кончик языка поднят по направ
дению к нёбу (за альвеолами), но не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по боковым краям струю выдыхаемого воздуха. Нёбная занавеска поднята.
Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Выдох несколько усилен. Воздушная струя теплая.
Нарушение произношения звука [ш]
— Сигматизмы:
I. Межзубный (язык просовывается между передними зубами).
П. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).
III. Носовой (носовой оттенок).
IV. Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).
— Парасигматизмы
I. Призубный [ш—т] (язык упирается в верхние резцы).
И. Шипящий [ш-щ] (кончик языка опущен, нет положения языка в форме чашечки).
III. Свистящий [ш-с] (язык опускается вниз).
Подготовительные упражнения
I. Для развития силы и направления воздушной струи.
а) Упражнения те же, что и для звука [с].
б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно с силой выдыхать воздух через сближенные губы.
в) «Кто дальше загонит мяч?»
II. Упражнения для губ:
«Забор» — «Окно» (зубы обнажены).
III. Упражнения для языка:
а) Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъем языка вверх, растянуть подъязычную связку.
«Наказать непослушный язычок» (пошлепать губами, покусать зубами).
«Забор» — «Окно» — «Мост».
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» (рот широко открыт).
«Качели» (рот широко открыт).
«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает».
«Вкусное варенье.
б) Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю по средней линии.
«Лопата» — высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.
«Чашечка» — снаружи.
«Чашечка» — в полости рта.
«Фокус».
«Маляр».
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию:
Выполнить последовательно упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Чашечка за бугорками верхних зубов» — «Теплый ветер».
II. От опорного звука:
а) Произнести с придыханием звук [т]. Постепен- но удлинять выдыхаемую воздушную струю и не уда- рять в бугорки зубов, а только поднимать к ним кон- чик языка.
б) Язык в положении «Чашечка» вверху за альвео- лами — плавно произносить звук [с].
III. Смешанный способ:
а) Из положения «Забор» предложить ребенку длительно произносить звук [с] и в это время шпате- лем, подложенным под передний край языка, под- нять его за верхние резцы, при таком положении вместо [с] звучит [ш].
б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под альвеолы, подвести под язык шпа- тель и отталкивать язык назад. Предложить закрыть
рот и подуть «Теплый ветер» — «сссс», получается звук «шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребенка, а правой рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука [ш]. IV. Механический способ:
а) Из положения «Мост» зондом поднять язык к передней части нёба. Ребенку надо сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно, контролируя струю ладонью руки (теплая струя).
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Зондом удерживают язык за верхними зубами и вызывают «Теплый ветер».
БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ:
Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
а) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
б) Удерживают положение «Лопата» под счет до 5.
в) Удерживают положение «Лопата» с поочеред- ным пошлепыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.
г) Из положения «Лопата» покусывать язык с одно- временным выдвижением кончика языка вперед-назад.
д) Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в полость рта и выдвигать вперед: «кошка пролезает под забором» — зубы царапают язык.
е) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье» — «Фокус», т. е. в конце подуть на кончик языка в форме чашеч- ки, находящейся на губе.
ж) Неоднократно выполнять упражнение «Фо- кус», добиваясь сильной выдыхаемой струи воздуха.
з) Выполнять упражнение «Маляр» с одновремен- ным выполнением упражнения «Теплый ветер». (Гу- бы в положении «Забор».)
и) Ручной или зондовый массаж языка.
НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ
а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.
б) Дифференциация носового и ротового выдоха.
в) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» подуть.
г) Из положения «Лопата» верхнюю губу опустить на язык и подуть (язык между губ) на ватку, султан- чик и т. п.
д) «Забить мяч в ворота» (т. е. подуть на язык — зубы видны).
е) Из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» сильно подуть на язык, который находится на верх- ней губе. Следить, чтобы не было утечки воздуха в нос (зажимать ноздри).
ж) Упражнением «Фокус» добиваться длительно- го, а затем и толчкообразного ротового выдоха («Подуй на нос, на челку, на ватку на носу»). Иск- лючить утечку воздуха в нос.
з) Поочередно выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное варенье», а затем перевести язык в полость рта под альвеолы и по- дуть на язык («Теплый ветер»). Исключать утечку воз- духа через нос, поднося к носу тонкую полоску бумаги.
и) Упражнение «Маляр» с одновременным вы- полнением упражнения «Теплый ветер».
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш—ф] среди слогов, фонем, слов.
б) Отработка движений нижней губы вверх-вниз. Вначале пассивно, т. е. удерживать опущенную ниж- нюю губу.
в) Упражнения те же, что и при отсутствии звука, т. е. подготовительные упражнения.
г) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Вкусное ва- ренье» (следить или держать пальцами нижнюю губу) — «Фокус» — «Теплый ветер».
ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Различение на основе тактильных ощущений: [ш] — теплая, длительная воздушная струя;
[т] — толчкообразная, холодная. Логопед подносит руку ребенка тыльной стороной к своему рту при произношении [ш] и [т].
б) Различение на слух звуков [ш—т] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем.
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».
г) Выполнить упражнение «Качели», чередуя по- ложения «Мост» — «Парус» (язык внизу — язык вверху).
д) Из положения «Мост» выполнить упражнения «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» —- «Теплый ветер» (поддерживать язык ввер- ху шпателем).
ШИПЯЩИЙ СИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш-щ] в словах, в слогах, среди фонем.
б) Подготовительные упражнения для [ш].
в) Упражнения на напряжение и расслабления кончика языка. Для звука [щ] характерны следующие позиции языка: кончик языка напрягается, продвига- ется вперед и несколько выгибается вниз. Для звука [ш] — язык в форме чашечки.
г) Упражнение «Маляр», «Почистить верхние зу- бы» — движения выполняются по зубам снизу-вверх и обратно.
д) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер».
СВИСТЯЩИЙ ПАРАСИГМАТИЗМ
а) Различение на слух звуков [ш—с], [щ—с] в словах, близких по звуковому составу («каска — кашка, мышка — миска, лес — лещ, плюс — плющ») в слогах, среди фонем.
б) Подготовительные упражнения для звука [ш].
в) Упражнение «Качели» на дифференциацию по- ложения кончика языка вверху-внизу. Последова- тельно выполняют упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Мост» — «Парус». Чередуют упражнения «Мост — Парус» перед зеркалом, без зеркала, с закрытыми глазами.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
г) По подражанию. Выполняют упражнения «За- бор — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата ко- пает» — «Вкусное варенье» — «Теплый ветер». Ис- пользуют тактильный контроль. При выполнении уп- ражнения «Теплый ветер» ребенок своей рукой ощущает теплую струю выдыхаемого воздуха.
д) Механический способ. Из положения «Мост» шпателем язык поднимают к альвеолам и просят ре- бенка сильно подуть на кончик языка. «Теплый ветер».
е) Смешанный способ. Перевести язык из поло- жения «Вкусное варенье» за зубы. Логопед удержива- ет шпателем язык вверху в то время, когда ребенок выполняет упражнение «Теплый ветер», т. е. длитель- но и сильно дует на язык.
Примечание: при постановке звук [ш] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Теплый ветер» для исключения ассоциация с прежним дефектным произнесением.
ЗВУК [ж]
Артикуляция звука [ж] та же, что и при звуке [ш], только голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Язык поднят более высоко к нёбу.
Струя выдыхаемого воздуха слабее, чем при звуке [ш].
Нарушения произношения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения те же, что и при звуке [ш].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА:
I. По подражанию:
а) Сравнить звуки — «Теплый ветер»: [ш] — голос спит, «Жук»: [ж] — голос проснулся.
б) Тактильно-вибрационные ощущения: логопед прикладывает тыльной стороной руку ребенка к сво- ей шее спереди, а другую руку ребенка — к его шее.
П. От опорного звука:
а) Произносить с придыханием звук [д], посте- пенно удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только приподнимать к ним кончик языка.
б) Язык вверху в положении «Чашечка», плавно произносить звук [з].
III. Смешанный способ:
Выполнить упражнение «Комар» — «333». Шпателем поднять язык вверх за зубы. Самостоятельно поднять язык вверх и выполнить упражнение «Жук».
Примечание: при постановке звук [ж] не называть, а заменять названием упражнения «Жук». Для исключения стереотипного (дефектного) произнесения.
ЗВУК [ч]
Артикуляция звука [ч]
В первый момент происходит смычка кончика языка с верхними резцами (у их корней), во второй — кончик языка после разрыва смычки отходит назад к альвеолам, образуя в этом месте сужение: весь язык напряжен, приближен к нёбу —[ т' — ш'].
Губы обнажают зубы.
Нёбная занавеска поднята.
Голосовые связки разомкнуты.
Выдох происходит с более сильным напряжением.
Звук [ч] — сложный, состоит из последовательного сочетания: [т'] и [ш'].
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения
а) Те же, что и для звука [ш].
б) Отработка опорных звуков: [т'], [ш'].
в) Упражнение «Парус», «Цоканье», «Молоток».
г) Поднять кончик языка вверх к альвеолам, кон- чиком языка стучать по альвеолам: «ть-ть-ть» — губы обнажают зубы.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА I. По подражанию:
а) Язык в верхнем положении, кончик языка упи- рается в альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы раз- омкнуть, на расстояние ширины пальца. Губы откры- ты и напряжены, вдохнув, с силой подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация звука [т']). Включаем тактильный контроль, рука ощущает толчки теплой струи воздуха.
б) Выполнять последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык, находящийся вверху.
И. Механический способ:
Произносить [т'] с сильным выдохом. Шпателем толкать язык вглубь рта.
III. Смешанный способ:
а) Произносить «ать-ать-ать» — «Паровоз». Под- ложив под передний край языка шпатель, поднять его за верхние резцы и слегка растянуть губы.
б) Ребенок произносит [т]. В это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам верхних резцов. Одновременно лого- пед слегка наживает пальцами на углы губ, на щеки, выдвигая щеки вперед.
Примечание: при постановке звук [ч] не называют, а заменяют названием упражнения «Паровоз», для исключения ассоциаций с дефектным его вариантом.
ЗВУК [щ]
Артикуляция звука [щ]
Губы разомкнуты, растянуты в положении «Забор».
Кончик языка напряжен, продвинут вперед, выгибается вниз, а передняя часть спинки языка поднята к альвеолам, образуя в этом месте щель. Боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посередине языка ложбинку, по которой проходит струя выдыхаемого воздуха. Язык напряжен, корневая часть приподнята.
Нёбная занавеска поднята.
Выдох происходит с сильным напряжением.
Нарушения те же, что и при звуке [ш].
Подготовительные упражнения те же, что и для звука [ш].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» —- «Парус», присосать язык к нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель в горизонтальном положении, шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, сделать уп- ражнение «Теплый ветер», произнося длительно звук [ш], при этом будет слышаться звук [щ]. Язык при- жат. Упругость языка и щель регулируются за счет давления шпателя. Добиваться долгого звучания [щ].
б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя ребенок подкладывает свой палец под язык и прижимает язык.
в) Упражнение выполнять без помощи пальца.
г) Ребенок произносит «ся», а логопед шпателем прижимает кончик языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ща».
д) Длительно произносить: [ш'-ш'-ш'-щ].
е) Длительно произносить: [и-ш-ш-и] (т. е. в со- четании с [и]).
Примечание: при постановке звук [щ] не называть, а заменять названием упражнения «Змея шипит».
ЗВУК [л]
Артикуляция звука [л]
Губы растянуты в положении «Забор».
Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.
Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.
Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.
Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Нарушения
ЛАМБДАЦИЗМЫ
Отсутствие звука.
Межзубный.
Носовой (звук [л] произносится как [нг], выдох через нос).
Звук [л] произносится, как иностранный [1] (альвеолярно).
5. Звук [л] произносится мягко, как [л'].
ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ
Звук [л] может заменяться на [р], [в], [б, [у], UL [н], [ы], [к], [г].
Подготовительные упражнения
Различение на слух звуков [л—р, л—в, л—j] и других в словах, близких по звуковому составу («ленок-венок, лоск-воск, галка-гайка, рожки-ложки, репка-лепка» и др.), в слогах, среди фонем.
Для развития силы и напряжения воздушной струи.
а) «Надуй щеки». Цель — укрепление мышц щек.
б) «Втяни щеки». Цель — укрепление мышц щек.
в) «Сдуй ватку». Цель — выработка направленной воздушной струи.
г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель — выработка сильной направленной воздушной струи.
3. Упражнения для губ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Широко открыть рот, губы и челюсти непо- движны. Зубы разомкнуты на ширину полутора паль- цев. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот.
б) «Забор» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. Под счет до 5—7.
в) Произносить [а] — оскал — широко открыть рот, облизывать верхнюю губу в момент произнесения [а].
г) «Забор» — «Трубочка», для активизации губ.
4. Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное ва- ренье». Цель: подъем кончика языка кверху.
б) «Пароход» — язык между зубами, произносить «ыыы».
в) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить кратко [а].
г) «Качели».
д) Пощелкать кончиком языка, беззвучно.
е) «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье», «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъем задней части спинки языка вверх.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. По подражанию:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания коснуться языком верхней губы.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», пропеть гласный «ааа». Во время пропевания ритмично нажимает на верхнюю губу языком. Полу- чается «ал-ал-ла-ла».
2. От опорного звука:
а) Выполнить последовательно упражнения «За- бор» — «Окно» — «Мост», просунуть широко рас- пластанный язык между резцами, слегка прикусить передний край языка и в этом положении дать голос. Губы растянуты. Зубы разомкнуть со звуком [а]. Звук, похожий на [л], соединять с гласными [а-ы] («лла-ллы-аллл»). Контроль — теплая воздушная струя.
б) «Пароход гудит» — широкий кончик языка чуть прикусить зубами и тянуть «ыыы», получается [л]. С силой открыть рот на звук [а]. Одновременно оторвать язык от верхних зубов и продолжать гудеть. Получается: «ллллаааа».
в) То же, только язык переводить из межзубного, в зазубное положение.
г) При сильном оскале положить широкий рас- пластанный язык на нижнюю губу, широко открыть рот и тянуть [а], затем прикусить язык, продолжая тянуть [а], получается: «аааалл». Закрепляется в меж- зубном положении, затем переводится в зазубное.
3. Механический способ:
Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» «Мост» — «Парус». Язык поднять к альвеолам, логопед придерживает его шпателем, ребенок включает голос, язык неподвижен. Слышится длительный звук «ллл». При постановке звук [л] не называть, а заменять названием упражнения «Пароход гудит».
При ламбдацизмах те же упражнения, что и при отсутствии звука.
ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ Замена [л] на [j]
Подготовительные упражнения
а) различение на слух звуков [л-j] (в словах, близ- ких по звуковому составу («стол-стой, галка-гайка»), в слогах среди фонем.
б) беззвучно пощелкать языком.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
а) «Пароход» — язык в межзубном положении, ребенок произносит [ы].
б) «Пароход гудит» — закусить кончик языка и произносить [ыа].
в) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «включить» голос на звук [а], кончик языка прижимать к верхней губе.
Замена [л] на [у]
Подготовительные упражнения
а) Чередовать упражнение «Забор» — «Трубочка».
б) Удерживать положение «Забор» под счет до 5—7.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», кончик языка за верхними зуба- ми, тянуть [л] — «Пароход».
б) Из положения «Мост» протянуть гласный звук [а] и язык прижимать к верхней губе.
Замена [л] звуком [в]
Подготовительные упражнения
а) опустить нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет до пяти.
б) опускать и поднимать нижнюю губу указатель- ным пальцем, поставленным на нее (сначала это де- лает логопед, потом сам ребенок).
в) выполнять упражнение «Забор» под счет до пя- ти, зубы обнажены.
Замена звука [л] звуком [г]
Подготовительные упражнения
а) Покусать кончик языка.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — Мост», «Парус» — «Вкусное варенье».
в) Выполнить чередование упражнений: «Моло- ток» — «Вкусное варенье».
При других видах параламбдацизмов выполняются те же упражнения, что и при отсутствии звука. При параламбдацизме необходимо после автоматизации звука провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи.
ЗВУК [р]
Артикуляция звука [р]
Губы разомкнуты и обнажают зубы.
Кончик языка в форме ложки поднят и вибрирует у альвеол (при [р]) или у верхних резцов (при [р']).
Корневая часть языка опущена.
Нёбная занавеска поднята, преграждает воздуху выход через нос.
Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное.
Нарушение произношения звука [р]:
РОТАЦИЗМЫ
Отсутствие звука.
Горловое (велярное или увулярное).
Боковое (слышится [рл']).
Носовое (слышится [нг]).
Одноударное.
Мягкое произношение ([р—р']).
ПАРАРОТАЦИЗМЫ
Звук [р] заменяется на:
[л]
Ш
[Д]
[в]
[г]
[ы]
Подготовительные упражнения 1.Для развития силы и напряжения воздушной струи.
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата», сильно подуть на кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.
б) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», стучать языком по альвеолам и произносить звук «ддд», подставляя пу- зырек или полоску бумаги. Выдох попадает в пузырек со свистом, а бумага отклоняется в сторону, дрожит.
в) «Фокус»: положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе, кончиком вверх, сдувать ватку с носа.
г) «Фокус»: положить полоску бумаги на кончик языка. Язык на нижней губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.
д) «Кто дальше загонит мяч?» — дуть на бумаж- ный шарик с силой, чтобы он улетал далеко.
2. Упражнение для губ:
а) Выполнить упражнение «Забор» — «Трубочка».
б) Выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Забор», в каждом положении удерживать под счет до пяти.
3. Упражнение для языка:
а) Сделать язык широким, выполнив упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
б) Наказать непослушный язык. Пошлепать губа- ми, покусать зубами.
в) «Вкусное варенье». Широким языком облизы- вать верхнюю губу сверху вниз.
г) Выполнить упражнение «Парус». Широкий язык упирается в альвеолы.
д) «Маляр» — широкий язык гладит по нёбу в пе- редне-заднем направлении
е) «Молоток» — из положения «Парус» стучать языком по альвеолам со звуками [д] или [т] (при гор- ловом дефекте) — звук «пт», а при других вариантах звук «ддд».
ж) «Цоканье» — прищелкивание языком с пере- менным темпом (держать подбородок).
з) Выполнить упражнение «Окно» — «Парус», до предела растянуть уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении под счет до 7—10.
и) «Почистим зубы» движением кончика языка сверху-вниз по зубам.
к) Выполнить упражнение «Дятел»: стучать языком по альвеолам, чередуя один удар с серией ударов со звуком [д] («д-ддд»).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
При ротацизме и параротацизме постановка звуков одинаковая.
1. По подражанию:
а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с си- лой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».
б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» (см. раздел «20 упражнений с функци- ональной нагрузкой»). Положение кончика языка ре- бенка — у альвеол. Ребенок выполняет упражнение «Молоток» — единичные удары языком по альвео- лам, затем выполняет упражнение «Дятел» — чередо- вание единичных ударов языком с серией ударов в быстром темпе — «д-ддд», затем подключается уп- ражнение «Пулемет» — это сильный толчок выдыхае- мой струи, заставляющий кончик языка вибрировать. Предварительно такой выдох формируется на подго- товительном этапе.
Примечание: при устранении велярного и увулярного ротацизма (горлового) упражнения «Молоток» — «Дятел» — «Пулемет» выполняются на базе звука [т]. Это вызвано тем, что звук [д] возникает в ре
зультате вибрации голосовых связок, которая может активизировать, провоцировать вибрацию мягкого нёба или маленького язычка. Коррекция велярного и увулярного ротацизма направлены на погашение этого вида вибрации и активизации вибрации кончика языка.
2. От опорного звука:
Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».
3. Смешанный способ
а) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус». Поднять язык к нёбу, до предела растянуть уздечку, затем логопед большим и указательным пальцем плотно прижимает к небу бо- ковые края языка. Середина языка и уздечка должна оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой вьщувать воздух с включением голоса. Язык «набуха- ет» и слышится звукосочетание «тж», у некоторых сразу «тр». Зубы на расстоянии 1,5—2 пальца, упраж- нение повторять, увеличивая напор воздуха, пока «дж» не перейдет в «тр» — «Мотор». Под напором сильной воздушной струи самопроизвольно получа- ется вначале короткое «тр» — «Мотор».
б) Выполнить серию упражнений «Забор» — «Ок- но» — «Мост» — «Парус» — «Молоток» (единичные удары со звуком [д]) — «Дятел» (чередование одного удара языком по альвеолам с серией ударов в быст- ром темпе: «д-ддд», «д-ддд», «д-ддд»).
Ребенку предлагается быстро произносить длинный ряд «д-ддд» при полуоткрытом рте (кончик языка находится у альвеол). Надо, чтобы ребенок выполнял это упражнение перед зеркалом, видя быстрые колебания кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается, и колебания кончика языка произ
водятся в различном темпе. Образованные в результате ритмичных ударов языка звуки соединяются с гласными в открытых слогах «дра-дры-дро» — «Мотор».
4. Механический способ.
Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.
Рекомендации:
При использовании механической помощи (зонд, шпатель, палец ребенка) необходимо располагать их под углом сорок пять градусов по отношению ко дну ротовой полости, но не горизонтально. Горизонтальное положение, например, шпателя приходится на середину подъязычной связки, что недопустимо.
Фиксируется внимание ребенка при появлении первых признаков «Моторчика», вызванного механической помощью, на ощущениях вибрации и характерном звучании. С этого момента вместо зонда или шпателя начинают использовать в качестве механической помощи палец ребенка. Предварительно готовят к этому палец ведущей руки на занятиях пальцевой гимнастики. Формируют тонкие дифференцированные движения пальца (например, упражнение «Оса» — круговые движения прямым указательным пальцем, упражнение «Балалайка», когда прямой палец вибрирует на натянутой резинке, струне и т. д.). В специальной литературе есть данные, что вибри
рующие движения, т. е. мелкие, ритмичные сокращения мышц руки и пальца предшествуют вибрации кончика языка.
а) Выполняют последовательно серию упражне- ний «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус», т. е. широкий кончик языка находится за верхними зуба- ми. Длительно произносить звук [з], [ж] или [д], в это время шпателем или зондом, подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону, затем зонд заменить на палец ребенка.
б) Выполняем предыдущие упражнения. Начина- ем вибрацию с помощью шпателя, а продолжаем без него. Если самостоятельно вибрация языка не выра- батывается очень долго, начинаем автоматизацию звука [р] в слогах, словах с механической помощью (лучше при помощи пальца), рекомендуется произ- носить слова: «дрова, друг, друзья, трава, труба» и др.
Примечание:
При коррекции всех видов ротацизма и парарота-цизмов звук [р] не называем, а заменяем название упражнения — «Мотор».
ЗВУКИ [к, г]
Артикуляция звуков [к], [г]
Губы разомкнуты, корень языка поднят и образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздуха в нос. При звуке [к] голосовые связки разомкнуты, а при произнесении звука [г] голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук [к] — глухой, [г] — звонкий.
Нарушения произношения:
[к] — каппацизм, паракаппацизм
[г] — гаммацизм, парагаммацизм.
1. Корень языка опущен, звук выпадает совсем или заменяется еле уловимым щелканьем голосовых связок: «,ош,а по,мала мыш,у» (кошка поймала мышку).
2. Смычка происходит в передней части нёба, между кончиком языка и верхними зубами. Звуки становятся переднеязычными ([к] заменяется на [т], [г] заменяется на [д]: «кукла — тутла, гуси — дуси»).
Подготовительные упражнения
Чтобы добиться подъема корня языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему для этого предлагается ряд упражнений:
Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», «Кто сильнее?». Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, логопед кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает язык назад. Когда ребенок привыкает к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки, языка (пассивные движения формируют положительные кинестезии).
Выполнить упражнения «Забор» — «Окно», «Сделаем горку». Кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает его к нёбу, удерживает так и опускает. Путем неоднократного повторения этого упражнения воспитывается умение поднимать, выгибать корень языка.
«Прятки». Упереть с напряжением кончик языка в шейки нижних резцов, отодвинув его спинку вглубь рта.
Формирование фонематического слуха. Различение на слух слов, близких по звуковому составу: «кости-гости, класс-глаз, гол-дол, кот-тот, кора-гора, тачка-дачка» и т. д. Различение звуков в слогах с оппозиционными фонемами и среди фонем.
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ
По подражанию: логопед перед зеркалом сам выполняет следующие упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Горка». Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, а заменяет его название упражнения «Курочка» для звука [к], «Гусь» для звука «Г», так как услышав название звука ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем предлагают ребенку выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Горка». Выгнуть язык «Горкой», прижать к нёбу, и, не опуская языка, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («курочка зовет цыплят»). У ребенка при этом может получиться звук [к].
По звукоподражанию:
Логопед раздает детям картинки с изображением курочки, гуся, поезда, пулемета, часов, барабана и объявляет: курочка зовет цыплят — ко-ко-ко, колеса поезда стучат — тук-тук, пулемет строчит — т-т-т, часы тикают — тик-так и т. д. Логопед произносит, а дети поднимают соответствующие картинки и пытаются повторять звукоподражания логопеда.
3. Механический способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Язык внизу, ребенок произносит слог «та» в нижнем положении языка. Логопед нажимает на пе- реднюю часть спинки и продвигает язык шпателем. Рот остается открытым. Удерживая язык в таком по- ложении, просят ребенка произнести слог «та», полу- чается сначала «кя», а затем по мере продвижения вглубь слышится «ка». Фиксируют внимание ребенка на этом звучании — «Курочка зовет цыплят».
б) Для вызывания звука [г] предлагается то же уп- ражнение, но ребенок должен произносить слог «да» в нижнем положении языка (в положении «Мост»). При нажиме на язык шпателем и продвижении его в
глубь рта слышится сначала «гя», а потом «га». Фиксируем внимание — «Гусь кричит — га-га».
в) При артикуляции слога «та» шпатель накладывается на середину языка и просят ребенка произносить слог, крепко закусив шпатель зубами.
Примечание: при коррекции каппацизма и гаммацизма звуки [к] и [г] не называют, а заменяют названиями упражнений: «Курочка» для [к] и «Гуси» для звука [г].
ЗВУК [х]
Артикуляция звука [х]
Губы разомкнуты, спинка языка выгнута к небу и образует щель с нёбом. При прохождении выдыхаемой струи воздуха через эту щель образуется шум — звук [х].
Голосовые связки разомкнуты. Звук [х] — глухой. Нёбная занавеска поднята и преграждает проход выдыхаемому воздуху в нос.
Нарушения произношения звука [х] — хитизм, пара-хитизм.
1. Замены звука [х] на [к] («хлеб-клеб»).
2. Пропуски звука «[х] (гортанный шум), («,леб-хлеб; му,а-муха»).
Подготовительные упражнения:
Используют те же упражнения, что и для исправления каппацизма, гаммацизма.
Формирует фонематический слух. Различение на слух слов, близких по звуковому составу («кот- ход, катать-хватать, холка-колко»), в слогах и среди фонем.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
По подражанию: произносить звук [к] с придыханием, т. е. прерывать смычку корня с небом, выдыхая теплую струю воздуха («кххх»).
Механический способ: выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост». Просят ребенка произ
носить слог «са». В момент произнесения «са» шпателем нажимают на кончик языка и продвигают в глубь полости рта. Слышится сначала «ща», потом «ха».
Примечание: при коррекции звук [х] не называют, а заменяют названием упражнения — «Еж пыхтит».
звук ш
Артикуляция звука Ц]
Положение губ: разомкнуты, в улыбке, между зубами расстояние 1—2 мм. Это положение «Забор». Кончик языка опущен. Спинка выгибается к нёбу и не смыкается с нёбом, а образуется щель. При прохождении воздушной струи через щель образуется трение, шум (звук [j])- Нёбная занавеска поднята, не допускает уточки выдыхаемого воздуха в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Нарушения произношения звука [j] (Йотацизм):
а) отсутствие звука;
б) замена на [л';
в) замена на [и].
Подготовительные упражнения
а) выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — Кошка сердится». Кончик языка упирается в нижние резцы, выгибается кверху передняя часть спинки языка. Чередовать напряжение спинки и рас- слабление. Поочередно выполнять упражнения «Мост» — «Кошка сердится».
б) различать на слух слова, близкие по звуковому составу («чайка-галка, стол-стой, пою, полю, пой- пол»), в слогах, среди фонем.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА 1. От опорного звука [и1:
а) произносить сочетание гласных типа «иа, ио, аи, ои», сначала медленно, затем ускорить темп, не- сколько протягивая звук [и].
б) произносить слова («ножик, маяк, чай» и т. д.).
2. Механический способ постановки:
а) выполнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост». Просят ребенка произносить слог «за», про- тягивая согласный звук. При этом нажимают шпате- лем на самую переднюю часть языка. Затем шпатель продвигают глубже, пока не послышится четкое зву- чание — [ja] («шмель поет»).
б) из положения «Мост» произносить «аза». Шпа- тель накладывается на язык. Произносится [aja] («шмель поет»).
в) из положения «Мост» произносить «за, зо, зу, зе, азо, азу, азе, аза». При наложении шпателя получа- ются слоги: «ja (я), jo (е), jy (ю), )э (е), ajo(ae), ajy (аю), ф (ае), aja (ая); за-ja (я), зо-jo (ё), зу-jy (ю), 3e-j3 (э), азо-ajo (аё), азу-ajy (аю), a3e-aj3 (ае), аза-aja (ая)».
Примечание: при вызывании звук [j] не называть, а заменять названием упражнения «Шмель поет». После вызывания и постановки корригируемых звуков переходят к их автоматизации в различающихся по сложности фонетических контекстах. Закрепляют навыки произношения на лингвистическом материале различной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией
При дизартрии нарушается большое число звуков. Перед постановкой звука необходимо провестти подготовительную работу: нормализовать речевое дыхание, улучшить подвижность речевых мышц....
Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся с дизартрией
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с обучающимся 1 класса с дизартрией...